Несколько слов о Дестрезе или Эти опасные испанцы

Единоборства
Статья по материалам семинара
Автор: Филипп Ершов

I. Предыстория и предпосылки

Для того чтобы лучше понять, почему в Испании зародилась школа фехтования, до сих пор окутанная атмосферой мистики и таинственности, попробуем разобраться с ситуацией, которая сложилась в данной стране к XV-XVI векам, и факторами, которые могли повлиять на формирование уникального фехтовального стиля.
Во времена Римской Империи Пиренейский полуостров был одним из заметных поставщиков бойцов для гладиаторских школ. После развала Империи и роспуска школ многие гладиаторы вернулись на родину. Свое искусство они могли использовать по-разному: судебные поединки, показательные выступления, фехтовальные школы для горожан, - но важно то, что все они были не солдатами, а людьми, практикующими именно поединочные бои. Даже основатель Дестрезы Джеронимо Карранса в своих трудах говорит о том, что испанская школа фехтования многое унаследовала от боевых традиций Древнего Рима. Интересно, что некоторые из более поздних итальянских мастеров не преминули использовать эти его слова в своих целях, гордо заявляя о том, что даже сам Карранса сознавался в происхождении его школы от итальянской. При этом они допускали сознательную подтасовку фактов, закрывая глаза на то, что Карранса ссылался на Античный Рим, а не на современный ему.
Второй немаловажный фактор, определивший своеобразие испанской фехтовальной школы, – это влияние мавров. Испанские медицина, математика, философия и другие науки испытывали сильное воздействие мавританской культуры. В свою очередь, изучение данных наук заметно сказывалось на мышлении испанцев времен Ренессанса и, в частности, находило отражение в фехтовальных трактатах. Кроме того, свою лепту в формирование школы внесла и война с маврами, стиль боя которых отличался от европейского.
Вообще, Испания в то время вела активную военную деятельность (Ре-конкиста, война с Португалией, завоевания в Америке и Европе), и полученный в сражениях опыт не мог не сказываться на развитии «гражданского» фехтования, которое мы обычно имеем в виду, когда говорим о фехтовании. Кстати, что касается «гражданского» оружия, то, по одной из версий, слово «рапира» - именно испанского происхождения. Название это восходит к Espada Ropera (Espada – «меч», Ropa – «костюм»), то есть рапиры - это «мечи при костюмах», а не «при доспехах», как боевое оружие. Первые упоминания о них относятся к началу-середине XV века.
Говоря об испанских традициях фехтования, нужно упомянуть еще и тот факт, что, по мнению некоторых исследователей, в Испании в интересующее нас время было больше, чем в остальной Европе, распространено ношение холодного оружия. Вплоть до появившегося в XVIII веке запрета на ношение оружия всем, кроме лиц дворянского сословия, рапиры были неотъемлемой частью костюма многих горожан.

Полный текст здесь:
http://rencontre-studio.ru/index/0-7
12 комментариев
avatar
II. История, ключевые фигуры

Сохранились сведения о существовании в Испании в XIV-XV веках боевых школ, а также о трактате по фехтованию испанских мастеров Педро де Торре и Понса из Перпиньяна, датированном 1474 годом и не дошедшем до наших дней. Также встречаются упоминания о некоей корпорации мастеров, которая, по сути, владела монополией на обучение фехтованию.
Однако основателем того, что принято считать испанской школой фехтования и что известно нам как Дестреза, является дон Джеронимо Карранса. Его почтительно величают отцом испанского фехтования и El Primer Inventor de La Sciencia de Las Armas («Первым изобретателем Науки об Оружии»). Его труд «Философия оружия», написанный в 1569 году, стал фундаментом, на котором происходило дальнейшее развитие испанского фехтования. Название создан-ной им системы - La Verdadera Destreza - сложно перевести дословно, но можно интерпретировать как «Высшее Искусство» или «Высшее Мастерство».
На написание трактата Каррансу воодушевил другой известный фехтовальщик – Камилло Агриппа, который первым задумался о возможности использования геометрии для решения фехтовальных задач. И хотя он «исповедовал» итальянскую школу, и его труд был посвящен ей, идеи и опыт Агриппы вдохновили Каррансу на то, чтобы не просто решить с помощью геометрии ка-кие-то отдельные вопросы, но применить последовательный научный подход для создания полноценной системы.
В числе столпов Дестрезы нужно назвать еще двух людей. Первый из них - это ученик и сподвижник Каррансы дон Луиз Пачеко де Нарваэс. Его труды, по сути, представляют собой объяснение и дальнейшее развитие идей «Философии оружия». Второй - Жирар Тибо, голландец, родившийся в Амстердаме. Из-за того, что его «Академия меча» (1628) была написана и издана во Франции, иногда возникают прения: считать ли его трактат работой по французской или по испанской школе фехтования? Тибо развил идею круга, который позже назовут «мистическим», и его применения для фехтования. Он же доказал, что для защиты достаточно одной рапиры, более того - он считал, что это наиболее правильный вариант, хотя и практиковал в некоторых приемах использование безоружной руки. Именно на Тибо ссылаются сегодня многие современные фехтовальщики, пытающиеся реконструировать Дестрезу.
avatar
III. Концепция

III а. Общая концепция

Принципиальное отличие Дестрезы от большинства европейских школ заключается в том, что она не ограничивалась только практическим аспектом. Дестреза была слиянием искусства владения оружием, философии и науки (в первую очередь, геометрии). В ней не было той мистики или оккультизма, туманом которых ее любят окутывать, но определенные духовные аспекты в ней, безусловно, присутствовали. В этом плане, Дестреза оказывается ближе к тра-дициям восточных, нежели западных, боевых искусств.
Так, Карранса писал про фехтование и процесс обучения: «…Мастер должен уподобляться музыкантам, которые, когда настраивают свои инструменты, натягивают одни струны и ослабляют другие, пока не настроят свой инструмент должным образом, и делают они это в соответствии с правилами и пропорциями музыки; поскольку если один поднимает все струны до одного уровня или опускает их все до другого, они не породят Гармонии как в том случае, если каждая струна будет на своем месте…». Подобные сравнения и поиск Гармонии не слишком характерны для европейских школ.
Отдельно рассматривалось и состояние фехтовальщика во время боя. Отмечалось, к примеру, что фехтовальщик должен фехтовать с холодным разумом и расчетом, без эмоций, четко и спокойно.
Как следствие научного подхода, Дестрезу от современных ей школ отличала четкая систематизированность. В то время обучение фехтованию, как на мечах, так и на рапирах, в основном состояло в изучении множества различных приемов и способов противодействия им. В своих «Парадоксах защиты» Джордж Сильвер в главе, посвященной испанской школе, писал следующее: «Испанцы, я думаю, сейчас лучшие бойцы на рапире, чем итальянцы, французы, немцы или кто-либо еще, так как они (остальные) дерутся с использованием настолько большого количества разнообразных приемов, что даже за всю жизнь их все запомнить тяжело, но забывание даже одного из них грозит смертью. Но испанцы, когда фехтуют, одинаково хороши в защите и в атаке, при этом они используют всего одну стойку и пару защит, так что даже человек с небольшим опытом может быстро достичь в этом совершенства».
То есть, вместо заучивания разнообразных приемов и стоек, мало связанных друг с другом, испанцы использовали систему, в которой при соблюдении главных принципов для успешного ведения боя хватало всего одной стойки. Безусловно, разнообразные приемы (tretas) тоже существовали, но все они выполнялись по нескольким основным принципам и строились из базовых дви-жений (movimientos). Это относится и к шагам, и к применению оружия. Часто встречаются сравнения Дестрезы с танцами. При этом имеется в виду, что ее приемы формируются так же, как создается из набора простых элементов танец. В процессе обучения базовые движения заучивались до автоматизма, после чего фехтовальщик учился использовать их в соответствии с принципами Destreza. Причем упор делался не на количестве комбинаций и приемов, а на более глубоком понимании и применении этих принципов.
Обратной стороной научного систематизированного подхода являлось настороженное отношение к Дестрезе (и особенно к трактатам по ней) со стороны представителей других школ. Непонимание и неприятие возникали из-за «заумности» текстов и сложности их восприятия.
avatar
По поводу стойки испанцы придерживались следующего принципа: «Единственной защитной стойкой может быть та, в которой ты угрожаешь своему противнику и не даешь ему атаковать тебя». Поэтому оружие держалось выпрямленной рукой на уровне плеча, с острием, направленным на противника (рис 1, 2, 3). Выпрямленные ноги ставились на небольшом расстоянии друг от друга, правая стопа была повернута на противника. Корпус располагался вполоборота к противнику. Такая стойка позволяла постоянно создавать угрозу противнику своим клинком, к тому же, требовала для защиты лишь небольших по амплитуде движений кисти.
Важно не разворачивать корпус в ту или иную сторону чересчур. При повороте совсем в профиль (это может показаться выгодным, так как таким образом мы уменьшаем зону, которой может угрожать противник) мы лишаем себя достаточной маневренности, нам будет тяжело двигаться четко и в непрерывной манере, присущей данному стилю. Если же мы будем держаться слишком прямо, мы излишне откроемся противнику, к тому же, из такого положения неудобно атаковать.
Что касается расстояния между фехтовальщиками, то в Дестрезе есть такое понятие, как Мера Пропорции, которое считается одним из ключевых. Про него сказано, что расстояние должно быть таково, чтобы кончик оружия про-тивника находился на уровне вашего перекрестья. Это условие просто выполнить, когда клинки одинаковой длины. Но если длина их различна, то перед каждым диестро встает своя задача по выстраиванию необходимой дистанции, то есть возникает своя Мера Пропорции (Рис.4). Это расстояние так же называется защитной дистанцией.
avatar
Принцип движения по кругу

Дальше мы начинаем двигаться и сразу же сталкиваемся с тремя отличительными и важными принципами Дестрезы. Первый из них – это движение по кругу (упоминание о некоем «мистическом круге» часто встречается при разговоре о Дестрезе). Второй – принцип угловой атаки. И третий – принцип уклонения от атаки. Рассматривать три этих принципа лучше вместе, так как они взаимосвязаны.

Большой или Великий Круг – это окружность, диаметром которой является расстояние между правыми ногами фехтовальщиков. Малый круг – круг, определяемый расстоянием между левой и правой ногой фехтовальщика.
Большинство передвижений в Дестрезе происходит по кругу. Почему? Вспомним стойку испанского фехтовальщика. При попытке движения вперед мы натыкаемся на клинок оппонента. Выгоднее чуть сместиться в сторону, этим мы не только уклонимся от возможного нападения, но и откроем большее пространство для собственной атаки. Но, двигаясь в сторону, мы увеличиваем дистанцию до противника, а потому оптимальным будет движение по окружности вокруг него. При этом приоритетным будет направление против часовой стрелки, так как этим мы отдаляемся от вооруженной руки противника и, если он не сделает контршаг для корректировки положения своего тела, то мы сможем беспрепятственно атаковать его в голову или корпус. По сути, это и есть концепция угловой атаки. То есть, чтобы поразить противника, мы стараемся выстроить угол, под которым сможем атаковать его без риска встречной атаки.
В отличие от итальянских школ, испанцы предпочитали отвечать на атаку не контратакой, а уклонением от нее. Это сродни тому, как поступает тореадор с быком. Он делает небольшой шаг в сторону, пропуская мчащегося быка, и в нужный момент уже сбоку втыкает в него свое оружие. В Дестрезе при уходе с линии атаки оружием зачастую закрывается линия атаки на случай, если противник в последний момент изменит направление удара (укола).
avatar
Перемещения

Рассматривая передвижения, мы снова видим отличие от итальянской школы: в Дестрезе шаги, как правило, приставные. Шаги делились на типы по направлениям: вперед-назад, вбок, круговые и диагональные. Но все они выполнялись так, чтобы ноги не перекрещивались. При этом часть шагов выпол-нялась в «плавающей» манере – без переноса веса тела на промежуточный шаг. Вообще, если в начальной стойке вес тела распределен равномерно, то при движении, напротив, рекомендовалось переносить его на одну из ног, вторая же должна была легко касаться пола, будучи готовой к следующему движению. Это позволяло выполнять шаги в непрерывной, перетекающей манере.
Скрестные шаги в Дестрезе есть, но применяются они лишь в отдельных случаях. Называется это «завершающее движение» и используется для выполнения захвата оружия противника левой рукой (рис. 8). По сути, это шаг со сменой стойки.

Как мы видим, даже до действия оружием можно сделать уже очень многое, обыграв противника тактически и позиционно. Собственно, Дестреза во многом основана именно на этом, в этом ее уникальность и универсальность. После запрета на ношение шпаг недворянами большую популярность у простых испанцев завоевала наваха. Работа ногами и общие принципы боя на навахах также были взяты из Дестрезы. Кроме того, известно, что в Испании фехтовали на тростях, используя принципы Дестрезы.
avatar
Действия оружием.

Сначала нужно упомянуть о классификации ударов, отличающейся от итальянской. Удары подразделялись по степени задействования руки: удары от плеча (arrebatar), от локтя (medio tajo) и от кисти (mandoble). Уколы (estоcadas) не классифицировались.
У испанцев было такое понятие, как atajo – получение контроля над клинком противника, который достигался двумя способами: захватом или выстраиванием оппозиции. Для работы с ним диестро должен был развивать tacto. По сути, это то, что мы привыкли называть Sentiment du Fer или «чувство клинка» - способность через клинок тактильно ощущать действия противника.
Также у испанцев было понятие защитного действия оружием – desvio. Не существовало фиксированных защит, но имелись рекомендации по выполнению этого действия. Desvio нужно было осуществлять так, чтобы слабая часть клинка противника приходилась на сильную часть вашего клинка. При этом защитное действие должно было позволить тут же контратаковать.
Как мы видим, большее внимание уделялось движению и общей концепции стиля, а не работе оружием. Из этого следует, что бой выигрывался, в первую очередь, за счет тактики и позиционного преимущества. В какой-то степени можно сказать, что победитель определялся еще до скрещивания оружия, что вновь в чем-то ближе восточной философии.

Примеры взаимодействия.

Diestro A совершает два шага по окружности круга против часовой стрелки к левой стороне diestro B. Дойдя до точки С, diestro A резко останавливается и затем делает два passo по хорде СD, идя под углом к diestro B. Его противник, не осознавший, что diestro A вдруг остановился в точке С, продолжает движение, тем самым открывая угол для diestro A, чтобы тот мог провести захват его клинка (atajo) и продолжить двигаться вдоль хорды CD. Если A делает это, он производит укол в лицо diestro B. Угловая атака успешна.
Правильной реакцией со стороны diestro B могут быть следующие действия:
Чтобы предотвратить атаку, B должен был использовать свое чувство tacto. Он должен был отвести обратно свой клинок, противодействуя atajo A и противопоставляя ему сильную часть своего клинка, и одновременно моментально поднять гарду меча и слегка опустить острие рапиры. Жизненно необходимо, чтобы его оппозиция была выполнена острие к острию и никогда – плоскими сторонами клинка. При выполнении оппозиции B также делает ма-ленький шаг вправо, тем самым уходя из точки, которой угрожает острие рапиры А под очень острым углом. Diestro A затем получит удар в лицо в результате импульса его же атаки.
avatar
IV. Дальнейшее развитие и судьба Дестрезы

Последний трактат по Дестрезе (именно по Дестрезе, а не последний испанский трактат по фехтованию вообще) увидел свет в начале XIX века. Идея и принципы школы к тому моменту остались неизменными. Но как же так получилось, что система фехтования просуществовала около трех веков без серьезных трансформаций? Конечно, определенную роль сыграла тут консервативность испанцев, однако не нужно забывать, что почти все это время они считались опасными бойцами. Значит, система была настолько эффективна изначально, что особых изменений ей просто не требовалось!
Тогда почему же она перестала быть хоть сколько-нибудь популярной и «умерла»?
Скорее всего, здесь сыграли роль два фактора. Первый – политический. Завоевав Испанию, Наполеон посадил на ее престол своего брата, после чего началось искоренение всего испанского и насаждение французских традиций и моды, в том числе, и в сфере фехтования.
Второй момент, возможно, даже еще более важен. Как уже было сказано, Дестреза – это не столько прикладная система фехтования, сколько комплексная доктрина, включающая в себя научный подход, специфический образ мышления и определенную духовную составляющую. Однако в XIX веке фехтование, как таковое, начало приходить в упадок. Активное совершенствование огнестрельного оружия сделало его более удобным средством самозащиты, чем шпага или рапира. Изменения в социальном строе привели к тому, что дуэли стали проводиться все реже, да и на них зачастую использовалось огнестрельное оружие. Фехтование постепенно начало становится спортом. А в спорте образ мышления и внутреннее содержание, свойственные Дестрезе, уже не были так актуальны, поскольку спортсмены преследуют иные цели. К тому же, если подходить с практической точки зрения, то для легкого оружия принципы Дестрезы и вовсе не применимы – движения рапирой или эспадроном слишком быстрые и тонкие, поэтому концепция уклонения телом теряет первоочередное значение и возникает принцип парирований «защита-ответ».
avatar
Говорить с уверенностью о влиянии испанской школы на классическое или спортивное фехтование очень тяжело. Проникновение было неизбежно, ведь итальянская школа развивалась одновременно с испанской, а французская, как считается, корнями уходит в итальянскую. Кроме того, влияние Испании в Европе в XVI-XVII веках было достаточно велико, и испанское фехтование во Франции практиковалось не меньше, чем итальянское. Да и столкновения между сторонниками разных школ должны были приводить к определенным изменениям и преемственности в стилях. Но все же мы не можем с достаточной степенью уверенности утверждать, что какие-то классические или спортивные приемы пришли из Дестрезы или появились под ее влиянием.
Сейчас на фоне общего роста интереса к исторической реконструкции и фехтованию интерес к Дестрезе опять возродился. При этом испанская школа пользуется вниманием со стороны не только реконструкторов и идейных продолжателей Дестрезы, но и специалистов в области постановочного фехтования.
Связано это как с тайнами, которыми окутана Дестреза, так и… с малым количеством (по сравнению с итальянской или французской школами) сведений о ней. Отсутствие достоверной информации позволяет режиссерам и постановщикам боевых сцен многое домысливать, создавая нечто мистическое или условно-стилизованное. Смотрятся такие поединки красиво, но, как правило, имеют мало общего с Дестрезой, как таковой. От реально существовавшего стиля обычно берется лишь стойка и перемещение по кругу, иногда зрителям демонстрируется круг Тибо, но сами бои отношения к испанской школе не имеют. Например, в телеверсии фильма «Горец» показан круг Тибо и перемещения по нему, но при этом движения выполняются в итальянской манере, а сам бой представляет собой обычную парад-рипостную постановку без признаков какого-либо стиля.
Впрочем, для сценического фехтования настоящая Дестреза представляет определенную сложность. Бой в данном стиле, как мы уже поняли, протекал весьма специфически. Школа изначально была нацелена на поиск максимально безопасного и эффективного способа поразить противника, а значит, действий оружием было не так уж много. В связи с этим зрелищность таких поединков невысока, что не позволяет напрямую переносить их на экран или сцену.
С другой стороны, даже в наше время Дестреза может быть интересна именно своим подходом и образом мысли. Развитое пространственное мышление, способность постоянно анализировать ситуацию, умение отключать эмоции и действовать хладнокровно и расчетливо — такие качества будут полезны в практике любого вида боевых искусств. Более того, научный подход и систематизация могут оказаться полезны и во множестве иных жизненных ситуаций.
Как испанцы сделали из фехтования науку в прямом смысле этого слова, так и сегодня отдельные области человеческой деятельности подвергаются систематизации, тоже становясь новыми научными дисциплинами. И любопытно, что даже в наше время подобный подход нередко вызывает снисходительную усмешку у тех, кто не пытался взглянуть на данные сферы схожим образом. Точно так же несколько веков назад у многих фехтовальщиков вызывали смех трактаты по Дестрезе, хотя самих диестро повсеместно уважали и побаивались.
avatar
Подытоживая, можно сказать, что как прикладная боевая система Дестреза сейчас уже, конечно, не актуальна, равно как и другие школы фехтования. Но интерес к ней - и как к представителю одного из стилей ренессансного фехтования, и как к уникальной для Европы системе боевого искусства - не уменьшается. Об этом свидетельствуют и появление практикующих Дестрезу школ (пока только на Западе), и попытки представителей цеха сценического фехтования адаптировать Дестрезу для разного рода театрализованных постановок и кино.

Список литературы:
«Demystification of Destreza», R. Martinez
«Comprehension of Destreza», Alvaro Guerra de la Vega
«Destreza Research and Translation Project», Puck and Mary Curtis
«An examination of the mysteries, background and period use of the Spanish Circle also known as La Destreza», by HL John James MacCrimmon
«The Mysterious Circle School», Daniel Willens
«Paradoxes of Defence», George Silver
«Школы и мастера фехтования», Э. Кастл
«School of fencing», Domenico Angelo
avatar
"одновременно моментально поднять гарду меча и слегка опустить острие рапиры"

Ы?
avatar
В качестве меча подразумевается т.н. "бретта", т.е. шпага с большим чашеобразным щитком гарды. Клинок противника скользит по гарде, а сам противник накалывается на опущенное острие:
http://vkontakte.ru/photo-10082397_140596898
avatar
Молодцы, "Реконтра"! ;)
Очень хороший текст.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.