Статья - Спарринг в пластинчатых доспехах с затупленными мечами Джон Клементс Средневековое фехтование
http://freedomtime.ru/component/option,com_fireboard... (с)
Джон Клементс
"Средневековое фехтование"
Приложение D
Спарринг в пластинчатых доспехах с затупленными мечами
Перевод: Иван Татар
Корректура: Хадин
Один из способов воссоздания средневекового боя - бой в копиях доспехов затупленным, незаточенным металлическим оружием ("живая" сталь). Эту практику поддерживает значительное количество организованных групп и театральных трупп.
Многие полагаются на нее в большей мере, или даже исключительно на нее. Реплики пластинчатых доспехов, даже с высокой степенью достоверности, не так уж и трудно изготовить (впрочем, алюминиевые и жестяные поделки весьма распространены). Для некоторых доспехи связаны с некоторой романтикой, воодушевлением и чувством неуязвимости, которое они дают.
Конечно, они обеспечивают безопасность высокой степени: спарринг в таких доспехах может проводиться в "полный контакт" с тупым стальным или деревянным оружием. Реплики пластинчатых доспехов имеют хорошие сценические качества, что тоже не могло не повлиять на их успех у любителей средневековья.
Вышеупомянутый способ наиболее требователен к экипировке, но спарринг с металлическими клинками и в доспехах - то, что рано или поздно должен попробовать каждый серьезный студент средневекового боя. Такой спарринг представляет аспект тяжеловооруженного боя позднего средневековья, со значительным реализмом и интенсивностью, которые трудно найти где-либо еще. Этот вид спарринга достоин восхищения и, безусловно, является одним из наиболее требовательных к физической подготовке. Но также с ним связаны несколько очевидных проблем, на которые нельзя не указать: несмотря на преимущества использования стального оружия и ударов в полную силу, этот метод никак нельзя назвать полным воплощением средневекового фехтования мечом.
Джон Клементс
"Средневековое фехтование"
Приложение D
Спарринг в пластинчатых доспехах с затупленными мечами
Перевод: Иван Татар
Корректура: Хадин
Один из способов воссоздания средневекового боя - бой в копиях доспехов затупленным, незаточенным металлическим оружием ("живая" сталь). Эту практику поддерживает значительное количество организованных групп и театральных трупп.
Многие полагаются на нее в большей мере, или даже исключительно на нее. Реплики пластинчатых доспехов, даже с высокой степенью достоверности, не так уж и трудно изготовить (впрочем, алюминиевые и жестяные поделки весьма распространены). Для некоторых доспехи связаны с некоторой романтикой, воодушевлением и чувством неуязвимости, которое они дают.
Конечно, они обеспечивают безопасность высокой степени: спарринг в таких доспехах может проводиться в "полный контакт" с тупым стальным или деревянным оружием. Реплики пластинчатых доспехов имеют хорошие сценические качества, что тоже не могло не повлиять на их успех у любителей средневековья.
Вышеупомянутый способ наиболее требователен к экипировке, но спарринг с металлическими клинками и в доспехах - то, что рано или поздно должен попробовать каждый серьезный студент средневекового боя. Такой спарринг представляет аспект тяжеловооруженного боя позднего средневековья, со значительным реализмом и интенсивностью, которые трудно найти где-либо еще. Этот вид спарринга достоин восхищения и, безусловно, является одним из наиболее требовательных к физической подготовке. Но также с ним связаны несколько очевидных проблем, на которые нельзя не указать: несмотря на преимущества использования стального оружия и ударов в полную силу, этот метод никак нельзя назвать полным воплощением средневекового фехтования мечом.
Клинками, используемыми для этого вида занятий, обычно оказываются сверхтолстые сверхтяжелые негибкие мечи из мягкой стали. Это необходимо, чтобы выдерживать тяжелые удары и непомерный контакт клинков между собой (значительно больший, чем могли бы иметь настоящие мечи), характерные для этого метода. Безусловно, нет ничего похожего на чувство удара стали о сталь, но эти штуки просто не ведут себя так и даже близко к маневренности или скорости настоящих мечей. Дубаситься ими - не то же самое, что попробовать нанести точный удар.
Кроме того, бойцы этого метода вынуждены исключить серьезные колющие удары, чтобы никто не получил укол через забрало, лицевую пластину или щель в доспехах - как раз те техники, которые должны быть наиболее популярны и эффективны против пластинчатого доспеха. Это значит, что бойцы имеют значительно меньше приемов в своем распоряжении, чем при других формах спарринга на мечах (при том что многие удары, так или иначе, неуместны или неэффективны против такого доспеха). Этого факта, вместе с известными двигательными ограничениями, которые неизбежно накладывает тяжелый доспех, достаточно, чтобы любые претензии этой формы спарринга на звание "настоящего боя на мечах" потеряли всякий смысл.
Достоинство этого метода в том, что он является наиболее правдоподобной формой полноконтактного тяжеловооруженного турнирного спарринга. Он может близко отображать позднесредневековый рыцарский вид боя - безусловно, немалое достижение.
Кроме того, спарринг в условиях "живой стали" и пластинчатого доспеха полностью исключает бои против легковооруженных или вообще неодоспешенных оппонентов. Полноконтактный спарринг возможно проводить только если все участники одеты в тяжелые доспехи. Если драться в таких "равных условиях", то где же контраст? Как узнать преимущества и недостатки тяжелого доспеха, если не сравнивать его с другими?
Оппоненты в более легких доспехах ставят перед бойцом действительно другие задачи своими движениями и приемами, даже при очевидной уязвимости. Главное, как узнать о преимуществе тяжелого доспеха, если нет оппонентов с более легким доспехом, над которыми можно иметь это преимущество?
Известная доля иронии чувствуется в мысли, что уровень фехтования в средние века заметно упал в "век лат". Очень важно понять: мечи не разрубают латный доспех.. Было произведено множество экспериментов, доказывающих это, и техники против тяжеловооруженных соперников сводились к тому, чтобы отбить оружие врага (достаточно для того, чтобы воткнуть острие в сочленение или щель). Выработалось небольшое количество приемов, связанных с уколами в отверстия или даже сквозь пластину. Кроме этого, все, что можно было сделать - это дубасить противника, а мечи намного меньше подходили для такого рода боя, чем специальное оружие (булавы, цепы, алебарды). Кроме того, далеко не все пешие солдаты были одеты в латы.
Если только представить себе, насколько далеко отстоит от других форм исторического средневекового фехтования мечом этот метод боя тупыми мечами в тяжелых доспехах, становятся смешными претензии на звание "ближайшего к настоящему бою на мечах". Кто-то указал, что в этой форме спарринга можно легко заменить мечи на бейсбольные биты и мало что изменится. Фехтование мечом - это когда рубят и колют, парируют и отвечают, а не просто бьют друг дружку по доспехам, пока кто-нибудь не устанет.
Есть еще один вид полуконтактного спарринга со сталью, достойный упоминания. Этот вид предполагает использование тупых мечей и более легких доспехов, таких как кольчуги или даже кожа. В этом методе удары не делаются в полную силу, они более или менее сведены к касаниям конечностей или торса и делаются сильнее по щитам и оружию. Иногда удары даже "телеграфируются" (но не планируются заранее). Такой подход популярен во многих видах демонстраций и боевых представлений. При таком подходе к имитации поединка замахи часто преувеличиваются, удары в сочленения, лицо, шею, кисти и живот почти всегда запрещены, также как и уколы. Важнейшие элементы - финты и встречная контратака в темп, также оказываются исключены.
Этот метод "спарринга" весьма распространен среди исторических групп (особенно в Великобритании и Австралии) и среди развлекательных трупп. Хотя это очень ограниченная форма спарринга, она требует немалых навыков и серьезной практики.
Нельзя безопасно размахивать куском стали без известной точности и внимания, как с одной, так и с другой стороны, нет возможности также получать такие удары без уверенности, что удастся защититься от случайностей. Как тренировочный инструмент, такие полуконтактные методы со стальными мечами весьма полезны. Во многом они сходны с упражнениями с деревянным оружием. Естественно, такой вид псевдо-боя не предназначен ни для чего другого, кроме представлений, и имеет очевидные ограничения. Он воспитывает ограниченное понимание использования оружия и воспроизводит только некоторые элементы средневекового фехтования, не охватывая многие другие. В этом он схож со сценическим фехтованием, перенимая многие его недостатки, и не может заменить свободный спарринг в режиме полного контакта на полной скорости с более или менее ограниченной зоной поражения.
Адекватным может быть только боевой меч и бой насмерть, без правил. Но такого нам не надо. Значит нужно искать копромис. Пластик хорош тем, их, пластиков, много и можно подобрать материал с нужными свойствами. А значит и изготовить изделие с нужными свойствами. А свойства у нас такие: соттветствие веса, балансировки и отсутствие поражающих воздействий.
Ясно дело что интересность зависит только от квалификации бойцов...
Хороший фехтовальщик легко и быстро решит эту проблему
Некруглый, т.е. кромка-плоскость четко? Гнется, т.е. можно смелее тыкать? Почти полный арсенал значит по голове можно лупить и тыкать в лицо?
Клинок - композит, состоящий из стеклопластиковых хлыстов для удочки (6, или 8 шт), обмотанных капроновой ниткой (толстой) и проклеенных эпоксидкой. Гарда может быть любая - от простого перекрестья, до сложной шпажной корзинки - на ваш вкус. Сейчас у меня нет толковой статьи по изготовлению шпаги, но изготовление даги по этой же технологии я сфотографировал и записал. Вот здесь: http://http://alen.pp.ru/ss_3_4 Шпага, естественно, длиннее. Много таких шпаг можно увидеть на фотках: http://vkontakte.ru/album-21687771_122044308
Конечное изделие получается весом 1-1.2 кг. Балансировка подбирается в довольно широких пределах. В сечении можно получить приплюснутый шестиугольник или ромб. Можно сделать и круглое сечение, но не нужно. Кромка-плоскость видны более чем четко. Клинок только прямой, сабля не получится. При хорошем уколе может согнуться до 90 градусов без остаточной деформации. Укол амортизирует. Колоть можно практически смело. Мы используем наконечник в виде пластмассовой пробки от шампанского. Очень эффективно. Тыкать в лицо и бить по голове не надо. Мы используем спортивные фехтовальные маски.
Удар получается довольно хлесткий, и болезненный. Но поражаются лишь внешние ткани. Удар "не идет вглубь". Обычно через пару минут боль проходит, а синяка практически никогда не бывает. Всем известный текстолит, и даже дерево, в этом отношении гораздо опаснее. Но все равно, мы применяем пластиковые щитки, налокотники, наколенники и т.п. Пластик, в отличие от стали, почти не увеличивает вес бойца, почти не мешает, стОит гораздо дешевле, а защищает адекватно. Можно одевать под одежду.
http://www.myarmoury.com/feature_arms_rapier.html
и пофигу совершено, что шпага почти не гнется. зато она больше соответствует реальной, чем "удочка" и позволяет проводить силовое воздействие на клинок и противника )
на вашем видео я не заметил ничего опасного. мы в таком режиме вообще защиту не носим.
Какая связь между фехтованием на мечах в доспехах и ващей шпагой?
Какая связь между фехтованием на мечах в доспехах и ващей шпагой?