Статья - Правила соревнований по фехтованию на шашках
http://dikoepole.com/2010/03/28/pravila_fehtovanie/ (с)
Фото - http://vkontakte.ru/album-7447335_111317761?s=1
Перед каждым состязанием производится предварительное испытание, на котором определяется, кто из желающих участвовать в состязании достаточно подготовлен, чтобы быть к нему допущенным. Предварительное испытание включает в себя три элемента. Первый (для несовершеннолетних казаков) называется словесность и включает в себя сдачу устного зачета по ТТХ шашки и пики, а также уставных упражнений обращения с холодным оружием (шашкой и пикой). Второй элемент это рубка отдельных мишеней, где проверяется умение казака держать в руках шашку и правильно рубить на месте основными ударами (косыми, вертикальным, горизонтальным). Третий элемент – фехтование на шашках (пиках). Он заключается в том, что все желающие участвовать в поединках по фехтованию должны пройти предварительное испытание с инструктором в противном случае они к испытаниям не допускаются. Во время предварительных испытаний и состязаний все лица, не принимающие участия в бою, должны находиться на указанных им распорядителем состязаний местах и не вмешиваться в обсуждение достоинств бойцов и их боя. Запрещается также громко высказывать свои мнения по этому поводу, о чем председатель Судейского совета объявляет непосредственно перед состязанием.
Судейский Совет. Для определения степени подготовки бойцов и присуждения ударов, как на предварительном испытании, так и на состязании назначается особый Судейский Совет, состоящий из инструкторов или преподавателей или лиц, имеющих призы за бой на каком-либо оружии. Комитет должен состоять не менее как из 5-ти судей. Состоять в Судейском Совете не могут лица, непосредственно участвующие в состязании на данном роде оружия. Делопроизводство ведет один из судей по назначению председателя. Все вопросы, кроме указанных в данных правилах, разрешаются Судейским Советом простым большинством голосов. Голос председателя дает перевес при равном разделении голосов. По всем вопросам Судейский Совет выносит мотивированное решение. Следить за боем пары должен весь Судейский Совет. Состав Судей – Председатель Совета, четыре Судьи (один из них ведет документацию) и в поле Распорядитель боя.
Фото - http://vkontakte.ru/album-7447335_111317761?s=1
Перед каждым состязанием производится предварительное испытание, на котором определяется, кто из желающих участвовать в состязании достаточно подготовлен, чтобы быть к нему допущенным. Предварительное испытание включает в себя три элемента. Первый (для несовершеннолетних казаков) называется словесность и включает в себя сдачу устного зачета по ТТХ шашки и пики, а также уставных упражнений обращения с холодным оружием (шашкой и пикой). Второй элемент это рубка отдельных мишеней, где проверяется умение казака держать в руках шашку и правильно рубить на месте основными ударами (косыми, вертикальным, горизонтальным). Третий элемент – фехтование на шашках (пиках). Он заключается в том, что все желающие участвовать в поединках по фехтованию должны пройти предварительное испытание с инструктором в противном случае они к испытаниям не допускаются. Во время предварительных испытаний и состязаний все лица, не принимающие участия в бою, должны находиться на указанных им распорядителем состязаний местах и не вмешиваться в обсуждение достоинств бойцов и их боя. Запрещается также громко высказывать свои мнения по этому поводу, о чем председатель Судейского совета объявляет непосредственно перед состязанием.
Судейский Совет. Для определения степени подготовки бойцов и присуждения ударов, как на предварительном испытании, так и на состязании назначается особый Судейский Совет, состоящий из инструкторов или преподавателей или лиц, имеющих призы за бой на каком-либо оружии. Комитет должен состоять не менее как из 5-ти судей. Состоять в Судейском Совете не могут лица, непосредственно участвующие в состязании на данном роде оружия. Делопроизводство ведет один из судей по назначению председателя. Все вопросы, кроме указанных в данных правилах, разрешаются Судейским Советом простым большинством голосов. Голос председателя дает перевес при равном разделении голосов. По всем вопросам Судейский Совет выносит мотивированное решение. Следить за боем пары должен весь Судейский Совет. Состав Судей – Председатель Совета, четыре Судьи (один из них ведет документацию) и в поле Распорядитель боя.
Каждый из судей, заметивший удар или какую-либо неправильность, коротким движением поднимает руку вверх. По этому знаку руководитель боя немедленно останавливает бой командою: «Стой!». Решению судей бойцы подчиняются беспрекословно. В случае возникновения принципиальных недоразумений среди судей, следящих за боем, таковые разрешаются посредством общего голосования всего Судейского Совета.
Судейский Совет осуществляет:
1) руководство боем;
2) наблюдение за ходом боя;
3) присуждение ударов;
4) оценка правильности боя;
5) немедленное разрешение всех возникающих недоразумений и принципиальных вопросов;
6) присуждение призов.
При присуждении ударов все вопросы решаются по-возможности быстро и определенно.
Удары, признанные действительными, заносятся секретарем в журнал состязаний. По завершении окончательного состязания по шашке председатель Судейского Совета объявляет результаты и фамилии лиц, которым присуждены призы.
Состязания могут быть:
1) общие, в которых определяют победителей посредством боя каждого участника с каждым. Одержавший наибольшее число побед считается победителем. В случае равенства числа побед победителем считается получивший наименьшее число ударов. В случае равенства обоих условий первенство решается боем на три удара.
2) составные – состоят из групповых состязаний и окончательного. Число групп определяется Судейским Советом в зависимости от количества участников. Бойцы распределяются на группы по жребиям. В каждой группе состязанием определяется число лучших бойцов в зависимости от общего числа призов, но не меньше их. Означенные бойцы переходят в группы высшего порядка и затем в окончательное состязание в зависимости от числа участвующих в состязании. Выбор способа состязания предоставляется Судейскому Совету и зависит от наличного количества судей и количества участников. Бои происходят на 5, на 3 или 1 удар, по постановлению Судейского Совета, в зависимости от количества бойцов, с ограниченным или не ограниченным временем поединка. Призы присуждаются по количеству побед в окончательной пульке.
Оружие.
В качестве элементов защиты используется снаряжение для армейского рукопашного боя: шлем, перчатки, бандаж. В качестве оружия нападения используются мягкие клинки, сделанные по требованиям соревнований (см. § 4 «О спортивном оружии»).
Площадка квадратная со стороной 12–20 метров, с 1,5 метровой полосой безопасности.
Бой. После начала состязания ни один из бойцов не может без разрешения Судейского Совета отказаться от его продолжения до конца. Каждый из участников состязания обязан беспрекословно подчиняться решению Совета судей и правилам состязания. Каждый из участников обязан биться таким образом, чтобы достичь по возможности наибольшего числа побед над прочими бойцами.
При нарушении кем-либо из участников правил состязания таковой постановлением Судейского Совета может быть немедленно лишен права дальнейшего участия в состязаниях.
Если при индивидуальных состязаниях один из бойцов откажется от продолжения состязания или будет лишен права его продолжать, результат всех его предшествующих боев вычеркивается из листа отметок, как будто бы этих боев не было совсем. Но если боец ранее выхода его из пульки уже имеет наибольшее число побед и если он должен остаться победителем даже при условии, что во всех остальных боях получил бы поражения, предшествующие бои считаются действительными и за ним сохраняется право на приз. Судейский Совет имеет право изменять порядок состязаний, если он признает, что эта мера может способствовать большей правильности их. Перед началом состязаний Судейский Совет обязан осмотреть: собственное оружие и костюм участника, дабы они удовлетворяли правилам. Выходя на дорожку, бойцы держат маску (шлем) в левой руке, салютуют председателю, присутствующим и друг другу, после чего одевают маски.
За поединком следят судьи. Распорядитель боя ведет бой, следит за прохождением боя, поведением спортсменов, останавливает и начинает бой.
Бой начинается по двум командам руководителя боя: 1) «К БОЮ ГОТОВСЬ!» и 2) «НАЧИНАЙТЕ». По команде «К БОЮ ГОТОВСЬ!» бойцы становятся в боевую стойку на равных расстояниях от середины площадки. Они не обязаны скрещивать шашки и не имеют права атаковать противника, едва лишь успев встать в боевую стойку. По команде «НАЧИНАЙТЕ» бойцы начинают бой.
Каждый боец обязан громко объявлять о всяком полученном ударе словом «удар», по которому бой немедленно останавливается для исследования. Попадание отмечает сам боец, который получил удар. Он делает шаг назад, берет шашку в левую руку и поднимает правую, раскрытую ладонь.
Заявление состязающегося о полученном ударе для Судейского Совета обязательной силы не имеет. Бой должен продолжаться безостановочно до получения кем-либо из противников удара или команды «СТОЙ!». По команде «СТОЙ!» бойцы должны моментально остановиться.
Команда «СТОЙ!» подается только руководителем боя в следующих случаях:
а) если будет замечена какая-либо неправильность в ведении боя одним или обоими бойцами;
б) если у одного из состязающихся сломалось или согнулось оружие;
в) если в ближнем бою туловища бойцов или вооруженные руки от плеч до локтя соприкоснулись. Но так как это соприкосновение не является ошибкой, то удар, нанесенный в момент его осуществления до команды «СТОЙ!», считается действительным;
г) если один из бойцов обезоружен или потерял возможность свободно действовать своим оружием или упал, или если его оружие запуталось в одежде его противника или застряло под его ногой и т.д. Однако удар или укол может быть признан действительным, если он был нанесен в момент обезоруживания, падения или лишения свободного владения оружием;
д) если один из бойцов ранен или неспособен продолжать бой;
е) если одному из состязающихся нанесен удар;
ж) руководитель боя имеет право остановить бой также в том случае, если, по его мнению, бой утратил тот благородный характер, который должен быть присущ фехтовальному бою. Боец или бойцы, вызвавшие в данном случае своими действиями приостановку боя, могут быть исключены из состязания или им засчитывается удар;
з) если со стороны бойцов не последовало заявления об ударе – каждый из судей имеет право громко заявить о нанесенном, по его мнению, кому-либо из бойцов уколе или ударе, после чего бой немедленно останавливается руководителем для исследования.
Биться предоставляется, по желанию состязающихся, как правой, так и левой рукой, при этом допускается менять руку во время боя.
Удары присуждаются большинством голосов судей, следящих за боем. При равенстве голосов голос председателя дает перевес. Если кто-либо из числа бойцов, участвующих в состязании, не явится на вызов руководителя, он исключается из числа участвующих в состязании. Места бойцов на поле боя определяются по жребию и в начале каждой схватки меняются.
Если бой будет остановлен, когда один из бойцов будет прижат к концу поля, то при возобновлении боя бойцы становятся в боевую стойку на расстоянии 1 метра от конца поля, после чего переход обеими ногами за пределы поля считается ударом. После каждого нанесенного удара или укола бойцы становятся на середину поля.
Бойцы никаких замечаний делать с дорожки не имеют права, кроме объявлений о полученном ударе и ответов на предлагаемые судьями вопросы.
Удар, пришедшийся по руке и по туловищу или по голове, одновременно считается ударом по туловищу или по голове. Всякий удар должен быть вполне отбит (парирован). Воспрещается отбивать или прижимать оружие противника локтем или кистью вооруженной руки или отводить от себя удар невооруженной рукой.
Считаются действительными только удары, нанесенные вполне ясно боевой частью клинка. Шлепки не считаются. Признанный удар объявляется руководителем боя. Удары, нанесенные после команды «СТОЙ!», также упавшему или обезоруженному противнику, кроме случаев умышленного падения или обезоруживания, не считаются, если между командой и падением или обезоруживанием и нанесением удара прошел достаточный промежуток времени (1 темп), чтобы боец, наносящий удар, мог остановиться. Всякий удар, нанесенный неправильно или вне границ и действительности, хотя и не считается, но бой приостанавливается для исследования.
Действительными ударами признаются: удары во все части тела выше линии сгиба ног в паху в положении боевой стойки, а также считаются удары, нанесенные в нижнюю часть бедра, а также в голень.
Одновременных атак нет. Это означает, что если один боец начал атаку, другой должен парировать или уклониться, контратака разрешена только после уклонения. Уклонение возможно шагом, прыжком или приседанием. Шашку можно держать в любой руке, разрешено менять руку в течение боя.
При контратаке должна выдерживаться фехтовальная фраза, т.е. контратака проводится после защитного элемента. Если боец А начинает атаку, а Б не защищается, но также атакует, то выполняется правило:
- если никто не попал, очки не начисляются;
- если Б попал, очки не начисляются;
- если оба попали, А получает очко (атаковал первым).
Если перед одновременным нанесением ударов с обеих сторон у бойцов руки были вытянуты, удар считается полученным обоими бойцами, так как один из них атаковал без предварительного отвода оружия, имея его перед собой в угрожающем положении, другой же – не защищался от атаки.
Столкновением бойцов называется такое положение, когда туловища или руки выше локтей пришли в непосредственное соприкосновение между собой.
Ближайший бой и бой столкнувшихся бойцов подчиняются правилам, изложенным выше, и допускаются постольку, поскольку во время этих положений бой сохраняет характер фехтования и соответствует установленным для него правилам. Вследствие этого, за исключением вышеуказанных случаев, руководитель боя имеет право скомандовать «СТОЙ!» только тогда, когда столкнувшиеся туловищами противники, по желанию одного из них или обоих вместе, остаются в этом положении и, нажимая друг на друга, не имеют возможности ни освободить свое оружие, ни правильно действовать им. Если столкновение делается умышленно лишь во избежание ответа противника, второе такое столкновение считается виновному за удар.
Если по истечении пяти минут после начала боя ни один из бойцов не был тронут, бой прерывается на две минуты. Если в течение трех минут по возобновлении боя ни один из бойцов не будет тронут, оба противника считаются получившими по удару. Делопроизводитель, на обязанности которого лежит наблюдение за продолжительностью боя, сообщает председателю Судейского Совета о времени, когда в указанных выше случаях бой должен прекращаться или возобновляться
а) допускать какое бы то ни было участие в бою невооруженной руки, как при нападении, так и при обороне, с целью отвести, схватить или остановить оружие или вооруженную руку противника;
б) пользоваться невооруженной рукой как щитом;
в) бросать в противника оружие, разжимать для этого кисть руки, независимо от того, будет ли при этом оружие выброшено совсем из руки или удержится на ней при помощи темляка;
г) делать попытки опрокинуть противника, толкая его, наскакивая и наваливаясь на него своим телом или действуя каким-либо иным путем, не предусмотренным правилами и не имеющим ничего общего с искусством владения оружием;
д) наступать и прижимать ногой к полу оружие противника в тот момент, когда оно почему-либо коснулось пола;
е) удерживать оружие противника, зажимая его между невооруженной рукой и туловищем;
ж) разговаривать или делать какие бы то ни было восклицания во время боя.
В случае результата боя явно случайного или сомнительного, таковой бой постановлением всего Совета большинством голосов может быть повторен на время или количество ударов. Бойцы не должны наносить ни острием, ни лезвием сабли грубых или жестоких ударов.
Поединок длится до 5 ударов, абсолютное время боя – 5 минут (или по решению Судейского Совета от 1,5 до 3 минут). Если время истекло, победу присуждают тому спортсмену, у кого больше очков. Если счет ничейный, то добавляется время до удара.
Бой длиться до попадания, после которого звучит команда «СТОЙ!», и бойцы расходятся на исходные позиции. Они начинают поединок по команде «НАЧИНАЙТЕ».
Допустимые атаки.
Атака является допустимой, если она выполнена по описанной выше технике, причем:
- каждый удар должен быть фиксирован;
- удар должен быть чистым;
- удар достиг разрешенной зоны;
- удар нанесен верхней четвертью клинка (при подрезе средняя часть клинка);
Удары наносятся горизонтально, диагонально или сверху вниз, уколы и тычки запрещены.
Возрастные группы.
К состязаниям допускаются участники пяти возрастных групп:
1. Казачата 10–14 лет.
2. Кужата (кадеты) 14–17 лет.
3. Молодики 17–20 лет.
4. Строевые казаки 21–40 лет.
5. Старики 41 год и старше.
«Мягкая шашка» для фехтования.
Длина «шашки» составляет 80 см, диаметр – 4–6 см. Для изготовления берется трубка диаметром 1 дюйм, снаружи обматывается слоем поролона или и обтягивается мягкой кожей или скотчем. Шашка может быть прямой или изогнутой в зависимости от предпочтения бойца.
Если боец А начинает атаку, а Б не защищается, но также атакует, то выполняется правило:
- если Б попал, очки не начисляются;
То есть, Б - единственный из участников, который нанес удар, а ему его не засчитывают? Как-то нелогично...
2. Вот это вот:
>>Если перед атакой один из бойцов находится в положении боевой стойки с вытянутой рукой, противник же атаковал его прямым ударом, не ища соединения оружия, причем произошел одновременный удар с обеих сторон, удар считается нанесенным только последнему (атаковавшему) бойцу, так как вытягивание руки может быть рассмотрено как обманное движение, и атаковавший боец должен был сначала поймать и отклонить оружие противника и затем уже нападать.
Если перед одновременным нанесением ударов с обеих сторон у бойцов руки были вытянуты, удар считается полученным обоими бойцами, так как один из них атаковал без предварительного отвода оружия, имея его перед собой в угрожающем положении, другой же – не защищался от атаки.
выглядит очень муторно и непонятно.
Кроме того, это опять же как-то нелогично... например, я стою с вытянутой рукой - по мне нельзя наносить удар, кроме как сначала ударив по моему оружию? Ритуальные пляски какие-то...
3. Непонятно, как согласуются между собой два этих пункта:
>>Однако удар или укол может быть признан действительным, если он был нанесен в момент обезоруживания, падения или лишения свободного владения оружием;
>>Удары наносятся горизонтально, диагонально или сверху вниз, уколы и тычки запрещены.
Так уколы разрешены или запрещены?
4. Нет четких определений понятиям, как "фиксированный удар", "чистый удар" (это вообще непонятно что такое), "грубый удар".
5. Из правил не следует, что представляет собой "указанная техника"
6. Со спротивной точки зрения маразмом выглядит правило об объявлении себе удара. То есть, я, помимо всего прочего, должен еще и следить, что по мне прилетело, оценивать, был ли это "фиксированный и чистый" удар и не укол... А нафига нужны пятеро судей и распорядитель???
7. Мне кажется, неплохо было бы указать кроме габаритов еще и массовые характеристики оружия. А то, наверное, преимущество будет у бойца с более легким оружием.
Дорожка в бою с применением исключительно режущих и рубящих ударов, ограничение в технике передвижения. Какое то чутье мне подсказывает, что казаки, горцы и другие ценители шашек, в пешем бою не игнорировали нелинейные перемещения.
Приоритет атаки, может и облегчает жизнь судьям, но приучает бойца не заботиться о противодействии встречным и ответным ударам, а кто может поручиться, что твой реальный противник не смертник или не "чайник".
которой он выполнялся. Не снаряд останавливался об цель, а цель сдвигалась от попадания снаряда. Тогда выигравший положение с которого можно выполнить тяжелый удар будет проводить его явно и очевидно для всех качественнее чем тот кто пытается шмякнуть только для попадания. Правильный удар выполняется тогда, когда человек бьет по противнику как по дровам, создавая либо находя момент выполнить удар без помех и искажений на максимальной амплитуде и вложении силы. Такой принцип скорее соответствует выполнению ударов тупым предметом, но зато позволяет сравнить положения бойцов. Возможно при этом варианте в понятие сильный удар будет вкладываться новый смысл - полное преимущество в ходе выполнения одного удара над другим, которое проявляется в процессе выполнения им работы. Все многобразие ударов заточенным оружием в состязании оценивать невозможно. Поэтому удар важнее оценивать с точки зрения работы, ведь виды фехтования с электрофиксацией уже существуют и глупо оценивать на глазок то что уже придумано как оценивать аппаратурой. Короче в фехтовании должно быть чтото вроде доказательства удара, выполнения доводки, продавливания цели, ее смещения. Поскольку рубящее усилие это действие стремящееся к выражению максимального физического усилия в рукопашном бою с оружием, и именно по приближенности его к максимальному приложению усилия его и надо оценивать. Военное фехтование тем и отличается от спортивного, что должно строится не на узкоспециальных навыках, а на универсальных, близких с общей рукопашной подготовкой и атлетической гимнастикой. В итоге такой подход как раз приведет к тому, что придется активно осваивать гимнастику, выпады, приседы, прыжки и уклонения, которые нафиг бесполезны когда бьют слабыми шлепками. То есть мы придем к исторической технике шагов в присядку, выпрыгиваний из приседа, поворотов на коленях и многих подобных элементов потерявших смысл из за деградации тяжелой рубящей ударной техники.
Ни приоритет атаки, не электрофикация, не дисквал за энное количество обоюдок не помогают. Помогает уровень мастерства и осознание того, что состязание есть этап подготовки к реальному бою, а в реале даже некузявый пропущенный удар может быть фатален.
Угроза получения реальных неприятностей, без выше указанного тоже не помогут, но поспособствуют уяснению.
Бой без обоюдных ранений, редкость, особенно при равном мастерстве.
Мы практикуем похожего типа разводные бои: из защиты паховый бандаж и легкие перчатки, тянбары достаточно жесткие, сила удара не регламентирована, шлепки не в счет, полная зона поражения, кроме паха, колющие разрешены, но в силу особенностей оружия редкость.
По началу обоюдки не считали, так они на соревнованиях сыпались одна за другой, удары сильные до нокдаунов, без содрогания нельзя было смотреть. На тренировках ничего подобного. Психология проста, вдруг повезет, а не повезет очков не потеряю, а боль и потерпеть можно, адреналин поможет.
Поменяли правила, за пять обоюдок обоим поражение, картина не лутше, менее волевые потянули за собой более переспективных пытаясь свести бой вничью, и ведь получалось.
Новое изменение: обоюдки всчет, картина маслом, бои стали осторожней, если обоюдка неизбежна старались подставлять менее уязвимые зоны, прям как в жизни, дали друг другу в башку и не кто не скажет, что поражения небыло, шишки у обоих. Но без постояноного обьяснения на тренировках почему обоюдка не желательна и тут успеха не было бы.
>> Поэтому удар важнее оценивать с точки зрения работы, ведь виды фехтования с электрофиксацией уже существуют и глупо оценивать на глазок то что уже придумано как оценивать аппаратурой.
Я так понял, люди и хотели сделать нечто подобное, просто у них нет контактных электрофиксаторов и при этом им неохота по каким-то причинам переходить на спортивные эспадроны и электрофиксаторы.
При предлагаемом Вами способе фиксации ударов нужно дополнительно заботиться о защите поражаемой поверхности, ибо, как я понял, недалеко до травм.
2 Сергей Торопов
Ну насчет приоритета атаки даже не знаю, что и сказать...Я немного занимался спортивной рапирой, кой-какой опыт есть. Если ты видишь, что у сопрерника приоритет, то кого хрена ты полезешь в обоюд? Я лично не полезу. Это первое. Второе, как дополненение первого - даже если кто-то лезет в обоюд при приоритете у соперника - что в этом плохого? Ну отдаст он сопернику очко...
Вообще.
Чет мне кажется, мы на это дело смотрим под разным углом. Я видел это дело как разновидность именно спортивного фехтования. Да, пусть не очень применимого в реальном бою, но при этом с четкими правилами и безопасном, когда никто не хочет нанести никому травму. Вы, как я понял, рассматриваете это с точки зрения практического применения.
Как мне кажется, практическое применение такого оружия, как шашка, в современном мире очень сильно ограничено.
Может в бою на спортивных рапирах, ни кто и не лезет в обоюд, однако этот обоюд встречается сплош и рядом, и лампочки придумали не столько, чтоб заметить удар, сколько чтоб определить кто кого на долю секунды раньше уколол. Я действительно смотрю на фехтование с практической точки зрения, применение любого холодного оружия в современном мире ограничено, однако не исключено, велика ли разница ,в экстремальной ситуации, что в руках, шашка или арматура. Стойкие спортивные навыки здесь могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль. Ты гопнику "правильную" атаку, а он не обращая на нее внимания со всего маху тебе в башку, весело не будет никому. Для казаков шашка форменное оружие, и я думаю, что ребята о практическом применении все же задумываются.
В спортфехе есть два типа правил - с приоритетом атаки и без него.
Без приоритета - это шпага. Там кто первый тот и прав. Бывают, конечно, обоюды и там, но я в шпажных правилах не очень компетентен.
С приоритетом - сабля и рапира. Если фиксируется обоюд - то есть, примерно в одно и то же время (в один фехтовальный темп, на аппаратуре, насколько я помню, соответствующая задержка - 0,3с) загораются два фонаря, то судьи отдают очко тому из спортсменов, у кого был приоритет атаки. Если же фонарь горит один - то без вариантов. Да, обоюд в сабле и рапире встречается сплошь и рядом, но случаи, чтобы судья при этом не определил приоритет атаки, довольно-таки редки. Один-два раза в бою до 15 ударов.
Практическое применение, даже форменной, шашки в реальном бою?...м-м-м-м....причем против такой же шашки...чет даже гипотетический случай в голову не может прийти...разве что внутренняя разборка среди казаков. Даже на Кавказе, по-моему, уже на военных действиях шашками не машут. Хотя, конечно, могу ошибаться.
По-моему, сравнение с арматурой некорректно. У арматуры существенно иная масса и, что важнее, баланс.
Сергей, абсолютно верно, удары можно разделить на силовые и скоростные. Воздействие надо оценивать с единой точки зрения - "попадание" делает наиболее значимыми скоростные удары, а продавливание - силовые. Если оценивать структуру приемов - лучше отдавать приоритет именно силовым действиям, рассчитанным на помехи (возможное преодоление на практике элементов снаряжения, формы, отклонение случайных предметов). Тут хочется вспомнить тестовые рубки, даже ножом по бутылке с водой замахиваются так основательно, что трудно не понять чего может произойти. Если оценивать скоростной фактор - то все таки есть смысл вернуться к лампочкам.
Несколько отдельно тут стоит упомянутый ранее бастон - судя по роликам, и снаряд очень легкий, и удары тем не менее амплитудные, а подвижность бойцов прямо выдающаяся, то что доктор прописал. Насколько это случилось благодаря приоритету тактической правоты, а насколько по вине поставленной культуры движений - непонятно. Но пример хороший.
Мне кажется, вы здесь оба не правы. В данном случае рассматривать такие параметры, как скорость клинка, время взаимодействия и скорость мишени не совсем корректно. Корректно говорить об импульсах. А импульс клинка есть произведение массы на его скорость. Импульс же, переданный мишени, зависит от двух факторов: соотношения масс клинка и мишени (чем масса мишени больше массы клинка тем большая часть импульса передатся мишени) и диссипации энергии (грубо говоря, та часть энергии, которая при соударении выделится в виде тепла - она будет как бы потеряна из кинетических энергий клинка и мишени). Расстояние же, на которое сместиться мишень, зависит от силы и реакции обладателя этой мишени.
Например цитата: "Да, обоюд в сабле и рапире встречается сплошь и рядом, но случаи, чтобы судья при этом не определил приоритет атаки, довольно-таки редки". Так помогает наличие приоритета атаки в правилах избавится от обоюдок или нет? Или судьям так легче принять решение в пользу более активного?
Про арматуру: работает человек а не оружие, вы же не побежите в секцию или музей за рапирами для всех, когда вашего друга будут дубасить битами? Будете отмахиваться чем под руку попадется, другой вопрос насколько ваши спортивные навыки будут вам в помощь, и на котором очке заработанном в результате приоритета атаки вы потеряете способность к сопротивлению?
Для безопасности спортивного поединка что то из этого логического ряда приходиться убрать. В данном случае, это масса, плотность ну и площадь соприкосновения. Вряд ли нормального противника можно сдвинуть таким снарядом. Определяя качество удара на глаз, мы должны понимать, что не всегда четко видимый, фиксированный удар есть эталон, удар с теми же параметрами но большей скоростью будет выглядеть смазанным, очень часто суди с малым опытом такие удары не считают, а потом удивляются, почему это от невнятного удара падают как подкошенные, или с когда от "кистевого шлепка" вмятина на шлеме глубже чем от удара со всего маха.
Я именно на этом я хотел заострить внимание. Путь клинка до цели, его скорость и последствия удара вот факторы которые должен мгновенно оценить судья и решить было бы нанесено реальное поражение в боевой ситуации или нет.
Степану хочу сказать что он неправ, так как в ударе участвует не только масса оружия, и ее скорость, но и другие факторы, полностью меняющие механику соударения, не надо примитивно оценивать работу удара. Приведу пример - когда мы режем колбасу - скорость разгона ножа работает или его масса? Ни то ни другое, работает скорость и масса РУКИ, по сравнению с которыми масса и скорость ножа незначительны. То же самое сохраняется и при ударе мечом, масса которого все равно в 4-6 раз МЕНЬШЕ массы руки, и в момент контакта с мишенью ударное воздействие только начинается, так как рука усиливает хват, увеличивает жесткость своих звеньев и сама как звено выстраивает жесткую конструкцию с корпусом и ногами, разгон меча в этой ситуации имеет в картине удара частичное значение. Поэтому я вижу фехтование не только как манипуляции инструментом, а скорее как манипуляции ТЕЛОМ, которое выполняет инструментом разные формы работы. Поэтому надо отловить какие формы работы оказывают явное влияние на ход боя. и их то как раз оценивать плюсиком - давать ситуации обозначение "неравного боя" в этот конкретный момент времени сразу после выполнения оцениваемой работы. результата. Что такое влияние на ход боя - это действие которыми один боец препятствует ведению боя другим бойцом, сам при этом сохраняя свои тактические возможности. Поэтому для каждой из ситуаций легко выработать свой критерий. по которому видно, что да, один эффективно помешал другому СЕЙЧАС вести бой, ограничил его в возможности перемещения (маневра) по площадке (заставил отступать до забора и запер в углу прижав к ограде), помешал вести бой в стойке (уронил, заставил натиском споткнуться. зацепил саблей за ногу и толкнул плечом, в результате чего последний 2-3 секунды бой вести не мог) Помехи ведению боя оружием - выражаются в крайнем итоге - обезоруживании, выбивании. выкручивании, выпускании оружия при падении. Преимущество в маневре явным образом демонстрируется если удар нанесен сзади, так что противник не может защититься с тыла. Преимущество по скорости достоверно если есть пропуск подряд 2х-3х ударов безответно, то есть надо смотреть что с бойцом, все ли в порядке и приостанавливать бой чтобы убедится в отсутствии травмы или причин котрые не дают ему возобновить активные действия.
Обмен ударами при котором ни один из бойцов не стремится создать ситуацию "доминирования", контроля за одним из параметров боя, является бессмысленным. Такое мое мнение. Не стоит фантазировать за оружием некую скрытую работу, которая сама собой существует благодаря воображаемой заточке оружия или генетической памяти предков, оценивать надо только результаты. Или влияние на ход боя, или уж на то пошло, нокауты, что есть тоже неспособность вести бой, по своей сути.