Статья - Европейское фехтование по книгам С Мишенева История фехтования и В.Тараторина История боевого фехтования / Единоборства / Спорт онлайн - зимние и летние виды спорта. Обсуждения.
Авторизация



Напомнить пароль
Регистрация

ЕдиноборстваСтатья - Европейское фехтование по книгам С Мишенева История фехтования и В.Тараторина История боевого фехтования

Единоборства: Статья   Европейское фехтование по книгам С Мишенева История фехтования и В Тараторина История боевоhttp://www.free-time.ru/razdels/fight/fencing.html (с)

Европейское фехтование
по книгам С Мишенева "История фехтования" и В.Тараторина "История боевого фехтования"

Рыцарство

В VI-VII веках непрерывные войны между племенами и народами, грабительские набеги и захват рабов были нормой. Центральная власть оказалась бессильной. У простого земледельца, ремесленника или торговца не было шанса в бою против профессионального воина. Выход был найден очень простой - профессионального воина содержали окрестные жители. Центральные власти упорядочили эту систему: король выделял определенную территорию своему придворному, который должен был защищать ее и кормиться за счет местного населения. Эти придворные принимали присягу и, в свою очередь, раздавали земли своим дружинникам, которые приносили присягу им. Членов этого военного класса стали называть рыцарями.

К XI веку сложилась традиционная система воспитания рыцарей из трех семилетних циклов: с рождения до 21 года. Первые семь лет будущий рыцарь воспитывался дома - сначала на женской половине, затем среди мужчин, которые закалли его тело физическими упражненими, а душу - Священным Писанием и рассказами о подвигах древних и современных героев. К концу первого цикла отец мальчика должен был подыскать достойного рыццаря, у которого его сын будет жить и воспитываться дальше в качестве пажа. Паж занимался самой разнообразной работой: прислуживал за столом, помогал одеваться господам, и находясь таким образом постоянно среди рыцарей, он должен был внимательно слушать и набираться опыта. Лет в 14 паж получал свое первое боевое оружие и становился оруженосцем. Это не избавляло его от домашней работы, но основной упор делался теперь на обслуживание господина: чистка оружия, помощь в одевании и снятии доспеха, работа на конюшне и с соколами. Зато теперь оруженосцы могли принимать участие в детских или тренировочных турнирах, которые проводились каждые 2-3 недели для проверки успехов в овладении оружием. По окончании третьего цикла оруженосец обычно становился рыцарем. Правда, известны случаи когда оруженосцы доживали до седых волос, становились опытными и известными воинами, но заветного рыцарского пояса так и не получали.

Комментарии (18)
rss свернуть / развернуть
До XI века рыцарский доспех сохранял архаичные формы. Простой шлем сферической или полусферической формы часто дополнялся бармицей, а с VII века - наносником. Корпус прикрывал чешуйчатый или пластинчатый доспех с короткими широкими рукавами. Щиты были чаще всего круглые, реже - прямоугольные или овальные. К этому времени сформировался классический тип меча - каролингский - с длинным широким клинком, коротким перекрестьем и массивным противовесом. Меч стоил очень дорого и был оружием богатых воинов. Бедные, как в древности, действовали копьями, топорами, ножами и луками.

В XII веке значительный вклад в развитие доспеха внесли нормандские рыцари, суммировавшие благодаря своим многочисленным походам опыт и технологию разных народов и создавшие свои собственные формы защитного снаржения. Их доспех напоминал кожаный комбинезон до колен, весь обклепанный квадратными чешуйками разного размера. К широкому удобному шейному вырезу пристегивали бронированный тем же способом или кольчужный капюшон, к которому пришнуровывали вытянутый остроконечный шлем с наносником. Щит приобрел миндалевидную форму. Знатные и богатые рыцари сражались длинными мечами, те, что победнее - короткими, около 60см.

В начале XI века появляется новый покрой доспеха - хауберт, не имеющий ничего общего с нормандским комбинезнным типом. Хауберт представлял собой длинную, ниже колен, рубаху с капюшоном, с разрезами спереди и сзади для езды верхом.

Очень существенным в развитии европейского доспеха стал XIII век, прежде всего благодаря появившемуся в предыдущем столетии одному-единственному боевому приему. Непрерывное совершенствование доспеха потребовало, наконец, кардинального сдвига в технике боя, и возникло новое удержание копья - под мышкой. Если раньше воин скакал на врага, потрясая копьем над головой и поражая противника движением руки, то теперь на кончике копья была сосредоточена огромная энерги - скорость лошади, ее вес, вес всадника в доспехах, плюс скорость встречного движения лошади противника, ее вес и вес противника в доспехах. Пожалуй, никогда еще один прием не оказывал такого действия на все аспекты боевой деятельности - тактика рыцарского боя определилась примерно на 300-350 лет.
свернуть ветку
В результате этого новшества сразу изменился шлем. Повились цилиндрические топхэлмы - горшковидные шлемы весом от 3,5 до 7 кг с узкими прорезями для глаз. Их одевали на толстый мгкий подшлемник с валиком вокруг головы, чтобы как можно эффективнее смягчить таранный удар. Щит, став треугольным, уменьшился в размерах. Хауберт стал еще эластичнее - теперь его делали полностью из кольчуги, длиной чуть выше колен и с рукавами. Такие изменения позволили воину активней сражаться на мечах и поворачиватьс при этом в седле, что трудно было сделать с большим щитом и в кожано-полосчатом доспехе.

Чтобы копье не скользило в руке в момент таранного удара, а заодно и для прикрытия руки и правой части груди, его снабдили гардой. Так в конце XII - начале XIII веков повилось типичное рыцарское копье - лэнс.

В XIII же веке для пешего боя появляются мечи с резко сужающимся клинком и ребром вместо дола. Эта форма была очень удобна для пропарывания кольчуг - основного доспеха того времени - колющим ударом, притом таким клинком можно было и рубить. Вскоре, сначала в Италии, а затем и везде, эти мечи стали применять и всадники.

Таранный удар копьем был настолько эффективен, что легко прошивал любую кольчугу, поэтому весь XIV век велись активные поиски новых форм защиты. Это привело к повлению стальных наручей, перчаток, налокотников, поножей, наколенников, башмаков. Корпус прикрывал распространившийс повсеместно доспех - бригандина. На кожанную или суконную основу бригандины наклепывали изнутри металлические пластины разных форм и толщины. В результате получалась довольно подвижная и надежная конструкци, усиленная спереди, зато облегченная с боков и сзади. Появились и первые кирасы. Несомненно шагом вперед стало изобретение подвижного забрала, благодаря чему повился новый тип шлема - бацинет. Наиболее распространенным бацинетом был хундскугель ("собачий колпак"). Его коническое забрало было рассчитано на отражение колющих ударов, которые должны были соскальзывать вверх и в стороны. Некоторые щиты, называемые тарч, снабдили вырезами для упора копья, что облегчило прицеливание при таранном ударе и одновременно улучшило защиту от него. Малораспространенные в XIII веке мечи с удлиненной рукоятью в полторы руки в XIV веке выходт на первый план и развиваются до двуручных. В то же время обретают популярность и "гражданские" мечи - легкие, короткие, колюще-рубящие, рассчитанные на бой на близком расстоянии.
свернуть ветку
Вся вторая половина XIV века ушла на соединение отдельных частей доспеха в единую систему. И когда к началу следующего столетия это произошло, появился готический доспех, настолько совершенный и прекрасный, что рыцари тут же стали щеголять друг перед другом в сплошном стальном уборе. Новая, почти что сплошная, не проминающаяся защита не оставляла шансов для традиционного меча, и повилось новое оружие. Панцерштехер - длинный трех- или четырехгранный стержень вместо обычного колюще-рубщего клинка - прокалывал доспех в самых мелких сочленениях пластин, но не был приспособлен для продолжительного боя. Чаще всего панцерштехер использовали для одного удара, как копье на скаку, и продолжали сражаться другим, более привычным оружием. В конце XV века появилс биденхандер - двуручный меч огромных размеров, который если и не прорубал доспех, то оглушал его обладател. Правда, рыцари использовали биденхандеры чаще на турнирах, а в бою его предпочитала пехота. Как бы второе дыхание получило и древнее ударное оружие - клевцами, булавами и шестоперами не брезговали даже самые знатные рыцари. Впрочем, тредиционные одноручные мечи тоже сохранились и были по-прежнему очень эффективны против воинов, не имеющих полных готических доспехов, а ведь таких было большинство.

Кардинально изменился и щит. На смену деревянным треугольникам, продержавшимся около 200 лет, из Италии пришли цельнокованные стальные щиты - рондаши. Другим видом щита в эту эпоху стал маленький кулачный брокель, или боче, распространившийся к концу XV столетия, особенно в Италии и Испании.
свернуть ветку
Новое оружие, новые приемы боя не позволили доспеху остановиться в своем развитии, к тому же на историческую арену все увереннее выходило огнестрельное оружие. Пока была надежда бороться с силой пули при помощи стали, был созданновый, почти идеальный доспех - максимиллиановский. Сталь была такого качества, что от нее действительно отскакивали пули, кроме того, весь доспех был покрыт целой сетью характерных желобков, которые отводили почти любой удар или укол в сторону. Доспехи были так хороши, что рыцари, ими обладавшие, стали отказываться от щита. В результате появились широкие возможности для развития своеобразной техники защиты "полууклонением", то есть рыцарь мог принять удар на себя, совершив лишь такое движение корпусом, при котором этот удар терял концентрацию, попадая вскользь или на излете, и желательно, в наиболее толстую пластину. Среди мечей распространился новый вид - батарный, разновидность полуторного. Его можно было удерживать как одной, так и двумя руками, а гарда обеспечивала непложую защиту пальцев благодаря системе из нескольких колец. Дл того, чтобы правильно удерживать такой меч, а заодно чтобы стрелять из пистолета, все доспехи стали делать с перчатками, тогда как до этого встречались и рукавицы.

Когда же стало ясно, что с силой пули бороться уже невозможно, доспех стал быстро деградировать. В XVI веке рыцарство отходит на задний план.
свернуть ветку
Как дрались рыцари

На месте битвы при Визби (1361) обнаружены три братские могилы, содержащие скелеты 1185 бойцов. Даже при поверхностном их осмотре обнаруживаются чудовищные зарубки на костях. Исследователь Во Ингельмарк, проведя тщательный анализ останков, выяснил: большинство ударов - около 65% - нанесены сверху вниз по левой ноге, в основном по голени, причем это не самые сильные и одиночные удары. Несколько меньше представлены удары по рукам, многие из которых приходтся на плечевую кость. Эти удары тоже не самые сильные и одиночные. А вот большинство ударов по голове нанесены с предельной силой, причем в 20% случаев - сериями. Интересно также, что менее сильные удары явно нанесены в левую часть тела противника, а сильные удары, удары сериями такой ориентации не имеют.

Вывод однозначен. Воины, сражаясь друг с другом, наносили редкие экономичные удары в наиболее доступные места тела - прежде всего по левой ноге, так как стойка была левосторонняя - и, добившись успеха, тут же спешили воспользоватьс преимуществом, обрушивая на потерявшего над собой контроль, вышедшего из стойки или даже упавшего противника мощные и меткие удары с любой стороны, вкладывая в них всю свою силу.

Появление учебников

К XVI веку фехтование стало настолько сложным и многообразным, что возникла необходимость фиксировать различные приемы боя. Как нельзя кстати пришлась здесь новая технология - книгопечатание. Некоторые пособия в картинках с простейшими подписями встречаются еще в XIII веке, но они предлагают незначительный боевой арсенал. Исключением для XIII века (в смысле обилия текста) является лишь стихотворное пособие по фехтованию Гиара. Но уже в 1389 году Ганс Лихтэнауэр создает учебник, в котором, наряду с обилием рисунков, он пытается сформулировать понятие атаки, описывает оптимальную последовательность некоторых ударов. Правда, задача эта оказалась слишком уж сложной для Лихтенауэра: "фехтовать легче, чем говорить об этом", - в отчании пишет он. В 1443 и 1467 годах знаменитый мастер Ганс Тальгоффер издал свои Готские кодексы, в которых описал и проиллюстрировал "решительно все возможные виды оружия и сражений". Вклад Тальгоффера в развитие искусства фехтовани неоценим. Он действительно описал все возможные к тому времени способы обращения с холодным оружием, делая особый акцент на владении полуторным мечом. Отдельная глава посвящена борьбе без оружия, которая в то время рассматривалась неотрывно от фехтования, и приемам самообороны против противника, вооруженного кинжалом. Тальгоффер, соединив опыт рыцарей и опыт воинов других социальных слоев, дает нам представление о старой школе фехтования, построенной на старых еще принципах и достигшей вершины в своем развитии. Дальше в этом направлении двигаться было некуда, и изданная чуть позже по заказу Максимиллиана I "Фехтовальная книга" А.Дюрера уже включает в себя элементы новой школы. Хотя и в ней присутствует еще очень много жестких, борцовских и других элементов, характерных для средневековья.
свернуть ветку
Средневековое профессиональное нерыцарское фехтование

В 374 году пала Западная Римская империя. Среди ряда болаа или менее крупных последствий этого события было одно, на первый взгляд маловажное - роспуск большинства гладиаторских школ. Но в результате без работы, крыши над головой и средств к существованию оказались многие тысячи профессиональных фехтовальщиков, не приспособленных ни к труду, ни к тяготам военной службы. В течении следующих 25 лет школы продолжали закрываться, в 399 году перестала функционировать последняя. А еще через 5 лет официальный запрет был наложен и на сами игры. Все эти меры пополнили число бродячих безработных бойцов. Перед ними было два пути - разбой, или продолжение работы по профессии, правда уже без арен, трибун, объявлений, ажиотажа и славы. В итоге возобладал второй подход.

Более чем через 200 лет, в начале VII века, епископ Исидор Севильский пишет о таком типе фехтовальщиков на мечах, использу для их обозначения новый термин - "campiones". Кроме показательных выступления, у отдельных кампионов была еще одна форма заработка - замещение тяжущихся в судебных поединках, которые официально были введены в 501 году Гандебо Бургундским, а по мнению профессора Ливенсона, неофициально проводились таким образом еще в V веке. У хорошего кампиона были все шансы получить постоянную работу такого рода при монастыре, деревне, епископстве, а то и при королевском дворе.

Таким образом, из смеси бизнеса и фехтования родились два законных рода деятельности - путешествия с показательными выступлениями, и замещение тяжущихся в судебных поединках, - позволяющие, в общем, безбедно существовать классу простых бойцов.

Так развивалось новое фехтование - не военное и не рыцарское. Кампионы почти не использовали доспехи, и причин этому было три: во-первых - дорого, во-вторых - лишний вес, и в-третьих - не нужно. Не нужно, потому что в показательных бох смертельного риска нет, а в судебных поединках применение защитных средств часто ограничивалось, а иногда и вовсе запрещалось. Таким образом, кампионы освободились от пассивной защиты задолго до появления огнестрельного оружия. Ее отсутствие приходилось чем-то компенсировать. В результате на передний план выходит подвижность. Оружием на первых порах чаще всего был меч со щитом, иногда шесты и, в частности, в некоторых судебных поединках - дубины.
свернуть ветку
К сожалению, странствующие фехтовальщики не были эпическими героями, и их искусство не воспевалось трубадурами. Поэтому описаний их работы крайне мало. Только несколько мимолетных косвенных упоминаний представляют определенный интерес, давая лишь очень прозрачное представление о стиле: метание песка в лицо перед проведением того или иного приема, подножки, захваты за одежду и конечности для проведения бросков, прижимание поверженного противника ногой к земле и нанесение ему нескольких концентрированных ударов оружием.

Лишь с XIV века кампионы обрели уважение в глазах светской власти. И, вероятно, именно они сыграли не последнюю роль в обучении приемам боя солдат городских ополчений. В 1350 году мастера фехтования перечислены в немецких городах под именем гладиаторов. В 1380 году их стали называть поединщиками (Fechter), откуда, кстати, и произошло слово фехтование (Fechten).

К этому времени фехтовальщики создали свои союзы по типу ремесленных цехов. Помимо крупных показательных выступлени, у этих союзов появилась еще одна статья дохода - обучение фехтованию представителей среднего класса. Этим занимались специально подготовленные инструкторы - "dimicatores". Тренировки проводились на боевом оружии и были чрезвычайно травматичны. Техника безопасности оставалась крайне низкой. Но популрность фехтования среди молодежи была так высока, что, например, в 1387 году студентам Гейдельбергского универстета запретили посещение фехтовальных школ, чтобы не отвлекаться от занятий. Насколько недейственным оказался этот запрет, говорит тот факт, что вердикт приходилось возобновлять каждые два года.

Оседлые союзы в это время окончательно сформировали свою цеховую организацию со своими сословными правилами, мастерами и подмастерьями, традициями, ритуалами. Одним из высших статусов в таких союзах было звание ширммейстера - учителя защиты, или, как их стали называть чуть позже, фехтмейстера - учителя фехтования. Бойцы, которые продолжали странствовать, отказавшись от оседлой жизни, назывались свободными поединщиками (Fechter).
свернуть ветку
Наиболее крупным из первых союзов стало основанное в Нюрнберге "Общее братство Святой и Пречистой Девы Марии и Святого и могущественного князя небесного Святого Марка", или, сокращенно, "Марковы братья". 10 августа 1487 года Фридрих II даровал им первую грамоту о привилегиях, согласно которой, в частности, "Марковы братья" получили право именоваться "мастерами меча". Вскоре "Марковы братья" переехали во Франкфурт-на-Майне, ставший на время центром фехтовального искусства Европы. Постепенно этот союз занял монопольное положение. Желающие преподавать фехтование должны были приехать на осеннюю ярмарку и сразиться с капитаном и четырьмя мастерами "Марковых братьев". Тот, кто выдерживал испытание, за 2 гульдена получал два символических удара мечом по чреслам, после чего ему передавали "секреты", рифмованные памятные сентенции, "записки" и тайную подпись, по которой члены союза узнавали друг друга во всем мире. Наиболее популярным оружием были в то время шесты, дубины, кинжалы, алебарды, пики но прежде всего двуручные и полуторные мечи, и введенные чешскими фехтовальщиками дюсаки - первоначально, возможно, деревянные, затем стальные изогнутые, широкие полосы с продолговатым отверстием для руки у основания. Интересным специфическим оружием "Марковых братьев" был корделач - большая, часто двуручная сабля. Также изучались приемы борьбы и самообороны без оружия против противника, вооруженного кинжалом.

Около 1570 года от "Марковых братьев" отделился ряд мастеров, которые основали свой союз "Фехтовальщики пера" (в их гербе было изображено гусиное перо). Штаб-квартиру они расположили в Праге и вскоре получили от императора Рудольфа II свою долю привилений.
свернуть ветку
В XIV веке господство рыцарей на полях сражений окончательно потеснила пехота, вооруженная тяжелым оружием ближнего боя. В 1480 году Людовик распустил вольных лучников, проявивших низкую боеспособность, и сформировал пехотные корпуса из 20 тысяч постоянно оплачиваемых воинов. По существу, это было созданием регулярной армии. Ту же реформу провел и Карл Бургундский.

Ударная сила таких войск вооружалась, по примеру швейцарцев, алебардами и пиками. Древки алебард оковывали сталью, что позволяло принимать на них удары мечей, а навершие сочетало в себе копье, топор и один или несколько крюков. Техника боя алебардой, основы которой были заложены еще швейцарцами, продолжала совершенствоваться. Она заметно отличалась от того искусного фехтования, которое практиковалось в союзах типа "Марковых братьев". Отличалось, во-первых, относительной простотой, в во-вторых, той неизбежной спецификой, которую накладывает необходимость вести бой в строю, в окружении своих или вражеских солдат, словом - в тесноте. Техника включала в себя различные удары острием, топором и крюком, удары и толчки древком, отражение ударов углом, образуемым соединением топора и копья и окованной частью древка. Специфичны и характерны для алебард приемы зацепов и рывков на себя: пехотинцев зацепляли за впереди стоящую ногу, всадников - за шею.

Другим популярным древковым оружием XV века была пика. Пику удерживали правой рукой за птку древка, а левой на таком расстоянии от пятки, которое ранялось примерно ширине плеч. При этом кисти рук были подняты до плеч, а локти опущены. Из такого положения удобно было наносить целые серии коротких уколов.
свернуть ветку
Ренессанс пехоты

До XIV века рядовая пехота являлась обслуживающим персоналом рыцарей. О боевых качествах простых бойцов речи не было.

Первую серьезную попытку составить альтернативу рыцарской кавалерии предприняли англичане. Их пехота вооружалась мощными луками - гранаками. В Англии каждый церковный приход экипировал и содержал на случай войны одного лучника. Английские лучники уже в XIV веке действительно доказали свою боеспособность, буквально расстреляв французских рыцарей при Кресси и Пуатье

Английские лучники не только прекрасно стреляли. Будучи представителями социальных низов, многие из них владели английской народной техникой боя шестом - йоменри, что было очень удобно именно для этого рода войск. Ведь роль шеста в некоторых случах мог выполнять лук со снятой тетивой, который был такой же длины, как и шест. Английский шест держали одноименным хватом сверху посередине, нанося и отбивая удары в сторону обоими концами и толкая в ближнем бою средней частью Техника йоменри сочетала в себе простоту и эффективность. В 1625 году английский боец с шестом победил трех испанцев, вооруженных шпагами и кинжалами.

Примеру англичан последовали и французы. В 1448 году Карл VII создал регулярный контингент, именовавшийся вольными лучниками. Он пополнялся путем принудительного набора - по одному человеку от каждых 80 очагов. Сначала обязательным вооружением вольных лучников были луки и рабалеты, но впоследствии их оружие стало самым разнообразным - пики, алебарды и т.д., то есть вольными лучниками стали называть пехоту вообще. Вооружался такой боец за свой счет, освобождался от всех податей и обязан был по воскресеньям и праздничным дням упражняться в стрельбе из лука и во владении оружием.

В отличие от английской и французской, пехота швейцарцев сразу сделала ставку на оружие ближнего боя. Каждый житель кантона должен был иметь хорошее вооружение и по первому требованию выступать в поход. Обращаться с оружием каждый будущий воин обучался самостоятельно. Находил ли он учителей, отрабатывал ли приемы на чучеле или тренировался с друзьями-одногодками - это никого не интересовало, но рано или поздно молодой швейцарец должен был предстать перед комиссией, которая существовала в каждой общине, и продемонстрировать свое умение обращаться с оружием, как правило - алебардой.
свернуть ветку
В 1482 году император Максимилиан I сформировал отряды ландскнехтов, используя как образец швейцарское войско. Только основным наступательным оружием ландскнехтов были на алебарды, а биденхандеры - двуручные мечи. Ландскнехты, вооружаемые двуручными мечами, проходили спеыиальное обучение, после чего получали звание "мастер длинного меча" и двойное жалованье. Они составляли первые ряды войска, а также охрану знамени и полководца. Эти бойцы уже совершенно не походили на забитых солдат раннего средневековья. Отличались они не только относительным финансовым благополучием и боевой значимостью, но и блестящей техникой владения оружием, без которой теперь служба в армии была вообще немыслима.

В XVII веке наиболее массовым двуручным оружием становитс пика. Появился даже специальный род войск - пикинеры. В их задачу входил бой с кавалерией противника. Что касается владения пикой, то здесь оно уже ограничиваетс длинным рядом заученных приемов, позволяющих выполнять все действия синхронно, в ансамбле, по командам офицеров. Фехтования, как такового, мы здесь не встречаем.

Фехтование на шпагах

С конца XV века в воружение западной Европы прочно входит шпага. Именно с этого времени о фехтовании стали говорить как о роде искусства, имеющем свою философию. Считается, что шпага появилась как результат постепенного утончения меча. Родиной шпаги традиционно считают Италию, откуда, собствено, искусство владения этим ооружием распространилось по всей Европе.

Изначально бой на шпагах протекал с использованием щитов разных форм и небольшого размера - брокелей. Его техника была очень близка к поединку на мечах со щитами. При этом брокели использовались и для нанесения ударов. Часто к ним прикреплялись металлические шипы, по форме напоминающие кинжалы. В XVI веке постепенно отказываются от щита, заменяя его дагой. Параллельно с этим в Испании для действия левой рукой стали широко применять плащ. Его либо наматывали на руку и отбивали им удары как щитом, либо набрасывали на оружие или голову противника.

Дл итальянской школы фехтования на шпаге с дагой (позже - кинжалом) характерна силовая манера ведения боя. Часто использовались различные варианты захватов с элементами борьбы, одновременные удары шпагой и дагой либо их серии.

К концу XVII века во Франции постепенно отказались от применения даги или кинжала и в поединках стали использовать только шпагу. Облегчение ее клинка привело к тому, что французы отказались и от рубящих ударов, используя только уколы. Но при этом иногда для увода клинка противника в сторону допускались действия свободной рукой. Последователи французской классической школы на какой-то период отказались от уколов в нижнюю часть тела, мотивируя это тем, что убить врага такой удар не может, а риск при этом быть пораженным - велик.
свернуть ветку
Фехтование на саблях

С XIV века, когда началась открытая экспансия турок в Восточную Европу, все большей популярностью у европейцев этого региона стала пользоваться сабля. Она быстро нашла свое место в арсеналах Европы и занимала доминирующее положение на протжении XV-XVII веков в военном деле Сербии, Албании, Хорватии, Молдавии, Украины, России, Венгрии, Польши.

Сабля была действительно универсальным оружием, одинаково пригодным и для конного, и для пешего боя. Изначально клинки сабель делались массивными, чтобы их вес способствовал разрубанию доспехов, а для придания им больших режущих свойств часто на кончиках клинков с тыльной стороны делалось утолщение - "елмань" или "перо", что усиливало инерцию сабли при рубке.

Существовало два способа удержания клинка при совершении парадов: т.н. "длинные" (или "венгерские") защиты, и "короткие" (или "обыкновенные"). Венгерский способ отличался тем, что кончик клинка при оборонительной позиции был направлен к земле, а не вверх. Эта традиция изначально обуславливалась небольшими размерами защитной гарды, оставляющей кисть руки открытой для поражени. Поэтому под рубящие удары противника подставляли клинок, держа руку выше точки соприкосновения оружия, чтобы сабля, соскальзывая вниз, не могла задеть кисть.

Для сабельного и шпажного боя старых школ были характерны так называемые "внутренние" удары, идущие снизу в сторону подбородка и горла. Отразить их было чрезвычайно сложно, и часто, чтобы избежать поражени, приходилось спасаться прыжком назад или в сторону.

По мере облегчения вооружения уменьшался и вес сабли. Манипулировать ей стало значительно проще, появилась возможность наносить кистевые удары, особенно характерные для венгерской школы. Эффективны они тем, что для их проведения достаточно простого поворота кисти. Для противника это движение оставалось неуловимым, и такой удар часто достигал цели. Сила его была меньше силы локтевого удара, но серьезно поранить противника им было вполне возможно.

В XVIII и XIX веках сабля по-прежнему оставалась на вооружении в кавалерии. В пехоте использовались ее укороченные варианты: полусабли и тесаки, техника боя на которых практически ничем не отличалась от сабельной. Тяжелая и средняя кавалерия - кирасиры и драгуны - были вооружены палашами, манера боя на них имела некоторые отличия от боя на саблях. Разница обуславливалась большим весом палаша, что исключало активное применеине кистевых ударов, а его прямой и более длинный клинок был удобен для нанесеня уколов.

При фехтовании верхом надо было постоянно помнить о том, что во время схватки опасности подвергаетс не только всадник, но и его конь. Поэтому всадников обучали блокировать удары, направленные на животное, в основном, в область головы и шеи.
свернуть ветку
Фехтование на штыках

В 1684 году в австрийской армии первыми решились на отмену пик и введение байонетов (предшественников штыка, которые вставлялись в ствол мушкета для ведения ближнего боя). Вскоре во Франции придумали штык. В 1688 году в присутствии короля Людовика XIV были проведены опыты по фехтованию на штыках, однако конструкция крепления штыка на стволе была еще несовершенной, и штыки соскальзывали с мушкетов при нанесении ударов. Король Франции забраковал нововведение, однако австрийцы усовершенствовав крепление немедленно перевооружили пехоту в 1689 году. Затем новшество распространилось по всем армиям Европы, а французы приняли его на вооружение самыми последними, в 1703 году.

Техника боя штыком, естественно, наработана еще не была. Так, от шведского мушкетера устав требовал атаковать, держа ружье в левой руке, а обнаженную шпагу - в правой. Такой способ одновременного фехтования двумя руками требовал длительной подготовки. Поэтому русские, не обладавшие ни достаточным временем для обучения, ни достойными учителями, применяли более простые приемы.

Революцию в применении штыка совершил А.В.Суворов, который понимал, что только всерьез овладев навыками штыковой схватки, русские солдаты смогут победить турок в рукопашной. Действию штыками солдат обучали как в строю, так и индивидуально. Перед Итальянским походом 1799 года Суворов, зная, что австрийцы были слабыми бойцами в штыковой схватке, написал инструкцию специально для их армии. В ней давались такие советы: "...а когда противник подойдет на 30 шагов, то стощая армия сама двигается впеерд и встречает атакующую армию штыками. Штыки держат плоско, правою рукой, а колоть с помощью левой. При случае не мешает и прикладом в грудь или по голове."

Вслед за суворовскими "чудо-богатырями" наступательный штыковой бой освоила армия революционной Франции. В ходе наполеоновских войн его признали армии и других европейских государств.
свернуть ветку
Как ни странно, но несмотря на пристрастие в русской армии к штыковому бою, никаких серьезных теоретических пособий по этому вопросу не издавалось до 1861 года, когда вышла в свет книга "Правила для употребления штыка в бою". Изданные ранее "Наставления господам пехотным офицерам" (выпущенное перед Бородинской битвой) и "Правила обучения войск гимнастике" (в 1859 году) касались штыкового боя лишь косвенно или частично. В 1905 году, после окончания русско-японской войны вышла книга Александра Люгарра "Руководство фехтования на штыках". Люгарр удачно объединил боевой опыт прошлых поколений с собственными нововведениями. Во вступительной статье к техническому материалу Люгарр сетует на то, что командованием русской армии не рассматривается чисто практическая сторона боя на штыках. В инструкциях только говоритс о том, что пехота атакует холодным оружием, но какие приемы должны при этом использовать солдаты - не объясняется, как будто это умение должно прийти само собой, стоит только пехотинцам добежать до линии окопов и вступить в рукопашную.

С повсеместным распространением магазинных винтовок и пулеметов значение штыкового боя резко снизилось. С 1920-х годов по настоящее время штыковой бой считается всего лишь одним из элементов ближнего боя, притом далеко не самым главным, и еще - хорошим средством психологической и физической закалки бойцов (так перед Второй мировой войной во Франции и СССР было популярно фехтование на карабинах с эластичным штыком в качестве военно-прикладного вида спорта).
свернуть ветку
Статья несомненно интересная, но позволю несколько коментариев по "фехтованию шпагой":

"Родиной шпаги традиционно считают Италию, откуда, собствено, искусство владения этим ооружием распространилось по всей Европе."

Судя по всему автор здесь под "шпагой" все-таки понимает рапиру, из которой уже в дальнейшем (путем уменьшения длины, ширины и вследствии того - веса) произошла шпага.

В таком случае неплохо было бы упомянуть что само слово "рапира" (в прочем как в какой-то мере и слово"шпага") произошли от "Espada Ropera", словосочетания имеющего испанские корни (кстати и сам Мишенев об этом упоминает в одной из своих статей "Меч-Кастелянша"). Равно как и первый из трактатов, посвященный фехтованию на "новом оружии" (рапиры) все-таки был испанский... (В Испании в 1474 году выходит первая книга по вопросам техники и тактики фехтования. Ее написали испанские учителя фехтования Понс де Перпиньян и Педрос де Торре)
Поэтому говорить об Италии как о родине шпаги/рапиры я бы с такой уверенностью не стал (ОСОБЕННО если учесть что конец 15-начало 16 века это переод испано-французских войн в Италии за право доминирования в этом регионе, которые были выиграны Испанией)

"Изначально бой на шпагах протекал с использованием щитов разных форм и небольшого размера - брокелей"

Еще упоминаются "баклеры" - также маленькие щиты... (возможно другое название)
свернуть ветку
Спасибо за дополнение ;)
свернуть ветку
Использовать указанное сочинение господина Мишенева как ИСТОЧНИК знаний о фехтовании мне кажется слегка странным и неуместным.

Поскольку данный Источник, по моему мнению, знаний не содержит.

Я не к содержанию Вашей статьи. Исключительно к одному из выбранных источников.
свернуть ветку
Материал выбран потому что в нем есть полезные моменты. Не все статьи актуальны и познавательны на 100%. На то группа и называется "копилка", здесь есть как мелочевка, так и крупная "валюта", но даже мелочевка уже стоит того, чтобы на нее обратили внимание, ибо она уже отобрана и содержит некую ценность.
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.