Статья - Беседы по технике боевого фехтования

Единоборства
Единоборства: Статья   Беседы по технике боевого фехтования(с) Зимин Андрей (Aldor Godrit) zimin@img.ras.ru

Добрый день, господа и дамы! Здравствуйте благородные рыцари без страха и упрека и беспринципные солдаты удачи без жалости и сантиментов! Рад видеть всех Вас на пороге моего дома! Двери всегда открыты для Вас, входите!

Позвольте представиться: сэр Элдор Годрит the Oakenheart, старшина цеха фехтовальщиков нашего маленького города. Что, простите? Да-да, вы не ослышались, фехтовальщиков. Нет, почему же только шпага? Чем хуже нож или секира? Ах, вы называете это по-другому! Конечно! Каждый из нас называет все по-своему, но ведь суть от этого не меняется, не так ли?

А теперь, простите, с кем имею честь? О! Польщен оказанной мне честью приветствовать столь известного мастера в моем скромном жилище! Да, да, естественно наслышан! Давно искал возможность познакомиться и обсудить некоторые моменты. Вот, к примеру, ваш коронный финт из четвертой позиции над верхней кромкой баклера с переходом... О, извините, у нас еще один гость!

Добрый день, молодой человек! Что? Вам сказали, что здесь можно научиться? Смелее, смелее, входите! Присаживайтесь! Будьте как дома, не стесняйтесь! Сюда может прийти каждый и говорить на равных! Совсем ничего не умеете? Как совсем? А ходить? Ну вот видите, а ведь это уже очень много! Расслабьтесь, улыбнитесь, и давайте поговорим! Ученики и мастера! Последователи западных техник и восточных школ! Все вместе!
12 комментариев
avatar
Введение

У всех людей руки и ноги сгибаются в одну и ту же сторону,
и нет среди всех возможных движений таких,
оторые вы не в силах бы были придумать и научиться выполнять самостоятельно.
Юрий Юрьевич Сенчуков, Учитель и Мастер.

Прежде, чем начинать уроки и дискуссии в нашем Зале всем присутствующим здесь ныне и пока только собирающимся почтить нас своим присутствием, опытным бойцам, прошедшим десятки схваток, и зеленым новичкам, боящимся удара, всем, постигающим науку жить и выживать в до-дзе и всем, чье сердце навсегда отдано сокрушительным размашным движениям кулачного боя стоит задать себе несколько элементарных вопросов. Эти вопросы я задавал многим моим знакомым и сам себе на протяжение всего периода моего увлечения боевыми искусствами вообще и фехтованием в частности. Самое интересное состоит в том, что с течением времени ответы на них у каждого человека достаточно резко изменяются. С моей точки зрения, уже сам факт наличия столь резких перемен доказывает значимость аспектов жизни людей, затрагивающихся этими вопросами. Вот они:

1) Что есть бой?
2) Какова цель боя?
3) Каков наиболее оптимальный путь достижения этой цели?

Дабы избежать косвенного влияния моего миропонимания на Ваши ответы, я не буду приводить здесь собственную точку зрения, к тому же она, естественно, достаточно ярко проявится в нашем дальнейшем разговоре. А пока, давайте отворим тяжелые двери из ирландского бука и вступим на отполированные тысячами ног напольные дубовые панели нашего Вечного Фехтовального Зала.

First, I'll teach You, to use your mind
and then, you'll learn to use your sword.
"Brave Heart"

Итак, мы вошли! Первое, что обычно бросается в глаза новым гостям, это относительно небольшой размер нашего Зала. А зачем он нам, большой-то? Мы же в нем не стометровки бегать собрались! Зато Зал прекрасно освещен и через его широкие окна внутрь свободно льется солнечный свет. Его лучи скользят по различным приспособлениям для тренировок, укрепленным в полу, на стенах и потолке Зала и яркими белыми бликами сверкают на полировке развешанного по стенам оружия. Изредка солнечный зайчик, отразившись от изгиба клинка или обвода доспеха шмыгнет и в недра соседней оружейной комнаты, вырывая из сумерка очертания уж совсем незнакомых и непривычных европейскому глазу странной формы клинков, лезвий, гард, древк и рукоятей. Но лишь ненадолго они предстают нашему взору ибо не пришло еще время для разговора о том многообразии видов холодного оружия, что хранит История.
avatar
- Ну что? Начинаем разговор? Начинаем! Нет, нет, молодой человек, не надо сразу тянуться к рукояти этого фальшона! Нет, и в стойку вставать еще очень-очень рано! Тем более, что она у Вас.... м-мда... Давайте пока поговорим! Какой у нас наиболее распространенный метод достичь победы в поединке? Правильно! Ударить противника! Различных методик добиться победы без этого мы пока касаться не будем (земной поклон Вам, Уэсиба-сан!). А чем мы его будем бить? Мечом? А если его нет? Копьем? Та же проблема! Нож достанем? Это уже вообще статья! Кулаком по ро... по лицу? Ногой по ...? Ох! А мы все это умеем? Или для каждого отдельного случая будем изучать принципиально новую технику боя и передвижения? Нет! Нам это делать лень! Вообще лень - двигатель прогресса! Ленивый человек делает то, что ему нужно сделать, один раз и хорошо, потому как переделывать - лень! Бить противника должно тело! Все сразу и целиком! Это абсолютно не значит, что вы должны вкладывать в каждый удар весь свой вес и пролетать мимо, если Вашему почтенному собеседнику удалось-таки уклониться, но если вам удобно воткнуть клинок ему в гортань, ударить его ногой в пах, локтем в лицо, или навершием меча в висок - делайте это не задумываясь, ибо принципы движения Вашего корпуса, перемещения Ваших ног и нанесения ударов остаются неизменными во всех случаях жизни! Естественное движение не может быть неверным! Нельзя зацикливаться только на оружии, которое вы держите в руках. Все ваше тело должно стать оружием, цельным и неразделимым, и тогда становится уже не принципиально важным, что за предмет находится у Вас в руках - кухонный нож или швейцарский спадон, короткая трость или строевая алебарда.

Так, следующий вопрос: куда бить? А что, еще не понятно? Или вы считаете, что противник всегда будет подставлять под удобное Вам в данный момент движение какие-то определенные части тела? Правильно думаете. Обязательно будет! Но совершенно не те, в которые Вам хочется ударить! Удар, к примеру, открытой ладонью в локоть замахивающегося мечем противника способен не только остановить атаку и выбить его из равновесия, но и, при достаточном навыке, обездвижить его руку на несколько драгоценных секунд. Элементарная подстановка предплечья под навершие меча обрывает атакующее действие любой силы. Поэтому бейте по любой доступной Вам части тела противника! Эффективнее, быстрее, безопаснее да и, пожалуй, милосерднее, отрубить противнику кисть руки, держащей клинок, чем пытаться с первого удара вмять ему шлем в ребра. Тем более, что, отрубив руку, вы всегда, в случае необходимости, успеете закончить сеанс терапии этим, или другим, приглянувшимся Вам, способом.

Третий, и заключительный вопрос, нашей первой беседы: как часто надо бить? Постоянно! Бой, если это бой, а не прообраз старинной русской игры в "салочки", всегда скоротечен и характеризуется значительной плотностью ударов. Необходимость постоянного нанесения ударов отнюдь не определяет необходимость постоянной активной атаки, хотя и это тоже желательно. Бить можно на контратакующем движении и на "блокирующем" в том случае, если производится удар в плоскость атакующего клинка или по древку/по пальцам на древке топора или копья. Подобная же ситуация имеет место и в случае подстановки локтя или колена под атакующую конечность противника. Бить можно "разменивая" удар на удар - пропуская горизонтальный рубящий мечем в кирасу, нанести колющий в щель забрала или обрушить острие клевца на шлем противника, принять удар рукой или ногой на мышцы брюшного пресса или спины ударив в ответ открытой ладонью в голову или кулаком в пах.
avatar
И последнее: с противником никогда не надо драться! Противника надо бить! Каждым, самым мельчайшим своим движением надо стараться нанести ему максимально возможный вред. Ваш противник тоже человек, он тоже чувствует боль и боится остаться калекой! Помните это. Если атакующий Вас человек два раза пытаясь ударить Вас дважды получит чувствительный удар по бьющей конечности, в третий раз он инстинктивно будет бояться ударить Вас. Его удар будет уже не таким быстрым, не таким уверенным - пользуйтесь этим!

Прежде всего
в бою - руки бьют и хватают,
а ноги - ходят и только потом бьют.
Юрий Юрьевич Сенчуков, Учитель и Мастер.

Андрюха!
Я уже достался ходить!!
Когда драться-то будем?!
Один из моих самых лучших учеников в свои младые годы.

Не научившись ходить, не стоит начинать бегать...
Кто-то из древних

Рад снова видеть Вас, уважаемые господа! О! Я вижу новые лица! Нашего полку прибыло! Я надеюсь, вновь прибывшие уже ознакомились с основными положениями нашей прошлой беседы? Да? Я счастлив! Что ж, тогда приступим!

Сегодня мы перейдем от теоретизирования на тему способов и принципов ведения боя к практическим советам и рекомендациям. Первое, что мы должны научиться делать - это эффективно и быстро передвигаться в бою, то есть координировать перемещения ног и положение корпуса в постоянно изменяющейся ситуации. Так как в поединке основная нагрузка по нанесению ударов приходится все-таки на Ваши руки, представляется допустимым, хотя и маложелательным, некоторое обдумывание движений поясом верхних конечностей. Это категорически не касается перемещений ног! Ноги должны автоматически доставлять Вас в нужную точку пространства для вложения в выбранный Вами удар или уклонения от атакующих действий противника. Вы же не задумываетесь о том, как вы ходите? Помните, из классики: шел ежик, забыл как дышать, лег и... Вот-вот! Для достижения этой цели нам надо выбрать приемлемый способ передвижения в бою и, опираясь на выбранную схему, довести нашу способность передвигаться подобным образом до абсолютного автоматизма. Теперь по порядку:

Статическое положение корпуса и ног.
Не бывает его! В принципе! В бою надо двигаться, а не стоять! Любая наша "стойка" есть не более чем промежуточное положение при перемещении из точки А в точку В при котором мы поддерживаем устойчивое равновесие корпуса и имеем достаточное количество возможных направлений для следующего перемещения. Но из этого положения Вы должны быть способны нанести практически любой удар, причем так, чтобы вложить в него весь свой вес! Не слишком ли сложно? Нет! Не слишком! Когда-нибудь кололи дрова? Надеюсь, что да. Так вот, представьте, что Вам надо расколоть с одного удара достаточно большое полено. Как Вы встанете? Правильно! Ноги расставлены шире плеч, центр тяжести опущен вниз, внутренние мышцы бедер напряжены, таз подобран. Так вот это и есть "стойка". Именно из этого положения Вы способны нанести самый сокрушительный удар с полным вложением корпуса.
avatar
Специфика боя холодным нецеповым рубяще-колющим оружием среднего и большого размера как то: различными видами одноручных, полуторо- и двуручных мечей и сабель (отнесем к последним всех представителей восточных клинковых семейств) а также булавами, топорами, алебардами и копьями во всем их многообразии определяет достаточно низкую и широкую боевую "стойку". Несмотря на то, что перемещения в бою опытных мастеров часто включают в себя переходы в высокие стойки и даже прыжки, любой из них для нанесения решающего удара постарается встать поустойчивее (на фехтовальном жаргоне - "расширить базу"). Кроме того, перемещения в достаточно низких стойках позволяет Вам быстрее и эффективнее реагировать на атаку Ваших ног. Естественно, это не означает, что в бою Вы непременно должны уподобляться мастерам у-шу стиля Змеи или Дракона, стелясь по земле. Это не для каждого, тем более, что достаточно проблематично исполнять эти движения, будучи облаченным в мало-мальски серьезный доспех! Но передвигаться в бою на прямых ногах - смерти подобно.

Куда передвигаться? Из отработанной "широкой" стойки, принимающейся во время удара или другого акцентированного действия вы должны быть способны переместиться в любом направлении сделав максимум один дополнительный подшаг (быстрое подтягивание одной ноги к другой, использующееся для эффективного увеличения дальности последующего выпада или резкой смены направления движения). Этому способствует и достаточно низкое положение центра тяжести, использующееся при перемещении в фехтовании. Основные направления передвижения бойца на ранних этапах подготовки могут быть схематично проиллюстрированы изображением восьмиконечной звезды. Условно боец находится в центре звезды, а противник - на "острие" верхнего луча. При каждом своем шаге боец может двигаться по центральной линии одного из лучей: от противника (по трем направлениям) перпендикулярно линии атаки (по двум направлениям) и к противнику (по трем направлениям). На основе этой картины может быть создано бесконечное количество перемещений, отличающихся друг от друга направлением движения подтягивающейся "задней" ноги, степенью и направлением сопровождающего движение поворота корпуса, в конце концов тем, с какой ноги Вы начали движение (!) но первоначальный импульс Вашего движения всегда будет совпадать с одним из этих направлений. Частные аспекты применения каждого из этих перемещений мы обсудим позднее, а сейчас давайте поймем как же ведет себя верхняя часть нашего туловища в то время, как наши ноги исполняют столь сложные па.

Положение корпуса при перемещениях в бою может быть очень различным. В общем, корпус человека может вращаться в трех плоскостях - горизонтальной плоскости "пояса" (я надеюсь, объяснять где это, не надо), и двух вертикальных: плоскости "щита" (в ней находится треугольник, соединяющий оба наших плеча и солнечное сплетение) и плоскости "колеса", включающей в себя грудину и позвоночник. Динамика и количество степеней свободы при перемещении корпуса напрямую зависит от вида доспеха, в который облачен боец. Более подробно этот аспект теории фехтования мы с Вами обсудим в Первом историческом отступлении, но, несмотря на принципиальные различия в конструкции защитного вооружения различных эпох и народов, помните, что в поединке всегда предпочтительней уклониться или уйти от удара, чем поставить жесткую защиту и лучше использовать жесткий "блок", чем принять удар на корпус, надеясь на прочность доспеха.
avatar
К тому же, любители так называемого full-plate'а (полного латного доспеха) ни на минуту не должны забывать о существовании колющих ударов в щели забрала и суставы, а также обязательно принимать во внимание возможное наличие в арсенале противника специально приспособленных для вскрывания подобных "консервов" клевцов и чеканов и боевых молотов. Поэтому: при подготовке бойца необходимо, особенно на ранних этапах, довести до автоматизма технику уклонений и уходов от ударов с последующим немедленным переходом к атакующим действиям.

Корпус бойца во время вложения в удар должен быть действительно прямым (не значит вертикальным), но на стадиях подготовки к удару, доставки бьющей конечности в цель и увода ее после удара корпус может и должен двигаться максимально свободно, насколько позволяет выбранный Вами доспех. СВОБОДНО, а не разболтанно! То есть максимально удобным и естественным для Вас образом. Существует лишь небольшое количество рекомендаций, ограничивающих свободную импровизацию в этом вопросе:

1 Руки обязательно держать перед корпусом немного согнутыми в локтях и не разбрасывать их при каждом Вашем движении в стороны (посмотрите, как начинающие заниматься любым единоборством исполняют удары ногами и сразу поймете, что я имею в виду).
2 Старайтесь не привставать в течение боя без особых на то причин (как-то: попытка дотянуться до головы противника через уже поднятый вверх щит или клинок, либо выпрыгивание вверх с этой же целью). Будьте всегда "одного роста". Ниже - можно (выпад, уклонение, подкат), выше - нельзя.
3 Для лучшего обеспечения устойчивости корпуса и сохранности немаловажных и легко ранимых частей тела, старайтесь немного "втянуть" таз. (кстати о сохранности: это немаловажно! На человеческом теле есть крайне ограниченное число районов, удар в которые может вывести человека не некоторое время "из строя" более эффективно, чем даже легкий (!!) удар в пах.
4 Если при перемещении корпуса каким-то определенным способом вы осознаете, что непроизвольно теряете равновесие, обязательно запомните этот способ!
4a Никогда так больше не делайте.
5 Если при перемещении корпуса каким-то определенным способом вы осознаете, что Ваш противник получил при этом реальную возможность эффективно атаковать Вас в незащищенный или сложно защищаемый участок тела и несмотря на это вы еще живы... см. пункт 4a.
avatar
Естественно, Ваш покорный слуга не претендует на неоспоримость этих, да и вообще всех его суждений, но смею Вас заверить, что неукоснительное исполнение вышеуказанных правил в течение достаточного длительного периода занятий фехтованием (продолжающегося и по сей день) ни в коей мере не повредило мне, а возможно кое-когда и помогло... :-)

Как это "из этого положения сюда ударить нельзя"?
А если так? Ну и что, что ногой? Ну и что, что сразворота?
Ну и что, что голова оказывается у земли? Но ударить-то можно!
Учитель.

Никогда не знал, что можно запутаться в собственных руках...
Элдор Годрит лет этак 8 назад.

Добрый день, уважаемые коллеги! Очень рад, что вы настолько увлеклись нашими беседами, что дали себе труд прийти в наш скромный Зал в третий раз! Правда сегодня мы опять немного отступим от основной темы нашего диспута и постараемся понять общие принципы взаимодействия человека и окружающего его пространства. Которое, как известно, трехмерно... Вам известно? Мне тоже. Поэтому:

Как вы думаете, в какую геометрическую фигуру можно вписать двигающееся человеческое тело? Я надеюсь, ни у кого нет мысли о треугольнике? И на том спасибо! Ну конечно же, трехмерный круг - шар. Что бы мы не делали с нашими бренными телесами: махали руками, ходили колесом, кувыркались или черпали ложкой суп, наши суставы все равно движутся по круговой траектории - это наиболее естественное для них движение. И именно поэтому наиболее экономичное.

Учитывая некоторою специфику наших интересов, рассмотрим с этой точки зрения движения человеческого тела при ударах и уклонениях. Все ударные движения человека имеют либо дуговую, либо линейную траекторию. Наиболее яркими представителями первой группы являются боксерский "хук" и широкоамплитудные круговые удары "южного кулака" или, в переложении на оружие, вертикальный рубящий удар саблей. Противоположностью им выступают каратеистский "гияку-цуки" или прямой фехтовальный выпад, сопровождающийся колющим ударом. Все оставшееся разнообразие траекторий атакующих движений лишь вариации на тему или синтез двух вышеперечисленных вариантов.

Не вызывает сомнения то, что траектория фехтовального удара во многом зависит от вида оружия, использующегося атакующей стороной. Во многом, но не во всем.... Кто сказал, что "исключительно рубящим" оружием - топором нельзя нанести колющий удар или что тонким, жалоподобным клинком рапиры нельзя стегнуть противника по незащищенной части тела? Следовательно, мы можем говорить только о большей или меньшей приспособленности данного вида оружия для данного типа ударов. Вышеупомянутая приспособленность в первую очередь зависит абсолютно не от веса, а от такого основополагающего параметра, как баланс оружия (!!!!!) Чем ближе центр тяжести оружия к его "острию" - т.е. дальнему от Вас концу, тем больше данный предмет приспособлен для рубящих ударов. Рассмотрим правильность этого утверждения на простейшем примере для оружия древковых семейств: копье - оружие практически исключительно колющее (люди близко знакомые с Вашим покорным слугой в этом месте скорее всего ухмыльнутся) имеет центр тяжести примерно посередине древка, в то время как так называемый броад-экс (друручная секира) или бердыш имеют баланс... ну... скажем так, немного смещенный к лезвию.
avatar
За исключением баланса оружия свой отпечаток не траекторию удара, конечно же накладывает и еще ряд факторов, но они могут обсуждаться только при условии более конкретной "привязки" к реальной ситуации. Это: относительная способность данного вида оружия пробить данный же доспех, тип вынужденного передвижения, навязанный Вам противником (т.е. тип ухода/уклонения, который Вы используете в данный момент), элементарно, цель, которую Вы преследуете, нанося данный удар и т.д.!

НО! В любом случае, траекторией связующих элементов между любыми, даже абсолютно прямолинейными движениями всегда будет дуга.

Теперь рассмотрим более конкретно градацию круговых движений, которые способны выполнить наши верхние конечности. Не вызывает сомнения, что большинство в той или иной степени опытных людей, участвующих в нашей беседе, знакомы с этой системой, для тех же, кто еще не имел возможности ознакомиться с ней - прошу

Ввиду некоторых особенностей строения человеческого тела вообще и человеческих рук в частности, они (то есть руки) имеют три сустава, в которых и могут вращаться (неоспоримо, не так ли?). Вращательные движения могут производиться в суставе так, чтобы остальные два оставались достаточно неподвижными (вращение только кистью или только плечом) (1) или с изменением пространственного положения других суставов конечности (вращение всей руки в плечевом суставе и т.д.) (2). Сложное движение может последовательно вовлекать в себя вращение конечности в разных суставах. Следуя достаточно широко распространенной классификации, круг, описываемый конечностью в первом случае называется "малым", "средний" и "большой" круги, описываемые во втором случае, различаются только по количеству вовлеченных суставов - если мы вращаем локоть так, что перемещаются либо только кисть, либо только плечо - это "средний" круг, если же мы вращаем всей рукой - это "большой" круг.

При подготовке бойца представляется КРАЙНЕ важным овладение им не только свободным вращением конечностей по любой из этих круговых траекторий, но и навыком плавного перехода от одного круга к другому. В частности, от малого круга кистью через средний в локте к большому в плечевом суставе и обратно (то есть последовательно двигаются: только кисть, кисть и предплечье, вся рука; и в обратной последовательности...). Если же мы вспомним тот факт, что при вращении конечностей в суставах мы можем производить восьмеркообразное движение, а также возможность перехода с прямолинейного движения на круговой и наоборот, то открывающиеся перед нами просторы для изучения различных типов движений руками становятся просто безграничны... Попробуйте! Изобретайте и импровизируйте! Кстати, именно в произвольной смене кругов, в которых вращаются Ваши суставы и кроется ключ к технике финтов, обманных движений и быстрой смены направления удара, но, об этом позже.

Забегая вперед (беседы этак на три...) могу добавить, что если добавить к подобному движению рукой вращение корпусом к примеру в плоскости щита и пояса, а также пару шагов в направлении под 45 град. к линии атаки противника то его шансы добиться легкой победы будут достаточно малы...
avatar
Дошедшая в том или ином виде до нас базовая техника западно-европейского фехтования, разрабатывавшаяся, в большинстве случаев для прямого клинкового или древкового оружия основывается практически исключительно на вертикальном "ровном" положении корпуса. Вращение корпуса происходит практически исключительно в горизонтальной плоскости "пояса", дополняющееся изредка наклонами вперед в плоскости "колеса" при уклонениях и выпадах. Для увеличения силы удара используется добавление рывкового импульса бедер, по принципу, аналогичному использующемуся в современном карате-до (вот Вам и "Восток и Запад") Если корпус и наклоняется вперед во время выпада или парирования с уходом с линии атаки, то практически во всех случаях позвоночник остается ровным и плечи находятся на одном уровне.

Подобная особенность техники оправдана сложившимися в средние века тенденциями к "утяжелению" защитного вооружения бойца в странах Западной Европы и ... как не странно, Японии (смотри аналогию с передвижениями в карате-до). Будучи закованным в пусть даже более легкий, чем кольчуга (это действительно так!), но во много раз менее подвижный латный, "бригантинный" (стальные пластины внахлест, приклепанные на кожаную куртку с внутренней стороны) или пластинчатый доспех, боец мог себе позволить только наиболее экономичное перемещение корпуса.

В противоположность этому, в странах Восточной Европы и Азии, стал традиционным иной принцип постановки корпуса фехтовальщика. Специфика преимущественного конного боя, принятого кочевыми народами Азии и навязанного жителям "пограничья" - славянам, заключается в чуждой западноевропейскому конгломерату племен конной сабельной сече. В условиях тесной сшибки на хрипящей и вертящейся лошади практически невозможно сохранить корпус в какой-либо степени неподвижным. Ни Англия, ни Франция, ни Германия практически не знали конного боя в полном смысле этого слова - элитарные западноевропейские подразделения тяжелой кавалерии всех времен, начиная от Карла Великого преследовали только одну цель - таранным копейным ударом опрокинуть боевые порядки противника и предоставить работу пехоте. Этим же определялся и выбор прямого колюще-рубящего клинкового оружия, более удобного для боя в пешем строю. Наиболее же распространенная в условиях лесостепной Руси и степной Азии сабля - оружие всадника - мобильное и определяющее при фехтовании круговые подрезающие движения при вращении корпуса в так называемой плоскости "щита". В свою очередь, наиболее распространенный в этих регионах доспех основанный в большинстве случаев на использовании чешуйчатого доспеха или кольчужной сетки с различными вставками (колонтарь, бахтерец, юшман et cetera) которые даже при значительном весе позволяли достаточно свободно использовать возможности вращения корпусом в трех плоскостях.

Из стран Западной Европы только одна, испытавшая на себе непосредственное, продолжавшееся почти тысячелетие, влияние Востока, смогла совместить в историческом наследии боевых искусств и техник две принципиально различные тенденции ведения поединка. Это Испания. Развившиеся в этой стране в период с XIV по XVII века техники фехтования впитали в себя оба способа постановки корпуса бойца - двухплоскостную западноевропейскую и трехплоскостную восточную. К первому виду относится техника фехтования тяжелой шпагой - колющим мечом, возникшая на поздних этапах Реконкисты, ко второму же, сохранившиеся по сей день в странах Латинской Америки школы фехтования длинным боевым ножом - мачете.
avatar
Так что же? Неужели мастера меча Западной Европы были менее ловкими и подвижными, чем кочевники Заволжских степей или дружинники Киевской Руси. Нет! Во все времена и во всех странах рождались люди, способные полностью использовать все возможности динамики своего тела. Страны Запада знали богатейший набор собственных техник фехтования, основанных на "трехмерной" работе корпуса. И стрелы на лету рубили, и от копей летящих уклонялись и в бою из-под удара дугой изогнувшись вывернуться могли. В дошедших до нас литературных источниках конца первого-начала второго тысячелетия нашей эры - скандинавских, исландских, древнеанглийских и ирландских сагах присутствуют многочисленные и очень красочные описания батальных сцен, в которых мы с интересом замечаем однозначные указания на использование бойцами нехарактерной для более позднего средневековья техники фехтования - в схватках используются падения, перекаты, прыжковые удары ногами и броски.

Так уж устроен человеческий организм,
что назад он бегает значительно медленней, чем вперед
Учитель.

Так, вот и наступило столь долгожданное (я надеюсь) четвертое занятие. Спешу извиниться перед учениками за столь длительную задержку, но в свое оправдание могу лишь сказать, что все то время, пока по независящим от меня причинам мы не имели возможности видеться в Зале, я упорно думал и совершенствовал свои фехтовальные навыки единственно для того (ну пусть Вам будет приятно так думать), чтобы впоследствии иметь счастье передать это Вам.

Что ж, начнем. Давайте себе представим, что Вы встретились в схватке не на жизнь, а на смерть с противником явно превосходящим Вас по росту, физической силе, прочности доспеха и длине клинка. Ну, к примеру, это закованный в готический полный доспех рыцарь ростом под метр восемьдесят пять вооруженный седельным мечом. А Вы, ну конечно не то, чтобы совсем уж маленький и хлипкий, но так себе. И на вас кольчужка с короткими рукавами да легкий шлем без забрала, да и в руках у Вас одноручный меч короткий да баклер диаметром 40 см. Что, страшно? А особенно когда эта махина, сверкая всеми своими наплечниками-наколенниками прет на Вас с рычанием и всем своим видом напоминает грузовой вертолет на холостом ходу (светлая Вам память, Аркадий Натанович Стругацкий).
avatar
Скажу честно, ситуация очень тяжелая, даже процентов на 70 безнадежная. Даже на 80. И не надо только опять рассказывать эти сказки про то, что для настоящего бойца не важен вес и рост противника!!! Даже ребенку ясно, что ВАЖЕН!!! Естественно, тяжелому и длиннорукому противнику достаточно просто попасть пару раз по своему более легкому и низкому оппоненту, чтобы в той или иной мере вывести его из строя. Тому же приходится уповать не столько на силу, сколько на точность удара и не столько на способность "сдержать" удар корпусом, сколько на свое преимущество в скорости. На своем опыте знаю, что последнее немного более утомительно. Так вот, возвращаясь к рассматриваемой ситуации, конечно, самый простой (и разумный) выход? повернуться и дать такого стрекача, чтобы только пятки сверкали (в последствие, кстати, можно ничтоже сумняшеся угостить этого "железного дровосека" арбалетным болтом в грудь с ближайшего холма), но, к сожалению, мы здесь беседуем не о легкой атлетике, а о фехтовании– В случае если же бежать представляется невозможным да и самоубийство еще не кажется Вам достойным заключительным аккордом бренного существования приходится двигаться, причем двигаться так, чтобы ни один удар не пришелся по Вам в полную силу (так как первый "пропущенный" удар будет и последним). Глупостью будет прыгать прямо на клинок, в попытке принять удар на Ваш меч или баклер, если только оппонент не законченный идиот, он сделает шаг назад или в сторону и обрушит на подставленные Вами предметы, (а то и на руки, их держащие) весь вес своего удара. Еще большей глупостью будет пятиться назад, пытаясь парировать град сыпящихся на Вас ударов и изредка отвечать короткими выпадами, противник почти наверняка не оставит Вам времени для тщательного выбора мишени прицельного выпада в незащищенное спереди место (щели забрала (глаза и горло), плечевые суставы, пах), да и такой удар, если противник его видит, слишком легко парируется элементарным поворотом головы, корпуса или просто поставкой наруча/наплечника/набедренника. У Вас остается единственный выход, используя свою большую подвижность и длину клинка, более приспособленного для ближнего боя пытаться зайти в "мертвую зону" противника и любыми силами держаться там, ибо в следующий раз он уже постарается Вас туда не пустить. Как конкретный вариант действий могу предложить проход со скользящей защитой (то есть когда вы уходите "под" вертикальный или диагональный удар оставляя клинок противника межу Вами и "скользя" по нему (клинку то есть) Вашим мечом или баклером; двигаться при этом надо практически в сторону противника под углом градусов в двадцать к линии атаки) за спину атакующему. Результативные в этом случае удары будут описываться немного позже, но сейчас я прошу Вас просто тактически оценить перемещение в сторону противника и все выгоды прохода практически притираясь к его боку ему за спину. Прошу учесть так же то, что мы начинаем движение в момент концентрированного удара оппонента, то есть в начале того движения, которое не так уж легко остановить или быстро перенаправить по другой траектории (об аспектах угадывания именно этого движения будет сказано позже, пока же просто помните, что опытный боец может легко сымитировать концентрированный удар именно с целью спровоцировать Вас на попытку прохода со скользящей защитой).
avatar
В процессе этого движения Вам последовательно открываются мишени - подбородочная щель шлема, подмышка, подколенный сустав, и простите меня, задница оппонента (для смеющихся прошу представить колющий удар сзади-снизу коротким мечом в паховую область или внутреннюю часть бедра). Кстати, у набедренников готического доспеха там вырез принципиально больше, чем спереди иначе неудобно сидеть на лошади. Оценили? Опять же прошу заметить, что в случае если вы угадали в какую сторону собирается поворачиваться противник чтобы-таки достать Вас не столь сложным представляется еще несколько секунд продержаться в его "мертвой" зоне двигаясь в одном с ним направлении, что дает Вам возможность нанести еще пару результативных ударов.
avatar
Я ни секунды не буду спорить с теми, кто скажет, прочитав эту беседу, что описанная мной ситуация практически не реальна. Это естественно!!! Я же сказал: практически, у вас есть только один шанс выжить из пяти, но когда делать уже нечего надо постараться вытянуть именно его, а не вытянуть, так хоть нанести максимальный урон Вашему убийце. К тому же я могу добавить, что не привел здесь еще как минимум пять результативных (естественно с той же вероятностью) путей разрешения этой проблемы. Опять же есть еще такая штука - сават называется. Так что можно еще поиграться. Сегодняшний разговор совершенно не имеет своей целью научить Вас ломать несгораемые шкафы средней подвижности!!! Он направлен на то, чтоб обсудить принципы передвижения бойца относительно противника, а они в любом случае (извиняюсь, не берем в рассмотрение рапиру, хотя и в исключительно колющей технике я считаю наиболее логичным пусть практически незаметный зрителю, но крайне результативный уход с линии атаки в сторону оппонента) остаются неизменными!!! А теперь, прошу Вас, еще раз представьте описанную мной ситуацию и попытайтесь продумать различные варианты Ваших действий. И если найдете хоть один, не включающий в себя движение "вокруг" противника - пишите, мне очень интересно!!! Поспорим!!! По Вашему желанию полный текст спора будет приведен Приложениях к беседам.

Так, представили? А теперь подумайте, что мешает Вам применить эту же результативную технику передвижения против ЛЮБОГО противника с ЛЮБЫМ видом оружия в ЛЮБОМ доспехе. Могут возразить, что, предположим, в случае работы полуторным клинком против противника вооруженного кинжалами эта техника не нужна. Да, конечно, в этом случае Вам нельзя "притираться" к оппоненту, но в любом случае я бы советовал Вам двигаться ВОКРУГ него, а не НА него. В случае сомнений в этом Вам просто стоит представить себя на месте того самого выше описанного энтузиаста в готическом доспехе. А кинжалы ? это ОЧЕНЬ быстрое оружие.

В заключение для любителей линейных передвижений и ведения боя по принципу удар - отскок на два метра - два круга по ристалищу (татами, рингу, площадке, залу) - удар, хочу сказать еще одно: когда Вы перемещаетесь назад Вы:
А) не видите, что творится у Вас за спиной
Б) не забывайте, что в любом помещении всего четыре угла и не так уж сложно в одном из них оказаться.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.