Философия в боевых искусствах

Единоборства
Единоборства: Философия в боевых искусствахОпределимся что такое философия боевых искусств, для этого для начала определим что есть боевые искусства, философия, и искусство вообще.

Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющей собой отражение действительности в художественных образах, один из способов эстетического освоения мира. Специфика способов воспроизведения действительности художественных задач, а так же материальных средств создания художественного образа определяет особенности видов искусства. Так, в литературе эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово, в живописи - через зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира, в скульптуре - через пластические образы, объемно-пространственные формы, в графике - через линию рисунка, штрих, светотень, в музыке - через звукоинтонации, в театре и кино - через воплощение актерами действий героев и лежащих в их основе драматических конфликтов. Главной особенностью архитектуры и декоративно-прикладного искусства является единство в их произведениях утилитарных и эстетических принципов. Даже если принять за аксиому утилитарность боевого искусства, то сразу, просто вчитавшись в определение, отпадают вопросы о том, почему во многих его видах зрелищные, эстетически красивые техники преобладают над простыми и эффективными, но не зрелищными техниками. В боевом искусстве эстетическое воспроизведение мира осуществляется через бой, точнее через идеальный рисунок боя. Иногда в этом рисунке противник даже не присутствует физически, а только подразумевается, как в тао или ката..

Философия - то есть любовь к мудрости - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
193 комментария
avatar
Философия истории - область знания, занимающаяся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием.

Философия науки - область философии, изучающая науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний.

Философия техники - совокупность различных течений, школ и концепций, рассматривающих гносеологические и мировоззренческий проблемы развития техники и научно-технического прогресса. Что такое техника, каковы социальные следствия этого феномена, как складываются отношения между человеком и машиной - таков круг проблем философии техники.

Таким образом по аналогии можем определить философию боевых исскуств следующим образом:

Философия боевых искусств - это с одной стороны мировоззрение, взгляд на мир и на место в нем адепта боевых искусств, а с другой - область философии, изучающая боевые искусства как специфическую сферу деятельности человека, рассматривающая гносеологические и мировоззренческий проблемы связанные с деятельностью адептов боевых искусств.
avatar
Гносеология, или теория познания, есть раздел философии, изучающий взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Критерием истинности знаний Мастера Боя можно принять бой. Но мы же говорим не о бое как способе выживания, а о боевых искусствах, то есть одном из способов эстетического освоения мира. Поэтому гносеологические проблемы в изучении боевых искусств стоят на важном месте.

Теперь попробуем определится с тем что же такое боевое исскуство. Очень подробно описал это Д. Медведев - приведу отрывок его статьи практически без изменений.

"Определение рукопашного боя найти гораздо легче, чем определение боевого искусства. Так, например, у Ознобишина: «Искусство рукопашного боя заключает в себе все способы и приемы индивидуальной самозащиты и нападения, основанные на практическом изучении и научном анализе реального боя и его обстановки».

"Рукопашный бой - это собственно схватка, техника, которая в этой схватке применяется и методика ее отработки. Попробуем обосновать это, выпуская, мысленно, одну из составляющих.

Бой - это первая составляющая рукопашного боя. Цель, с которой рукопашный бой создавался как нашими пращурами, так и китайскими, проста - бой, схватка. Как ни крути, а уничтожение себе подобного голыми руками, а также с помощью подручных средств, есть первая и наиважнейшая цель этого вида человеческой деятельности. Бой, не соревнования, а именно схватка без правил и судей - это цель рукопашного боя. Без него, как рукопашный бой, так и боевое искусство мгновенно вырождаются до уровня балета разной степени сложности наподобие китайского театра. Правда, актеры честнее многих инструкторов, и в театре никто и не уверяет, что его цель - боевое искусство. Зато у нас существует куча «боевых» школ, которые прекрасно обходятся без проверки своих навыков на практике. Объяснения бывают самые разные. Начиная от того, что их сверхсложную и эффективную технику могут применять только мастера, и, кончая тем, что «мы же вас просто убьем!» Ой, как страшно! Любопытно, что каждый стиль имеет свою, достаточно четкую картину того, как этот самый бой будет выглядеть. Эта картина постепенно закладывается в подсознание учеников. Так тхеквондоист «знает», что бой состоит из обмена пощечинами ногами на дальней дистанции, а дзюдоист представляет, что бой это обоюдный захват и бросок с удушающим приемом. Но, как бы ни различалась картина боя у разных стилей, повторим еще раз простую истину: без боя, схватки ни рукопашного боя, ни тем более боевого искусства нет.
avatar
То, что вторая составляющая рукопашного боя - это техника, особенно доказывать нет необходимости. Без техники мы получаем не бой, а драку. Можно даже сказать, что драка становится боем, когда в ней появляется логика техники. Естественный вопрос: драка одна-единственная, так откуда взялось столько техник? Драка-то одна, а вот способов ее выиграть достаточно много. Можно в нокаут послать, можно дыхание сбить. Кроме этого можно придушить или повредить сустав болевым приемом. Удержания, перебивания мышц (лоу-кик по бедру) и броски в список способов окончания боя не вошли. Лежать можно при удержании без особого вреда для здоровья, а с перебитой мышцей ноги вполне эффективно действовать в схватке, если силы духа и воли хватает (например, завалить противника, лишив его возможности двигаться и, таким образом, уровнять шансы). Упасть же на землю после броска при небольшом навыке падений не самое страшное, что может случиться. Прибавьте к этому то, насколько по-разному можно осуществить сами способы окончания боя, и техническое разнообразие стилей становится не только объяснимым, но и вполне закономерным. Кстати, попутно, мы получили и первое разделение на ударные и борцовские стили, но не по приемам, а по целям, которые они преследуют. Так, например, бросок может использоваться и в тех и в других системах. Однако, в борцовском стиле, бросок это средство для того, чтобы перейти к болевому или удушающему приему в партере, а в ударном стиле это способ продолжить атаку ударом из более выгодной позиции.
avatar
Третья составляющая рукопашного боя - методика преподавания. Без методики все сводится, так или иначе, к болтологии. Впрочем, как было сказано выше, совершенства можно искать в любом деле. Мастер болтологии - тоже достижение, в своем роде. Можно много говорить о секретных методиках, но, кажется, грамотно построенный алгоритм тренировки не изменился с древнейших времен до наших дней. В принципе, любой прием оттачивается последовательно в 4 этапа. Первый - отработка приема на воздухе, когда выставляется форма движения. Второй - оттачивание на макиваре, на лапе, на цели. Ученик, при этом начинает вкладывать в прием реальную силу. Третий этап - работа с партнером, когда уже предварительно отточенный прием учатся применять к боевой ситуации. Четвертый этап - работа с противником в свободном бою. Увы, пока боец не может применить прием с реальным противником, этот прием нельзя считать действительно отработанным до достаточного уровня. Стили боевого искусства, в этом плане, отличаются друг от друга только тем, что в разных школах одним или другим этапам придается большее или меньшее значение. Иногда некоторые уровни вообще выпускаются, как происходит в некоторых стилях ушу отечественной редакции, где десятки приемов отрабатываются на воздухе в виде тао, а потом их пытаются применить в бою. Естественно, если выпустить целых два этапа тренировки, удачное применение приема становится больше исключением, чем правилом. Сравните, для интереса, сколько приемов отрабатывают на тренировке боксеры, и сколько из них применяют в бою, и вопросы о правильной и неправильной методике обучения отпадут сами собой..

Итак, рукопашный бой состоит из боя, техники, которая в этом бою применяется и методики отработки этой техники. В принципе, каждая из этих составляющих достойна отдельного разговора, но подробно рассматривать эти вопросы в тему данной статьи не входит. Если боевое искусство относится к разряду искусства, то рукопашный бой, пожалуй, лежит ближе к ремеслу. Не стоит пренебрегать им на этом основании. Стать хорошим профессионалом в ремесле рукопашного боя это очень и очень много. Для этого нужно много лет сосредоточения и практики, умение работать с информацией и еще много такого… без чего не возможно стать профессионалом ни в одном виде человеческой деятельности. Увы, не став профессионалом, никто и никогда не станет мастером, сколько бы искр таланта в его душе не зажигалось. Путь к мастерству в искусстве лежит через ремесло. Итак, боевое искусство - это профессионализм рукопашного боя + личный талант, позволяющий поднять ремесло до уровня искусства.
avatar
Теперь, когда мы установили, что такое боевое искусство и рукопашный бой и примерно определили их места в общей структуре, попытаемся выдвинуть версию происхождения стилей боевого искусства. Возможно, что все начиналось с того, что у конкретного человека в определенный момент времени появилась новая, свежая мысль на тему боя, техники или методики. Не так уж и важно, каким путем были добыты эти истины: откровением, размышлением или более экзотическими способами. Важно, что новые мысли о бое, технике или методике пришли в чью-то голову. Начинать, в принципе, можно с любого из этих понятий. Так как боевое искусство вещь взаимосвязанная, новая техника, например, потянет за собой новые методы ее отработки и новое видение боя. Верно и обратное.

Далее проверяется, насколько эти самые истины интересны окружающим людям. Если в душе предложившего действительно присутствует нечто, указывающее на то, что кроме знаний и идеи он имеет и талант, у него есть определенный шанс, что к нему прислушаются. Возникает школа, где идея проходит первую проверку на практике, а наш герой начинает играть роль мастера-основателя. Со временем он отходит в мир иной, а ученики, рядами и колоннами, маршируют в указанном направлении, хором скандируя о появлении нового, самого эффективного стиля. Созданная мастером система продолжает по инерции двигаться дальше, пока импульс, заложенный в нее, не исчерпывает себя. Тогда движение останавливается и фиксируется в определенных более-менее узких рамках. Это стандартный путь большинства школ боевого искусства."

Вот в этом основной недостаток "новоделов" по отношению к классическим стилям. Мастера, их основавшие не имеют никакого понятия о бое, в котором целью является убить противника. Это не воины, Подобные основателям Дайто-рю - сыновьям принца Минамото рийоши. Минамото шийе (один из сыновей) был полностью разбит когда шимицу, его брат, объединил с ним его силы и вместе они осадили замок Каназава, достигнуты успеха годом позже.
Эти два брата оставили после себя зловещую память, о их безжалостности и жестокости говорят не меньше, чем о их научных интересах к человеческой анатомии.
Они расчленяли тела мертвых врагов для того, чтобы изучать структуру мышц и связок, нервов и костей и применяли эти знания в фамильных техниках боя без оружия в котором шимицу был признанным мастером. Но и классические стили имеют свои недостатки. Например, попытки игнорировать изменившийся мир и использование устаревших техник и психотехник.

Хочу сказать пару слов об бездумном использовании разного рода психотехник. Дело в том, что смысл психотехники в том, чтобы привести человека в определенное состоянии. Для примера проиллюстрируем это так: из точки А - обычного состояния в точку Б - измененное состояние ведет вектор АБ - некая психотехника. Но Если из точки В, отличной от точки А мы проведем тот же вектор АБ, мы никак не попадем в точку Б, к которой стремились. А дело в том, что состояние психики и миропонимание современного человека и, к примеру, средневекового китайского крестьянина очень сильно различаются. Приведу высказывание современного мастера Дзен - "в средневековом Китае, для человека, полностью связанному ритуалами и жесткими правилами поведения - дзен заключался в том, что чтобы отрицать правила и ритуал, в современном мире дзэн - в строгом следовании ритуалу."
avatar
впечатляет... вот еще бы принципы, которые помогут применить все это на практике :-)
avatar
вы как похожи друг на друга что ты евгений что алкесандр что максим что паша.что то есть между вами обшее.с уважением.
avatar
а вот насчет психотехник не согласен. высказывание мастера дзен носит сугубо социальный характер и напоминает конфуцианскую мораль. а в психологическом плане человек тот же, что и 3000 лет назад. им владеют те же эмоции, обуревают те же желания, да и набор типичных страхов практически тот же...
avatar
правда, Андрей? :-) интересно... польщен :-)
avatar
Нам никогда не понять оспекты философии мастеров прошлого!!! европейцам никогда не понять философию азиатов !!! просто попробуйте жить скажем по законам и философии буси и тагда вы поймете почему юноши встают в пустом автобусе чтоб уступить свае личное место старцу входяшему туда!!!! эта как медитация без тренировак пуста а тринеровка бес медитации лиш фезическое закаливание тела как скажем гимнастика.....
avatar
У КАЖДОГО СВОЯ ФИЛОСОФИЯ. Люди разные. Если для одного сильного человека философия в БИ это ударить первым, то для дохляка философия в том, что бы отразить 2-3 удара и убежать. ОБЩЕЙ ФИЛОСОФИИ БИ НЕТ!
avatar
Как это?
Я не согласна с последним постом.
Есть общая философия каждого направления.
Например тайдзи цюань - это Китайское БИ, которое черпает свою философию из недр Шаолинского монастыря.
А по вашим словам сказано, что нет философии БИ, так что же тогда говорить о шаолинских мастерах, которые положили свои жизни в борьбе за выживание и знание, которое передается только избранным.
avatar
Нет, не из Шаолиня их философия. Они в корне разнятся, поскольку основой философии Шаолиньского монастыря был буддизм, а тайцзи как и прочие внутренние стили Вуданг взращивались на даосизме
avatar
я еще мало занимаюсь БИ чтобы судить о философии...
avatar
Малий Марина вы все же не правы. Вы меня не поняли. Я имел в виду, что и у человека, и у искусства разная философия. А общей философии нет. То есть общей философии на все БИ нет. Вот это я имел в виду.
avatar
Видимо все же надо более четче отделить саму философию (как искусство мыслить) от искусства убивать или от искусства рисовать... И тогда шагнув в изначальность будет понятно, что убить другого человека (а это все-же переступить инстинкт) требовало от человека осмысления этой ситуации. Как остаться человеком, как принести в жертву врага или пожертвовать собой ради своих соплеменников или ради идеологической доктрины, или ради религии... Отсюда ритуальные вещи очистительного и жертвенного характера... Но в ритуале еще нет философии, следованию правилам дзен и проч. это еще не философия, это действительно ближе к социальным нормам, то есть ритуалу. В основе БИ должны решаться эти вопросы - сохранение личности, осмысление сакральной одержимости (через религиозный экстаз), и "бытие в смерти" - как быть, когда убивают и самому надо убивать? Как обуздать агрессию в себе или мире? Как защитить те нравственные ценности (коли они часть моей идентичности)?
Вот отсюда, видимо, и пошагает философия БИ... А видеть в БИ религии спасения или достижения просветления - это суживать их до религиозной практики.
avatar
Дзэн, неточно дзен (от яп. санскр. дхьяна, кит. чань, кор. сŏн) — течение в буддизме традиции Махаяны, зародившееся в Китае и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония). В более узком смысле дзэн понимается как направление именно японского буддизма, принесенное в Японию из Китая в XII веке. В дальнейшем традиции японского дзэна и китайского чань развивались во многом самостоятельно — и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты.

Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения личного просветления. Дзэн - это способ ощутить свою естественную природу, течение и желания своей души. Стать самим собой, чтобы быть самим собой каждый день - и есть цель всех усилий.

У каждого человека есть свои способности, данные ему природой при рождении. Это вовсе не обязательно способности к какой-то профессии или умению что-либо делать в обычном смысле. Это может быть способность чувствовать, понимать и впитывать, которую без понимания своей природы человек не хочет проявлять, проживая чужую для себя жизнь.

Так как Дзэн вырос из буддизма и даосизма, то он в течение веков оставался единственной в своем роде формой буддизма. Особенность этой системы учения состоит в усиленном подчеркивании роли медитации и других способов психотренинга в достижении сатори.

В Дзэн главное внимание на пути достижения уделяется непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу. Собственно, следование своей собственной природе в дзэн и есть осуществление главных принципов буддизма.

Совершенно неожиданно способом постижения буддизма стало нечто, что противоречит одному из пяти основополагающих буддийских запретов — «воздерживайся от убийства». Именно в Китае, где буддизм подвергся освобождающему влиянию даосизма и конфуцианства, — Дзэн разрушил конвенциально-этические рамки буддизма и как эффективный психотренинг впервые присоединился к воинским дисциплинам.

Так, впервые боевые искусства соединились с Дзэн в качестве развивающей тело гимнастики, а затем еще и как закаливание духом бесстрашия — в китайском буддийском монастыре Шаолине.
avatar
В буддизме был один принцип "воздаяния за зло" и он никак не противоречил буддийскому запрету на убийство.
"Жизнь священна, - говорит Ваджраяна, - и никто не может посягать на нее". Именно посягательство на священность жизни и расценивается буддизмом как убийство
"Тот, кто посягнул на жизнь человека, утрачивает священность собственной жизни", - продолжает Ваджраяна. Заметьте, не лишил, а всего лишь посягнул. И тот же монах сломав шею бандиту не испытывал ни малейших угрызений совести. В то же время, бессмысленное убийство даже насекомого считалось проступком, который мог отразиться в следующем перерождении человека.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.