Статья - Терминология исторического фехтования Студия ГРИФОН г.Красноярск

Единоборства
Единоборства: Статья   Терминология исторического фехтования Студия ГРИФОН г КрасноярскСтудия "ГРИФОН" г.Красноярск (с)
http://nygoth.livejournal.com/717.html#cutid1

Терминология исторического фехтования

Дрянных С.М.

Красноярск 2006 — 2009 г.
Введение

Данная терминология — попытка систематизировать достаточно разрозненный набор терминов и описаний действий мечом, который используется нами в тренировках для обучения и анализа поединков.

Подобная систематизация стала необходимой по целому ряду причин. Первое, и самое главное то, что нами к настоящему моменту уже накоплен очень богатый арсенал приемов и движений, многие из которых уже не могут быть описаны интуитивно, исходя из сложившихся определений. Кроме того, эти определения в значительной мере грешат неоднозначностью, как по своему содержанию, так и применительно к описываемым ими техническим действиям. Так, например, нет ясности в понимании разницы между стойкой и позицией. Зачастую эти термины применяются как к описанию положения всего тела, так и отдельных его частей, причем в одних ситуациях между ними не делается никакой разницы, в других же наоборот, она всячески подчеркивается.

То же и с шагами, ударами, приемами и многим другим.

Второе, это давно созревшая необходимость четко прописывать в правилах соревнований их (соревнований) основное содержание. Необходима не ссылка на интуитивное понимание различных технических действий (как например: «Удар — он и в Африке удар», «Ну, защита, это же всем понятно» и пр.), а точные исчерпывающие описания того, что оценивается, а что нет, что делать можно, а чего нельзя.

В силу того, что содержание соревнований неразрывно связано с содержанием тренировок, крайне необходим единый понятийный аппарат, которым могли бы пользоваться как тренеры при подготовке бойцов, так и судьи в оценке выступлений спортсменов. Только тогда появляется возможность осознанно и целенаправленно готовить фехтовальщиков, оценивать их рост и планировать подготовку в долгосрочной перспективе.

И третий момент, это необходимость обмена опытом с другими объединениями и клубами сходной тематики. В настоящее время различное понимание одних и тех же определений зачастую приводит к необходимости каждый раз долго и пространно объяснять, что же ты имеешь в виду, а потом так же долго выяснять, правильно ли понял тебя собеседник.

В результате, ниже я попробовал дать основному набору терминов, давно и прочно вошедших в наш лексикон, точные и однозначные определения, разделяющие их области действия.

При составлении данной терминологии я руководствовался принципами полноты, краткости и информативности.
10 комментариев
avatar
Принцип полноты подразумевает, что вводимый термин содержит исчерпывающее описание понятия, не требующий, соответственно, уточнения либо дополнения. Принцип полноты реализуется исключительно в контексте употребления термина. Имеется в виду, что термин полон только в рамках его области применения, в любом другом контексте требовать этого было бы неуместно. Например, термин «прямое уклонение» в контексте рубящей техники не требует никаких дополнительных уточнений. Он полностью описывает движение. Этот момент однозначно следует из общих принципов исполнения рубящих ударов и способов защиты от них. Однако уже в контексте общей техники (включающей и рубящую, и режущую, и секущую, и колющую) термин полностью теряет свою однозначность и описательную способность.

Принцип краткости подразумевает, что, не смотря на полноту описания, термин дан в максимально короткой форме и не содержит повторений ранее данных характеристик, либо избыточной информации, ясной, например, из более общего определения, либо контекста применения термина. Принцип краткости подразумевает также отсутствие сложных терминологических конструкций, перегруженных различными уточняющими определениями. Например, согласно принятой схеме, прямые блоки должны были бы называться прямой прямой блок лицом к противнику. Однако, такое определение противоречит элементарным правилам русского языка, а потому неприемлемо. Вместе с тем, согласно сложившейся практике, этот термин может быть сокращен до просто прямого блока, как наиболее распространенного технического действия, а нетипичные ситуации уже конкретизировать дополнительными уточняющими определениями.

Принцип информативности подразумевает, что используемый термин точно и однозначно отражает действие, им описываемое. Т. е. при использовании термина не должно возникать неясности, что же именно было названо таким способом. При этом не стоит забывать, что все термины используются в определенном контексте, поэтому многие слова, имеющие двойное значение, будут интерпретированы вполне однозначно. Здесь уместно вспомнить, например, нелюбимое многими слово блок, как термин для класса защитных действий мечом, заключающихся в жесткой постановке последнего под удар противника. Я не пробовал искать более благозвучных слов для таких ситуаций, просто давал определения тому, что уже используется в работе.

Хочется еще заметить, что я старался придерживаться максимальной функциональности в даваемых определениях и избегать абстракций, определяющих другие абстракции, в итоге никак и нигде не используемые. Т.е. термин не должен вводиться только для того, чтобы объяснить другой термин или описать некое сопутствующее явление. Я так же старался не делить сущности сверх необходимого (например, нет смысла разделять фехтовальщика на набор мяса и костей, а кости в свою очередь на кости рук, ног и всего остального), чтобы не погрязнуть в определениях ради них самих.

И последнее. Конечной целью данной работы видится система терминов, которая полностью описывает предметную область. Даже те разделы, которые сейчас мало изучены, либо не изучены совсем, при последующей разработке не должны порождать термины, не вписывающиеся в созданную классификацию и конфликтующие с ней. И наоборот, созданная классификация должна выявить разделы, которые еще никак на практике не изучены в силу разных причин, более того, о существовании которых, возможно, я пока не догадываюсь.
avatar
Терминология

Историческое фехтование — (далее, просто «фехтование») единоборство с использованием тяжелого клинкового холодного оружия, либо его реплик, отвечающих правилам соревнований. Под тяжелым понимается оружие, вес которого достаточен, чтобы оказывать существенное влияние на технику владения им.

Поражаемая поверхность — поверхность тела фехтовальщика, разрешенная к поражению ударами правилами соревнований, либо доступная для поражения исходя из сложившихся условий поединка.

Поражающее действие — любое действие фехтовальщика, результатом которого явилось изменение хода поединка в свою пользу. В контексте соревнований может называться результативным действием.

Изменение хода поединка — ситуация, в которой противник на какое-то время (возможно, весьма непродолжительное) теряет способность выполнять активные действия (атакующие, либо защитные), либо адекватно реагировать на действия другого участника боя.

Удар — любое действие оружием, в результате которого оно совершает работу по разрушению цели. Успешно проведенный удар является поражающим действием.

Примечание: в этом смысле удар не обязательно является резким ударным воздействием в физическом смысле. Это любое действие оружием, результатом которого явилось разрушение цели с помощью последнего. Удар является основным действием фехтовальщика в поединке.

Следствие: ударом не является бездействие фехтовальщика, когда в результате активных действий со стороны противника, он (т.е. противник) сам нанес себе повреждения. Например, фехтовальщик стоит с поднятым мечом, а его противник поскальзывается, падает и натыкается на выставленный меч. Такая ситуация не является выполнением колющего удара.

Демонстративный удар — исполнение удара с сохранением формы действия без непосредственного разрушения цели. Качество демонстрации оценивают визуально по потенциальной возможности нанесения повреждений именно такой формой удара.
avatar
Прием — техническое действие, направленное на создание благоприятных условий для выполнения поражающего действия.

Атака — активные действия фехтовальщика по исполнению ударов, либо приемов.

Контратака — атака по противнику в момент потери им инициативы в собственной атаке.

Право атаки — возможность атаковать в ситуации, когда вероятность поражения противника значительно выше, чем угроза его контратаки.

Примечание: под значительностью понимается ситуация, когда противник не в состоянии выполнить эффективную атаку в принципе. Под это понятие не попадают ситуации размена, когда, например, фехтовальщик сознательно пропускает удар в ногу в надежде выполнить удар в голову. Здесь эффективность атаки противника весьма высока, даже не смотря на то, что ее результат, по мнению бойца, может быть проигнорирован.

Перехват права атаки — создание ситуации, в которой продолжение атаки противником невозможно, либо существенно затруднено.

Тактическая правота — ситуация использования права атаки для исполнения удара, либо приема.

Финт — прием, состоящий в подготовке благоприятной ситуации для успешной атаки, путем обмана противника.

Защита — общее определение любого действия фехтовальщика, позволяющего свести поражающий эффект ударов противника к минимуму.

Рубящий удар — резкое ударное воздействие (в физическом смысле) лезвием клинка, при котором вектор приложения силы в точке контакта оружия с поражаемой поверхностью направлен перпендикулярно оси клинка. При рубящем ударе поражающее воздействие происходит в основном благодаря весу оружия и количеству вложенной в удар силы. Заточка оружия влияет, в основном, на характер повреждений. Рубящие удары подразделяются на короткие, длинные и круговые (с разворота). Рубящие удары выполняются в так называемой плоскости удара — геометрической плоскости, построенной через точки пространства, которые прошел меч с момента разворота лезвием в направлении поражаемой поверхности до контакта с последней.

Короткий рубящий удар — рубящий удар, при котором меч проходит в плоскости удара четверть круга (т.е. длина дуги, описанной мечом в плоскости удара около 90о).

Длинный рубящий удар — рубящий удар, при котором меч проходит в плоскости удара полкруга (т.е. длина дуги, описанной мечом в плоскости удара около 180о).

Круговой рубящий удар (рубящий удар с разворота) — рубящий удар, при котором меч проходит в плоскости удара полный круг (т.е. длина дуги, описанной мечом в плоскости удара — 360о).
avatar
Силуэтная фиксация — фиксация оружия (при исполнении удара) в момент предполагаемого контакта с поражаемой поверхностью. Контакт может быть полный, средний, легкий, либо отсутствовать (т.н. бесконтактная фиксация).

Бесконтактная фиксация — силуэтная фиксация, при которой энергия удара полностью гасится атакующим до контакта с поражаемой поверхностью. Оружие останавливается на незначительном расстоянии до поражаемой поверхности.

Легкий контакт — силуэтная фиксация, при которой большая часть энергии удара гасится атакующим до момента контакта с поражаемой поверхностью. Оружие останавливается на поражаемой поверхности.

Средний контакт — силуэтная фиксация, при которой некоторая часть (примерно половина) энергии удара гасится атакующим до контакта с поражаемой поверхностью. Остальная часть энергии удара передается поражаемой поверхности в момент контакта.

Полный контакт — силуэтная фиксация, при которой атакующий прикладывает все усилия, чтобы возможно большая часть энергии удара передалась поражаемой поверхности в момент контакта.

Удар с проносом — выполнение удара с максимальным вложением силы по воздуху (сквозь воображаемого противника).
avatar
Режущий удар — воздействие на поражаемую поверхность лезвием клинка, при котором вектор приложения силы направлен, в основном, вдоль оси последнего. Поражающее воздействие происходит в основном благодаря качеству заточки оружия и значительно меньше зависит от вложенной в удар силы.

Колющий удар — воздействие острием оружия на поражаемую поверхность, при котором вектор приложения силы направлен строго вдоль оси клика в направлении острия. Поражающее воздействие происходит благодаря малой площади острия, из-за чего даже относительно незначительное приложение силы позволяет оружию глубоко проникать в поражаемую поверхность.

Секущий удар — комбинированное воздействие на поражаемую поверхность, начатое как рубящий удар и в момент контакта с поражаемой поверхностью продолженное как режущий удар. Секущим ударом так же будет являться рубящий удар, выполненный острием клинка (в силу неравенства плеч рычага). Характерной особенностью секущего удара является довольно значительное (хотя и меньшее, чем для рубящего удара) приложение силы как вдоль, так и поперек оси клинка. Для выполнения эффективных секущих ударов оружию желательно иметь конструктивные особенности — изогнутый сабельный клинок и хорошую заточку. В противном случае воздействие получается слабее рубящего удара и менее эффективное (из-за сравнительно более длинной траектории удара), чем режущий удар.

Замах — движение оружием, приводящее оружие из текущего положения в положение начала выполнения удара. Для каждого типа удара замах выполняется по-своему. По форме замаха удары бывают простыми и сложными.

Простой удар — удар, замах на который выполнен по оптимальной траектории (т.е. с затратами минимального количества энергии на перемещение меча). Т.е. для рубящего удара, например, оптимальной траекторией, с учетом потерь энергии, будет круговая. Для секущего удара — конусная, а для режущего и колющего — прямолинейная.

Сложный удар — удар, замах на который выполнен в виде элемента игры клинка, блока или другого удара. В этом смысле все финты — сложные удары. В отличие от простых ударов, сложные удары, это в то же время приемы, т.к. содержат в себе элементы подготовки благоприятной ситуации для выполнения поражающего действия.

Начало удара — положение меча в пространстве, из которого он начинает набирать энергию для выполнения поражающего воздействия. Может совпадать с моментом начала поражающего воздействия, как, например, для режущего удара.

Траектория удара — путь, который проделал меч от начала удара (точки, где окончился замах) до момента контакта с поражаемой поверхностью, либо до полной остановки или смены направления движения в случае промаха.
avatar
Стабилизация траектории удара — действия фехтовальщика, направленные на предотвращение пустых потерь энергии оружием в процессе удара. Под пустыми потерями подразумеваются неоправданные затраты энергии на изменение траектории, силы либо скорости удара.

Контрольные точки удара — положения меча на траектории удара, в которых меч может быть полностью остановлен, либо перенаправлен на другую траекторию с наименьшими затратами энергии. На траектории любого удара есть три контрольные точки — точка начала удара, точка силуэтной фиксации и точка завершения удара.

Сильная позиция — характерное положение ног, рук, либо всего тела фехтовальщика с оружием (смотря по отношению к чему применяется термин), в котором (положении) возможно максимально эффективное управление силой, вкладываемой в удар. Способ приложения силы зависит от типа удара (например, он разный для рубящего и режущего удара).

Сильная позиция ног — положение ног, при котором линия, соединяющая стопы параллельна вектору приложения силы, ориентация ног (положение коленей и бедер) соответствует направлению приложения силы.

Сильная позиция рук — положение рук перед грудью, при котором кулак вооруженной руки находится примерно напротив центра грудной клетки. Форма локтей (согнуты или выпрямлены) зависит от типа удара.

Сильная позиция корпуса — положение спины, при котором усилие от ног эффективно (без перенапряжения мышц спины) передается рукам. В основном соответствует прямой спине, чуть наклоненной вперед в направлении приложения силы.
avatar
Позиция — положение ног по отношению к противнику. Различают вертикальную, диагональную и горизонтальную позиции. Все три типа позиции могут быть прямыми и обратными. Кроме этого, вертикальная и диагональная позиции могут быть правыми или левыми. Например: прямая левая вертикальная позиция, обратная правая диагональная позиция, прямая горизонтальная позиция. При описании положения бойца в прямых позициях, как наиболее распространенных, слово «прямая» опускают.

Прямая позиция — положение ног фехтовальщика, при котором, если довернуться лицом к противнику, ноги остаются не перекрещенными.

Обратная позиция — положение ног фехтовальщика, при котором, если довернуться лицом к противнику, ноги окажутся перекрещенными.

Вертикальная позиция — положение ног, при котором обе стопы стоят на воображаемой линии, проходящей через проекции центров тяжести фехтовальщиков на пол (т.н. вертикаль).

Диагональная позиция — положение ног, при котором обе стопы стоят на линии, наклоненной на 45о к вертикали.

Горизонтальная позиция — положение ног, при котором стопы стоят на линии, перпендикулярной вертикали, либо, в общем случае при отсутствии противника, на линии проекции фронтальной плоскости тела фехтовальщика на пол.

Левая позиция — вертикальная или диагональная позиция, при которой задняя нога левая.

Правая позиция — вертикальная или диагональная позиция, при которой задняя нога правая.

Ширина позиции — расстояние между стопами.

Расширение позиции — увеличение расстояния между стопами без изменения геометрии позиции.

Сокращение позиции — уменьшение расстояния между стопами без изменения геометрии позиции.

Стойка — положение тела фехтовальщика (ног, корпуса и рук с оружием) по отношению к противнику.

Защитная стойка — стойка, при которой противнику создается угроза оружием, которую он должен преодолеть, чтобы начать атаку непосредственно бойца.

Атакующая стойка — стойка, при которой противнику создается угроза уже подготовленной атакой.

Дистанция — расстояние между центрами тяжести бойцов.

Сверхдальняя дистанция — дистанция, на которой невозможны никакие действия оружием (за исключением бросания) в отношении противника без предварительного сближения.

Дальняя дистанция — дистанция эффективного укола с выпадом, либо секущего удара в оружие противника, находящегося в защитной стойке.

Средняя дистанция — дистанция эффективного рубящего удара.

Ближняя дистанция — дистанция эффективного захвата за корпус, либо удара рукой.

Сверхближняя дистанция (клинч) — контакт между телами противников. Дистанция борьбы.

Примечание: дистанции связаны между собой мерой движения, которое необходимо совершить для перехода из одной в другую. Для перехода с одной дистанции на другую необходимо выполнить один подшаг (отшаг).

Сокращение дистанции — уменьшение расстояния между центрами тяжести бойцов.

Разрыв дистанции — увеличение расстояния между центрами тяжести бойцов.
avatar
Шаг — смена позиции ног либо ширины позиции. Может выполняться как с перемещением центра тяжести бойца в пространстве, так и без него.

Подшаг — сокращение дистанции расширением либо сокращением позиции.

Отшаг — разрыв дистанции расширением, либо сокращением позиции.

Маневр — способ использования шагов для обеспечения благоприятной дистанции для собственной атаки, либо для снижения опасности от атаки противника.

Уклонение — движение телом, либо маневр, при котором фехтовальщик избегает удара без использования для этого собственного оружия или иных защитных средств.

Блок — способ подстановки собственного оружия под удар противника, при котором происходит полное или частичное гашение энергии последнего.

Прямой блок — блок, при котором собственное оружие подставляется под удар противника таким образом, что целиком поглощает всю энергию удара, причем так, что оружие противника не скользит по блокирующему клинку ни в одном направлении и не испытывает излома плоскости. В большинстве случаев прямой блок — это некое статичное (на момент соударения клинков) положение тела, обеспечивающее эффективное гашение энергии удара. По технике исполнения прямые блоки подразделяются на, собственно, прямые, обратные и палочным хватом.

Скользящий блок — способ подстановки собственного оружия под удар противника таким образом, что значительная часть энергии удара перенаправляется в удобном для защищающегося направлении. В большинстве случаев скользящий блок не является статичным положением тела, а выполняется в динамике.

Силовой блок — выполнение прямого блока в форме мощного удара в клинок противника. В большинстве случаев, для эффективного выполнения силового блока вкладываемая в него энергия должна быть выше, чем энергия, вложенная противником в удар.

Примечание: следует различать т.н. «сбив» меча и силовой блок. Силовой блок по всем характеристикам является прямым блоком, т.е. полностью гасит энергию удара. Именно гасит, а не перенаправляет.
avatar
Остается ждать второй части, ибо в первой ничего особо нового и особо ценного не увидел
avatar
Не хотел сначала, но выскажусь. Чтобы создавать терминологические определения в области которая претендует на отличие от уже существующей и детально проработанной необходимо чтобы точно и ясно было видно, какая группа терминов не требует изменения уже имеющихся классических формулировок, а какая изменяется с учетом специфики нового содержания. А тут никакая специфика не улавливается - одни термины предполагают спортивное содержание, другие демонстрационное, третьи реальное разрушение неких мишеней. Прежде чем использовать мои рабочие термины и определения в отношении объема содержания ИФ, Сергею стоило бы провести сравнительную аналитическую работу по терминологии классического фехтования.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.