Статья - Особенности фехтования как вида боевых искусств
http://plastik.borda.ru/?1-0-160-00000073-000-0-0 (с)
Cтатья для журнала УниБоС так и не напечатаная
Особенности фехтования как вида боевых искусств.
Фехтование – процесс нанесения, отражения и получения ударов холодным оружием.
Энциклопедический словарь.
Фехтование – искусство (умение, навык) наносить удары холодным оружием, не получая их.
Тот же словарь.
Перед тем как приступить непосредственно к написанию статьи хочется оговорить несколько вещей. Во-первых, понятие «рукопашный бой» на самом деле включает в себя более широкое число навыков и умений, чем те, которые я вкладываю в это понятие в нижеследующей статье. Это происходит из-за того, что изначально понятие рукопашный бой включало в себя ВСЕ варианты не дистанционного взаимодействия включая и «огреть по кумполу оглоблей», и «проткнуть клинком», и «честными кулаками намылить физиономию (хочется заметить, что мылить лучше все-таки мылом в ладони, а не кулаком – он как то не мылится)». В общем, все варианты кроме: застрелить, кинуть, пришибить на расстоянии. Это понятие рукопашного боя сформировалось еще долго до революции и существовало (существует) в армии до сих пор, но т.к. современные многие рукопашники (!!!) не принимали участия в сражениях, а обыватели и не знают вовсе то понятие сузилось до кулачной драки. Этим я и буду пользоваться в данной статье: рукопашный бой – кулачная драка, а фехтование (изначально составной навык рукопашного боя) – управление любым оружием в руках.
Если же задуматься над эпиграфами то открывается забавная картина: фехтование одновременно это и процесс, и человек обладающий навыком (умением). Причем парадокс заключается в том, что эти два понятия могут идти как вместе, так и по отдельности. Как пример можно рассмотреть несколько вариантов:
1. На ристалище происходит бой двух профессиональных «мечников» (людей владеющих навыком фехтования на мечах). В этом случае сочетается процесс и применение навыка.
2. На тот же ринг выбирается зритель, который никогда не держал оружия в руках и один из бойцов передает свое оружие зрителю. Далее можно рассматривать бой (фехтование – процесс) профессионала с новичком. Тут имеет место случай, когда человек, не обладающий навыком, принимает участие в процессе.
3. На том же ринге, вспомним, стоит второй фехтовальщик и смотрит за этим безобразием – это человек, не принимающий участия в процессе, но обладающий навыком.
4. Ну а самое забавное я оставил на последок! Зритель то, оказался (все совпадения случайны!!!) профессиональным рукопашником! Соответственно он берет в руки меч и начинает довольно толково обороняться (и соответственно принимать участие в процессе). Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что он применяет не фехтовальные, а рукопашные навыки, т.е. он ведет рукопашный бой с мечом в руках.
Cтатья для журнала УниБоС так и не напечатаная
Особенности фехтования как вида боевых искусств.
Фехтование – процесс нанесения, отражения и получения ударов холодным оружием.
Энциклопедический словарь.
Фехтование – искусство (умение, навык) наносить удары холодным оружием, не получая их.
Тот же словарь.
Перед тем как приступить непосредственно к написанию статьи хочется оговорить несколько вещей. Во-первых, понятие «рукопашный бой» на самом деле включает в себя более широкое число навыков и умений, чем те, которые я вкладываю в это понятие в нижеследующей статье. Это происходит из-за того, что изначально понятие рукопашный бой включало в себя ВСЕ варианты не дистанционного взаимодействия включая и «огреть по кумполу оглоблей», и «проткнуть клинком», и «честными кулаками намылить физиономию (хочется заметить, что мылить лучше все-таки мылом в ладони, а не кулаком – он как то не мылится)». В общем, все варианты кроме: застрелить, кинуть, пришибить на расстоянии. Это понятие рукопашного боя сформировалось еще долго до революции и существовало (существует) в армии до сих пор, но т.к. современные многие рукопашники (!!!) не принимали участия в сражениях, а обыватели и не знают вовсе то понятие сузилось до кулачной драки. Этим я и буду пользоваться в данной статье: рукопашный бой – кулачная драка, а фехтование (изначально составной навык рукопашного боя) – управление любым оружием в руках.
Если же задуматься над эпиграфами то открывается забавная картина: фехтование одновременно это и процесс, и человек обладающий навыком (умением). Причем парадокс заключается в том, что эти два понятия могут идти как вместе, так и по отдельности. Как пример можно рассмотреть несколько вариантов:
1. На ристалище происходит бой двух профессиональных «мечников» (людей владеющих навыком фехтования на мечах). В этом случае сочетается процесс и применение навыка.
2. На тот же ринг выбирается зритель, который никогда не держал оружия в руках и один из бойцов передает свое оружие зрителю. Далее можно рассматривать бой (фехтование – процесс) профессионала с новичком. Тут имеет место случай, когда человек, не обладающий навыком, принимает участие в процессе.
3. На том же ринге, вспомним, стоит второй фехтовальщик и смотрит за этим безобразием – это человек, не принимающий участия в процессе, но обладающий навыком.
4. Ну а самое забавное я оставил на последок! Зритель то, оказался (все совпадения случайны!!!) профессиональным рукопашником! Соответственно он берет в руки меч и начинает довольно толково обороняться (и соответственно принимать участие в процессе). Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что он применяет не фехтовальные, а рукопашные навыки, т.е. он ведет рукопашный бой с мечом в руках.
Размышляя подобным образом, я и пришел к идее написания статьи о навыке фехтования, и его сравнении с навыком рукопашного боя.
Далее, чтобы не путаться, в данной статье под словом фехтование мы таки будем рассматривать навык, а не процесс, если о том не говориться в контексте. Фехтование – процесс, подразумевающий нанесение ударов и защит предметами, чьим весом можно пренебречь. Таковыми могут быть мечи, вес которых (по всему миру включая Восток) колеблется от 600 грамм до 7,5 – 10 килограмм в некоторых китайских школах, топоры с почти таким же разносом весов, копья у которых помимо веса были еще меняемые габариты (от самых маленьких, примерно 75 сантиметров и до многометровых монстров) и т.д. Управление же такими разнокалиберными средствами помимо принципов и способов, характерных именно им имели и общие черты.
Принцип волнового управления предметами не является новым и для рукопашников. Но в фехтовании он является основным. Причем при бое холодным оружием можно различить два типа волн: волны для разгона и вкладывания силы в удар. Иногда эти волны называют макро и микро, что не совсем правильно т.к. иногда бывает разумнее разогнать клинок маленькой по амплитуде (микро) волной, а вложиться большой (макро). Соответственно в один удар вкладывается от одной и более волн. Просто при одной волне происходит удар только оружием, без вкладыванья массы тела, а при ударе с использованием двух и более волн в удар вкладывается вес оружия, вес тела, импульс тела, импульс от момента вращения тела и доспеха и т.д. Вполне естественно, что не всегда необходимо бить сокрушающими ударами и/или легкими щелчками одного клинка. Везде главенствует принцип достаточности.
Наиболее распространенных вариантов запуска волн два. Первый и наиболее применяемый в рукопашных боевых искусствах тип волн – это волны «продольные» т.е. волны идущие от опоры к точке приложения усилий по какой-то плоскости. Эти волны хорошо себя показали при различных досылах импульсов, но при условии отсутствия вынесенных центров тяжести т.к. при наличии таковых (щит, меч и т.д.) уход обратно (при невозможности развития атаки), в боевую стойку делается, проблематичен из-за вынесенного вперед центра тяжести. Именно по этому в мечевом бою чаще используется не «продольные», а поперечные волны, т.е. волны при которых центр тяжести двигается не вперед-назад, а по окружности (что очень напоминает вращение обруча). Этим достигается забавный эффект: боец, почти не вынося центр тяжести, использует одну и ту же волну и для разгона клинка, с последующим вкладыванием в удар, и для ухода после нанесения удара. Плюс этого типа волн заключается еще и в том, что, используя ее можно более активно использовать для атаки защитное снаряжение, ведь кольчуга и наручи, просто висящие на человеке, притягивают его к земле, а запущенные кружиться помогают быстрее двигаться и сильнее наносить удар.
Третьим, же и, пожалуй, последним основополагающим принципом ведения активного боя является принцип сохранения инерции. Постоянно разгонять и тормозить предметы, имеющие хоть сколько-то серьезный вес – задача нетривиальная даже при постоянном использовании волн и рычагов. Именно поэтому обычно клинок один раз разогнанный не останавливают до полного поражения противника. Причем при таком ведении (без остановок) боя экономится очень много сил т.к. клинок не надо постоянно тормозить и разгонять, а необходимо поддерживать постоянную скорость с усилениями во время ударов. Особым же шиком является умение снимать импульс инерции с атакующего клинка противника (тогда свой клинок даже разгонять нет необходимости – за вас это сделал противник) и подработка клинка противника с целью передачи импульса, увеличения скорости и направления по необходимой вам траектории (чаще всего используется для выбивания оружия из руки его держащей и/или нанесения травм запястному суставу противника путем передавания вибрации в напряженные мышцы руки). В результате применения принципа сохранения инерции можно достичь почти полной остановки атакующего вас клинка при передаче до 95 процентов скорости оружия оппонента вашему клинку для выхода в контратаку или увеличения скорости оружия противника и перенаправления его в плоскости, в которых данный клинок просто вылетает из руки оппон
Но для справедливости ради хотелось бы заметить, что и у рукопашников, при использовании оружия возникают схожие проблемы. Это и попытки запуска клинка от кисти, с последующим выстраиванием за сей загадочной конструкцией руки. Хотя с этим феноменом хотелось бы разобраться чуть чуть по подробнее. Такой запуск в принципе хорош при работе в «голого» т.е. не одоспешеного оппонента, но при одоспешенности вас и пациента (в смысле противника) это получается очень плохо т.к. таким запуском не пробить доспех и не нанести травму без разрушения оного. Кстати обычно примерно с этого момента и начинается непонимание фехтовальщиков и рукопашников о природе боя. Я не хочу поддерживать кого либо из спорящих, ведь идти против кого-то кто считает себя правым – неблагодарное дело, просто есть разница в том чем мы занимаемся: рукопашники тренируются противодействовать неодоспешенному противнику («ведь в доспехах никто не ходит»), а фехтовальщики – одоспешенному («неодоспешенного ведь просто можно покалечить еще на тренировке»). В этом случае следует знать, что фехтование оружием в чистом виде – мертвый навык: ведь не будете же вы ходить в доспехе и с клинком постоянно, хотя занятие фехтованием учит человека более грамотно подходить к расходу сил во время драки, плюс то, что он дерется в более сложных условиях просто делает фехтовальщика сильнее. Есть также и более глубокая причина разногласий, которую подметили еще в средние века: есть три типа боевых искусств.
2. Военное дело – это умение драться в строю, одоспешенным, против такого же строя. Система обучения плебеев, которым неповезло быть призванными в армию. Если говорить о мече, то в данном случае наиболее эффективны варианты атаки примерно второй третью рабочей части оружия т.к. с одоспешеного человека кончик клинка будет соскальзывать не оставляя повреждений (при попадании в доспех), а сильная часть клинка имеет шанс пробить доспех.
3. Воинское искусство – вариант разборок между благородными (во благе – достатке – рожденными). У этого сословия хватало денег и на доспех и на оружие. Этим и обуславливался вариант развития данного вида противодействия: при защищенности человека доспехом теряет смысл удар оппонента кулаком ибо кулак отшибешь или что еще себе повредишь, зато более эффективны выходы на болевые захваты, выведения из равновесия и т.д. Так как в большинстве своем во благе рожденные становились командирами то они должны были уметь и противостоять плебеям (эффективно умерщвлять) т.к. в те времена восстания были нередки, и, одновременно с тем, они же должны были уметь драться в строю (все рыцарское сословие) то Воинское искусство по праву считалось самым лучшим. Это достигалось еще и тем, что большинство крестьян учились мордобою от случая к случаю (глупо ведь собираться по понедельникам, средам и пятницам с 19 до 21 часа и бить друг другу морду), солдат же начинали учить уже в возрасте 19 и старше лет, а благородных с рождения (у них было больше свободного времени, ведь им не приходилось вкалывать на полях).
Еще одним характерным «признаком» рукопашника является стремление шагать с переменой расстояния между ногами (как бы описывая окружность лежащую рядом с человеком). Это тоже вытекает от манеры драться без доспеха. В принципе таких огрехов довольно много и любой человек, знакомый с каким либо вариантом рукомашества и дрыгоножества может путем логических рассуждений дойти до них сам, просто нужны верные вводные данные.
Антон Печерских. 2002 (С)
Просто здесь сама тема такова, что в короткую статью уложить сложно, а писать обширную работу по ней - незачем. Поэтому берутся только некоторые наиболее общие моменты без излишней детализации и охвата всех случаев. В общем-то правильное решение: тема не столь уж практически важна, чтобы перегружать текст в угоду приближению к абсолютной истине.