Статья - Боевое искусство для всех? Да! Артистическое фехтование

Единоборства
Единоборства: Статья   Боевое искусство для всех  Да  Артистическое фехтованиеhttp://shkolazhizni.ru/archive/0/n-48042/ (с) Александр Смирнов

Артистическое фехтование – достаточно молодая спортивная дисциплина. В Европе оно существует около 20 лет, в России официально с 2007 года. Но тогда сценическое фехтование именно признали как вид спорта, существует же оно (и имеет свои богатые традиции) давно. Ведь сценический бой – неотъемлемая часть кинофильмов, спектаклей, различных показательных выступлений. Так что признание артистического фехтования спортивной дисциплиной лишь формализовало ряд требований и открыло многим поклонникам данного искусства путь в спорт, возможность не просто демонстрировать свое мастерство, а состязаться в этом с другими.

Артистическое фехтование – вид очень демократичный, действительно, открытый для всех. Заниматься им можно в любом возрасте, да и особых требований к физической подготовке он не предъявляет. Нагрузки на тренировках, конечно, есть. Но гораздо ниже, чем в спортивном фехтовании или иных боевых искусствах. Да, артистическое фехтование – полноценное боевое искусство, только направленность его не прикладная. Точнее, не боевая. Потому что практическую ценность артистическое фехтование как раз имеет.

Кино, театр, показательные выступления, спортивные и исторические праздники – во всех этих сферах артистическое, или сценическое, фехтование (в более широком значении сценический бой) находит себе применение. Именно здесь сохранились классические техники фехтования, не применимые в современном спорте. Работа в исторических костюмах, в групповых боях, фехтование в окружении элементов интерьера, использование оружия различных исторических периодов (в том числе парного), фехтование с использованием плаща или щита, применение обезоруживаний – все это наследие далеких эпох, когда фехтование было боевым.
15 комментариев
avatar
С другой стороны, артистическое фехтование идеально для тех, кому интересны боевые искусства (особенно исторические, традиционные), но совсем не привлекают собственно бои, состязания, агрессия. В артистическом фехтовании нет противника или соперника. Есть партнеры, взаимодействие с которыми рождает мини-спектакль. Соответственно, здесь важнее не соперничество, а контакт, сработанность пары или группы, общий настрой выступающих.

Важно, что в артистическом фехтовании, как правило, отсутствует защитное снаряжение. Следовательно, на первый план выходит техника безопасности: ведь оружие хотя и не заточенное, но далеко не безопасное. В то же время исполнение должно быть по возможности реалистичным или хотя бы убедительным. Нельзя наносить удары откровенно мимо цели или останавливать их за полметра до партнера. Так что без грамотного взаимодействия (для которого требуется чувство партнера) не обойтись. Как и без нормальной технической подготовки. К слову, неубедительность исполнения легко бросается в глаза и зрителям, и судьям (если вы выступаете на соревнованиях). А значит, сценическое фехтование не может ограничиться рамками только «сценической» работы.

Сами движения в артистическом фехтовании отличаются от боевых прототипов большей амплитудой, четкостью, наглядностью. И конечно, на сцене партнеры подыгрывают друг другу – например, при выбивании оружия не вцепляются в его рукоять со всей силы. Тем не менее фехтовальщику следует знать, как оно бывало «на самом деле». Без этого он не сможет ни построить тактически грамотную (а значит, выглядящую реалистично) сцену, ни убедительно действовать. Таким образом, изначально боевые движения, классические техники никуда не деваются, а лишь становятся несколько шире, заметнее, «рафинированнее».

Есть в артистическом фехтовании и еще одна сторона, отраженная в самом названии: актерская игра. Две этих стороны, искусство фехтования и актерское мастерство, идут рука об руку. На мой взгляд, искусство владения оружием несколько важнее – но на голой технике далеко не уедешь. Тем более во время постановочного боя приходится постоянно «отыгрывать» те или иные эмоции или, например, ситуации, когда вас «ранили». Ведь каждый бой должен иметь сюжет и смысл.

На соревнованиях выступают в парах, группах и одиночных упражнениях. Кроме того, выделяют номинации по временным периодам (от античности до 19 века), а также номинация «Свободный стиль». Выступления, привязанные к какой-либо определенной эпохе, проходят в соответствующих костюмах, на макетах свойственного данному периоду оружия. Основное требование здесь (как, впрочем, и в других номинациях) – использование техник, характерных для европейского холодного оружия.
avatar
Если же вам неинтересны соревнования, сценическое фехтование – это прекрасное хобби, и помогающее поддерживать форму, и дающее актерские навыки. Кроме того, кто из нас в детстве (а многие и гораздо позже) не играл в рыцарей и прочих представителей древних воинских сословий? Ролевые игры популярны и у совсем зрелых людей. Так что сценическое фехтование позволяет вернуться к детским фантазиям и поиграть-таки в мушкетеров – но уже всерьез и подобающим для взрослых людей образом. К тому же с пользой для здоровья, как физического, так и душевного.

Хочу отдельно заметить, что при всей близости артистического фехтования к игре занятие это серьезное. Травмы здесь вполне возможны, но главным образом из-за небрежности. Не надо забывать, что в руках у вас хоть и учебное, но оружие, которым несложно нанести вполне серьезное ранение. Ведь выступления и тренировки, как правило, проходят без защитного снаряжения, и легкомысленное отношение чревато травмами. Так что это далеко не игра, а занятие для серьезных взрослых людей.

Есть в артистическом фехтовании место и тем, кто не любит «командные игры». Для вас существует номинация «соло», где спортсмен выступает в одиночку. Это не так просто, как может показаться. Ведь в сольном выступлении сюжет разыгрывается без партнеров и помощников. Вот где по-настоящему важна выразительность!

Вообще же, артистическое фехтование тем и отличается, что здесь каждый может найти то, что ему по душе. Этот вид боевого искусства не ставит жестких рамок, вы можете выбрать любую историческую эпоху, воплотиться в любого исторического или литературного персонажа, сыграть в вами же написанной «пьесе».
avatar
А почему артистическое фехтование названо боевым искусством?
avatar
Видимо по законам журналистики, чтобы "зацепить" массового читателя ;)
avatar
Если посмотреть на оригинал статьи и на фотку которая к ней предлагается, автор явно смешивает XMA и арт. фех. отсюда и попытка назвать арт. фех боевым искусством.
avatar
"Да, артистическое фехтование – полноценное боевое искусство" - это совсем не верно, т.к. в Артфехте избегают контактного спарринга. это некая форма фехтования, но совсем не БИ и не полноценное.
avatar
Контактный спарринг, это отнюдь не главный признак Боевого искусства. Айкидо, тому пример.
Термин Боевое искусство зародившийся в странах восходящего солнца, подразумевает под собой глубокую философскую базу, каноны базовой техники и еще много того, чего нет в арт фехе.
Утверждение, что в постановочном бою, не нужна физическая подготовка, заблуждение. На уровне любительской физкультуры, больших нагрузок не будет практически в любом виде спорта. А при серьезной работе, в арт фехе без отличной физподготовки и желания полностью выложиться, вряд ли что нибудь стоящее получиться. Возможно такое мнение сложилось за счет сценического фехтования, но мне кажется, что по настоящему хорошие актеры и на сцене выкладываются по полной. Большая ошибка многих, строить свои выступления не обращая внимания на возможность показать свои атлетические навыки, движение артистического фехтования в целом, от этого только проигрывает, а такие номера смотрятся неубедительно, даже при неплохом техническом и артистическом уровне исполнения.
avatar
Айкидо, че как, контактное единоборство. они же хватают друг друга, а не машут мимо.
avatar
на самом деле иногда вооще непонятно как определить что является БИ, а что нет. Вот всякие восточный махания железками Би считаются, но ножевой бой или армейский штыковой бой, как правило БИ никто не называет, так же как фехтование, а почему?
avatar
может стесняются, а может потому что не восточное.
хотя, на мой взгляд, БИ можно назвать единоборство имеющее прикладное или близкое к этому применение. а так же любую достаточно широко развитую воинскую дисциплину.
avatar
Ключевое слово "искусство". Под влиянием различных философских учений в Китае, Японии и других близких им странах сложилось отношение к практически любым видам деятельности, как к области в которой необходимо достичь совершенства. Причем критерии этого совершенства не всегда способствовали практической стороне вопроса, а рассматривались как путь совершенствования человека.
Та же картина и с боевыми системами. Здесь вступает в силу понятие близкое к тому, что нам известно под названием высокое искусство. То есть красиво, мастерски исполнено, но в практическом применении не совсем удобно.
Под влиянием различных кинобоевиков и массовой рекламы восточной боевой культуры, в нашем понимании это понятие опустилось, до простого обозначения термином "боевое искусство", большинства существующих боевых, спортивных и оздоровительно-боевых систем восточного происхождения, а в последствии и не только восточного. На самом деле спортивные и прикладные системы под философское определение искусства не попадают, как раз из за их сугубо практических целей.
Я сейчас не помню уже критериев определения понятия "боевое искусство", но еще недавно к этому термину относились очень осторожно, теперь же валят все в одну кучу и спорт, и прикладуху, и народные системы, и новоделы, и традиции. Налицо размывание некогда четкого понятия. Благо термин очень удачный и удобный.
Тоже Айкидо, его создатель рассматривал прежде всего, как систему совершенствования человеческой личности, а потом уже как способ самозащиты.
avatar
важна не причина, почему так назвали артфех, а следствие подобного действия. Как правильно сказано выше, кинобоевики и реклама сделали свое дело: сейчас боевым искусством называют даже заведомо спортивные дисциплины (ну какое это боевое искусство - стиль Шотокан в Каратэ, который изначально позиционировался, как спортивный и популистский?), поэтому подобное обозначение позволит привлечь к искусству вадения холодным оружием (я специально опустил слово мечи, ибо фехтование не ограничивается только мечами) молодежь, новую кровь. Элемент игры он видимо важен для современной молодежи.
avatar
Да, привлечь молодежь заниматься БИ без особых требований к физической подготовке, ловкий рекламный ход. В одной из программ ФАФ, было написано о тысячах клерков и домохозяек, который придут заниматься арт фехом. Только вот людей в БИ привлекает совсем другое, диаметрально противоположное. И домохозяек с клерками в том числе.
С тем же Айкидо поступили более тонко. Позиционируя его, как смертоносное БИ, для освоения которого надо положить немало труда, нагрузки на тренировках предлагают щадящие. В результате, привлекая относительно серьезно настроенный контингент, они не распугивают основную массу занимающихся сверхнагрузками, как в спортивных дисциплинах, что позволяет удовлетворить требования разных категорий участников процесса, те кто не может или не хочет положить кучу времени и энергии на освоение выбранного им искусства, спокойно занимаются для себя, более упорные и настойчивые тренируются в более напряженном режиме и достигают вершин мастерства.
Получиться ли удержать в арт фехе, тех, кто заранее шел на предложенную халяву или завлечь таким предложением серьезных людей, покажет время.
avatar
ну тут все зависит от самих уже инструкторов. Согласен с Сергеем насчет относительной "легкости" тренировок у айкидок. И, кстати, не забываем про соревновательный момент. Точнее, так. Бугурт это все же бугурт. А тут государственная поддержка и возможность откусить немножко славы для себя. Думаю, что много людей купится на это. Но есть и минус у подобного подхода: со временем массовость и зрелищность вытеснят реализм и хоть какие нибудь серьезные боевые навыки. Все превратится в красивый и безконтактный спорт. Конечно, останутся те, кто будет воевать с оружием в руках, а не красоватьсотносительной "легкости" тренировок у айкидок. И, кстати, не забываем про соревновательный момент. Точнее, так. Бугурт это все же бугурт. А тут государственная поддержка и возможность откусить немножко славы для себя. Думаю, что много людей купится на это. Но есть и минус у подобного подхода: со временем массовость и зрелищность вытеснят реализм и хоть какие нибудь серьезные боевые навыки. Все превратится в красивый и безконтактный спорт. Конечно, останутся те, кто будет воевать с оружием в руках, а не красоваться на сцене, но их будет существенно мало. будет существенно мало.
avatar
в английском языке, все это, а так же истфехт, называется Martial Arts. а под слово Arts подпадает и "искусство", и "умение". Martial - дословно Марсовы, т.е. военные/боевые/смертельные.
отсюда: широкий смысл английского термина переводится и воспринимается в узком смысле русского термина.

вообще, искусство - это любая нетипичная деятельность человека. хотя, говорят же - "искусство готовить"/ "... ловить рыбу" и т.д. а философию и прочий бред, можно приложить к чему угодно, даже к фигурному писанью в снег.

Арт-фехт искусство, вопрос лишь в его "боевитости".

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.