Статья - Как вложиться в удар. Способ 1

Единоборства
Единоборства: Статья   Как вложиться в удар  Способ  1http://www.fecht.ru/statji/udar1?utm_source=subscrib... (с)

Как вложиться в удар. Способ 1
Александр Зелендинов

Первый и основной способ вложения в удар – это сочетание удара с шагом. В КОНТЭНовской терминологии это называется принципом «топ-хлоп». «Топ» − это шаг, «хлоп» − удар, а «топ-хлоп» означает одновременность шага и удара.

Очень важно с самого начала занятий привыкать к тому, что при одновременном выполнении шага и удара нога должна ставиться не в произвольный момент времени.

***

Проведем небольшой опыт. Если у вас есть партнер по тренировке – воспользуйтесь его помощью. За неимением партнера сойдет любой устойчивый предмет обстановки.

1). Встаньте так, чтобы одна нога была ближе к партнеру, чем другая.

2). Равномерно распределите вес между ногами.

3). Положите руку, одноименную с передней ногой, на плечо партнера.

4). А теперь поднимите с пола переднею ногу, не перенося при этом вес на заднюю ногу.

Если все сделано правильно, то ваша рука напряжется, так как ей придется удерживать половину вашего веса.

Это и будет то самое вложение в удар массы тела, о котором многие говорят, но мало кто на самом деле использует.

Точнее, это самый простой (но не единственный) способ вложить в удар массу тела.

***

Теперь повторите опыт, но вместо того, чтобы класть руку на плечо партнера, упритесь ладонью ему в грудь.

Если первый вариант позволяет резко усилить нисходящий рубящий удар, то второй вариант используется при колющих ударах, а также при ударах кулаком.

В обоих вариантах, пока ваша передняя нога в воздухе – рука напряжена, она передает в противника массу вашего тела. Как только вы ставите ногу – давление тут же исчезает, рука расслабляется, передавать ей больше нечего.

***

Когда вы наносите удар клинком, все происходит точно также. За исключением того, что теперь у вас в руке зажат длинный рычаг – клинок. Для того, чтобы передать массу вашего тела на дальний конец рычага необходима сильная рука, и в особенности – сильное предплечье, потому что первым под нагрузкой начинает «играть» запястье.

Попробовав повторить опыт с оружием (упираясь в противника не рукой, а клинком), вы обнаружите, что удержать свой вес на колющем ударе не слишком сложно. А вот на рубящем ударе это практически не возможно (речь идет об одноручном хвате, хотя и на двуручном это с непривычки будет не просто).

Однако, не отчаивайтесь, все не так печально как кажется: дело в том, что во время удара вам нужно будет передавать через клинок усилие всего на всего в течении какой-то доли секунды. Конечно, для этого все равно понадобится довольно сильное запястье, но все-таки никакой сверхъестественной силы тут не требуется*.
19 комментариев
avatar
Так когда же нужно ставить ногу, тем самым заканчивая вложение в удар?

Это нужно делать ровно в тот момент, когда удар заканчивается. Поставите ногу раньше времени – отнимите у удара силу, поставите позже – ваша инерция начнет вас заносить. Сделаете все вовремя – удар будет сильным и бороться с собственной инерцией не придется.

Вообще удар состоит из нескольких фаз:

1. Доставка клинка к мишени (роль мишени может играть противник, его оружие, любой предмет, по которому вы ходите ударить);

2. Воздействие на мишень (акцентированная часть удара);

3. И – все!

После того, как вы воздействовали на мишень – начинается следующий удар. Сразу, как только клинок перестает соприкасаться с мишенью!

Если вы не попали по мишени – а такое тоже бывает – то удар заканчивается как только ваш клинок вылетит из силуэта мишени. Таким образом, вне зависимости от того, попали вы или нет, как только клинок выходит из силуэта мишени – удар заканчивается. То есть, нога ставится на пол, и вы тем самым перестаете вкладывать в удар свой вес, и не теряете равновесия.

Если не закончить удар вовремя, то инерция клинка начнет заносить вас туда, куда вам совсем не надо.

Если же вы закончите удар вовремя – то та инерция, которая осталась у клинка, будет продолжать действовать, и вы сможете использовать ее для перенаправления клинка в следующий удар почти без потерь скорости.

***

Конечно, параллельно с вложением веса, удар можно усиливать множеством других способов. Поэтому – продолжение следует**.

________________________________________

* О том, как приучить руку к специфическим фехтовальным нагрузкам, мы подробно говорим в готовящихся к выходу фильмах «Специальная физическая подготовка» и «Постановка удара».

** Тема вложения в удар разбирается в готовящихся к выходу фильмах «Серийная работа. Вложение в удар» и «Постановка удара».
avatar
Алексею Булавкину:а вы на кендо жаловались за то, что топать заставляют...
avatar
Как-то смутила меня эта статья.
Я "вкладывание в удар" вынес из рукопашного боя, а там все идет от скручивания таза. Т.е. вариант взведенной пружины (этот вариант мне кажется более целесообразным, если не единственно возможным).
При описанном способе мы теряем устойчивость и обретаем слишком большую инерцию на завершающей фазе. К тому же, данный способ ведет к закрепощению передней ноги, что существенно мешает маневру.
Щас как раз на тренировку собираюсь, там выше описанное испробую, но все же, сдается мне, ничего хорошего из этого не выйдет...
avatar
С Зелендиновым я знаком лично,он видел на совместной тренировке что я делаю и если он захочет, он опишет мою модель удара и прокоментирует ) У меня как раз постановка ноги происходит ДО соударения с мишенью, потому что удар мечом выполняется не опусканием массы тела вниз на переднюю ногу, а за счет распорки от опорной базы и благодаря системе рычагов.
avatar
Олег Валерич - принцип "топ-хлоп" тоже взят из базы рукопашных техник, основанного на большом количестве материала ТКБИ школы Контен Сенчукова. Для существенного процента ситуаций и вариантов ударов этот метод - шаг-удар, эффективен и в учебном-методическом смысле, и в боевом. Но тот же ЮЮ Сенчуков в свое время сформулировал хороший принцип удара, который звучит примерно следующим образом: "правильно выполненный удар должен при медленном исполнении сдвигать с места человека стоящего спокойно без напряжения." А это подразумевает что действие удара может быть продолженным, и при сопротивлении мишени может требовать больше устойчивости чем этого дает резкая постановка передней ноги - а именно распорки при помощи широкой стойки, в которой вообще не нужно топать, если она уже ориентирована в направлении нанесения удара, достаточно доворота бедра и таза (коленей-стоп).
avatar
давно применяю этот удар, называю его "приставной шаг с ударом"
чтоб удар получился сильным и быстрым нужно хорошо и быстро ввернуть бедро, также очень важно чтоб носок передней ноги при ударе шел строго прямо в направлении движения, а то при приземлении,если передняя нога станет не правильно, завалит в сторону, также удары с шагом можно делать и при двежении в сторону и при шаге назад.
100% согласен что ногу нужно ставить после того как произойдет удар, тогда удар полностью с весом тела входит в мишень, а если поставить ногу а потом доделать удар то часть енергии теряется, но опять таки во время боя можно этим играть) также по этому принципу можно совершить
удар в воздухе, главное хорошо отолкнутся задней ногой )
"шаг с ударом" применяют многие бойцы в частности видел как Бука так делал, этот удар позволяет удачно рвать дистанцию при вхождению в атаку, и наоборот на выходе с атаки выполнить шаг назад с ударом
avatar
Алексей, к стыду своему не знаю, что такое "ТКБИ школы Контен Сенчукова", поэтому по его поводу ничего сказать не могу.
Меня воспитывали по старинке - АРБ и Русский Рукопашный (не Кадочников).
На тренировке попробовал и понял, что, в принципе, интуитивно, не отдавая себе отчета, что-то подобное в спаррингах делал. Но доворот корпусом и скручивание таза, на мой взгляд, это классика и наиболее эффективный метод. Хотя, еще раз повторюсь, тело само запоминает наиболее эффективную механику, а мы уже постфактум, на основе прочитанного, можем осмыслить и оценить свои действия.
avatar
школа Сенчукова, которая называется "Контэн" основана на анализе большого количества методик Традиционных Китайских Боевых Искусств, это их так обычно шифруют (ТКБИ) как например АРБ, тока буковки другие. Принцип топ-хлоп и реверсивная модель удара просто используются в разных случаях работы с оружием. Топ-хлоп удобнее для проникающих ударов, а реверсивный - для размашистых. Но могут работать и там и там по ситуации.
avatar
Господа, ИМХО, любая техника достигающая результата - реальная техника и имеет право на существование. В любой школе может быть свой стилей и своя техника и методика. Другое дело, против кого она (эта техника) применима и насколько она корректна в любой другой ситуации!?
Про Юру и Контэн говорить ничего не буду (кстати, Ю.Ю. изучает и корейские техники). А вот про технику в рамках данной темы поделюсь своими знаниями и опытом.
1. с одной стороны, согласен, что так (способ 1) быстрее научиться для большей передачи усилий,
2. с другой, применяя предложенную технику легко провалиться... например, когда еще до постановки передней опоры вас через руку или предмет (меч) выведут из равновесия,
3. а также в фазе полета (а именно она присутствует здесь), достаточно продолжительно, вы очень уязвимы.
4. наверняка можно еще что-либо добавить..., но зачем?
P.S.
1. конечно лучше устойчивое положение корпуса с распором от задней ноги, а лучше от двух,
2. конечно желательно передавать усилие от центра вниз в ноги и вверх в руки,
3. конечно корректней применять бедра, в т.ч. для скручивания,
4. еще полезней передавать силу через неполоманный каркас тела, в т.ч с передачей через кисть в оружие,
5. и совсем замечательно работать ТЕЛОМ в вертикале передавая усилие,
6. имееется еще кое-что, но полагаю, в данном случае и без него уже хватит.
avatar
Спасибо Виктор Иванович, за подключение к разговору, а то возникло уже ощущение что в большинстве тем обсуждаем не усилия, а некие образцы пафосного маньеризма, которые в обоснованиях не нуждаются) Корректная раскладка плюсов и минусов обоих вариантов!
avatar
Мне нравится данный проект, спасибо Александру Непочатову за него. Периодически заглядываю к вам сюда. В дебаты просто нет желание вступать, дискуссий с профессионалами крайне мало, а верных утверждений и того меньше, впрочем как и времени у меня. Радуют только самородки, как-то Вы Алексей Булавкин, Мячиков и еще некоторые личности. Огромное Вам спасибо, возможно благодаря вам я поменял свое отношение к изложению своих знаний и теперь веду Видео уроки и Открытые уроки, в т.ч. по фехтованию, в открытом доступе в интернете и на татами.
Еще раз Вам Всем огромное спасибо!
Успехов и Удачи.
В.И.
avatar
Виктор Иванович, а можно ссылку на видео уроки?
avatar
не хвастовства ради, а по факту скажу. к подобному "способу N1" я дошел эмпиричиским путем переколов как-то одной знакомой кучу дров. чурбаки были твердые, а колун тяжелый. пришлось думать. так я себе тогда рубящий удар и поставил. только для вложения массы кроме шага, я еще использую присед. для серии ударов на месте. позже додумался "проваливать" не только тело, но и саму руку с оружием. в таком случае палка, меч работает как рели, т.е. ось вращения у нее посередине. очень интересно получается работать :)
avatar
Ну, если противник ведет себя как дрова, а у вас в руках колун, тогда все классно получается =)
avatar
Спасибо, обязательно изучу
avatar
все классно получается и в том случае, если в руках палка, меч. и без оружия этот принцип в рукопашке тоже отлично работает. проверено. главное головой думать. и видеть в окружающем необходимые возможности.
а ерничать не надо Олег Валерич, хорошо...
avatar
Да я не ерничаю. Я вообще считаю, что раз группа по интересам, то ко всем коллегам надо стараться относиться уважительно.
Если шутка получилась неудачной - прошу пардону
avatar
Виктор Иванович, сегодня просмотрел Ваш сайт. Очень интересно и познавательно. Некоторые моменты обязательно возьмем на вооружение.
Еще раз спасибо

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.