Исторический очерк - Противоборство французской и итальянской школ фехтования / Единоборства / Спорт онлайн - зимние и летние виды спорта. Обсуждения.
Авторизация



Напомнить пароль
Регистрация

ЕдиноборстваИсторический очерк - Противоборство французской и итальянской школ фехтования

Единоборства: Исторический очерк   Противоборство французской и итальянской школ фехтованияНачиная с середины XVII века, когда французы укоротили свою шпагу, фехтование колющим оружием стало быстро прогрессировать в разнообразии приемов, ловкости и быстроте их применения. С этого момента начинается резкое расхождение французской школы (более прогрессивной) и итальянской (более консервативной). Эти расхождения достигли пика своего развития к концу XIX столетия.

Во Франции со второй половины XVIII века фехтование делает быстрые существенные успехи, явно опережая Италию. В 1736 году француз Жирар ввел 8-ую и последнюю защиту, почти на два столетия позже 7-и первых. В 1755 году во французской «Энциклопедии» в статье «фехтование» впервые говорилось о необходимости введения фехтовальной маски для предупреждения несчастных случаев. Но прошло 10 лет прежде, чем фехтовальные маски были наконец введены.

В 1766 году в Париже преподавателем фехтования Дане был выпущен обстоятельный труд по владению холодным оружием, значительную часть которого составляют упражнения по обучению приемов отвода и захвата оружия противника невооруженной рукой. В настоящий момент эти приемы в фехтовании считаются запрещенными.
Введение маски дало резкий толчок к дальнейшему техническому и тактическому совершенствованию фехтования.

В это же время во Франции зарождается борьба двух школ: старой классической (Бертрана, Ля Буасьера, Корденуа, Бонди и др.) и школы практического направления, основателем которой был известный боец Франции начала XIX века Ляфожер. Его знаменитый бой в Париже в 1816 году с графом Бонди, лучшим фехтовальщиком Парижа того времени, составил эпоху в истории фехтования. Ляфожер был маленького роста, но необычайно подвижным.

Никому неизвестный в то время провинциальный учитель фехтования Ляфожер приехал в Париж с целью проверить свою теорию на практике в бою с лучшим представителем классической школы – графом Бонди. Его блестящая победа в присутствии огромного количества зрителей и всех фехтовальных авторитетов того времени произвела сенсацию. В 1730 году академик Эрнст Легуве, приверженец старой школы, в статье «Турнир XIX столетия» пишет следующее: «Резкая реакция реализма против романтического академизма в литературе и живописи не могла не отразиться и на фехтовании. Гомар, Шарлеман, Корденуа и другие могли видеть с истинным сожалением возникающую новую школу, которая, заботясь только о нанесении укола, отбросила требования изящества и грации движений, как бесполезные и смешные. Напрасно Бертран, наш несравненный Бертран, доказывал своими уроками и личным примером, что в одно и то же время можно быть и наиболее грациозным и наиболее сильным бойцом; с каждым днем новая школа завоевывала право гражданства. Фехтование отныне остается, без сомнения, упражнением полезным, занимательным, но это больше не искусство, ибо «нет искусства там, где нет красоты».
Комментарии (5)
rss свернуть / развернуть
В этот период борьбы в направлении французского фехтования принцип рационализации, целеустремленности каждого движения и действия является основой техники и тактики фехтования. Первым из наиболее авторитетных новаторов в этом отношении был Жакоб. Он настаивал на введении контр-рипостов и продолжительных боевых фраз, что составляет характерную и наиболее трудную особенность французской школы.

Итальянское фехтование с конца ХVIII и почти весь ХIX век находится под влиянием французов. Внедряя свои методы, французы прежде всего позаботились ввести своих учителей и свое оружие (без поперечника и с гардой в виде восьмерки). Устройство оружия и способы его держания изменили технику, методику и тактику фехтования на севере Италии (на оккупированных территориях). В Италии образовалось три школы: северо-итальянская под руководством Радаелли, ставшая на основные позиции французской школы, южно-итальянская, возглавляемая семьею фехтмейстеров Паризе, сохранившая итальянское оружие (с поперечником и мартингалом) и итальянскую технику и средняя школа во главе с Маркианни, занявшая наиболее выгодную позицию, взяв наиболее ценное из обеих школ. В 1879 году в Италии для объединения методов преподавания была организована правительственная комиссия, которая поддержала националистические тенденции и в 1883 году остановила свой выбор на системе профессора неаполитанской академии Мазаниелло Паризе.

fencingfuture.org
свернуть ветку
Очень интересно но не полно. Хотелось бы еще.
свернуть ветку
ИМХО, не отмечено принципиальное отличие школ, а между тем без более полного описания создается впечатление безоговорочного превосходства французской школы, что не вполне верно.
свернуть ветку
В общем-да. В последнее время. мне часто попадаются книги, как правило английских авторов, где итальянскую школу постоянно "опускают".
Дескать приходит такой итальянский учитель фехтования. Много из себя изображает, а потом приходит добрый английчкий сквайер и по простому, отоваривает беспомощного итальянского понтореза. И так из книги в книгу.
Но ведь италянская школа более известна, чем английская. В данном случае я говорю про шпагу.
свернуть ветку
Английской школы шпаги (я имею в виду - классической) не существует в принципе. У англичан главный пик книжек про то, какие итальянцы дураки пришелся на более раннее время - когда богатые клиенты послали далеко и сразу английских "мастеров благородной науки защиты" с их мечами и баклерами и пошли к итальянцам осваивать "ренесансную" шпагу. Но тогда французской школы еще не было - речь о другом времени и другом оружии.
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.