Композиция в боевой хореографии.
Предлагаю участникам группы, кто сталкивался с актерским мастерством и режиссерской постановочной работой поддержать обсуждение вопросов создания композиции в боевой хореографии. В отношении фехтования - что можно считать законченной композицией, что этюдом, или мизансценой? На какие степени проработки качества и элементы построения можно условно разделить композицию? Понимаю, что даже в хореографии специальной литературы по по композиции не много, но возможно понятия могут быть общими и применимыми в том числе в области построения сцен фехтования.
Тема большая, хорошая, важная и нужная... Да... Нужны будут иллюстрации... Ох, постараюсь в ближайшее время подсобрать все имеющиеся мыслишки...
Не претендуя на непогрешимость представляю свои СУМБУРНЫЕ МЫСЛИ:
Прежде всего, необходимо сказать, что постановка номеров для кино и для сцены имеет свои и весьма серьезные различия.
ОТЛИЧИЯ ТЕАТРА И КИНО (полагаю далеко не полные):
1. На сцене нет понятия "монтаж", поэтому многие интересные вещи(трюки) на сцене сделать гораздо сложнее в кино или просто невозможно
2. Не сцене не возможно менять ракурс/брать крупный план как в кино. Поэтому при создании композиции для сцены необходимо серьезней подходить к проработке выразительности ключевых моментов так и всей композиции, чтобы зритель видел поединок с возможно лучшего ракурса. В кино их можно усилить/выделить эффектами - на сцене этого не сделаешь.
3. Техника фехтования на "сцене" видна как на ладони. Если облажался - все увидели. В кино это можно скрыть "монтажем"
4. В кино есть дубли. На сцене - он каждый раз "один единственный"
P.S. Прошу это не понимать что в кино легче, чем на сцене. Нет. Сложно и там и там - просто есть различия.
1. Спектакль идет долго и впихнуть в него можно много. Постановка в арт.фехте как спортивной дисциплине четко ограничена по времени, что доставляет свои неудобства
2. Спектакль вещь основанная на сценарии, который по канонам театрального искуства ведет нас от одной сцены в другой и предистория финальной дуэли (или не финальной) может быть логически представлена на протяжении нескольких предыдущих сцен. В артфехте сценарист постановки должен за несколько секунд (десятков секунд) дать понять зрителю "ЧТО послужило причиной конфликта"
3. В театре "дуэль" может не являться ОСНОВНЫМ смыслом спектакля а быть частью, помогающей раскрыть этот смысл. А арт.фехте - поединок стоит во главе постановки. Он сам как бы является мини-спектаклем и поэтому объяединяет в себе как смысловые(что я хочу рассказать/показать) так и технические(как я это делаю) моменты.
4. Спектакль может(и, наверное, обязан) иметь сверхидею. Постановка арт.фехта может этой сверхидеи не иметь.
1. Любая постановка в вртфехте должна стремиться быть мини-историей, для того чтобы быть понятой зрителем. Как любая история она должна иметь:
-завязку
-развитие
-кульминацию
-финал
При этом могут быть (если есть время) показаны предистория и эпилог. Кульминационных моментов тоже может быть не один, но желательно чтобы они шли по нарастающей (последующий выше предыдущего), чтобы впечатления зрителя тоже росли по возрастающей.
2. Идея постановки.
При разработке сценария для арт.фехта постановщик должен четко представлять идею своей постановки. Банальное "давай оденемся как викинги и выйдем помашемся под скандинавскую музыку" уже не прокатывает - выглядит наивно и поверхностно. Зритель гораздо лучше воспринимает не "просто" бой а бой привязанный к каой-либо знакомой зрителю жизненной ситуации. В этом случае он сам "додумает" детали и ваше выступление будет для него казаться наполненным смыслом, несмотря на то, что половину этого "смысла" зритель вложил в него сам.
Как пример одной из лучших идей на мой взгляд могу привести примеры следующих постановок:
"Исповедь", "Миньоны короля" и непомню точного названия "История о том ка чуть не,,," (студия "Сирано")
"Музей восковых фигур", "Спокойной ночи малыши" и "В поисках сокровищ" (команда "Фехтомания" РАМТ)
"Высокий блондин", "6 минут смутного времени", "Не будите спящего пирата" (студия "Эспада")
"Ханский Ярлык", "Зеркало", не помню как точно называется "Видеоигра" ( Святогор и Коломенский кремль)
Также интересными могут быть идеи. которые показывают знакомые вещи с иной точки зрения:
соло "Заводной" (кажется Новосибирск) - фехтовальщик рассмотрен с точки зрения "заводной игрушки"
"Сон тореадора" (студия "Эспада") - один из партнеров изображает быка, и его оружием являются кинжалы, изображающие рога.
3. Завязка (экспозиция).
Для постановки арт.фехта ЗАВЯЗКА наверное один из ключевых моментов. Она настраивает зрителя на весь последующий бой и "испорченная" завязка может сильно повредить выполненному очень качественно бою, равно как "ударная" завязка может "вытянуть" последующий "средненький" бой, либо "замаскировать" возможные ошибки, которые допустят фехтовальщики.
При разработке завязки следует избегать "стандартных" ситуаций, ибо "стандарт" вряд ли заинтересует зрителя. Либо нужно этот "стандарт" подать в преображенном виде. Одним словом вариант "шел, не заметил, толкнул, поссорился - дуэль" не прокатывает...
Как пример красивой "подачи" стандартной ситуации могут служить:
"Базарный день" (Вольные бойцы)
"Право пэра" (Парк-Экстрим) - мой отдельные респект - очень понравилось!!!
"Не будите спяшего пирата" (Эспада)
Во всех трех постановках стандартные ситуации (столкнулись-поссорились, спор из-за девушки, дуэль по пьяни) обыграны и поданы зрителю с художественной точки зрения. Смотря на завязку этих боев зритель не чуствует фальши, которая обычно возникает, когда сценарист подходит к завязке как к чисто утилитарной вещи, необходимой просто для того, чтобы начать бой.
Благодарным вариантом для завязок могут являться "переосмысленные" фрагменты из известных литературных произведений/известных исторических событий с использованием знакомой зрителю музыки, что сразу вводит зрителя в известный ему мир и необходмость для "завязки" как бы отпадает сама собой. Это можно назвать "по мотивам известных произведений"
Хороший пример - "Труфальдино из Бергамо", "Высокий Блондин" , "Снежная" (Студия "Эспада"). "Спокойной ночи малыши" (Фехтомания), "Ханский ярлык" (Святогор и Коломенский кремль)
1. ОБрамления :Экспозиция, Развязка.(Как у картины рамы, может и не быть)
ПРимер: если мы ставим сцену о судебном поединке, то в экспозиции у нас будет приговор двух судящихся сторон к поединку,,( Алексей, должно юыть под завязкой имел в виду все-таки экспозицию), а в развязке - извинения побежденной стороны и признание себя клеветником.
2.Собственно боевого эпизода (завязка, действие по восходящей линии, кульминация, , по нисходящей линии)
Завязка - композиционный элемент точечный, узелочный, потому так и названа - завязка. Это одно-единственное действие. Если эпизод боевой, то это действие "Меч из ножен - защищайся гад", неудавшийся удар исподтишка или пробный - детонатор развития действия. Удар нанесен, битвы не избежать.
Развитие действия по восходящей должно напрягать и расслаблять действие через кризисные моменты (потеря оружия, падение, удачный тактический ход).
Кульминация - решение боя. (Робин Гуд наноситГаю Гисборну свой знаменитый удар сломанным клинком).
Развитие по нисходящей - Гисборн падает.
Если нет обрамления, то кульминация заменяет развязку.
Завязка должна быть емкой по смыслу, чтобы за короткий промежуток времени дать зрителю максимальную информацию о том, что и почему будет происходить на сцене.
Не стоит пренебрегать "эпиграфами" перед началом постановки, когда в 2-3 предложениях описывается предыстория ситуации - эдакая подводка к завязке.
На мой взгляд "шедевром" можно считать завязку в "6 минут смутного времени" (Эспада). И я так считаю вовсе не потому что занимаюсь в этой студии. Шедевральность завязки состоит в том, что сама завязка соединена с эпиграфом, в которой в стихотворной форме описываются события, предшествовавшие тому что просиходит на сцене, одновременно идет представление действующих лиц и описание интриги в которую эти лица оказаличь втянуты. И это при том что сама идея постановки не относится к тем что называется "по мотивам известных произведений" т.е. зрителя "вводят" в ситуацию с нуля.
Чего следует, на мой взгляд, избегать при "придумывании" завязки:
- формального подхода (сварганить че-нить чтобы потом подраться)
- затягивания (не стоит забывать, что время постановки ограниченно)
2 Катерина Шулепина
Да, Екатерина, под завязкоя я понимаю в данном случае "экспозицию"
Попробую дополнить и уточнить отдельные моменты.
Для начала стоит определиться с терминами.
Говоря о композиции боевой хореографии мы подразумеваем организующий компонент художественной формы, придающий постановочному поединку единство и цельность.
Создание подобной композиции - это органичное соединение всех разрозненных постановочных элементов согласно замыслу режиссера-постановщика.
Под "разрозненными элементами" подразумевается не только граматное распределение исполнителей боевой хореографии во времени (темпоритм) и пространстве (мизансценирование), но и художественное решение (атмосфера: свет, звук, цветовая палитра костюмов и т.д), а так же смысловое решение (сюжет и драматургия).
Как уже написал Алексей, любое игнорирование основных законов построения композиции - это ОЧЕВИДНЫЙ минус выразительности. А что есть постановочное фехтование без выразительности? Это как премьера голливудского блокбастера, но показанного на "пиратке" со сбитой звуковой дорожкой и в качестве "экранки", т.е. камерой с дрожащей рукой. Смотреть можно, но удовольствие - сомнительное.
Теперь коротко о главном =)
Определяет соотношение физической скорости работы исполнителей со скоростью развития событий. Самая банальная, но самая правильная схема: темпоритм нарастает постепенно, т.е. действие "закипает будто вода в чайнике".
Темпоритм напрямую зависит от драматургии, ибо любые его изменения диктуются в первую очередь логикой развития событий. Например, если исполнители начинают фехтовать быстрее просто потому что они решили фехтовать быстрее - это основная (и типичная) ошибка.
Темпоритм, - при всей своей зажущейся очевидности, - штука тонкая и крайне важная. Позволяет неустанно держать внимание зрителя.
2. МИЗАНСЦЕНЫ
Это не просто "расположение исполнителей в пространстве сцены" - это один из важнейших инструментов постановщика для выявления внешней и внутренней харАктерности исполнителей (образа). В контексте боевой хореографии мизансцены могут точнее раскрыть именно "боевые" качества каждого исполнителя: позиции и манера передвижения вне и во время боя; выразительные жесты и "фирменные" удары; манера уклонений или ухода от удара, а так же многое другое - все это в соотношении друг с другом создает тот основной "текст", который считывает (порой - неосознанно) зритель.
Характер мизансцен в сочетании с темпоритмом задает ЖАНР исполнения.(Кстати, чрезмерное увлечение "штампованными" (слишком понятными, "говорящими") мизансценами - это шаг в сторону игрового (площадного) театра. Зрителям такие представления наверняка понравятся, но серьезного отношения к себе не ждите).
Так же характер мизансцен в целом помогает создать особую и неповторимую пластическую форму поединка.
Самый яркий пример эксперементального мизансценирования это х\ф "Герой", "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" и т.п. Внимательное отношение к мизансценированию делает практически каждый отдельно взятый кадр боевой хореографии - произведением искусства. "Почему?" и "За счет чего?" - отдельная тема.
3. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ
Об этом уже сказанно много и правильно. Игнорировать вопросы светового и звукового решения - все равно, что выходить на светский раут в костюме и кроссовках. И если со светом все более или менее понятно (ибо бывают задачи не столь глобальны, как в кино или театре и, чаще всего, ограничиваются помощью в создании общей атмосферы), то при работе со звуком существует масса печальных заблуждений. К примеру, эклектика в манере (жанре, стиле) звучания способна разрушить любую атмосферу, потому что ЗВУК - это тоже неотъемлемая часть композиции. Несоответсвие темпоритма в действии и в музыке - основная проблема номер два. Художественное несоответсвие - номер три.
Про костюмы тоже много писать не буду, тут все еще элементарнее. Помимо того, что у сцены есть своя этика (например, выходить в грязном костюме или обуви - неуважение не только к себе, но и к зрителю), существуют и законы цветовой композиции. Работа над костюмом так же важна для раскрытия образа. Костюм создает (или помогает создавать) особую форму и пластику боевой хореографии, что напрямую влияет на ее композицию.
Просто обозначаю основные моменты, ибо разбирать их подробно нужно в отдельной теме.
4. СМЫСЛОВОЕ РЕШЕНИЕ
Это о чем уже написал Алексей в разделе "ПОСТАНОВКА"
Разве что я педантично заменю понятие "предистория" на "исходные обстоятельства" (что совершенно не меняет сути!).
Это наиболее творческая часть создания композиции боевой хореографии, ибо "куда река пошла, туда и русло будет".
Дабы расставить все точки над необходимыми буквами, можно взять конкретный номер и разобрать его с точки зрения построения композиции.
? =)
Спасибо Евгений, в принципе тоже со всем согласен. Более того многое из того. что ты написал хотел написать сам, но так удачно вышло, что это сделал ты.
Несколько добавлений:
"СМЫСЛОВОЕ РЕШЕНИЕ"
При создании постановки нужно четко понимать какой стиль ты выбираешь, банально "комедия или трагедия" (не ограничиваясь конечно этими 2-мя вариантами) и наполнять композицию исходя из этого решения.
При этом необходимо помнить. чтобы за короткое время создать у зрителя "целостное восприятие" показанного не стоит в "комендию" впихивать трагедийные моменты, а в "трагедию" откровенный стеб. Ну или по крайней мере (если уж взялись эксперементировать) - делать это осторожно. То, что может быть сделано в длительном спектакле в короткой постановке может сбить зрителя с толку и скомкать восприятие увиденного.
Скажу сразу, что "комедь" за короткий промежуток времени создать легче чем произведение серьезное, прониктутое духом ответственности и проч.
В качестве примера качественных серьезных: "Ханский ярлык" (Коломенский кремль и Святогор) и "Поединок Франциска и Карлоса" (Сирано). Хотя в "Поединке" не обошлось без "гэга" ("Я выбираю катану!"), но это можно отнести на то, что сам поединок - часть большого спектакля и поэтому там были вещи, которые, видимо, имели свою предысторию в спектакле, которая не вошла в сам бой.
"ЗАВЯЗКА"
Кстати "Поединок" равно как и "Противоречие"(ИГУМО) можно отнести к постановкам практически лишенным ЗАВЯЗКИ. И если "Поединок" - отрывок из спектакля и даже не смотря на "вводные слова судьи и поединщиков" все равно поначалу воспринимается "чужеродно" (что впрочем потом компенсируется экшеном самой постановки). "Противоречие" же просто ее (завязку) не имеет. Предполагается что "завзка" понятна зрителю изначальна и стара как мир - противоречия между женщиной и мужчиной.
И такие примеры ТОЖЕ имеют место для существования, но это "лучшие" примеры, где отсутствие завязки или ее "банальность" с лихвой компенсируются последующим развитием событий. Поэтому стоит осторожней подходить к созданию постановок без "завязки".
"ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ"
Музыка.
Подбирая музыку нужно еще и брать во внимание "качества" самих исполнителей. Наиболее благодарным (и сложным) является подбор музыки с четко выраженными "акцентами" соответствующими "акцентам" боя. Но это подходит только для фехтовальщиков высокого уровня, безукоризненно помнящих и исполняющих композицию...
Для композиции в которой небоевые отыгрыши могут иметь разное время или участники постановки могут нечетко помнить или отрабатывать композицию - лучше подбирать нейтральную музыку, соответствующую общему настрою постановки, но не имеющую четко выраженных "акцентов"
При создании постановки нужно четко понимать образы ее участников. Чтобы не получилось что сражается ПИРАТ с ПРИДВОРНЫМ и у обоих одна и таже техника и манера ведения боя. Два эдаких "клона", просто одетых в разную одежду.
Для каждого героя следует продумать гармоничный обораз, которого тот будет придерживаться от начала до конца постановки. Таким образом, для зрителя увеличивается "правдоподобность" просиходящего.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЦЕНЫ
При проработке поединка стоит подумать об "объемности" боя. Т.е. не стоит все время "биться" "в профиль" к зрителю. Получается "плоская" картинка. которая портит восприятие своей "нереальностью".
Нужно как можно полнее использовать сцену и использовать разворот плоскости боя под углом к зрителю, использовать всевозможные обходы друг-друга, "откаты" в глубину сцены и подход к краю сцены. Все это делает бой "объемным" и позволяет зрителю взглянуть на поединок под разным углом зрения.
Для начала перечислю основные проблемы.
Прежде всего, сюжет той или иной фехтовальной сцены рождается не в собственном коллективе постановщика боевых сцен, а пишется сценаристом, общая постановка же осуществляется режиссером. Постановщик не может по своему усмотрению влиять на сюжет, зато ему приходится постоянно подстраиваться под "вводные", которые даются режиссером, порой противоречащие друг другу и сомнительные как с точки зрения фехтования, так и здравого смысла. Также нужно быть готовым к постоянным изменениям - в концепции фехтовальной сцены, в составе исполнителей, в используемом реквизите, в "декорациях". Подчас подобные изменения происходят прямо на съемочной площадке.
Исполнители фехтовальных сцен далеко не всегда являются подчиненнными постановщика, и нередко партитуры боев
разрабатываются в отсутствие конкретного исполнителя, причем не всегда известны его массо-габаритные показатели, физическое состояние и фехтовальный уровень (последний в большинстве случаев равен нулю). Порой с исполнителем постановщик знакомится-работает уже на съемочной площадке.
Если же исполнители известны и готовы репетировать заранее, то времени на репетиции, как правило, выделяется очень мало. И из-за постоянных проблем с реквизитом репетиции проходят вовсе не с тем снаряжением, с каким предполагается сниматься (известен случай, когда актер не смог использовать специально придуманный прием из-за надетого доспеха, который на репетициях предоставлен не был).
Далее. В отличие от сцены, где декорации минимальны, киносъемка может проходить где угодно. Лестницы, узкие коридоры, помещения, заставленные мебелью, палубы кораблей, дремучий лес со всеми своими прелестями... Репетировать на месте будущих съемок удается редко, а воссоздать "декорации" в тренировочном зале весьма проблематично по понятным причинам. Кроме того, если съемки проходят на натуре, в дело могут вступить ранее не учтеные погодные факторы: дождь, снег, лед, жара, песок, ветер... и комары для полного комплекта. ;)
Все выше перечисленное приводит к тому, что партитура боя перестает быть постоянной величиной. И постановщики (а хорошо бы и исполнители) должны уметь импровизировать во всех смыслах этого слова; должны быть готовы перестраивать фехтовальную сцену с учетом изменившейся (изменяющейся) ситуации.
(см. далее)
Камера. Принято считать, что камера - это дело исключительно режиссера-оператора. Ошибка. Постановщик обязан все время помнить о расположении камеры (камер), учитывать все возможные ракурсы, подсказывать таковые оператору-режиссеру, следить, чтобы исполнители не выходили за рамки кадра и не разнесли ненароком съемочное
оборудование (это особенно актуально при съемке крупных и средних планов).
Как известно, в кино при постановке боевых сцен часто используются спецэффекты. Ранения, кровь, взрывы... Занимаются этим особые специалисты, с которыми постановщик боев должен поддерживать плотный контакт. К сожалению, репетиции спецэффектов технически затруднены, поэтому приноравливаться к спецоборудованию приходится опять же на съемочной площадке. Причем, по техническим же причинам подобные сцены снимаются с одного-двух дублей, не больше.
Кстати, о дублях. Считается, что дубли упрощают актерам-каскадерам жизнь. Это - иллюзия. Ведь дубли - это в первую очередь подбор необходимых планов-ракурсов, и исполнителям приходится раз за разом исполнять одни и те же связки (а то и весь бой в целом), стараясь каждый раз сделать все идеально (в отличие от актера на сцене, который один раз
отработал и ушел). И бывает обидно, когда отлично отыгранная сцена отправляется в мусорный ящик из-за ошибки статиста или из-за неполадки в кинокамере, и приходится начинать все сначала. А количество дублей - не бесконечно!
Ну, а монтаж вообще тема для отдельного разговора. Монтаж может как "скрыть недостатки", так и бесповоротно испортить всю сцену. Редко когда постановщик боев участвует при монтаже, и совершенно напрасно.
Кроме всего перечисленного необходимо отметить, что съемка фехтовальной сцены зависит от координированной работы людей из разных, так сказать, подразделений, и соординировать их работу - это ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА.
Осталось упомянуть еще неких продюсеров, которые считают, что раз они добывают деньги, то вправе вмешиваться в съемочный процесс, порой требуя воплощения таких лихих идей, что остается лишь хвататься за голову!
Разумеется, без фамилий. ;)