Баланс меча.

Единоборства
Единоборства: Баланс мечаНе раз замечал,что прямые еропейские мечи современной сборки частенько страдают отсутствием удобного баланса.
Расположение центра тяжести меча вещь ,конечно,индивидуальная,но иной раз оружие в руке походит на рельс - прямой,тяжелый и неудобный.
Ясно,что чем ближе центр тяжести меча к гарде,тем быстрее и маневренее им работать.Но тем и слабее выходят удары.
И наоборот - баланс ,смещенный к острию,дает очень мощный,но медленый удар.
Для каролингского меча классикой считается расположение центра тяжести на ширину ладони от гарды.Для романского - полторы.
Мой турнирный опыт говорит,что лучший вариант,когда центр тяжести меча расположен в 50-70 мм от гарды,при весе от 1300 до 1600 грамм.
Может кто поделиться знаниями на эту тему?
Интересует любое длинноклинковое оружие - сабля,шпага,катана,тати,и т.д...
30 комментариев
avatar
При разном балансе меча здорово меняется техника и тактика фехтования оружием. Я предпочитаю полуторник с центром тяжести порядка 5-6 см от гарды.
avatar
Это была скорее шутка. Я не про "работу" топором, а именно про фехтование им, обращение как будто в руках меч (если габариты схожи). Когда руки окрепнут обращаться с такой штукой, баланс уже самих мечей будет не так важен.
avatar
Аааа... Дык для этой цели у меня булава есть...
avatar
Ну, насколько я знаю, булава имеет равностороннюю симметрию, а меч и топор - двустороннюю. Заодно ведь надо и направление плоскости удара сохранять - с булавой за этим не уследишь.
avatar
самое интересное чем более центрован мечь то его уносит вперед при коляших, а по мне какое-то небыло оружее с центровкой или без надо уметь всем хорошо упровлять
avatar
Отслеживается легко - по положению кисти.
avatar
Эээ... ладно, спорить не буду, хотя очень хочется :) Я думаю, что у тебя просто нет топора :)
avatar
топором при хвате кистью плашмя ничего не сделаешь. об этом речь. так же как и любым ударным предметом когда приложение силы близко к максимуму. так что сииметрия вся односторонняя - в направлении приложения максимального усилия выстраивается ориентация кисти и пальцев.
avatar
Ну, я пытаюсь сказать чуть иное, о направлении плоскости лезвия. Отклонение на пару градусов - и все, удар загублен. Только инструмент с острой режущей (рубящей) кромкой может показать, насколько правильно был нанесен удар. А баланс - пусть он и смещен к конечной точке предмета, тем не менее руку тренирует. Это как научиться водить старую Волгу с люфтом руля в 45 градусов и убитым сцеплением. Научившись на таком ездить, ты будешь ездить на чем угодно :)
avatar
"Не раз замечал,что прямые еропейские мечи современной сборки частенько страдают отсутствием удобного баланса.", "сражаются такими мечами потому что тяжело найти другой,или потому что так больше нравится." - это скорее потому, что мастера, делающие такие мечи, сами фехтование не практикуют и делают как получится согласно типоразмеру требуемого меча. А индивидуальные заказы штука дорогая и не все этим занимаются, так же и самостоятельная доводка меча не всем доступна.

Хотя есть уникумы любящие "топорный баланс" - фехтовальщиков среди них мало, в основном бугуртсмены или просто рубаки.
avatar
Согласен с Ханом.На доводку меча и придание ему нужных характеристик у меня уходит,иной раз, больше времени,чем на изготовление по отдельности клинка,гарды ,яблока и накладок.
avatar
Кому как, удобнее тот так и делает, я свой клеймор под себя подгонял (заказывал отдельно яблоко) так что бы ц.т. был на пересечении оси клина и прямой соединяющей концы гарды (10см от гарды в районе клина), по-моему удобно когда восьмерку "писать" начинаешь перед собой, одной рукой на яблоке, другой за конец гарды
avatar
Баланс может быть любым. Оптимальный подбирается под конкретную задачу. В период активных соревнований ездил с целым набором клинков, словно с клюшками для гольфа:) Пан Гришин, я с удовольствием фехтую топором, для него баланс еще важнее:)
avatar
тогда можно было сделать съемные навершия разной массы :D
avatar
И какой же баланс "должен быть" у топора? Не, правда интересно стало.
avatar
удобный, я уверен ;)
avatar
Наборные навершия? Интересная мысль, но баланс меча это не только положение центра тяжести. Это и распределение массы по оружию в разных проекциях. Вон соседняя ветка про шашку очень наглядна в этом плане.
А что до топора, то в секире 'под солнышко' важно, чтобы основное лезвие было уравновешенно противовесом на конце рукояти и клевцом на обухе.
avatar
Съемные навершия - неисторично(правда весьма практично).На каролингских мечах встречаются(насколько я знаю)навершия из двух частей.Возможно мастера таким образом подбирали нужный баланс.
Пан Полюга,я очень люблю работать топором(грамотно изготовленным топором),но фехтование в чистом виде,на мой взгляд,на топорах невозможно.И звучит плохо - "Фехтование на топорах".Топор оружие безусловно надежное и мощное,но техника владения топором примитивнее техники владения,скажем,саблей или шпагой.
Впрочем,я не утверждаю что это истина в последней инстанции.
avatar
А Вы, Андрей, можете описать на с каким топором работаете? Потому как с одноручным топориком все действительно однообразно, а вот при двуручном хвате появляются варианты.
avatar
Ну вообще то да - предпочитаю легкий топорик с не широким лезвием,рукоятка длинной 800-900 мм.И признаю,что при работе топором из за щита техника становится похожа на мечевую.
Но когда бой идет топор на топор,да еще в полном доспехе,фехтованием это назвать трудно.(Есть у нас такой опыт с топором - пытаешся хитрить,финтить,обманывать - пропускаешь удары и проигрываешь.Начинаешь рубить тупо,без изысков,прямолинейно - выигрываешь)
Все что угодно - рубка,сеча,бой,работа.В моем понимании классическое фехтование это ,к примеру,поединок двух бойцов вооруженных шпагой и дагой,или дуэль на рапирах.
avatar
Полуторный топор с хорошим балансом - самое неожиданное оружие атаки с хорошей защитой. Позволяет легко парировать древком, связывать пыром, наносить мощные батманы. Оружие неопределенной дистанции и неясной траектории удара. По техническому разнообразию занимает второе место после парных клинков. Обладает самой высокой адаптивностью к правилам: от укатайки до дуэльного фехтования. Амплитудные замахи легко переходят тычковые уколы. Богатый клинчевый арсенал: клевцовые пробои со скрута и подрубы через спину.
avatar
ппц, да пошли все эти мечи с самураями!!! ТОПОР и танки не нужны!!!)))))))
avatar
Иден, я рад, что воодушевил Вас.:) Однако существенным минусом топора будет то, что он не прощает ошибок динамики: потеря темпа или инерции делает из топорщика легкую добычу. Ну и выносливости с ним надо в разы больше чем с мечем.
avatar
Для одноручного меча предпочитаю 2-3 пальца по лезвию от гарды, для полутороручного 6-8 пальцев (полторы-две ладони).
avatar
Ренесансная рапира:
Обычно баланс в пределах от 2-х до 4-х кратной ширины пальцев от гарды. Встречал исторические образец с балансом почти на гарде (не путать с перекрестьем), правда всего один раз ;)

Для пользователя соответственно чем ближе к перекрестью тем лучше - для колющей техники конечно.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.