Самые Распространенные Ошибки в помощь начинающему тренеру

Единоборства
Единоборства: Самые Распространенные Ошибки в помощь начинающему тренеруНедавно посетил тренировку знакомых любителей саберфайтинга, и не мог не обратить внимание на то, что несмотря на некоторые технические отличия - ошибки новичков практически ничем не отличаются от ошибок новичков других направлений фехтования.

В связи с этим есть предложение всем присутствующим: сделать краткий сборник наиболее распространенных ошибок, которые даже не очень опытный тренер мог бы оперативно отследить (зная на что именно стоит обращать особое внимание) и исправить у начинающих бойцов, до того как эти ошибки закрепятся на уровне рефлекса.

Итак, наиболее распространенные ошибки:

1) Не соблюдается плоскость нанесения рубящего удара даже в классической форме. Вместо нормального замаха и последующего удара, начинающие стремятся побыстрее "донести" меч до противника, в результате чего он идет по такой хитрой ломанной тректории, что сила (а, следовательно, эффективность) такого рубящего удара стремится к нулю.
Лечится тренерским матом и наглядным объяснением с демонстрацией механики нанесения рубящего удара.

2) Не соблюдается уровень нанесения удара. Самый распространенный пример - нисходящий диагональный удар в плечо часто фактически (если не выставлять блок) проходит над головой противника.
Лечится наглядной демонстрацией - когда в качестве противника выступает тренер, который в последнй момент не выставляет защиту и удар отчетливо пролетает мимо цели.

3) Не соблюдение стойки. Практически повсеместно после первых мгновений учебного боя колени автоматически выпрямляются и дальше фехтование идет из "стойки циркуля". Также наблюдается укорачивание стойки (ступни сближаются практически вплотную друг к другу, что далеко не лучшим образом отражается на устойчивости).
Лечится долгой и упорной отработкой передвижения на полусогнутых ногах. Главной внушить мысль, что СЛИШКОМ глубоко сесть человек не сможет в принципе. Организм возьмет свое и сам выпрямит колени.

4) Нападение на оружие противника, а не на него самого. Из желания побыстрее кого-нибудь зарубить и некоторой опаски за себя очень часто начинающие рубят первое, до чего могут дотянуться. Примерно 90% таких атак приходится на меч противника. При этом оба начинающих бойца получают от этого процесса свое удовольствие и выброс адреналина. Право, бывает неловко их останавливать, столько счастья и радости во взгляде.
Лечится разъяснительной работой и отслеживанием попаданий конкретно по тушке противника.

5) Ускорение на стадии отработки взаимодействия с противником. Когда идет тренировочный бой, основным условием которого являетя неторопливое и технически правильное отрабатывание изученных ударов и блоков, многие начинающие стремятся резко ускорить темп работы, дабы опередить партнера. Тоже приходится одергивать.

6) Слабая защита. Начинающие в тренировочных поединках выставляют очень слабые, фактически нежизнеспособные блоки. Однако сам факт выставления блока противником (таким же начинающим бойцом) воспринимают как сигнал прекращения атаки и многие тут же отводят свое оружие. В результате вырабатывается привычка выставлять слабые блоки "на отвали".
Лечится силовым продавливанием выставленных блоков в конце каждого "заблокированного" удара.

Это то, что смог вспомнить навскидку. Какие еще распространненные ошибки начинающих вы знаете?
49 комментариев
avatar
Когда прочитал про "начинающему тренеру" обрадовался, что будет что-то по методике обучения, на деле про технику.
Из того же саберфайтинга: у многих "тренеров" нет никакого реального тренерского опыта в рамках фехтования, много попустительства и невнимательности, некоторые становятся тренером, чтобы удовлетворить потребности во власти и чувство своего значимости, а не обучать других и развиваться самому, и от сюда уже тянется остальное. Поэтому мне кажеться многое зависит от личности человека, а не только от его профессиональных навыков и знаний.

Статья - 10 критических ошибок фехтовальщика
http://vkontakte.ru/topic-7447335_21321906
avatar
Коль, возможно стоило написать еще про наклон оружия при постановке защиты. Он очень разнообразный и часто никак не соотносится с направлением удара и распределением в нем усилия. Начинающие часто не планируют как поведут себя клинки в соединении после контакта, главное чтобы атака "попала" в защиту. Если сможешь сформулировать своими словами, напиши?
avatar
В обоюдных атаках рука насебя идет (САБЛЯ)
avatar
Александр, дело не в саберфайтинге как таковом. Исходя из личного опыта, могу сказать, что подобная картина характерна для многих клубов истфехта, ролевого фехтования, и др. направлений. Причем дело часто не в личности тренера. Например, во многих клубах расположенных в небольших городах даже те, кто берут на себя обязанности тренера (подчас вынужденно - ибо больше просто некому), могут получить преподавательский опыт либо путем долгого хождения по мукам (на что уходят годы, даже при условии, что у человека есть задатки преподавателя), либо из интернета. Но и там не так много по настоящему ценной (детальной, а не общих схем и рекомендаций) информации о том, как следует преподавать фехтование и еще меньше сведений о том, на какие ошибки начинающих при этом следует обращать внимание. Собственно, в этом и суть поднятой темы - дать тренерам возможность рассматривать своих учеников через призму шаблона типичных ошибок. Когда недостаток личного опыта можно хотя бы отчасти компенсировать акцентированием внимания на вполне определенных общераспространенных моментах. Т.е. тренер берет некий "трафарет" самых распространенных ошибок и накладывает его на своих учеников. Таким образом его задача по их подготовке значительно упрощается.

Алексей, ты имеешь ввиду выставление защиты своим оружием под "слабым" углом для принятия удара противника? Когда в момент контакта клинков нарушается требование соблюдения прямого угла в 3-х плоскостях? Если честно, я не знаю, как это можно описать на словах в доступной форме. Это надо показывать. Но если вкратце, можно взять для примера блок горизонтального рубящего удара в корпус и попробовать сформулировать примерно следующим образом:
1) при блоке меч должен быть расположен перпендикулярно мечу противника на завершающей стадии удара (т.е. в данном случае вертикально). Если острие блокирующего меча отклонено на защищающегося, есть вероятность, что при продавливании меч противника соскользнет вверх и либо "перескочит" через блокирующий меч, либо по закону рычага просто промнет блок, когда дойдет до быстрой (приближенной к острию) части клинка.
2) плоскость клинка блокирующего меча должно быть перпендикулярна плоскости клинка атакующего меча. Если блокирующий меч сориентирован плоскостью клинка ту или иную сторону под углом, отличающимся от стандартного прямого, то с высокой степенью вероятности при продавливании его просто "уведет" в ту сторону, куда направлено его лезвие.
3) Клинки мечей в момент блокировки должны быть перпендикулярны по отношению друг к другу, так чтобы при взгляде сбоку они находились в положении "+", а не "Х". Чем больше будет отклонение от прямого угла, тем проще будет продавить такой блок.
Как-то так... Поправь меня, если где-то неправильно описал.

Впрочем, эта ошибка может быть исправлена все тем же силовым продавливанием выставленной защиты. Поначалу замедленной, а потом и на скорости приближенной к реальной. Чтобы человек прочувствовал, как, под действием оружия противника его защита разваливается, а меч противника соскальзывает по его мечу и таки доходит до тела. После определенного количества замедленных повторов, обычно появляется ощущение правильной постановки меча на защите и находится оптимальный угол для выставления блока.

Константин, можно поподробнее насчет руки, которая при обоюдных атаках в сабельном фехтовании идет на себя. К каким негативным последствиям это приводит и как с этим, по вашему мнению, можно бороться?
avatar
вполне хорошо изложил! Конечно есть противники прямой встречной защиты, в которой всегда можно найти много минусов (что настоящий клинок она не бережет, является глупой, непрофессиональной, и т.д.) Тем не менее она требует меньшего опыта, сложность движений ниже чем в уступающих защитах, сбивах и парированиях, скорость выполнения и переходов между уровнями выше чем у остальных видов защит. Поэтому так защищаться быстрее и надежнее при условии если противник физически не намного сильней вас.
avatar
Можно взглянуть еще на данный момент вот с какой стороны - не угол "слабый", а наклон оружия без оценки траектории. В результате оружие в момент приложения силы проскальзывает вдоль защиты клинком (уходя на уровень выше или ниже) или поперек клинка ( съезжая к внутренней или наружной стороне цели). Для любителей характерно выполнение наклонных защит "как в кино", где кажется стоит наклонить меч, и противник тут же проскользнет по защите мимо вас. А в практике оказывается что меч часто соскальзывает в голову, в пальцы, в бедро или локоть. Научиться контролировать угол скольжения сложно если не добавлять к нему перемещение всего тела и смещение с линии атаки, подстраиваясь под каждое конкретное направление и усилие удара. Это комплексный навык, который сам по себе не возникает, нужно самостоятельно заставить себя совместить два типа движения если рядом некому показать и объяснить.
avatar
"требование соблюдения прямого угла в 3-х плоскостях" - а можно узнать, где вы взяли это требование для мечей? Т.е. ранее польского сабельного фехтования 17 в ("на крыж").
avatar
это "новодельное" требование. чисто чтоб легче было объяснять геометрию при соединениях.
avatar
На мой взгляд, самая распростроненная ошибка начинающего тренера - отсутствие четкой программы подготовки бойца. Тренировки проходят без постановки целей и задач на голом энтузиазме. В результате многие технические элементы выдергиваются из контекста. Как следствие -непонимание назначения отдельных действий или способов выхода на них.
Так же отстуствует системный подход, а именно,комплексное развитие бойца по трем взаимодействующим направлениям техническом, физическом и психологическом.
avatar
Алексей.
Буду очень рад, если вы напишете по одному упражнению на развитие конкретного направления (технического, физического и психологического).

И если можно, то одно-два упражнения расчитанных развивать все три элемента...

И есть вопрос из области фантастики))) Что есть тактика и стратегия боя? В чем различия? И главное, как развивать тактическое и стратегическое мышление???

Заранее спасибо. Очень жду ответа)))
avatar
Техника складывается из боевой пластики и знания непосредственно технических элементов приведенных в системму. С так называемыми приемами я думаю все понятно, а вот пластику мы вырабатываем посредством суставной гимнастики и нижней акробатики.
Физическую силу и выносливость качаем комплексом Купера, работой на балде и бегом, бегом в различных формах.
Психологическая подготовка это самое сложное...отсылаю вас к г-ну Кочергину, у него очень много интересных нароботок по этой теме.
Тактика и стратегия очень похожие понятия. Стратегия определяет долгосрочные планы, а тактика - элементы реализации этого плана. Тактическое мышление (в отношениии боя) развивается не плохо идеомотроной тренировкой.
Надеюсь написал не слишком непонятно.
avatar
ДЯЯЯЯ. Много непонятных слов............ Извини за глупость, но переспрошу, то что не понял...

С примерами не все понятно. Я сам немного умею фехтовать и не так давно взялся обучать. Примеры мне нужны конкретные для того что бы понять от чего отталкиваться при работе в том или ином направлении... Сейчас тренирую ребят так же как тренировался сам в начале. Просто считаю, что этого не совсем достаточно, все как-то сумбурно получается.

Что есть суставная гимнастика? (как вариант я ее каждую тренировку делаю, только незнаю что она так называется)))))
Что есть нижняя акробатика?
Комплекс Купера тоже не известен...
И наконец как развить стратегическое мышление? (я так понял, что за стратегию отвечает например вдумчивый расход сил во время боя. Так как этому научить? я это осознавал через 30-40 тренировочных боев в полном обмундировании. Может есть другой вариант?)

Заранее спасибо. Очень жду ответа)))
avatar
Суставная гимнастика - комплекс упражнений направленных на тщательную проработку всех суставов тела и позвоночника. Повышается подвижность и гибкость суставов. Носит лечебный характер. Такие комплексы упражнений описаны во многих боевых (и не очень) системмах таких как СГБ, цигун, Кадочников, йога и.т.п.
Нижняя акробатика - это умение перемещаться в нижнем уровне. Сюда входят кувырки, перекаты, скольжения, основы самостраховки при падениях.
Суставную гимнастику и нижнюю акробатику мы взяли из системы Кадочникова.
Тест Купера, 10 по 10. Необходимо без перерыва 10 раз подтянуться, 10 раз отжаться, 10 раз присесть. И повторять это 10 раз без перерыва и с макимально возможной скоростью. Я впервый раз сделал 2 комплекса и сказал: "Да ну нафиг"
Вообще тест Купера, как таковой, описывает комплекс нагрузок, но не описывает сами упражнения. Так что можете сами их придумать, важно только чтоб при их выполнении были задействовани разные группы мышц.
Касательно технических элементов...если есть желание, могу в личку сбросить программу, но там тоже тебе не все понятно будет.
avatar
"Я сам немного умею фехтовать и не так давно взялся обучать." - чему именно, если не секрет? Т.е. что подразумевается под боевым фехтованием в вашем случае?
"я так понял, что за стратегию отвечает например вдумчивый расход сил во время боя" - нет, это как раз тактика. Стратегия отвечает на вопрос зачем нам вообще этот бой?
Если кратко то:
Техника - как мы делаем.
Тактика - что.
Стратегия - зачем.
avatar
Григорий.
Я фехтую плохо для того уровня который мне нужен.....
Но в моем городе людей, которые могут меня победить на ристалище по полной поражаемой зоне не наберется больше десяти. Так что мне есть чему учить, по крайней мере по сравнению с большинством ребят из моего города...

Алексей. Спасибо за Купера, на следующей неделе попробую))))))))
Да - есть желание, скидывай)))
avatar
"Но в моем городе людей, которые могут меня победить на ристалище по полной поражаемой зоне не наберется больше десяти. Так что мне есть чему учить, по крайней мере по сравнению с большинством ребят из моего города..." - я разве выражал в этом сомнение? Есть так есть, мне просто интересно чему именно вы учите, а не насколько качественно. Судя по вашему ответу речь о спортивном доспешном истфехе. Я угадал? Вопрос далеко не праздный в контексте обсуждения.
avatar
Прошу прощения за несдержанность.

"мне просто интересно чему именно вы учите"
Учу технике, гоняю физуху, показываю и объясняю важные мелочи. В общем стараюсь научить ребят драться и быть готовым к встрече с любым противником. Основные цели моей тренировки:
1)дать базу перемещений, стоек, ударов, блоков.
2)подкачать физуху и дыхалку.
3)помочь ребятам подготовится к турниру. психологически подготовить и физически.
4)научить человека видеть и исправлять свои ошибки. Главная ошибка это когда в тебя попадают.
Я считаю что если человек делает что-то странное, но при этом ОЧЕНЬ эффективно и с высокой степенью надежности, то это лучше всего приписать к особенностям его техники, чем исправлять...
Стремлюсь, что бы ребята развивали свой стиль боя.
avatar
Тоже попытаюсь что-то изложить из того, чего считаю полезным для начинающего тренера. Всего, эстественно в обном посте не опишешь (Иначе зачем вообще пишут столько спортивной литературы, если все можно в обин пост уложить?).

Размышления на тему "Новички-продвинутые-мастера":

1. Помним, что новички еще не умеют работать самостоятельно. Даже если этот новичек - разрядник по другому виду спорта, сам себе он программы по фехтованию не напишет. А не новички (старшие ученики) уже слишком самостоятельны: отвернулся на 5 минут, а там вместо боя по заданию уже спарринг. То есть:
- участвуем в том, чем люди заняты
- самое главное, не пускаем тренировку на самотек: раздаем задания и не забываем их менять
- в отработке контролируем, чтобы делали то, что говорят, а не гнали отсебятину; если вы их поправили мол, "не так, а вот этак" важно проверить, чтобы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО стали делать "вот этак", а не покивали головами и продолжили по-своему.

2. Не забываем разбивать пары. Допустим, два человека стараются, отрабатывают, уже вспотели и еле дышат, а рядом две сомнамбулы степенно гладят друг друга и делают не то. Заменяем в парах людей: пусть те, что работали, отдохнут (а кто спал - напряжется), а заондно отработают полученные навыки на учебной цели - сонной макиваре, пока она не проснется и не заработает. Даже если все стараются, пары нужно менять: если уж повторять одно и то же, так хоть с разными людьми.

3. Хуже всего получается когда один из бойцов в паре старается и рвется в бой, а другой тупит и спит. Такие пары надо разбивать, чтобы желащий работать не имел этого гемороя на всю тренировку. А желающий поспать пусть спит, пока не попадет под пуункт 2.

4. Стараемся больше сводить людей одного уровня. Человек не научится атаковать, если его атаки не будут достигать цели (а сильный противник просто не позволит новичку себя достать, даже если тот делает все правильно). Человек не научится защищаться, если его защиту постоянно обходят или пробивают. То есть, если новичек постаянно в паре со стариком или тренером, он не научится главному - побеждать. Научится только тому, что его бьют. "Поддавки" со стороны тренера - вариант во время индивидуального урока, но основное - научиться побеждать реально отбивающегося противника, который отбивается как может, но без поддавков. Ставить новичков в пару со стариками время от времени надо, но с ветеранами новички получают опыт выживания, а опыт фехтования - с равными.

5. Не перегружаем людям головы. Понятно, при взгляде со стороны, "продвинутых фехтовальщиков" может возмутить, что новички, отрабатывая батман или захват забывают о стойке. И хочется влезть и поправить. Не надо стесняться послать нафиг советчиков. Человек не может думать обо всем сразу, когда осваивает новый материал. Мы поработали какое-то время над стойкой и будем еще работать потом. Но сейчас внимание должно быть направлено прием. Со временем все срастется, стойка станет привычной. И это нормально. Можно довести ту же стойку до автоматизма, потратив месяцы только на нее одну и попутно растеряв всех, у кого нет такого терпения, как у японцев или китайцев, но в первом же бою эта стойка снова полетит, так как одно дело - упражнения, а другое - бой. И толку?

6. Стараемся как можно быстрее довести людей до вольного боя. Он дает разрядку и учит думать. Пусть он пока наивный и больше похож на хаотический махач, этот бой, но это уже бой и какое-никакое применение тому минимуму навыков, который уже получен. А значит и мотивация.
avatar
7. В нашей среде практически нет сенсеев, которым самим уже не нужно учиться. Тренеру тоже надо тренироваться. Когда с новичками возятся самые опытные люди в клубе, это круто первые 2 недели, но это ж убивает. Кому нужен тренер, которого это все задолбало, и мысленно он не здесь, а там? Тренер тоже человек, он тоже хочет развиваться. Поэтому при первой же возможности простые вещи (а ля стойка, постановка удара, базовые защиты) лучше свалить на старших учеников. Это высвобождает время для тренера. Он может потратить его или на индивидуальные уроки, или для того, чтобы самому потренироваться. А с другой стороны дает хороший опыт старшим ученикам: объясняя другим сами закрепят для себя основы, не говоря уже о факте признания того, что они уже чего-то достигли и им доверяют учить других. В идеале процесс нужно строить так, чтобы тренер занимался непосредственно материалом и плотной работой со старшими, а новичками - более опытные товарищи при минимальном контроле со стороны тренера.

Итак, ошибки, которые может допустить тренер в управлении личным составом:

1. Выпустить процесс тренировки из-под контроля. Ученики не будут тренировать себя сами. Они ждут от вас заданий.
2. Передерживать перспективных учеников на себе, ошибочно полагая, что чем круче у них противники, тем больше они растут.
3. Крохоборствовать и сбивать людей с толку постоянными придирками ко всему, что не касается конкретного материала, изучаемого в данный момент. Нельзя ждать сразу полного и абслютного идеала во всем - лучше сосредоточиться на главном.
4. Пытаться сесть одной попой на все стулья, тогда как стоит отдать часть работы старшим ученикам.
5. Забыть о собственном развитии и тупо терять боевые навыки на тренерской работе.

Сам я набил шишки обо все вышеперечисленное. И, к сожалению, продолжаю время от времени наступать на одни и те же грабли.
avatar
Размышления на тему о преподавании техники:

Имхо, главная и фатальная ошибка - перфекционизм. Об этом я писал уже выше. Поэтапно довести до совершенства отдельные элементы (стойки, приемы, передвижения и т.д.) невозможно. Можно отдельно выходить людей в стойке, можно задолбить отдельные приемы, но когда дойдет до главного - до драки - это все потеряется в момент. И вернется по мере того, как наберется опыт использования этого в бою. Повторюсь, в бою, и никак иначе.

Есественно, надо сначала дать базу и убедиться, что она воспринята. Пока не будет хоть какой-то базы толку от боев тоже не будет. Но не нужно ждать, что при освоении нового материала эта база останется идеальной. Так что при обучении новым элементам надо сосредоточиться на самих этих элементах, довести общий арсенал до того уровня, когда уже худо-бедно можно выпускать в вольный бой и бой по заданию да и шлифовать базу в боевых условиях. Или в условиях, приближенных к боевым.

Итак, мухи - отдельно, котрлеты - отдельно. Упражнения служат для ИЗУЧЕНИЯ техники. А в боях она применяется, и , применяясь, СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ.

А всех умников, которые говорят вам что-то типа "куда ты им это даешь, смотри, у них ноги еще не ходят" с чистой совестью шлите подальше. Нет, если у них есть какое-то заклинание для того, чтоб ноги заходили и вообще у новичков все сразу стало идеально получаться - воспользуйтесь их помощью. Но боюсь, с заклинаниями у них такой же напряг, как и у вас.

Естественно, я это говорю о спортивныно-боевых видах фехтования. В артфехе есть своя специфика, но и там настоящая шлифовка техники начинается в конкретных номерах.
avatar
Я подобным образом стараюсь вести тренировку))))))))))) Правда теперь подсмотрел пару своих проколов)))
avatar
Ко всему, что уже сказано, попробую добавить свои пять копеек. На профессионализм не претендую, но возможно кому-то покажется полезным.

Стоит дать своей команде цель. Не просто бесконечное повышение своего уровня, практика ради практики - а съемка мегавидеоролика, дружеские соревнования с другими командами, заявка на участие в городских культурных мероприятиях. В общем, найти объект приложения усилий можно. Желательно, чтобы над этой задачей могла работать вся команда, кроме совсем уж зеленых новичков.

И цель эту стоит поставить сразу, еще на момент формирования команды. Это объединит людей, даст им стимул не просто развиваться, а своим развитием вносить вклад в общее дело и гордиться этим вкладом.
avatar
"3) Не соблюдение стойки. Практически повсеместно после первых мгновений учебного боя колени автоматически выпрямляются и дальше фехтование идет из "стойки циркуля". Также наблюдается укорачивание стойки (ступни сближаются практически вплотную друг к другу, что отражается на устойчивости)."

Это говорит также об очень высоком уровне зажатости психики, концентрации на страхах и внутренних переживаниях - человек, следуя состоянию ума, скукоживается, напрягается, принимает неестественные позы на вытянутых ножках. Так что без общего раскрепощения здесь не обойтись. Еще очень хорошо помогут наглядные демонстрации того, как легко опрокинуть человека в плохой стойке. Идеально - если на каждом в живую, чтобы тушка ученика прочувствовала разницу.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.