Статья - Зачем заниматься фехтованием, или Доброжелательное эссе о критике - Александр Зелендинов
http://www.fecht.ru/statji/zachem-fehtovat ©
Зачем заниматься фехтованием,
или Доброжелательное эссе о критике
Александр Зелендинов
Меня несколько раз спрашивали, почему я так доброжелательно отношусь к критикам моей книги, фильма и вообще того, что я думаю и делаю в сфере фехтования.
Чтобы понять это, нужно сначала определиться с ответом на другой стандартный вопрос, который регулярно задают любому фехтовальщику (да и рукопашникам часто задают аналогичные вопросы): зачем вообще заниматься фехтованием?
***
Ответов на этот вопрос может быть множество.
Как в одной из книг Сергея Лукьяненко, где космонавт объясняет, что на вопрос, «как в космосе ходят в туалет?», у него заготовлены ответы для любой аудитории: для младших школьников, подростков, взрослых… Так и на вопрос, зачем заниматься фехтованием, в разных ситуациях можно отвечать по разному:
− чтобы поддерживать себя в форме. Причем это не так скучно, как заниматься в тренажерном зале (этакое «фитнес-фехтование»);
− для самозащиты (хотя для самозащиты лучше уж рукопашкой заниматься);
− потому что этим можно заниматься в компании симпатичных людей (фехтование как форма общения);
− потому что это красиво (особенно актуально для артистического фехтования);
− для полноценного участия в ролевых играх (ответ для ролевиков. Правда, тогда возникает вопрос: «зачем участвовать в ролевых играх?»);
− для самоутверждения (актуально тем, кто занимается фехтованием, как спортом и стремится к чемпионским лаврам);
− для того, чтобы узнать, как это делали раньше (этакий подраздел экспериментальной археологии, актуально для историков);
– как форма общего развития и досуга (особенно актуально для занятий с подростками);
− для возрождения традиций предков (как составляющая патриотической деятельности);
− в качестве социально приемлемой и минимально травмоопасной формы сброса агрессии…
Думаю, можно придумать еще множество вариантов ответов, от простейших (за компанию), до самых экзотических и глобальных. Например такого: люди практически с момента возникновения вида homo sapiens занимались фехтованием в той или иной форме в сугубо практических целях. В какие-то периоды истории фехтованием занимались меньше, в другие периоды – больше.
Последние несколько десятков лет практическое значение фехтования невелико. Однако эти десятилетия – мгновение по сравнению с человеческой историей. Если посмотреть на эту тему с высоты сотен тысяч лет, станет понятно, что в будущем с очень большой вероятностью фехтование (в той или иной форме) снова окажется востребовано.
Однако, в периоды активного использования фехтования в быту, заниматься построением целостной системы фехтования было некогда. Фехтовальщики тех эпох были практиками, постоянно озабочеными сиюминутным использованием своих навыков, при этом их полет мысли ограничивала существующая вокруг них традиция и технология. То есть: бери то оружие, какое есть, одевай те доспехи, какие найдутся, быстро набирай навыки, которые хорошо ложатся на твои двигательные стереотипы и – завтра в бой!
Выжившие шлифовали навыки, регулярно проверяли их на практике и передавали свои находки дальше.
Параллельно шла «война брони и снаряда» между создателями доспехов и мастерами оружейниками. И на все это влияли культурные традиции и социальная эволюция.
Как только появлялось новое оружие, новые доспехи или что-то менялось в обществе, фехтование было вынуждено спешно подстраиваться под существующие условия.
И только сейчас, когда практическое использование фехтования сведено к минимуму, у нас, современных фехтовальщиков есть возможность спокойно работать: осмыслять все возможное многообразие, экспериментировать с любыми видами оружия, любыми доспехами и любыми техниками, не чувствуя постоянного давления социального заказа: «завтра в бой».
И такой уникальной ситуацией грех не воспользоваться.
Зачем заниматься фехтованием,
или Доброжелательное эссе о критике
Александр Зелендинов
Меня несколько раз спрашивали, почему я так доброжелательно отношусь к критикам моей книги, фильма и вообще того, что я думаю и делаю в сфере фехтования.
Чтобы понять это, нужно сначала определиться с ответом на другой стандартный вопрос, который регулярно задают любому фехтовальщику (да и рукопашникам часто задают аналогичные вопросы): зачем вообще заниматься фехтованием?
***
Ответов на этот вопрос может быть множество.
Как в одной из книг Сергея Лукьяненко, где космонавт объясняет, что на вопрос, «как в космосе ходят в туалет?», у него заготовлены ответы для любой аудитории: для младших школьников, подростков, взрослых… Так и на вопрос, зачем заниматься фехтованием, в разных ситуациях можно отвечать по разному:
− чтобы поддерживать себя в форме. Причем это не так скучно, как заниматься в тренажерном зале (этакое «фитнес-фехтование»);
− для самозащиты (хотя для самозащиты лучше уж рукопашкой заниматься);
− потому что этим можно заниматься в компании симпатичных людей (фехтование как форма общения);
− потому что это красиво (особенно актуально для артистического фехтования);
− для полноценного участия в ролевых играх (ответ для ролевиков. Правда, тогда возникает вопрос: «зачем участвовать в ролевых играх?»);
− для самоутверждения (актуально тем, кто занимается фехтованием, как спортом и стремится к чемпионским лаврам);
− для того, чтобы узнать, как это делали раньше (этакий подраздел экспериментальной археологии, актуально для историков);
– как форма общего развития и досуга (особенно актуально для занятий с подростками);
− для возрождения традиций предков (как составляющая патриотической деятельности);
− в качестве социально приемлемой и минимально травмоопасной формы сброса агрессии…
Думаю, можно придумать еще множество вариантов ответов, от простейших (за компанию), до самых экзотических и глобальных. Например такого: люди практически с момента возникновения вида homo sapiens занимались фехтованием в той или иной форме в сугубо практических целях. В какие-то периоды истории фехтованием занимались меньше, в другие периоды – больше.
Последние несколько десятков лет практическое значение фехтования невелико. Однако эти десятилетия – мгновение по сравнению с человеческой историей. Если посмотреть на эту тему с высоты сотен тысяч лет, станет понятно, что в будущем с очень большой вероятностью фехтование (в той или иной форме) снова окажется востребовано.
Однако, в периоды активного использования фехтования в быту, заниматься построением целостной системы фехтования было некогда. Фехтовальщики тех эпох были практиками, постоянно озабочеными сиюминутным использованием своих навыков, при этом их полет мысли ограничивала существующая вокруг них традиция и технология. То есть: бери то оружие, какое есть, одевай те доспехи, какие найдутся, быстро набирай навыки, которые хорошо ложатся на твои двигательные стереотипы и – завтра в бой!
Выжившие шлифовали навыки, регулярно проверяли их на практике и передавали свои находки дальше.
Параллельно шла «война брони и снаряда» между создателями доспехов и мастерами оружейниками. И на все это влияли культурные традиции и социальная эволюция.
Как только появлялось новое оружие, новые доспехи или что-то менялось в обществе, фехтование было вынуждено спешно подстраиваться под существующие условия.
И только сейчас, когда практическое использование фехтования сведено к минимуму, у нас, современных фехтовальщиков есть возможность спокойно работать: осмыслять все возможное многообразие, экспериментировать с любыми видами оружия, любыми доспехами и любыми техниками, не чувствуя постоянного давления социального заказа: «завтра в бой».
И такой уникальной ситуацией грех не воспользоваться.
Итак, объяснять, ЗАЧЕМ МОЖНО заниматься фехтованием можно долго и продуктивно.
Но давайте будем честны хотя бы перед собой. На вопрос ПОЧЕМУ мы занимаемся фехтованием, ответ, как правило, один: ПОТОМУ ЧТО НАС ПРТ!
Потому что в детстве нашу несформированную личность в самое сердце поразили мушкетеры, или рыцари, или русские богатыри, или Арагорн et cetera. И неважно, книга послужила первым толчком, фильм или мультик − нас до сих пор прет со страшной силой. Те, кого не прет, долго фехтованием не занимаются.
И как бы не менялись со временем предпочтения, даже если сейчас мы понимаем, что актеры в том старом фильме совершенно не умели фехтовать – первое детское впечатление еще живо в нас, тех, кто занимался, занимается и будет заниматься фехтованием.
Да, у нас могут быть разные взгляды на одни и те же вещи, мы можем пользоваться разным оружием, применять разные техники, по разному трактовать одни и те же манускрипты, и каждый будет отстаивать свою, выстраданную точку зрения. Но в главном мы очень похожи: нас всех со страшной силой прет от фехтования.
И потому даже не особо симпатичный человек будет мне близок – если он серьезно занимается фехтованием. Ведь на самом деле мы оба занимаемся одним делом, даже если делаем это по разному. Если он меня критикует – значит он не равнодушен, значит его волнует тоже, что и меня. Мы можем быть противниками или соперниками в частностях, но в общем мы – союзники, и если захотим – всегда сможем найти общий язык. И я об этом никогда не забываю – поэтому и к критикам отношусь спокойно.
***
P.S. Все тоже самое с небольшими изменениями касается и занимающихся рукопашным боем. За вычетом того, что в сфере рукопашки в последнее время значительную роль играют коммерческая и спортивная составляющие. И если они берут верх над боевым искусством, то общаться с таким человеком становится сложно. Он оказывается ослеплен деньгами и/или спортивными условностями и готов приносить искусство в жертву своему личному успеху. В фехтовании, в силу объективных причин, этого пока меньше.
Если же такого ослепления нет, то фехтовальщик и рукопашник – близнецы-братья.
Объединяться с людьми, которые страдают фигней...Зачем? Смотриш на них, а за 5 лет движения ноль...И? Они не враги, не конкуренты, но объединятся с ними зачем?
И если хотите философии, то: мы все включаемся в некую традицию(неважно кендо, истфех, арт или что-то еще) и наша задача сохранить и передать эту традицию, а если возможно приумножить. И с этой точки зрения ковыряние в носу есть пошлое и неуважительное отношение к традиции и людям которые вам ее передали! Такая вот у меня философия...