Статья - Об изготовлении игрового оружия
http://jar-hmel.at.ua/publ/6-1-0-11 (с)
Игровое оружие (в дальнейшем - <оружие>) не должно наносить травм, должно быть удобным и походить на оригинал хотя бы отдаленно. Из этого следует, что оружие нужно суметь правильно изготовить. Кроме проблемы первого вопроса, все три решаются достаточно разнообразно. Даже, в принципе, можно говорить о каких-то традициях в этом вопросе. Так, например, можно выделить (уже практически отмершую) казанско-уральскую традицию изготовления сабель (< катаны из лыжных палок>) из укороченных алюминиевых лыжных палок. Также, традиция изготовления стеклопластиковых шпаг <а ля Дик> сложилась достаточно устойчиво. То, что будет изложено ниже, скорее всего, не укладывается в оные традиции, но претендует на собственную - разлива Ульяновска 1993-95 гг.
Игровое оружие (в дальнейшем - <оружие>) не должно наносить травм, должно быть удобным и походить на оригинал хотя бы отдаленно. Из этого следует, что оружие нужно суметь правильно изготовить. Кроме проблемы первого вопроса, все три решаются достаточно разнообразно. Даже, в принципе, можно говорить о каких-то традициях в этом вопросе. Так, например, можно выделить (уже практически отмершую) казанско-уральскую традицию изготовления сабель (< катаны из лыжных палок>) из укороченных алюминиевых лыжных палок. Также, традиция изготовления стеклопластиковых шпаг <а ля Дик> сложилась достаточно устойчиво. То, что будет изложено ниже, скорее всего, не укладывается в оные традиции, но претендует на собственную - разлива Ульяновска 1993-95 гг.
КОПЬЕ, в сущности, можно сделать из чего угодно, был бы протектор. А протектором может быть все, что угодно - лишь бы не проминался насквозь. Чисто колющие копья можно смягчать только по переднему торцу - например, пористой резиной (черная строительная <колбаса>), насаженной спереди и надежно примотанной изолентой. Один сезон я играл с копьем, у которого протектором был метр палаточной ткани, купленный перед игрой. Естественно, все это было во много раз сложено, наложено на торец и примотано чем не сильно заметно. А до этого два года мне служила рогатина, на которой чехол из пенки сплошь замотанной в изоленту надевался на формообразующий наконечник из прессованной резины, прикрепленный собственно к древку. Поскольку резина была короче пенки, то амортизатором был именно этот кусок пустоты под пеночным острием. До сих пор в употреблении и СОВНЯ 1996 года, у которой рабочий конец сделан из дубовой дощечки 1 см толщины, со всех сторон оклеенной пенкой и упакованной в изоленту. Так что простор фантазии - непомерный.
Делая АЛЕБАРДУ, не увлекайтесь выступами и крючками, но и совсем забывать их нельзя. Крюк/выступ на обухе нужен в первую очередь для стабилизации оружия в ударе, как раз поэтому на многих китайских дао и европейских древковых рубилках из обуха вырастает шип или крюк.
ТОПОР отличается от алебарды в первую очередь длиной. Нормальный топор имеет длину топорища около метра, неважно - плотницкий он или боевой датский. Желающих возразить отсылаю к материалам раскопок в Киеве и Новгороде, из которых следует, в частности, что на одних и тех же плотницких топорах топорища были тыщу лет назад почти вдвое длиннее. Как и у катаны, излишек длины рукояти помогал уравновешивать оружие. Кстати, на метровом топорище небольшое утяжеление обратного конца (адекватно прессованной резине в пару спичечных коробков, или желвак намотанной изоленты) сильно облегчает жизнь, когда вертеть оружием приходится много. Топорище топора, также в отличие от алебарды, должно быть НЕ КРУГЛЫМ. Круглая рукоять провоцирует проворачивание в ладони. Идеальное сечение - примерно как у шайбовой клюшки, можно с небольшими выпуклостями по плоскостям. Сам топор можно делать: n из прессованной резины, надевая на топорище как нормальный топор, n из нее же, но притянув веревкой за ряд отверстий вдоль кромки, n из линолеума, сшитого вместе, с пустой серединой, n из него же так же, но до половины лезвия вставив фанерную вставку (амортизатором работает только пустой в середине сандвич), n из толстой фанеры с закрепленной по кромке пористой резиной или пенкой. n наконец, взяв толстый автомобильный брызговик или среднюю часть автопокрышки с нейлоновым кордом, можно по <линолеумному> алгоритму сделать резиновый топор, к тому же почти неспособный рваться.
Теперь об оборонительном снаряжении.
ШЛЕМЫ можно делать почти из любого выпуклого предмета, достаточно легкого. На первом месте по доступности, конечно, пластиковые каски - строительные или хоккейные. Хоккейные, однако, гораздо эластичнее, и их нужно армировать металлическими полосами, или оклеивать тканью на эпоксидке по методике папье-маше. У строительных другая головная боль - подвеска сдвинута ко лбу, так что сидит такая каска очень узнаваемо. Уместно бывает выдрать всю подвеску и вместо нее вклеить фрагменты старой меховой шапки, либо просто надевать каску на толстый подшлемник. Другая проблема - строительный цвет, от оранжевого до нежно-зеленого. Тут ничего не попишешь - надо красить. Черной краской или <серебрянкой>. Также, для маскировки строительности, хорошо добавить меняющие внешний вид детали - наносник, нащечники, назатыльник, либо забрало, в зависимости от эпохи и желаемого результата. Если просверлить обычным сверлом отверстия в каске, то металлические детали можно сажать на винты или проволочные скобки, а мягкие можно тупо и по-ристанийски пришивать толстой нитью-<десяткой>. Для металлических шлемов, если не связываться с листовым металлом, самыми хитовыми материалами являются чайники и колпаки пылесосов. Пятилитровый хромированный чайник (внутри он, как правило, латунный) вместит любую голову, обрабатывать латунь легче, чем железо, а крышка достаточно остроконечна, чтобы намертво приделать ее и умилиться историчности получившегося изделия. Аксессуары добавляются аналогично строительной каске. Видел я и настоящий шедевр - мастерски обработанный перевернутый кверху дном алюминиевый электрочайник. Выглядело изделие гораздо лучше, чем вам об этом читать. А пылесосы дают почти правильную полусферу (<Вихрь>) и сегмент в 9/10 полусферы (<Сатурнас>). Обрабатывается аналогично. Можно варьировать размер разрезанием колпака через середину и вставлением/выпиливанием полосы, с последующим склепыванием. А если выбрать сектор и свести концы, то полусфера превратится в правильной формы сфероконический шлем. <Бармица>, считающаяся благодаря русско-клюквенной пропаганде 18501980 гг. неизбежной деталью отечественного шлема, не менее была свойственна и западной Европе, а также и исламским странам. Когда будете ее делать, не забудьте добавить длины, чтобы она лежала на ключицах, а не болталась в воздухе, то и дело заезжая краем по щекам. Она может быть глухой (тогда шлем должен быть с полумаской, либо с очень низким лбом) либо застегиваться спереди на крючок. Наносник, во избежание проблем совсем реального свойства, прикрепляйте к шлему не в одной точке, а то мало ли что - разбивать нос собственной защитной деталью как-то обидно.
КИРАСА делается методом холодной чеканки. В земле роется ямка по форме будущего нагрудника, накладывается лист металла и молотком вытягивается по форме, повторяя ее выпуклости и впуклости. Молоток желательно переточить с плоского бойка на полукруглый, чтобы кромка бойка не оставляла полукруглых выбоин. Более подробно процесс чеканки излагается в любом учебнике ювелирного дела.
Если вы делаете БРИГАНТИНУ, приклепывая пластинки к кожаной или тканевой основе, не экономьте на спичках и посадите с обратной стороны здоровенные шайбы, чтобы головки заклепок не прорвали основу. Если вы обшиваете что-то тонким металлом, обработайте кромки отверстий, сквозь которые пропускаете нить. Полезно бывает развальцевать их, чтобы нитки не перерубало.
НАРУЧИ стоит стягивать только на запястье, где нет мышц. Игра мышц под обтягивающим наручем заставит его сползать, а зачем вам это надо.
Делая КОЛЬЧУГУ, не забудьте, что алюминий пачкает кожу в серо-синий цвет, ковровые кольца крупные и дорогие, так что заставят вас потратить на весь доспех не менее 3-5 тысяч новыми, а стальная проволока для сетки рабица, как правило, без должного ухода быстро ржавеет. Гровер же требует муфельной печки для отжига, а без отжига он такой тугой, что вы сможете старые 50-рублевые монетки пальцами гнуть после выплетения гроверной кольчужки. Алгоритм беспроблемного плетения таков: выплетается прямоугольный воротник, затем от него ведется крестом на все четыре стороны (оба рукава и передний/задний подол), а потом сводятся рукава и бока. Рукава и передняя/задняя половины должны быть строго одинаковой длины, иначе при сведении швов под мышкой с одной стороны появится неустранимая дыра. Если хочется, то уже после сведения боков в спину можно вплести клин или полосу во всю длину, поскольку руки в бою все равно чаще протянуты вперед, чем назад. (последнее не относится к обладателям <пивного> живота - как раз им нужно расширять перед) Ну, и наконец -
ЛИТЕРАТУРА с которой можно иметь дело при самостоятельных поисках.
По кольчугам и прочему отечественному снаряжению - любые книжки. Эту тему испортить нельзя. Только не читайте фон Винклера - не то чтобы бяка, просто списано у других, и очень устаревших, умных людей. Однозначно не читайте Висковатова (<Историческое описание одежды русской армии...>) - написано в 1845, к 1900 устарело настолько, что предлагалось переписать первый том (о Киевской Руси и московском царстве) полностью. Глава о русском оружии в Винклере у Висковатова и списана. Еще раз - не читайте. Там все картинки показывают содержимое Оружейной Палаты, вы их и сами увидите. А текст высосан почти из пальца, и датировки оружия в принципе неверные, погрешность 600 лет.
.....а стальная проволока для сетки рабица, как правило, без должного ухода быстро ржавеет...Ну в натуре Петросян писал!!! - ржавая кольчуга - если не в комок соржавленная - после двух-трех, максимум пяти-шести тренировок всю ржу отдает поддоспешнику...по крайне мере у меня так было. На хрен за ней специально ухаживать, за сведенкой - ума не приложу. Две тренировки в неделю - и на фиг не надо ей человеческие жертвы приносить как описано выше...
Да, книШка - зачет! "Юмор и толкиенисты", навреное, называется :))) Хотят если автор еще жив - и при этом САМ ВЫКОВАЛ В ЗЕМЛЕ НУ ХОТЬ ЧЕГО-НИБУДЬ - надо увидеть и пожать руку....