Статья - Фехтование и телевидение Из рукописного наследия Игоря Исакова

Единоборства
http://www.rusfencing.ru/press.php?txt_id=9182 (с)

От редакции. Статья Игоря Исакова «Телевидение и фехтование должны стать ближе друг другу» была опубликована на нашем сайте 29 ноября 2004 года, в канун выборов президента FIE. Однако и сейчас, почти пять лет спустя, она не потеряла своей актуальности. К тому же за это время у сайта появилось много новых читателей, которым, уверены, текст Игоря Васильевича будет интересен. Этой републикацией мы также хотим отдать дань памяти другу и коллеге, оказавшему нам большую помощь в период становления сайта.

Еще одна причина повторного появления данной статьи на стартовой странице: в ближайшее время начнет работу специальная комиссия FIE по телевизионным трансляциям. И в дальнейшем мы планируем републиковать наиболее интересные и проблемные материалы, ранее опубликованные на нашем сайте.

Текст Игоря Исакова предваряет статья журналиста, мастера спорта по фехтованию на шпагах, тренера высшей квалификации Александра Касатова, который близко знал этого замечательного человека, ушедшего от нас совсем недавно — 16 марта 2007 года.

Фото из семейного архива любезно предоставлены супругой Игоря Васильевича Валентиной Георгиевной Исаковой. Пользуясь случаем, Валентина Георгиевна благодарит Федерацию фехтования России (ФФР), а также бывшего президента ФФР, а ныне президента FIE Алишера Бурхановича Усманова за материальную и моральную поддержку во время тяжелой болезни Игоря Васильевича, настигшей его в последние месяцы жизни.
15 комментариев
avatar
ДАЛЬНОВИДНЫЙ МАЭСТРО ИГОРЬ

Александр КАСАТОВ

В отечественной спортивной истории было немало спортивных семей: легкоатлеты братья Знаменские, футболисты братья Старостины, хоккеисты братья Майоровы, а братья Аркадьевы оставили заметный след сразу в двух видах спорта: Борис Аркадьев опередил свое время в футболе, а Виталий Аркадьев — в фехтовании.

Есть в нашем виде спорта и другие братские тандемы. Например, братья Исаковы, которые хорошо знакомы фехтовальщикам старшего поколения. Геннадий Васильевич в 81 год продолжает работать в фехтовальном клубе «Динамо» (Москва), а вот Игорь Васильевич, к сожалению, недавно ушедший из жизни, с февраля 2005 по март 2007 года был членом исполкома Федерации фехтования России (ФФР), возглавлял комиссию ФФР по пропаганде фехтования. Сегодня я хотел бы рассказать именно об Игоре Васильевиче Исакове.

СОВЕТЫ ИЗ ПРОШЛОГО

Недавно мне попалось на глаза интервью председателя комиссии FIE по пропаганде (слово, как справедливо считают многие, не вполне подходящее, «продвижение» — лучше) фехтования Франтишека Янды. Ознакомившись с ним, я поймал себя на мысли, что очень многое из предложений, озвученных в этом материале, я уже где-то читал. Порывшись в памяти, вспомнил: это же было в программе, которую предлагал Игорь Исаков в качестве кандидата на выборах в соответствующую комиссию FIE еще в 2004 году, а также в статье «Телевидение и фехтование должны стать ближе друг другу», которая была написана на основе данной программы.

Почему так актуальны, точны и до сих пор перспективны почти все его предложения?
avatar
Ответить на этот вопрос не просто, но я все же попытаюсь это сделать. Во-первых, Игорь Васильевич был разносторонне образованным, можно даже сказать, уникальным человеком. Он свободно владел французским, английским, испанским и итальянским языками. Успел даже поработать переводчиком. Перечитал огромное количество трудов по фехтованию на всех известных ему языках. У него был огромный тренерский и педагогический опыт: он тренировал фехтовальщиков самых разных стран, от Таиланда до Италии. В течение 20 лет руководил кафедрой физвоспитания и спорта во ВГИКе. Написал более 40 научных трудов — по фехтованию, по теории кино и телевидения, по психологии. Именно такое сочетание широкого кругозора и глубоких специальных знаний и позволило ему сформулировать предложения, которые остаются актуальными по сей день.

Давайте вспомним наиболее важные моменты его концепции, послушаем, если так можно выразиться, советы из прошлого.

Первое и самое главное: не просто остаются в силе, а все более набирают ход процессы коммерциализации спорта, следствием которых является диктат со стороны телевидения. Усиливается конкуренция со стороны рекламоемких и крайне простых для понимания видов спорта. В то время как почти все федерации шли на перемены, подстраивая под требования телевидения правила и регламент соревнований, фехтование очень долго строило из себя этакого гордого рыцаря. Такая позиция прежних руководителей FIE дорого обошлась спортсменам: сейчас в программе Олимпиад представлены только 10 из 12 фехтовальных дисциплин.

Есть английская пословица: «If you can»t beat them — join them!» («Присоединись, если не можешь победить»). Разумно было бы последовать этому совету. Однако решение этих вопросов лежит, очевидно, вне пределов собственно сферы пропаганды, это уже епархия других комиссий. Но «заказчиком» смены парадигмы «фехтование для фехтования» должна быть именно комиссия по пропаганде. Причем при разработке этого «заказа» она не должна хвататься за первые пришедшие в голову идеи, вроде разработки нового дизайна транспарентной маски, а обязана положить в основу своей работы комплексный подход, столь характерный для трудов Игоря Исакова.
avatar
Второе. Нужно, говорил Игорь Васильевич, искать соответствующие технические средства для показа, а также эмоционально убедительные художественные ходы и информационное насыщение, подкрепляющие такой показ. Грубо говоря, показ должен быть таким, чтобы было невозможно оторваться от экрана.

Третье. Исаков отводил важнейшую роль сотворчеству специалистов фехтования и телевидения, чтобы они могли совместно выработать новые подходы. Сюда же он относил и важность поиска адекватных комментаторов. Сейчас, по крайней мере, в России, таких, увы, нет. Бывшие фехтовальщики, к сожалению, не слишком красноречивы, если не сказать жестче, а журналисты обычно не очень хорошо знают фехтование, а если и знают, то у микрофона оказываются скучны и неэмоциональны.

В материале, подготовленном Игорем Исаковым есть и еще несколько важных моментов и плодотворных идей, которые вполне могут быть применены и сегодня. Когда вы будете его читать, то сами увидите все эти замечательные находки.

ЖИЗНЬ — ЭТО РАБОТА

Два слова о личных впечатлениях от общения с этим человеком.

Он и по виду, и по манере общения был профессором. Всегда безупречно и стильно одетый. Всегда дружелюбный, даже когда спорил. Сейчас я понимаю, что тогда он отрабатывал на мне отдельные положения своей предвыборной программы: я спорил — он доказывал.

До середины 2006 года Исаков тесно сотрудничал с интернет-сайтом ФФР. В частности, проделал огромную работу, подготовив для него подробнейший список кинолент, в которых присутствуют фехтовальные сюжеты. По предложению вице-президента ФФР по связям с общественностью Валерия Дикевича был назначен руководителем комиссии ФФР по пропаганде фехтования. Внес много предложений в программу, с которой четыре с половиной года назад впервые выступил на выборах президента FIE Алишер Усманов. Работал Игорь Васильевич очень много.
avatar
В последние месяцы жизни он был уже серьезно болен, ему было очень трудно говорить. Но он все равно приходил в зал и тренировал одного итальянского ветерана, живущего в Москве, при этом темпераментно, насколько это было возможно в его состоянии, объясняя тому особенности какого-нибудь приема. Иногда даже более темпераментно, чем тот ему возражал. Известно, что итальянская терминология отличается от французской, которая принята и у нас. Но Игорю Васильевичу было просто. Он сначала объяснял все итальянцу на «его» языке, а потом комментировал это в привычных для меня терминах.

Закончив урок, «маэстро Игорь», как называл его итальянец, переходил к индивидуальному уроку со мной, подробно, с экскурсами в историю поясняя свои предложения. И до сих пор я нет-нет, да использую связки, которым научил меня Игорь Васильевич. Они проходят безошибочно. И зажигается мой фонарь.

И ФЕХТОВАНИЕ ЗАЖЖЕТ СВОЙ ФОНАРЬ

Кому-то может показаться странным, что идеи, высказанные Игорем Васильевичем пять лет назад, актуальны и сегодня. Что ж, честь и хвала их автору — за дальновидность, интеллект и умение облечь мысли в понятную форму. Уверен: если хорошенько изучить предложения Игоря Исакова, содержащиеся в этой статье, внести минимальные коррективы с учетом прошедшего времени, то очень многие из его идей способны принести большую пользу нашему виду спорта.

Хотелось бы отдать должное и людям, которые сегодня задумались над практическим воплощением находок маэстро Исакова. Ведь это значит, что они стремятся бережно аккумулировать все лучшее, что они видят в фехтовании потенциал и возможности развития. Уверен, что фехтование еще зажжет свой победный фонарь.
avatar
ФЕХТОВАНИЕ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДОЛЖНЫ СТАТЬ БЛИЖЕ ДРУГ ДРУГУ

Игорь ИСАКОВ,
кандидат педагогических наук

Фехтование имеет богатое историческое прошлое, окрашенное в романтические тона. Оно во все века присутствовало в произведениях литературы и искусства. Однако сегодня решающую роль в процессе формирования общественного мнения о том или ином событии или явлении играют масс-медиа, и в первую очередь телевидение. Какое же место занимает фехтование на телевизионном экране?

ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ ФЕХТОВАНИЯ С МАСС-МЕДИА

В середине XIX столетия в жизнь человека вошла фотография. А уже в 1890 году Жорж Демен удивил мир, впервые в истории кино зафиксировав на пленку непрерывное движение фехтовальщика, выполняющего выпад. В дальнейшем кинематограф сформировал у большинства людей стойкий рефлекс — при упоминании фехтования они обязательно вспоминают эпизоды исторических или костюмированных фильмов.

В последние десятилетия XX века отношения между фехтованием и средствами массовой информации претерпели значительные изменения, которые были вызваны появлением новых телекоммуникационных и компьютерных технологий и их проникновением во все сферы жизни общества. С одной стороны, во многом благодаря телевидению, наблюдается рост популярности этого вида спорта во всем мире: растет число фехтовальных клубов (прежде всего, в странах с высоким уровнем жизни), увеличивается количество национальных федераций — членов Международной федерации фехтования (FIE). С другой стороны, активная экспансия телевидения во все сферы жизни привела к резкой коммерциализации спорта, и фехтование не явилось здесь исключением.

Сегодня коммерция и телевидение диктуют спорту свои законы. Они оказывают влияние даже на программу Олимпийских игр. Если тот или иной вид спорта не пользуется вниманием со стороны телевидения, спонсоров и рекламодателей, то он подвергается серьезной дискриминации. К числу таких видов спорта, увы, относится и фехтование. Ведь его телевизионный имидж пока не связан с интересами рекламодателей, как это имеет место в теннисе, автогонках, хоккее или футболе. Все это вызывает серьезные опасения за его будущее.
avatar
Важно отметить, что по требованию телевидения многие международные спортивные федерации пошли на изменения в правилах соревнований, чтобы сделать свои виды спорта более интересными для зрителей и, следовательно, более привлекательными для телевидения. Иными стали и сами телевизионные трансляции. Спортивные арены фактически превратились в телевизионные студии, где количество видеокамер, снимающих спортивное мероприятие, иногда исчисляется десятками. В некоторых видах спорта в правила соревнований были внесены изменения, направленные на создание искусственных перерывов, в ходе которых телевидение могло бы показывать рекламные ролики. Такого рода рекламные паузы усложняют проведение соревнований и вызывают недовольство спортсменов, однако требования телевизионщиков играют сегодня решающую роль.

Для многих видов спорта стала обычным явлением установка на месте события огромного телевизионного экрана, на котором не только отображается ход спортивных состязаний, но и демонстрируются ролики рекламно-развлекательного характера. Эти экраны рассчитаны как на зрителей, присутствующих на соревнованиях, так и на тех, кто смотрит их по телевизору. В некоторых видах спорта для улучшения качества телевизионных трансляций даже введены дополнительные арбитры, чьей обязанностью является следить за рекламными вставками (спотами), заполняющими паузы в ходе соревнований.

Пытаясь адаптировать спортивное фехтование к требованиям телевидения, руководство FIE в последнее время делало шаги в двух основных направлениях — в сторону модифицикации правил и регламента соревнований и в сторону использования новых выразительных средств для создания более яркого образа фехтования на телеэкране. Например, на чемпионате мира 2003 года в Гаване использовался широкоформатный экран, на котором шла прямая трансляция фехтовальных поединков, а также демонстрировались эпизоды завершившихся боев в замедленном темпе; судью снимали лицом к объективу видеокамер и, следовательно, лицом к телезрителю; за спиной судьи была видна реклама известных мировых брендов. Подобная практика сегодня становится повсеместной.
avatar
Однако все эти меры не привели к решению главной проблемы современного спортивного фехтования — проблемы повышения его телегеничности и популярности среди массового телезрителя. Еще в начале 1990-х годов президент Федерации фехтования Франции Пьер Абрик заявил: «Международной федерации и всем нам необходимо предпринять серьезные усилия для популяризации фехтования и улучшения его телевизионного имиджа. Поэтому члены международной федерации предлагают будущему президенту FIE создать рабочую группу для изучения возможностей улучшения телевизионного имиджа фехтования». Спустя десятилетие, в ноябре 2004 года, Алишер Усманов, выдвинутый Федерацией фехтования России на пост президента FIE, снова обратил внимание национальных федераций — членов FIE на критическую ситуацию, в которой оказалось мировое фехтование в связи с почти полным его игнорированием со стороны телевидения.

УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА

Однако найти выход из этой ситуации не так просто, как кажется на первый взгляд. Фехтование обладает особым, исторически сложившимся романтическим шармом, который замечают даже самые обычные люди, не знакомые с тонкостями фехтовального искусства. В то же время нынешний способ телевизионной трансляции фехтовальных соревнований, «обкатанный» телевизионщиками на других видах спорта, разрушает романтику чувств телезрителя. События, происходящие на фехтовальных дорожках, ему совершенно непонятны. Потеряв выразительность, характерную для боевого фехтования, современное спортивное фехтование стало для подавляющего большинства телезрителей довольно скучным зрелищем. Именно поэтому оно занимает такое скромное место в телепрограммах. Можно предположить, что при сохранении существующих тенденций фехтование потеряет свои позиции и в программе Олимпийских игр.

Чтобы выжить в джунглях коммерции, этот замечательный вид спорта должен осовременить свой имидж и адаптироваться к требованиям телевидения. Решить эту задачу можно лишь в тесном контакте с телевизионными специалистами. В этом должны отдавать себе отчет, прежде всего, организаторы многочисленных турниров по фехтованию. Приступая к организации соревнований, они обязаны сразу же установить тесные связи с телевизионщиками — режиссерами, операторами и комментаторами, которые будут вести трансляцию этих состязаний.
avatar
Фехтовальщикам полезно знать сильные и слабые стороны своего вида спорта с точки зрения создания привлекательной телевизионной «картинки». Посмотрим, как осуществляется показ фехтовальных соревнований, какими техническими средствами располагает съемочная группа, и подумаем над тем, как максимально эффективно использовать сильные стороны нашего вида спорта в процессе телепоказа.

Итак, трансляцию соревнований ведет съемочная группа, в которую входят режиссеры, операторы, звукорежиссеры, микрофонные операторы и другие специалисты. Расстановка видеокамер, возможность использования различной оптики, композиция кадра — все это лежит в сфере ответственности оператора. Оператор видит снимаемые объекты через объектив видеокамеры, поэтому из общей картины событий выделяет только то, что попадает в поле зрения камеры. По отношению к снимаемому объекту камера может менять угол зрения (ракурс) и расстояние (план съемки: общий, средний, крупный). Поэтому в зале, откуда ведется трансляция, должны быть заранее определены места для стационарных и мобильных видеокамер.

Сюжеты, которые снимают установленные в зале видеокамеры, поступают на контрольные мониторы, каждый из которых пронумерован и принимает изображение только с одной камеры. Режиссер на пульте выбирает один из поступивших на мониторы сюжетов и направляет его в эфир. Те или иные камеры подключаются к эфиру и отключаются от него по воле режиссера. Этот процесс называется телевизионным монтажом. В результате зритель видит на экране телевизора непрерывный поток изображений и субъективно ощущает себя сидящим в зале, где проходят соревнования. Правда, режиссеры часто дают в эфир заранее снятые кадры, монтируя их с кадрами, полученными в процессе трансляции.

Следует отметить, что восприятие фехтования современным зрителем основано на сценах из художественных фильмов, в которых его любимые герои, вооруженные шпагами, яростно сражаются со своими противниками. Монтаж подобных сцен построен на необычайно быстрой, порой сумбурной смене кадров. К сожалению, современное спортивное фехтование не отличается быстрой сменой планов и ракурсов, которые характерны для трансляций с соревнований по другим видам спорта, в особенности игровым.
avatar
В процессе фехтовального поединка спортсмен испытывает колоссальное внутреннее напряжение и огромную физическую нагрузку. При этом надо отдавать себе отчет в том, что передвижения фехтовальщиков по фехтовальной дорожке ограничены 14 метрами и что объектив видеокамеры, находящейся на расстоянии примерно 15-20 метров от места поединка, долгое время держит фехтующих бойцов в одном кадре. Затяжной поединок фехтовальщиков почти всегда полон внутреннего напряжения, но отсутствие смены кадров, планов и ракурсов может вызвать у зрителя снижение эмоциональной привязанности к телетрансляции. Поэтому следует искать новые технические и художественные возможности телевидения, которые позволили бы раскрыть внутренний драматизм и внешнюю привлекательность фехтования.

Несмотря на непредсказуемость результата соревнований, очевидна необходимость подготовки режиссерского сценария трансляции. Идеально, когда такой сценарий согласован с организаторами соревнований и в нем учтены их интересы. В любом случае режиссерский сценарий должен прописывать алгоритм съемки каждого фехтовального боя и соревнований в целом. Заранее должны быть определены ракурсы и планы, с которых будут показаны спортсмены, тренеры и болельщики, вероятная продолжительность поединка, приблизительное количество остановок боя для анализа фехтовальных фраз, порядок использования таких остановок для замедленного показа анализируемых фраз или демонстрации рекламных вставок. В сценарии также должен быть предусмотрен порядок переключения камер со спортсменов на тренеров, зрителей, руководителей команд и обратно.

При этом нельзя исключить ситуацию, когда заинтересованное лицо, например, тренер, чей воспитанник участвует в соревнованиях, устанавливает деловой или дружеский контакт со съемочной группой, в результате чего телезрители видят постоянные переключения с эпизодов боя на данную персону. Хорошо, если такие переключения носят умеренный характер и не приводят к ограничению показа других лиц. Однако постоянная демонстрация одной и той же персоны должна пресекаться телевизионным руководством и организаторами соревнований, поскольку такая демонстрация противоречит принципу равноправия участников состязаний. Очевидно, что порядок использования подобных приемов должен быть отражен в соответствующих правилах и регламентах.
avatar
ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ — НА СЛУЖБУ ФЕХТОВАНИЮ

Полиэкран

Очень важно, чтобы в телевизионной трансляции была передана не только драматургия поединка, происходящего на фехтовальной дорожке, но и показано поведение спортсменов, тренеров, руководителей команд и болельщиков в процессе соревнований. Для этого необходимо более активно использовать полиэкран (multi-image screen), когда в эфир одновременно идут несколько сюжетов, снятых разными камерами. В этом случае телезритель может одновременно увидеть на экране своего телевизора несколько разных «картинок», например, самого боя, тренеров и болельщиков.

Кроме того, на одном из полей полиэкрана можно показывать специально подготовленные клипы рекламно-развлекательного характера.

Использование пауз в ходе соревнований для рекламных вставок (спотов)

Как уже указывалось выше, в некоторых видах спорта в правила соревнований были внесены изменения, предусматривающие искусственные паузы для показа рекламы. Этот прием следует использовать и в фехтовании. В случае показа рекламы в ходе поединка специальный арбитр должен следить за телевизионной «картинкой» и не давать сигнала к бою, пока не закончится показ рекламного спота. Разумеется, показ рекламных вставок в ходе соревнований вносит определенные трудности в их организацию и проведение (как это случалось и в других видах спорта), но игнорировать вызовы времени нельзя, ибо это приведет к печальным последствиям.

Как правило, рекламные споты создаются по заказу на конкурсной основе, и на их содержание не всегда можно повлиять. Тем не менее, надо стремиться к тому, чтобы хотя бы в некоторых из них содержались элементы фехтования и появлялись фехтовальщики мирового класса.
avatar
Использование «мертвого времени»

Одним из слабых мест телевизионных трансляций с соревнований по фехтованию являются долгие паузы, не заполненные какими-либо событиями, когда одна и та же неподвижная камера фиксирует общий вид спортивного зала. На профессиональном жаргоне телевизионщиков такие паузы называются «мертвым временем». «Мертвое время» наносит огромный вред имиджу фехтования, поскольку зритель у домашнего экрана может потерять интерес не только к данной трансляции, но и ко всем последующим передачам о фехтовании.

В то же время подобные перерывы в ходе соревнований дают возможность демонстрировать специально подготовленные познавательно-развлекательные сюжеты небольшой продолжительности, имеющие своей целью повысить зрительский интерес к фехтованию. Такие сюжеты могут содержать фрагменты фильмов «плаща и шпаги» со сценами фехтовальных схваток, выступления мастеров исторического и артистического фехтования, интервью с известными людьми — актерами, политиками, педагогами, учеными, которые увлеченно рассказывают о фехтовании как об эффективном средстве воспитания детей и подростков и отличном способе поддержать жизненный тонус у людей пожилого возраста.

Использование видеографики и тематических клипов

Исторически сложилось так, что в течение долгого времени фехтование было элитарным видом спорта. Оно практиковалось людьми с высоким социальным статусом, имеющими достаточно времени и возможностей для того, чтобы проникнуть во все тонкости фехтовального искусства. Ведь скорость движения клинков порой превышает зрительные возможности восприятия. Поэтому болельщики всегда стремились находиться как можно ближе к месту поединка. Даже сегодня они зачастую нарушают регламент, пытаясь подойти поближе к фехтовальной дорожке, так как вдали от нее воспринимать и анализировать ход поединка довольно трудно.

Важно учитывать и еще один аспект нашего вида спорта. Речь об условностях ведения поединков на рапирах и саблях. К особенностям рапирного и сабельного фехтования относится не только сам характер поединка, но и судейство, которое существенно отличается от судейства соревнований по фехтованию на шпагах. Понятия условности и тактической правоты, лежащие в основе рапирного и сабельного фехтования, понятны только специалистам, но даже они могут неверно оценить фехтовальную фразу. Известны случаи, когда высококвалифицированные арбитры совершали на чемпионатах мира и Олимпийских играх такие серьезные ошибки, что они приводили к длительным конфликтам между национальными федерациями. Регламент допускает, что в случае сомнения или трудности анализа фразы арбитр может просмотреть запись эпизода на мониторе и только потом принять окончательное решение. Что же можно сказать о реакции простого зрителя, наблюдающего за такими соревнованиями по телевизору?..
avatar
Понимание фехтовальных поединков, и в особенности причин присуждения уколов-ударов тому или иному спортсмену, — одна из самых трудноразрешимых проблем в деле формирования позитивного телевизионного имиджа фехтования. Для ее решения следует принять кардинальные меры, причем в самое ближайшее время. Одним из возможных решений может стать специально разработанная видеографика, к примеру, использующая комических мультипликационных персонажей, которые могут появляться на экране в паузах фехтовального поединка. Во время остановок боя и анализа фехтовальных фраз арбитром графические персонажи могли бы демонстрировать фехтовальные движения, соответствующие анализируемой фразе.

В основу движений графических персонажей должна быть заложена программа, основанная на наиболее часто встречающихся фехтовальных действиях. Включение режиссером или специально назначенным арбитром одного из сюжетов, заложенных в эту программу, должно помочь телезрителям лучше понять смысл этих действий.

Специфика тех или иных фехтовальных действий и правила присуждения уколов-ударов могут быть также отражены в специально подготовленном клипе. Подобный клип (видеоролик, в котором сняты реальные фехтовальщики) может демонстрироваться перед началом соревнований или во время специально предусмотренных или спонтанно возникающих пауз и объяснять телезрителям особенности фехтовальных фраз.

Возможны и другие варианты объяснения специфики фехтования. Они могут быть предложены как самими фехтовальщиками, так и телевизионными специалистами.
avatar
Телекомментаторы

Спортивный комментарий — компетентное толкование спортивного события, требующее специальных знаний и подготовки. Поэтому в качестве комментаторов должны выступать фехтовальщики, обладающие ораторскими способностями, или спортивные журналисты, хорошо разбирающиеся в фехтовании.

Для талантливых спортивных комментаторов характерны объективность, эмоциональность, экспрессивность, легкий эпатаж и драматизм. Эти качества должны быть присущи и комментаторам фехтовальных поединков.

Разработка шаблонов (моделей) телевизионных трансляций

Случается, что режиссеры и операторы, ведущие телевизионную трансляцию, оказываются людьми, не знакомыми со спецификой фехтования, а руководители федераций и организаторы соревнований не обладают достаточным уровнем знаний о технических параметрах телевизионных трансляций. Недостаток знаний с обеих сторон существенно влияет на качество «картинки» и ухудшает телевизионный имидж нашего вида спорта.

Поэтому желательно разработать шаблоны (модели) телетрансляций, включающие условный сценарий, порядок применения основных технических средств и художественных приемов, а также правила поведения комментатора в эфире. Такие шаблоны не могут быть обязательными к применению, но они могут стать источником конкретных рекомендаций и полезных советов для организаторов соревнований и телевизионных «команд». Подобные модели могут быть разработаны в результате тщательного анализа лучших образцов телевизионных трансляций, посвященных как фехтованию, так и тем видам спорта, которые занимают более значительное место на телеэкране.
avatar
Историческое и артистическое фехтование. Фехтовальные шоу

В последние годы историческое и артистическое фехтование переживают подлинный бум, возникший в результате взрыва интереса к романтическому прошлому холодного оружия. Проблемам исторического и артистического фехтования посвящено множество интернет-сайтов, в большинстве случаев созданных и поддерживаемых бескорыстными любителями. К сожалению, на уровне FIE отсутствуют связи между спортивным и демонстративно-развлекательным фехтованием.

Между тем, показательные выступления мастеров исторического и сценического фехтования могли бы способствовать популяризации спортивного фехтования. Поэтому необходимо создавать развлекательные шоу с элементами исторического, сценического и спортивного фехтования и показывать их на крупнейших соревнованиях. Такие шоу могли бы демонстрироваться и в перерывах состязаний по другим видам спорта.

Некоторые предложения для комиссии FIE по пропаганде фехтования

Одним из недостатков работы комиссий FIE, и в частности, комиссии по пропаганде, является их непрозрачность, а также отсутствие информации об их текущей деятельности. Неизвестно, какие вопросы включались в повестку дня комиссий; непонятно, как были распределены обязанности между их членами; неясно, как эти обязанности выполнялись.

Есть сведения, что в течение последнего четырехлетия комиссия FIE по пропаганде уделяла определенное внимание проблеме взаимоотношений телевидения и фехтования. Были в ее повестке дня и некоторые другие вопросы, касающиеся развития связей со средствами массовой информации. Однако узнать, какие конкретные шаги предпринимались в том или ином направлении, практически невозможно.
avatar
Поэтому необходимо принять такой порядок работы данной комиссии, который предполагал бы оперативное отражение на сайте и в информационных письмах FIE следующих аспектов ее деятельности:

— текущих и долгосрочных планов работы;

— распределения обязанностей между избранными членами комиссии;

— сроков выполнения членами комиссии конкретных задач.

Кроме того, необходимо создать в сети Интернет фехтовальный форум, на котором спортсмены, тренеры и другие специалисты могли бы обмениваться мнениями о телевизионном имидже фехтования и вносить предложения по его улучшению.

Важной задачей комиссии является также регулярная публикация на сайте FIE информации о телевизионных трансляциях с официальных соревнований, проводимых под эгидой FIE. В таких сообщениях должны непременно указываться страны, каналы и время трансляций.

29 ноября 2004 г.

Александр Касатов (журналист, мастер спорта по фехтованию, специально для сайта ФФР)
28/06/09

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.