Статья - Зачем фехтование рукопашникам?
Сразу же заметим, что изначально (до конца 19 – начала 20 века) рукопашный бой и фехтование не разделялись специально. Практически все традиционные боевые искусства «выросли» из фехтовальных школ. Сегодня же многие преподователи как «древних» школ, так и молодых «новоделов» весьма неохотно и демонстрируют работу с оружием, и обучают ей. Связано это с рядом причин.
Во – первых, представители турнирных, состязательных видов БИ и не заинтересованы в изучении фехтования. Им бы побыстрее да получше обучить спортсменов к предстоящим соревнованиям. В таких условиях не хватает времени даже на освоение всех технических элементов в рамках правил, куда уж отвлекаться на неприменимую для спорта технику. А для разнообразных выступлений есть хорошо «обкатанные» формы (ката, таолу и т.п.) и показательные бои. Мол и оружие у нас есть, и вертеть умеем… Во – вторых некоторые инструкторы и сами не знают, как с оружием обращаться. Увы, сплошь и рядом, заезжие сенсеи, сабонимы и шифу «зажимают» работу с оружием, или на нее просто не хватает времени – семинар все же невелик. Иные доморощенные мастера пытаются компенсировать такой пробел за счет собственных знаний. В ход идут навыки, приобретенные в ходе прохождения службы в армии, милиции, а также подчерпнутые из попавшихся книг и видеофильмов (в т.ч. – и художественных). В результате техники безоружного боя и фехтования часто не только не взаимодополняют, но и противоречат друг другу. Итог все тот же – «махание предметами» отодвигается на «дальнее время», а то и вообще сводится к ритуальным танцам «защита от удара ножом снизу» или «защита от удара палкой сверху».
Конечно, существуют и положительные примеры. Айкидо Нисио сенсея построено именно на фехтовании. Это неудивительно, если учесть тот факт, что М. Уэсиба был опытнейшим фехтовальщиком и неоднократно обращал внимание на на прямую и зримую связь оружейных и безоружных техник. Более того, смею предположить, что айкидо – это как раз наглядная демонстрация построения такой боевой системы, которую можно выразить фразой: «рукопашный бой как фехтование».
«Припав к корням» айкидо – дзю-дзютсу, мы увидим в целом аналогичную картину. Если рассмотреть по-настоящему традиционные стили (а не современную смесь кикбоксинга и дзюдо), то получится интересная картина. Имеется множество способов обезоруживания, борьбы в партере и в стойке, однако ударный арсенал крайне беден и играет подчиненную роль. Это потому что японский воин был всегда вооружен, даже дома при нем всегда находился вакидзаши(малый меч). В те времена холодное оружие было у всех и всегда. Шансы встретиься «на кулачки» с врагом были мизерные – либо у вас было оружие, либо у него.
Во – первых, представители турнирных, состязательных видов БИ и не заинтересованы в изучении фехтования. Им бы побыстрее да получше обучить спортсменов к предстоящим соревнованиям. В таких условиях не хватает времени даже на освоение всех технических элементов в рамках правил, куда уж отвлекаться на неприменимую для спорта технику. А для разнообразных выступлений есть хорошо «обкатанные» формы (ката, таолу и т.п.) и показательные бои. Мол и оружие у нас есть, и вертеть умеем… Во – вторых некоторые инструкторы и сами не знают, как с оружием обращаться. Увы, сплошь и рядом, заезжие сенсеи, сабонимы и шифу «зажимают» работу с оружием, или на нее просто не хватает времени – семинар все же невелик. Иные доморощенные мастера пытаются компенсировать такой пробел за счет собственных знаний. В ход идут навыки, приобретенные в ходе прохождения службы в армии, милиции, а также подчерпнутые из попавшихся книг и видеофильмов (в т.ч. – и художественных). В результате техники безоружного боя и фехтования часто не только не взаимодополняют, но и противоречат друг другу. Итог все тот же – «махание предметами» отодвигается на «дальнее время», а то и вообще сводится к ритуальным танцам «защита от удара ножом снизу» или «защита от удара палкой сверху».
Конечно, существуют и положительные примеры. Айкидо Нисио сенсея построено именно на фехтовании. Это неудивительно, если учесть тот факт, что М. Уэсиба был опытнейшим фехтовальщиком и неоднократно обращал внимание на на прямую и зримую связь оружейных и безоружных техник. Более того, смею предположить, что айкидо – это как раз наглядная демонстрация построения такой боевой системы, которую можно выразить фразой: «рукопашный бой как фехтование».
«Припав к корням» айкидо – дзю-дзютсу, мы увидим в целом аналогичную картину. Если рассмотреть по-настоящему традиционные стили (а не современную смесь кикбоксинга и дзюдо), то получится интересная картина. Имеется множество способов обезоруживания, борьбы в партере и в стойке, однако ударный арсенал крайне беден и играет подчиненную роль. Это потому что японский воин был всегда вооружен, даже дома при нем всегда находился вакидзаши(малый меч). В те времена холодное оружие было у всех и всегда. Шансы встретиься «на кулачки» с врагом были мизерные – либо у вас было оружие, либо у него.
Коснемся китайского ву-шу – и та же картина. Великолепный труд «Кулачная техника Ней цзя цюань» (автор – В. В. Скичко, издательство «Вэнь У») раскрывает нам, как просто и логично принципы фехтования ложатся на безоружную технику.
Перенесемся южнее – и филиппинские мастера продемонстрируют нам свой простой и понятный подход к оружейно-рукопашному симбиозу. Для скорейшего обучения бойца (как в традиционных, так и в модеризированных направлениях) там новичку сразу же вручают палку и обучают ею работать. И лишь затем, по мере усвоения техник владения оружием, ученику объясняют как это все может работать в условиях «голых рук». Учитывая отновительно небольшой вес, размеры и инерционность филиппинского оружия (нож, палка или пара палок, мачете) такой переход происходит быстро.
Однако прекратим наши виртуальные перемещения во времени и пространстве с целью сбора доказательств необходимости работы с оружием. В любом случае, мы можем увидеть такие преимущества включения работы с оружием в тренировочный процесс:
1.Оружие помогает «ставить» и улучшать технику. Работа с тяжелым предметом укореняет стойку, «собирает» тело в единую структуру, улучшает понимание многих технических действий.
2.Большинство школ и тренеров по боевым искусствам обучают (или обещают обучить, во всяком случае) защите от вооруженного нападения. Действительно, в залах изучают работу против оружия, и частенько – без объяснений как этим оружием работать. В итоге партнеры по секции или клубу не умеют управлять оружием правильно и четко. Соответственно, и противостоят неумелым атакам. У настоящего противника таких проблем может и не существовать, выучить оружейные техники не так уж сложно. Таким образом, не осваивая должным образом работу с оружием, нельзя надежно от него и защищаться.
4.Тренировки с оружием и в доспехах существенно улучшают физические параметры бойца. В практике многих боевых искусств имеется такое упражнение, как работа с тяжелым тренировочным оружием (иногда – в несколько раз тяжелей настоящего) Это укрепляет мышцы и сухожилья (особенно кисти и плечевой пояс), повышает выносливость, точность действий и умение управлять не только своим телом, но и инерцией чужеродного предмета. Получается нечто вроде СФП.
Каковы же формы работы с оружием? В общем и целом их можно охарактеризовать так:
1. Разогревающие и формирующие упражнения. Сюда относятся всевозможные «восьмерки», «вееры», перехваты из руки в руку и переводы из основного хвата в обратный и т.п. То есть все те амплитудные (и, надо признать, зрелищные) технические действия, которые исполняются в одиночку и целью коих является наработка навыков свободного обращения с оружием.
2. Базовая техника нарабатывается в воздух и по мишеням. Целью является постановка или оттачивание технических элементов: стоек, перемещений, ударов, защит, комбинаций и т.д. После разучивания ударов «в воздух» переходят к отработке на мишенях. Это могут быть различные цели - от «деревянного манекена» до автомобильной покрышки. Т.к. для верной постановкитехники требуется не одна тысяча повторов, оружие заменяется тренировочным - затупленным металлическим, деревянным или пластиковым.
4. Еще одной, специфической, формой практики можно признать практическое поражение целей настоящим оружием (а проще - рубку). Разрушение уколами, порезами и рубящими движениями позволяют четко «поставить» навык ориентации лезвия в момент удара, правильно рассчитать расстояние и вектор приложения сил, а главное - такая работа укрепляет уверенность бойца в собственных силах и в поражающем эффекте оружия. В качестве разрушаемых целей могут служить различные деревяшки (от тонких веточек до стволов деревьев), пустые пластиковые бутылки, связки бумаги или соломы и т.п.
По мере освоения оружейных техник, за ними должны следовать (но ни как не «проскакивать» вперед) приемы обезоруживания (т.е. работа голыми руками против оружия), а также наработки различными видамии оружия (нож против палки, нунтяку против шеста, шест против тонфа и т.п.)
Остается лишь вопрос - КОГДА необходимо вводить работу с оружием и какие виды оружия необходимо изучать в какой последовательности. Думается, это сможет решать каждый сам для себя. Ну, а необходимость подобного дополнения надеюсь, мы уже выяснили.
но это ИМХО и собственный опыт в боях на ножах/кинжалах.
В названии Фехтование и рукопашка, но фактически упоминяется только о втором ;)