Статья - Стойка

Единоборства
Единоборства: Статья   Стойкаhttp://aeternus-urbs.ucoz.ru/publ/stojka/28-1-0-75 (с)

Определимся с терминами. Стойка — есть единое положение частей тела, в котором пребывает боец во время поединка. Как это ни покажется парадоксальным, но в историческом фехтовании конкретные догматические стойки бесперспективны!

Абсурдно видеть, как боец принимает ту или иную «стойку», находясь в пяти — восьми шагах от противника. Мало того, он умудряется перемешаться в этом хитросочиненном положении, теряя силы, подвижность, скорость. Видимо он думает, что это эффектно и красиво...

Зареченская школа не учит ходить в стойке и атаковать в стойке — это попросту невозможно, ибо в любом случае стойка нарушается. Следовательно, можно вести речь лишь об исходном положении! Именно кратковременное промежуточное исходное положение необходимо для начала определенного действия или определенного бездействия. Это положение и есть «подоплека» (иногда в «подоплеку» входит подготовительный удар или перемещение).

Только грамотная подоплека может заставить соперника действовать предсказуемо — так, как нужно вам. Только знание и умение строить подоплеку в нужный момент позволит на один-два хода опережать противника. Это вполне очевидно, если вспомнить, что самым главным моментом является то, что видит человек в мгновение начала активных действий. Уж так устроено сознание, что образ, схваченный в начале движения, некоторое время удерживает действия в жестких рамках. Если вы заметили, что противник бросился на вас с незащищенной головой, то вы, сами того не желая, будете встречать его поспешным ударом именно в голову — область воспринятую вашим сознанием как уязвимую точку. Одновременно с этим вы предпримете еще и защитное действие (отшаг, движение щитом).
22 комментария
avatar
Теперь представьте, что именно эта ваша реакция и была предусмотрена, и в пиковой фазе атаки противник как по писаному отработал ваш ответ. Расклад весьма выразителен: вы закончили удар, который оказался пустым, противник же находится в четкой запланированной позиции для атаки.

В следующую единицу времени он наносит удар в совершенно противоположном направлении — вы, естественно, торопливо пытаетесь отреагировать из предыдущего несобранного положения.

Противник снова наносит удар с противоположным вектором и выходит из атаки.

Вы бросаетесь вдогонку, чтобы компенсировать пропущенное, однако эта ваша реакция тоже запланирована. Он вытягивает вас на разгон и атакует с уходом в сторону - бой сделан. Вы дрались естественно и традиционно. Противник — расчетливо, со знанием «подоплек» и драматургии боя.

Представьте теперь то же начало боя, но с более рассудочным поведением с вашей стороны.
Противник бросается вперед, с подготовленной программой на вашу реакцию.
Вы уходите в сторону, перекрыв сектор ударов, возможных из положения его руки.
Стоп! Теперь уже вы в готовности провести результативный удар, а противник в стадии завершения «холостого» действия. Как видите, роли поменялись, вы переиграли противника тактически.

Необходимо оговориться и напомнить, что в данном обзорном издании мы рассматриваем лишь технику и тактику поединка в самом популярном стандарте «щит—меч», ибо методика строевого боя имеет свои особенности и в движении, и в подоплеке, и в технике ударов. В строю даже положение меча диктуется целым рядом специфических условий:

а) наличием и параметрами древкового оружия у противника (топоры, алебарды, копья и т. д.);
б) плотностью строя (однорядный, многорядный);
в) наличием либо отсутствием движения «боевого гурта»;
г) основной задачей «боевого гурта» (удерживать натиск, пробивать линию противника, смешивать чужой строй, стесывать края и т. п.).

Подробности видов группового боя, а также технические особенности номинаций «меч-меч» и «двуручный меч» мы обсудим в следующей книге. В ней же будет затронут и боевой аспект исторического фехтования, неприменимого на спортивных и фестивальных турнирах.
Забегая вперед отметим, что концептуальные принципы поединков «щит-меч» и «меч—меч» идентичны, за исключением нескольких нюансов, обусловленных отсутствием щита.
avatar
А где про стойку?
avatar
достает эта странная манера Кондратьева применять русофильскую стилизацию к терминам и понятиям фехтования. "Подоплека" - это вообще то обозначение нижнего белья.
avatar
Занятная статья, но про стойку и правда почти ничего, кроме странного суждения, что передвигаться и атаковать в стойке невозможно. Конечно находясь на расстоянии 8 шагов и правда будет идиотизмом двигаться в стойке, но 3 шага - вполне адекватное расстояние, чтобы в нее переходить. Она позволяет наносить удары более эффективно, быстро и с меньшей затратой энергии. В результате вы меньше устаете.
avatar
тогда еще в славяногорицкой среде про европейские трактаты мало кто слышал. вот и сочиняли что в голову придет.
avatar
В кендо стойка (камаэ) является краеугольным камнем наряду с дистанцией и удержанием центральной линии(стаж 1,5 года)
avatar
Вообще не только в кендо это краеугольный камень любого фехтование без щита
avatar
Да нету там краеугольного камня.В Кадочнекове специально учат,что стойка нах не нужна)))
Стойка не у всех разная,как ему угодно,просто есть учителя которые считают что так правильно)
avatar
ну в принципе и у них даже "рамка" есть.
avatar
чУдные открытия продолжаются...:)
avatar
"рамка" не является стойкой как таковой)это просто удобная позиция))))но не обязательна к зашите-нападению,а так как там в хагекуре-всегда будь готов к смерти)
avatar
стойка и есть удобное положение для того к чему человек хочет быть готов. У кадочниковцев рамка, у махателей вениками - камае, и так далее.
avatar
честно не согласен( извените за НО...
поговорите лучше с преподавателями.я за 15 лет обучения только адепт)
avatar
Внесу свое ИМХО) стойка это начало перемещения или каких-то действий) в кибадачи очень удобно ставить удаар) но это не значит что в ней нужно стоять в бою) зенкуцудачи - показывает какправильно нога работает при ударе) но в ней не стоят , не ходят и не бьют) это тренировочные стойки) лирика из карате) что касаеться фехтования) стойка для фектовальщика с 1 мечем и щитоносца разная и не потому что щит мешает) просто они по разному будут передвигаться а передвижению способствует стойка изначально) трудно начать передвигаться по щитовому стоя сначало в позиции номер 3 какой нить) также тяжело сделать из стойки (передвижения) шпажера (назовем ее так) свилю или подсад) или ж нереально в ней же войти в клинч с его стандартным перетаптыванием) поэтому вы меняете положение ног при передвижении дабы вам было удобно сделать тот или иной финт или действие) но изначально нужно знать и уметь бить и выучить действие из этого положения) тоесть вы встаете в стойку и учите) а уже потом стойки превращаються из статичных в способы передвижения) вот как то так)
avatar
Стойкой называется наиболее удобное расположение тела, принимаемое бойцом непосредственно перед противником с целью предстоящего выполнения какого-либо действия или действий, связанных с защитой или нападением.
В разных фехтовальных традициях по-разному понимают удобство. Общим местом будет то, что "удобно", это не значит "комфортно и ненапряжно", а значит "будет просто реализовать технический арсенал".
avatar
По сути стойкой часто обзывают комплексное положение тела, в котором боец настраивается на какие то действия. Если намерение читается ясно, то по стойке можно говорить о том приготовился человек нападать или защищаться, активно маневрировать или столбом стоять. Большинство в состоянии определить после небольшого срока занятий, на замахе человек держит оружие в стойке, или перегораживает им пространство перед собой. Как правило положение оружия часто совпадает с некой контрольной точкой, из которой боец чуствует переход на сразу несколько наиболее привычных траекторий перемещения оружия.
avatar
Противники фехтующие на прямых ногах зрительно не вызывают чувства опасности и длительного интереса такой поединок не вызывает.После нескольких секунд становится ясно,что им(противникам) ничего друг от друга не надо и у них нет цели поразить своего визави.Возникает вопрос.за чем зрителю наблюдать? Если бойцы с помощью своей пластики не передают желание сохранить свою жизнь-грош цена такому зрелищу.Разумеется все,что я здесь высказал ИМХО и относится только к постановочным боям в театре,кино и т.п. Считаю,что правильная стойка ОЧЕНЬ важна и с этого надо начинать занятие фехтованием.
avatar
Речь идет не совсем об этом, но замечание в целом верное. Хотя на каких ногах человек двигается это больше зависит от идеи постановки боя. Например в фильме "Обливион" был забавный персонаж - фехтовальщик-танцор с кинжалами. Вот тот двигался по танцевальному на носках и с прямой ноги но пластичности и выразительности хватало чтоб создать вкусный образ.
avatar
Тут нельзя не согласится с тобой Алексей(ничего,что на ты коль мы уже в друзьях),что многое зависит от сюжета.трактовки образа и его личных характеристик.Взять к примеру "Ричард-3",так этот персонаж просто не может работать мечом,как другие.Хромой,горбатый да еще и с отсохшей рукой,тут нужен особый подход и соответственно пластику надо поискать.Но если взять поединок Лаэрта и Гамлета,то начинается он,как торжественный турнир,а заканчивается сами знаете чем.Тоже два разных состояния в начале боя и в конце.Но если на сцене отношения выясняют Эдмон и Эдгар("Король Лир"),тут о прямых ногах и речи быть не может,дерутся на смерть и ни один не хочет налететь на клинок другого.В выступлениях мы сами вольны придавать ту или иную трактовку своему образу,но встает вопрос,насколько наша трактовка интересна зрителю?
avatar
Вообще стойкой в современном фехтовании(Да и вообще в единоборствах) называется положение тела, из которого человек может совершить любое тактическое действие:атаку, защиту, контратаку...
avatar
Если стойка неправильная то проиграть легче легкого...и стойка должна быть идеальной....соблюдать движение.....дистанцыю.....если этого не будет то это не стойка не победа а поражение.........

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.