Статья - Стратегические шаблоны действий

Единоборства
Единоборства: Статья   Стратегические шаблоны действийvistpro.ru (с)

Немного расскажу о своих любимых шаблонах действий и наиболее типичных движениях. Я никогда еще не пробовал описать рисунок своей стратегии боя на бумаге. Также попробую пояснить, чем шаблон защита – атака – маневры отличается от шаблона защита – маневры – атака, но это в другой раз.
Защита – атака – маневры

Стойка, в общем-то, сгодится любая, кроме высокой – из нее получается только в атаку идти. Обычно я стою в средней стойке с почти разогнутыми руками, расположив меч горизонтально. Это позволяет выстроить неплохую защиту без каких-либо дополнительных усилий: чтобы достать до моего тела или головы, противнику нужно сначала как-то пройти мимо моего меча. Поскольку физической силы хватает на то, чтобы просто удерживать его в этом положении и быстро возвращать после большинства слабых ударов, беспокойство могут доставить только лишь удары по кистям, от которых вообще никак нельзя полностью защититься. О руках нужно просто помнить, умея вовремя уводить их из-под удара, с одновременным парированием или контратакой.

В этом положении я редко атакую первым, потому что большинство рубящих атак могут быть выполнены только после предварительного замаха. Тактика достаточно простая. В первую очередь я наблюдаю за движениями противника, пытающегося пробить мою оборону. Часто бой заканчивается, когда неудачная атака разбивается о мою защиту, противник открывается и я тут же перехожу в наступление с нанесением одного удара. Еще чаще, особенно с неопытными бойцами, получается так, что они просто напарываются на мой меч, пытаясь отвести его и перейти в наступление.

Перечислю часто используемые движения. Безусловно, чаще всего в данном шаблоне применяется быстрый удар в качестве контратаки по открывшемуся противнику. С небольшим отрывом от быстрого удара идут укол и проход, также выполняемые в качестве «наказаний» за ошибку.

Остальные пять наступательных движений используются ситуационно в качестве противодействия на конкретные действия противника. Диагональный удар наносится по противнику, ударившемуся в маневры, идущему на сближение со своей правой стороны или открывшему левый бок. Восходящий удар производится достаточно часто, так как меч обычно стараются убрать вбок и вниз, откуда я его возвращаю ударом в руки или корпус. Горизонтальные удары наносятся постоянно, чаще всего при этом кончик меча поднят вверх или опущен вниз – в таком виде горизонтальный удар выполняет защитную функцию. Дуговые удары практически не используются, это маневренно-наступательные действия, не вписывающиеся в данную стратегическую концепцию. Коронные удары наносить можно, но я не наношу, потому что спарринги все-таки тренировочные, покалечить же можно.

Вся защита основана на парированиях и контратаках с перемещениями. Блоки в данной технике не используются вообще, разве что в качестве коррекции своих ошибок – когда иного выхода уже нет. И то это не сливы, а останавливающе-отшибающие движения, близкие все к тем же парированиям.
5 комментариев
avatar
Маневры не зря стоят на последнем месте – если говорить о привычной интерпретации, то их вообще нет. Вся маневренная составляющая заключается в небольших изменениях угла постановки меча, после которых противник сам на него напарывается. Со стороны практически незаметно, на сложные отвлекающие движения не похоже.

Сложность данной схемы в том, что нужно уметь предугадывать траекторию движения клинка противника на инстинктивном уровне. Думать и анализировать времени нет, пока будешь размышлять – обстановка изменится. То, что можно назвать шестым чувством, я бы назвал просто опытом. Если опыта спаррингов у вас не слишком много, то этот шаблон может пока что быть слишком сложным.

Аналогия – игра в шахматы черными. Вы добровольно лишаете себя инициативы, отдавая ее противнику. Если все сделать правильно, то этого будет далеко недостаточно для того, чтобы он смог победить. Впрочем, нужно отдавать себе отчет, что чисто математически черные всегда находятся в проигрышном положении при прочих равных. Поэтому ни в коем случае не нужно забывать про умение атаковать, даже если вы постоянно сражаетесь в защите.

Ведение боя в этой манере обладает двумя приятными побочными эффектами. Первый – практически не устаешь по сравнению с любым другим шаблоном. Всю работу за тебя выполняет противник. Нужно заметить, что здесь речь не идет о возможном психологическом напряжении, которое возникает при ожидании атаки, плюс о необходимости внимательно следить за своими руками и противником. Если психологическое напряжение не доставляет проблем, то все отлично. Второй эффект – данная манера боя великолепно подходит для тренировочных спаррингов, особенно при обучении людей, слабо умеющих атаковать. Я их атаковать точно не буду, а вот им придется. Если же возникают претензии типа «ну что же ты сам не атакуешь», то можно спокойно перейти к следующему шаблону на некоторое время, дабы подобных претензий больше не возникало.

Кстати, было бы неплохо, если бы вы описали свои шаблоны действий, стратегические планы и тактические рисунки боя. Можно не публиковать, но описать для самих себя полезно. В процессе написания этого текста я кое-что понял, чего раньше не осознавал. Мелочь, а приятно. Впрочем, это можно сказать практически про все статьи, написанные на эту тему.
avatar
Вообще говоря, описанный во вчерашней статье стиль боя – это не единственная интерпретация шаблона защита – атака – маневры. Если бы каждому из шести шаблонов соответствовал только один стиль, жизнь была бы слишком скучной и пресной. Надо будет подумать над альтернативной техникой боя в той же стратегической манере. Ну да ладно, это в другой раз.

Атака – защита – маневры

Стойка опять-таки любая, включая высокую. Не совсем уверен, что нижняя стойка хорошо подходит, но это только потому, что редко ее использую. Вообще когда лично я фехтую в этой манере, о стойке речь как-то и не идет, слишком много движений, постоянный натиск. Но если говорить о начальной позиции перед атакой – то это опять-таки средняя стойка, только кончик меча поднят вверх примерно под 45°, а руки согнуты и находятся близко к телу. Спина прямая, ноги слегка подсогнуты.

Основное внимание уделяется атакам. Придерживаясь данной стратегии боя, фактически в каждый момент времени нужно задавать себе вопрос «могу ли я атаковать прямо сейчас?», а еще лучше «куда конкретно мне атаковать?» При этом ни в коем случае не стоит забывать о защите, никакого героизма или берсеркерства допускать не следует. Атаки могут выполняться в одном из следующих стилей.

Прямая атака – идеальное в теории действие: вы видите, где враг открыт – вы бьете туда. На практике не все так просто: опытный противник сможет защититься и/или контратаковать, а менее опытный, как это часто бывает, просто ударит вас, не защищаясь. Поэтому прямые атаки должны обладать высокими скоростью и точностью, а при их нанесении следует думать о возможных последствиях и рассчитывать, каким образом можно нормально защититься.

Серия маневров – несмотря на то, что маневры в этом шаблоне стоят на последнем месте, прибегать к ним приходится достаточно часто. Если не получается нанести прямую атаку, не потеряв защиту, то надо, опять-таки не теряя защиту, создать ситуацию для нанесения атаки. Маневры настолько разнообразны, что серьезно развивать эту тему сейчас смысла не имеет.

Провокация – особый тип маневра, подталкивающий противника к атаке, желательно к какой-то определенной. Слишком важное и часто используемое действие, чтобы не выделить его в отдельную категорию. Достаточно типичной провокацией является переход в нижнюю стойку, визуально воспринимаемый как признак усталости.

Атаки наносятся стремительно, короткими или длинными сериями, причем в процессе выполнения этих маневров защита ставится очень высоко. В любой момент времени следует быть готовым к отступлению или постановке блока с самой неожиданной стороны.

В отличие от шаблона защита – атака – маневры, рассматриваемый стиль достаточно сильно изматывает физически, поэтому не стоит постоянно сражаться в этой манере, особенно если бой затянулся. Хорошей тактикой будет попробовать закончить спарринг в первые 10-20 секунд с помощью яростного натиска, если не получилось – уйти в оборону и изучить противника. Когда стиль противника станет более-менее ясным или когда он выдохнется – повторить натиск.
avatar
Теперь о часто используемых движениях. Быстрый удар в этом шаблоне используется не так часто, хотя если есть возможность его нанести – это нужно делать. Атаки строятся на той технике, которая получается лучше всего. Для средней стойки это, как правило, диагональный удар. Причем он может наноситься и в вертикальной и в горизонтальной плоскости. Непосредственно горизонтальные удары используются в качестве атаки по рукам и как составляющие маневров. Из нижней стойки восходящие удары наносятся постоянно. Из средней – в зависимости от ситуации и личных предпочтений. Пробивающий удар хорошо использовать в качестве открывающего или закрывающего серию или даже как прямую атаку. Дуговой удар хорош, если противник стоит в средней стойке. На проходы особенно полагаться не приходится – редко когда противник идет на сближение с настолько агрессивным фехтовальщиком, но если уж сблизиться удалось – отлично. Уколы в данной манере боя выполняются достаточно редко, но забывать о них нельзя.

Защита в идеале выстраивается на геометрическом совершенстве атаки, если речь идет о прямой атаке – то есть вы атакуете безнаказанно, уходя от возможного контрудара заранее. Техника очень сложная в исполнении, требующая хорошей формы и большого опыта.

В более простом варианте можно вспомнить изречение «лучшая защита – это хорошая атака». Фактически если нападать на человека достаточно правильно с технической точки зрения, не открываясь элементарным контратакам, то у него не останется времени ни на что, кроме защиты. Разумеется, подобные яростные действия сильно выматывают, нужно об этом помнить. Кроме того, не стоит недооценивать своих противников, полностью забывая о защите. В случае чего всегда нужно успеть отклониться и поставить клинок между своим телом и атакой противника, а затем либо отступить и обдумать свои действия, либо продолжить и закончить.

Еще немного о маневрах. Маневры используются довольно часто, просто потому что не всегда получается провести прямую атаку, а защита не является активным действием. Большинство маневров представляют собой атаки с разных сторон или в одну точку, при задавании скоростного темпа боя можно замечательно успеть вставить хитрое обманное движение, приводящее вас к победе.

Сложность данной схемы в том, что приходится все время атаковать. Не все люди способны атаковать так же хорошо, как защищаться, хотя атаковать проще. На тренировках я всегда стараюсь вынудить неопытных фехтовальщиков сражаться именно в этой манере. Переход в состояние эффективного агрессивного бойца, помнящего о защите и рационально использующего маневры, приводит к взрывному росту навыков.

Следует стараться максимально крепко удерживать инициативу в своих руках. В агрессивном темпе вы задаете общий рисунок боя. Если противник защищается – опасайтесь контратак, вынуждайте его защищаться еще более плотно и глухо, дабы обезопасить себя. Заканчивайте бой как можно раньше или переходите в защитную манеру. При этом помните, что если вы сбавите натиск, то противник вполне может решить, что вы устали – и часто будет прав, набросившись на вас и быстро одержав победу. Поэтому в спарринге следует экономно расходовать свои силы, прекращая натиск до того, как они закончатся.
avatar
Теперь попробую описать не совсем удачный шаблон защита – маневры – атака, как и обещал чуть раньше. Если вы найдете сходство со своей обычной техникой – не пугайтесь, вполне возможно, что не все так плохо. Хотя, наверное, есть повод задуматься и, по крайней мере, поискать альтернативы.

Защита – маневры – атака

Стойка обычно используется средняя, причем меч часто поставлен диагонально, как бы в виде барьера между двумя противниками. Это наиболее интуитивно понятный способ защиты. Если кисти находятся у правого бока, то меч отклоняется влево, и наоборот. На деле – далеко не самая разумная стойка, так как практически нет возможности нормально нанести удар, а большая часть атак делается со сливом клинка противника себе в руку.

Характерная черта данной манеры боя – систематическое отступление. Практически все атаки встречаются ударом по мечу и шагом назад. Объективно говоря, как минимум одно из этих действий явно лишнее. Имеет смысл либо остановить меч и перейти в наступление, либо увернуться и контратаковать. Контакт с мечом противника и отступление хорошо сочетаются только при атаке по ногам.

Неопытному наблюдателю со стороны может казаться, что фехтовальщик, следующий этому шаблону, ведет себя достаточно агрессивно – часто размахивает мечом, наносит удары. На самом деле получается так, что эти удары наносятся не по противнику, а по его оружию, в большинстве случаев без какого-либо конкретного плана. То есть фехтовальщик, конечно, понимает, что нужно куда-то увести клинок противника, которым он защищается и который представляет угрозу, но на большее его не хватает. Маневры совершаются ради других маневров, а атаки производятся по остаточному принципу и редко проходят.

Причем следует заметить, что на тренировочных спаррингах неопытный боец, сражающийся в такой манере, имеет все шансы все-таки попасть по более опытному фехтовальщику, использующему другой шаблон. Причина в том, что опытный фехтовальщик не сражается, используя все свои знания, силы и возможности. Если бы он захотел, то поединок был бы окончен на первой же секунде, но при таком раскладе неопытный партнер вместо опыта получит только лишь фрустрации. Помнить об этом нужно в первую очередь как раз молодым ученикам, старички и так все прекрасно понимают.

Движений используется много, но толковых – мало. В основном упор делается на быстрые удары и уколы. Иногда проводятся диагональные и горизонтальные удары, как достаточно интуитивно понятные. Проходы не используются никогда, они требуют целенаправленного сближения. На пробивающий удар решимости не хватает никогда.
avatar
Защита основана на встречных ударах, парированиях и блоках, обычно с уходом назад. Принципиальное отличие защиты в этой манере боя – она не ведет к контратаке. В принципе, у неправильно обученных, но уже обладающих приличным опытом фехтовальщиков, защита получится очень даже неплохая – эффективные парирования, уходы от удара в нужный момент и все такое. Но вот о нормальных атаках речь здесь не идет в принципе.

Время от времени возникают интересные комбинации движений, похожих на удары. Подобные маневры ни к чему особенно не приводят – плана действий-то нет, да и концепция нормального атакующего удара обычно не известна. Если поставить двух таких фехтовальщиков друг напротив друга, то бой может получиться похожим на киношный, но при этом будет не столь красочным – оба ведь осторожничают и защищаются.

Схема действительно малоэффективная, так как она не ведет к быстрому окончанию поединка посредством атаки или контратаки. Какие конкретно приемы и техники используются – не суть важно, они могут быть даже очень хорошо отработанными, но если нет верной стратегии боя, направленной на результат – толку не будет.

Этот стратегический шаблон противоречит очень важному принципу фехтования, принципу четырех «п»: простой прием проще провести. Вместо простой и эффективной защиты и простой и эффективной атаки фехтовальщик пытается изобретать велосипед, не имея чертежей и даже эскизов. В перспективе подобный стиль боя не может привести к хорошим результатам.

Если вы заметите, что сами сражаетесь в подобной манере – подумайте над тем, чтобы ее изменить, причем менять надо на сильно агрессивную. Если ваш партнер сражается в этой манере – скажите ему об этом. Для того, чтобы он поверил, что его стиль малоэффективен, просто докажите это в спарринге. По сути такого фехтовальщика можно просто атаковать, особенно не заморачиваясь ни на что – все равно встречные таки будут только по мечу.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.