Статья - Атака

Единоборства
Единоборства: Статья   Атакаhttp://aeternus-urbs.ucoz.ru/publ/ataka/27-1-0-74 (с)

СЕКТОР АТАКИ
Слабым местом любой догматизированной системы является обучение контрдействиям на конкретные, строго определенные атаки противника. Чаще всего это действия партнера, работающего в той же учебной схеме. Все происходит по формуле: вас бьют так — вы отвечаете эдак. В результате — действия носят скупо регламентированный характер. В реальном же бою атаки достаточно хаотичны, так как противники весьма разнообразны и по мышлению, и по стилю. Их действия вряд ли будут строиться исключительно по канонам, и удары будут наноситься не по известной вам точной траектории, а из областей в 50-70 см. Поэтому гораздо целесообразней строить свои действия, учитывая секторы возможной атаки.

Весь спектр направлений ударов можно разложить на четыре основных сектора: на схеме более жирными линиями обозначены чаще атакуемые зоны.
Не секрет, что предугадать сектор гораздо легче, нежели одну линию, по которой пройдет клинок. Следовательно и защита значительно проще и эффективней, когда контролируются именно секторы.

АТАКА
Известно, что бой это атака, когда начали вы, либо контратака, когда противник оказался шустрей или его вынудили действовать первым.
Задача же бойца состоит в том, чтобы гармонично совместить две цели:
Тактика и концепция боя
• Быстро и правильно определять атакующие возможности противника на текущий момент либо заставить противника атаковать себя в запланированном секторе, защита которого уже подготовлена.
• Не дать предугадать свои действия и поразить противника в незащищенном секторе.
Именно в выполнении этих задач и проявляется мастерство бойца, его опыт и интуиция. Кто же переиграет соперника? Думается, что более подвижный! Подвижный как в физическом, так и в интеллектуальном плане.
Зная закономерности нанесения ударов, легко предугадать сектор удара противника и произвести неуязвимый вход в атаку или контратаку. Это вполне логично потому, что любые действия диктуются анатомией человека и имеют скоростные и силовые закономерности.
На схеме, в зависимости от положения бойца, светлыми стрелками показаны векторы реально эффективных ударов, черными — нереализуемые направления.
7 комментариев
avatar
Легко заметить зависимость между положением бойца и возможными направлениями ударов. В каждой отдельной позиции будут присутствовать свои реализуемые области и «мертвые зоны».
В данной ситуации не имеет смысла рассматривать киношные «хитровымудренные» приемы со сложной перекрученной траекторией, дважды меняющей свое направление. Такие удары невозможно нанести достаточно быстро и сильно, следовательно, в боевой ситуации они бесполезны и неэффективны.
Ни один серьезный боец не будет излишне финтить, чтобы не получить в ответ мощный прямолинейный удар. Он будет бить по наикратчайшей траектории, с максимальной силой и скоростью.

ЛИНИЯ АТАКИ, ДВИЖЕНИЕ (перемещение)
Обычно линей атаки называют наикратчайшую воображаемую линию, соединяющую соперников. Однако самая прямая дорожка не всегда приводит к успеху. Иногда выгодней «окучивать» противника, двигаясь по дуге либо по касательной. Атака, построенная по прямой, слишком примитивна. Противодействовать такой атаке одно удовольствие - достаточно перекрыть сектор возможных ударов.
На схеме можно пошагово проследить запаздывание бойца, действующего по прямой линии.
(Расчет прост: каждый боец, за единицу времени, совершает перемещение и удар. — Прим. авт.)

1. Начало движения

2. Шаг—удар

В то время, как подвижный боец смещается с линии атаки и наносит удар, прямой атакует пустое место. Подвижный делает следующий шаг и удар, а прямой успевает развернуться, но снова попадает по пустому месту...
Иначе воспринимается атака по касательной или круговой траектории. Реагировать на нее очень трудно, так как соперник постоянно смещается с привычной «пристрелянной» позиции.
Прибавьте к этому внезапную смену направления движения и вы получите ситуацию, когда прямой занят только ловлей подвижного «в прицел». В это время прямой остается практически на месте, а подвижный постоянно смещается, сохраняя возможность атаковать.
avatar
Подвижная атака (контратака) может строиться по касательным линиям или по круговой траектории.

1. Атака по касательной
2. Атака по кругу
3. Атака со сменой направления

Тактика и концепция боя
Основные виды движения:
• Уход с линии атаки (по кругу, или по касательной).
• Наскок (по касательной).
• Движения, маневрирование, изменение положений щита и меча, не позволяющие противнику готовить атаку.

ЗАБУДЬТЕ ОБ ОТСТУПЛЕНИИ НАЗАД
Отступление спиной, по прямой от противника — самое естественное движение человека. Однако в нашем случае это прямая дорожка к поражению. Посудите сами, в каком положении находится атакующий противник, набравший скорость в прямолинейном движении, и в каком вы — боец, едва начавший отступление и старающийся не словить удар, второй, третий и т. д.
Согласитесь, слишком мало шансов оторваться от нападающего, который стартовал чуть раньше. Ухудшает положение и то, что вы двигаетесь спиной вперед, а он естественным образом. Еще хуже то, что в трех шагах позади поджидает ограждение ристалища, способное огорчить не меньше, чем удар меча.
Иная картина получается, когда вы сдвигаетесь в сторону, а противник вынужден тормозить и корректировать свою атаку. Вы же в это время уже сдвигаетесь дальше и развиваете контратаку. Выводы несложны:
• Движение назад может быть только в свободном маневрировании, когда необходимо «вытянуть» противника на атаку, ввести его в заблуждение либо увеличить дистанцию для подготовки своей атаки.
• Во время атаки противника движение может быть только вперед или по дуге: вокруг соперника — вправо или влево. В некоторых случаях, когда противник атакует с близкой дистанции, можно сделать первый шаг назад—в сторону с последующим вектором движения вбок.
• Если вы атаковали (входили в клинч) по часовой стрелке, то выходите из атаки против часовой. Если вы оборонялись против часовой стрелки, то контратакуйте по часовой.
В связи с этим напомним о целесообразности начинать тренировку с упражнения «краб» (скоростное перемещение боком, приставным шагом, с резкой сменой направления). Это упражнение может заменять разогревочный бег.
Обычно закрепление ударной техники в движении пытаются организовать по формулам:
шаг+удар = отшаг+удар; шаг+защита+удар = от-шаг+защита+удар и т. д.

Зареченская школа использует более эффективный метод, позволяющий быстро освоить перемещения, причем в условиях максимально соответствующих реальным. Навыки перемещения приобретаются в процессе работы с «балдой». При этом любой организм сам формирует оптимальный образ движения. Нарабатываемая двигательная база получается гармоничной и целесообразной для каждого отдельного телосложения и конституции. Приобретаемый навык является не линейным, а свободным, когда боец одинаково легко перемещаемся в любых направлениях.
Немаловажно и то, что у бойца уже с самого начала начинает вырабатываться чувство дистанции — одна из важнейших составляющих фехтования.
avatar
1.Опереди противника своей атакой.(Кен-но-Сен)
2.Жди инициативы противника и подлови его.(Тай-но-Сен)
3.Обоюдная атака."Присоеденись и опереди"(Тай Тай-но Сен)
avatar
ЗЫ:И главное -ножки.
avatar
Не знаю, как для щита и каролинга, но для шпаг 17-18 веков это бред, а область применения статьи не указана. Если кому интересно, могу предоставить развернутую аргументацию.
avatar
Нетрудно догадаться, что это нешпажное. Нужно иметь довольно бурное воображение, чтобы столь прямолинейно прменить это к шпагам... или прямолинейность, в которой нередко обвиняют шпажистов, как я раньше думала, без оснований.
avatar
Как я уже отмечал, не указана область применения статьи. Группа по фехтованию, статья называется "Атака". Упоминаются догматизированные системы. Написали бы прямо - только для широких рубящих мечей, вопросов бы было меньше, хотя были бы.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.