Статья - Несколько слов о ролевом фехтовании
Решил написать несколько слов о т. н. ролевом фехтовании, кои и предлагаю вниманию уважаемых участников группы. Читая обсуждения, заметил, что высказывания на счет ролевого фехтования нередко носят снисходительно-пренебрежительный, а иногда и вовсе оскорбительный характер, что мне не совсем понятно. Нет, я понимаю, что «каждый кулик свое болото…», но, во-первых, мне не ясно, почему любовь к своему направлению должна выливаться в нелюбовь к другому, а во-вторых… Я всегда думал, что сопоставлять можно только сопоставимое, в данном случае – по целям, которые стоят перед бойцами, и по условиям, в которых они достигают этих целей. Но, оказывается, не все обращают внимание на такие «логические нюансы», и несмотря на то, что большинство уже вполне себе с юмором воспринимает вечный «мыльный» спор на тему «рыцарь против самурая», кое-где еще на полном серьезе всплывают сюжеты типа «спортсмен против ролевика». Вот я и решил рассмотреть этот сюжет, чтобы показать бессмысленность подобных сопоставлений. Но для начала – необходимое уточнение.
В узком смысле «ролевик» – это человек, занимающийся т. н. ролевым моделированием: созданием правил, антуража, проработкой персонажей и т. д., которые вместе, в рамках игры, моделируют некий мир, чаще всего – фэнтезийный, с его внутренней логикой, политикой, экономикой, опасностями и приключениями. Да, в моделируемых фэнтезийных мирах чаще всего используется холодное оружие, и потому увлечение фехтованием среди ролевиков весьма распространено. Однако, как видно из определения, «чистый ролевик», в общем-то, и не обязан быть мастером фехтования, ибо фехтование для него – это всего лишь часть его увлечения, часто – не основная. Главный же фокус в том, что в последние годы «чистых ролевиков» на играх наблюдается не так уж и много: они являются организаторами, мастерами игр, а приезжают на эти игры люди совершенно разные. В том числе – разные в плане уровня бойцовской подготовки, направлений и т. д. Приезжают реконструкторские клубы с истфехом, отряды лучников, которые оказываются выехавшей на природу секцией айкидо и кэндоисты-одиночки. Скажем, я знаю человека, который имеет разряд по спортивной сабле, многолетний опыт занятий восточными единоборствами (включая техники с оружием) и призовые места на турнирах по истфеху. И в то же время, участвуя в играх, он – ролевик, каковым себя и называет. Так почему в нашем «споре тысячелетия» мы должны «выставлять за ролевиков» некоего 17-летнего хрупкого молодого человека, любимым оружием которого является гитара?.. В общем, ролевики бывают разные.
Также необходимо посмотреть на цели, которые стоят перед спортсменом и перед ролевиком как бойцами. И вот тут мы найдем, пожалуй, единственную точку соприкосновения: учитывая правила – как спортивных состязаний, так и ролевых игр, можно сказать, что и перед одним, и перед другим стоит цель нанести противнику удар, который достигнет поражаемой зоны, но при этом не нанесет реального повреждения. Уважаемые бугуртсмены, повторю: достигнет, но не нанесет повреждения (включая разные степени потери сознания), так что дальше можете, наверное, не читать: стальной бугурт – «это уже другие ролевые игры» :-)
В узком смысле «ролевик» – это человек, занимающийся т. н. ролевым моделированием: созданием правил, антуража, проработкой персонажей и т. д., которые вместе, в рамках игры, моделируют некий мир, чаще всего – фэнтезийный, с его внутренней логикой, политикой, экономикой, опасностями и приключениями. Да, в моделируемых фэнтезийных мирах чаще всего используется холодное оружие, и потому увлечение фехтованием среди ролевиков весьма распространено. Однако, как видно из определения, «чистый ролевик», в общем-то, и не обязан быть мастером фехтования, ибо фехтование для него – это всего лишь часть его увлечения, часто – не основная. Главный же фокус в том, что в последние годы «чистых ролевиков» на играх наблюдается не так уж и много: они являются организаторами, мастерами игр, а приезжают на эти игры люди совершенно разные. В том числе – разные в плане уровня бойцовской подготовки, направлений и т. д. Приезжают реконструкторские клубы с истфехом, отряды лучников, которые оказываются выехавшей на природу секцией айкидо и кэндоисты-одиночки. Скажем, я знаю человека, который имеет разряд по спортивной сабле, многолетний опыт занятий восточными единоборствами (включая техники с оружием) и призовые места на турнирах по истфеху. И в то же время, участвуя в играх, он – ролевик, каковым себя и называет. Так почему в нашем «споре тысячелетия» мы должны «выставлять за ролевиков» некоего 17-летнего хрупкого молодого человека, любимым оружием которого является гитара?.. В общем, ролевики бывают разные.
Также необходимо посмотреть на цели, которые стоят перед спортсменом и перед ролевиком как бойцами. И вот тут мы найдем, пожалуй, единственную точку соприкосновения: учитывая правила – как спортивных состязаний, так и ролевых игр, можно сказать, что и перед одним, и перед другим стоит цель нанести противнику удар, который достигнет поражаемой зоны, но при этом не нанесет реального повреждения. Уважаемые бугуртсмены, повторю: достигнет, но не нанесет повреждения (включая разные степени потери сознания), так что дальше можете, наверное, не читать: стальной бугурт – «это уже другие ролевые игры» :-)
Далее, а где будет проходить поединок? На фехтовальной дорожке в спортзале? Это один хоккей. Но если «перенестись на территорию ролевика» – на лесную поляну, с кочками, рытвинами, корнями деревьев, ветками, кустами и прочими красотами живой природы – согласитесь, дело предстает в ином свете. Замечу, что на играх нередко приходится сталкиваться не с одним, а с несколькими противниками, причем вооруженными разными типами оружия. Привык ли спортсмен работать в такой ситуации? Про фактор стрелков молчу.
Сказанное мною, конечно, не шибко оригинально и даже в чем-то банально, но именно в силу очевидности всего этого я и не понимаю, почему до сих пор сказать о ролевом фехтовании и ролевиках какую-нибудь гадость считается у некоторых чуть ли не признаком хорошего тона. А посему предлагаю не забывать, что:
а) Ролевик ролевику рознь, и говоря о таком абстрактном понятии, как ролевое фехтование, всегда стоит уточнить, в чьем именно исполнении. Да, а разве для других направлений этот простой тезис не справедлив? :-)
б) «Каждый имеет преимущество своей территории», и при «переносе одного на территорию другого» ситуация кардинально меняется.
в) Давайте уважать друг друга. В конце-концов, все мы любим фехтование, и значит, у нас уже немало общего.
Боксер привык драться в шортах и майке - ужасные тесные джинсы сделают его беспомощным в лесу.
Боксер привык драться на удобном и комфортабельном ринге и уверен, что драки среди кочек и рытвин не бывает. Как только ролевик выманит его спарринговать на лесную поляну, боксер потеряет ориентацию в пространстве и сломает ногу в сусличьей норе
Нелепость ваших аргументов понятна, Эдуард, или мне продолжить?
Вот как развил тему так и забудь ее )))
Так в первых двух постах, имхо, об этом речь и шла.
Задача ролевого фехтования - дать возможность людям поучаствовать в "настоящем" средневековом сражении (или стычке), и чтобы ничего за это не было! "Ничего" подразумевает как отсутствие травм, так и отсутствие необходимости серьезно тренироваться и вкладываться в снарягу. Практика игрового фехтования позволяет большому числу людей с минимальной подготовкой (на том же примерно уровне, что и подготовка антуража, роли, локации) побывать в таком сражении - при соблюдении необходимых норм, это совершенно безопасно. Люди едут отдыхать, а не впахивать на подготовку и тренировки (не на уровне реконструкторов) - каждый сам определяет степень вложений своего времени, усилий и денег для качественной игры (помимо минимально необходимого уровня) И это огромный плюс.
Кстати, с этой точки зрения переход на западное пластиковое (латексное) оружие, при всем к нему негативном отношении может быть оправдано - при всей его отвратительности с точки зрения фехтования (лучше тям, но ненамного) оно менее травмоопасно, чем текстолит. Хотя я сам не уверен, что хочу фехтовать на нем, а не на нормальных жестких клинках.
Минус такого подхода тот же самый - слабый уровень подготовки. Причем многие люди, не видевшие ничего, кроме своего болота, мнят себя убер-фехтовальщиками. Впрочем, это лечится - отсутствие необходимости серьезно тренироваться не означает, что можно не тренироваться. Встретятся с превосходящими бойцами, получат от них - будут учиться.
Вот насчет сравнение "спортсмен vs ролевик" - оно как раз оправдано. "Дуэльный" фехтовальщик на игре способен убивать противников неограниченное время - пока не полезет на штурм и не помрет. Истфеховские команды, как правило, превосходят то, что способны выставить ролевые клубы - даже если честно считают хиты и не бьют пожизнево, разница в эффективности очевидна.
Тренировки в ролевом фехтовании имеют перед собой задачу не развить фехтовальщика (это не сюда, это в спортивное), а повысить _прикладную_ эффективность (прикладная эффективность, в данном случае - выживание и победа персонажа/команды на игре/маневрах). И да, конечно, культура сопртивного/дуэльного/исторического фехтования предполагает более интенсивные и эффективные тренировки, и развитие в этих направлениях также желательно для ролевика-бойца.
Но как спорт он скорее командный... ролевые правила позволяют проводить мягкие и при этом динамичные и зрелищные массовые бои, прекрасно раскрывающие подготовку команд, но в индивидуальном поединке фехтование намного менее выразительное, чем... ну то же дуэльное. Почему опытные бойцы чисто ролевым фехтованием не занимаются.
Ролевизм - это хобби для всех и про все, а в специализированных клубах, чтобы чувствовать себя комфортно, требуется затрачивать ощутимо большие усилия на узкую конкретику(реконструкция, фехтовальные навыки). Соответственно, и достижения у них разные. Отсюда и взгляд свысока.
Возможно, есть смысл сравнивать мастерам/организаторам. Просто чтобы знать, кого с кем можно пускать в одно действо, а кого - нельзя, потому что проблемы будут. На войне фехтования давно уже нет. Поэтому никаких реальных критериев оценки качества фехтования у нас тоже нет. Ну а сравнивать далеко ушедший от первоисточника спорт с такими же далеко ушедшими играми на основе каких-то взятых из головы предположений... и считать, что открыли Истину...
Бгггг.
P. S. Александр (Шнуровальщик), просто вспомнил: нелепость – не нелепость, но на моих глазах человек со спортивной подготовкой (разряд по шпаге, врать не буду, какой именно) в поединке с ролевиком (не шибко хорошим фехтовальщиком), отступая, наткнулся ногой на что-то там, потерял равновесие, упал и сломал руку. Вот такой вот печальный, но жизненный факт.
Алексей, приятно, что в последнем своем посте Вы другими словами перефразировали основные идеи моего текста, хотя ранее и назвали их "не очень верными" :-)
Геннадий, если про "открытие Истины" Вы мне, то, наверное, Вы просто не заметили моей фразы "Сказанное мною, конечно, не шибко оригинально и даже в чем-то банально".
Еще раз спасибо всем!
Как-то так получилось, что 90% моих тренировок проходило на природе: и когда в 9 классе только начинали с двоюродным братом рубиться на ужас родителям на даче, и потом, когда пришли в клуб. Клубные тренировки проходили на улице почти 9 месяцев в году (благо, ростовская погода позволяет), и проходили они в парке. Не лес, конечно, но и не спортзал. И вот как это не смешно, но большинство из тех, кто только начинал ходить на парковые тренировки, не так уж и редко падали. Потом – куда меньше.
А не так давно я познакомился с одним очень неплохим каратистом, который начинал заниматься еще запрещенным тогда в СССР видом под влиянием Тадеуша Касьянова, а в 90-е вынужденно имел немало реальных «спаррингов». Так вот, идем мы с ним по улице, и он мне говорит: «ты обращаешь внимание, куда ставишь ногу». Я его в начале не понял, переспросил, он сказал, что иду я аккуратно, как ходят люди либо сразу после падений, либо после тренировок на природе. Я ему рассказал про тренировки в парке, но дело-то в том, что я уже больше шести лет не тренируюсь: так, иногда дома помашу мечом, или если кто из знакомых по клубу заходит – пофехтуем.