Статья - Основные принципы двуручного меча в Итальянской школе из работы Филиппо Вади
Руководство «Де arte gladiatoria dimicandi» хранящееся сегодня в национальной библиотеке Рима написано между 1482 и 1487 годами Филиппо Вади, мастера по оружию из Пизы и посвященное Гуидобальдо, герцогу Урбино, храброму и несчастливому «кондотьеру» Гуидобальдо, который стал герцогом в 1482, так что текст можно датировать не ранее чем этим годом.
С другой стороны, книга была включена в каталог герцогской библиотеки Урбино между 1482 и 1487 годами Одажио, учителем молодого герцога, под номером 654, так что не может быть написана и после 1487 года. У нас нет другого доказательства присутствия Вади во дворце Урбино, но посвящение герцогу и присутствие в каталоге дворцовой библиотеки должны убедить нас, что Вади по крайней мере жил в этом городе и что он учил фехтованию Гуидобальдо. Кроме того, в каталоге библиотеки мы можем видеть отметку о том, что рукопись была утеряна после завоевания города Чезаре Борджиа в 1502.
Мы ничего не знаем о дальнейшей судьбе манускрипта до того, как он был куплен Национальной Итальянской Библиотекой. Как нам кажется, книга заинтересовала герцога Валентино (Чезаре Борджиа) или кого то из его боевых офицеров, и в этом причина ее исчезновения из библиотеки Урбино.
Как мы упоминали до того, большое сходство между работой Пизанца и Цветком битв заставляет нас думать, что Вади имел доступ к учению Мастера Фиоре, которое он написал более чем за 70 лет до этого.
Тем не менее, текст нашего автора, отличается от такого же в традиционном учении и это во многих аспектах предвещает рождение чисто Итальянской школы, которая в течении Ренессанса вытеснит старую Немецкую школу.
С другой стороны, книга была включена в каталог герцогской библиотеки Урбино между 1482 и 1487 годами Одажио, учителем молодого герцога, под номером 654, так что не может быть написана и после 1487 года. У нас нет другого доказательства присутствия Вади во дворце Урбино, но посвящение герцогу и присутствие в каталоге дворцовой библиотеки должны убедить нас, что Вади по крайней мере жил в этом городе и что он учил фехтованию Гуидобальдо. Кроме того, в каталоге библиотеки мы можем видеть отметку о том, что рукопись была утеряна после завоевания города Чезаре Борджиа в 1502.
Мы ничего не знаем о дальнейшей судьбе манускрипта до того, как он был куплен Национальной Итальянской Библиотекой. Как нам кажется, книга заинтересовала герцога Валентино (Чезаре Борджиа) или кого то из его боевых офицеров, и в этом причина ее исчезновения из библиотеки Урбино.
Как мы упоминали до того, большое сходство между работой Пизанца и Цветком битв заставляет нас думать, что Вади имел доступ к учению Мастера Фиоре, которое он написал более чем за 70 лет до этого.
Тем не менее, текст нашего автора, отличается от такого же в традиционном учении и это во многих аспектах предвещает рождение чисто Итальянской школы, которая в течении Ренессанса вытеснит старую Немецкую школу.
Фактически в большинстве Ренессансных руководств текст всегда становится наиболее важной частью для понимания техники и принципов, содержащихся в сочинении.
Фактически, в первых учебниках этого столетия, которые написаны мастерами Болонской школы иллюстрации или полностью опущены, или выполняют чисто вспомогательную функцию по отношению к текстовой части.
В первом руководстве 16 века итальянизированного испанца Пьетро Монти опубликованом в 1509, но написанным в конце 15 века, тоже в городе Урбино, вообще нет иллюстраций.
Тоже самое мы можем сказать по отношению к Антонио Манчолино (есть только пара чисто декоративных чертежей, не относящихся к техникам), а в сочинении Ахилло Мароццо проиллюстрированы только стойки и оружие, упоминаемое в тексте.
Вади, кроме того, отвечает, что он поместил в руководство только эффективные техники, увиденные и одобренные лично им (понятия, очевидные но, к сожалению, не всегда уважаемые в современных боевых искусствах).
Фехтование по мнению Вади появляется из утери родом человеческим природного оружия, поэтому, что бы выжить он должен использовать только «истинное оружие»: рациональный интеллект, по отношению к которому фехтование, как и геометрия являются дочерьми. Вот почему наука фехтования разрешается слабым людям, что бы побеждать более сильного и крупного противника, поскольку эта дисциплина учит, как защищаться и атаковать и побеждать наиболее быстрым и эффективным способом.
После этого Вади подтверждает свое стремление сохранить в памяти это искусство, представляет свою длинную боевую программу и выражает намерение использовать только несколько видов оружия: копье, двуручный меч, кинжал и поллэкс, из которых в тексте появляется только меч, тогда как все остальное оружие появляется только в иллюстрированной части. Наконец в последнюю очередь мастер Пизанец рекомендует распространять это искусство только среди людей, у которых есть ответственность в управлении землей или защите слабых.
Очень важный, и к несчастью редкий в истории фехтовании случай (в котором каждый мастер считает себя единственным обладателем истины) – декларация, которая заканчивает введение, в которой Вади, дает читателю, если он сведущ в боевых искусствах, разрешение вносить в книгу изменения, добавляя и убирая техники.
Вторая глава: “Misura де spada doi грива da” (мера двуручного меча), показывает параметры, которыми должен обладать двуручный меч, эти определения имеют большую важность для всех людей, которые стремятся возродить науку фехтования того времени, а также для исторических реконструкторов. Читатель должен запомнить, что нет смысла переводить данные Вади (например общую длину двуручного меча, которая должна равняться расстоянию от земли до подмышки фехтовальщика) в метрическую систему: реальные размеры меча должны различаться в соответствии с человеком использующим меч и его физическими характеристиками (за исключением дули, гда мечи должны быть полностью идентичны, т.е. размеры определяются предпочтениями дуэлянтов)
Следующая, третья часть “Ragion де spada” (рассуждения о мече) обращает внимание на полезность фехтования и этический и практический принципы, которые должны руководить фехтовальщиком: это ключевая глава всей работы.
Глава дает несколько советов и дает несколько техник “gioco largo” («широкая игра» - т.е. техники, выполняемые на длинной или средней дистанции, не предусматривающей захваты за тело противника, но может включать пинки, выхватывание меча и т.п.) и “gioco stretto” («закрытая игра», жесткие захваты, техники борьбы или другие техники на очень короткой дистанции)
Меч в первом стихотворении определен как «королевское оружие», оружие, которое должно использовать на пути мужества, соображение, напоминающее сказанное о сохранении искусства фехтования в среде благородных и рыцарей.
С технической точки зрения имеет смысл рассмотреть, как автор выводит все искусство от «скрещивания» мечей, так называемое “cross parry” («кросс-парирование»), которое блокирует удар врага контрударом, из которого можно начать множество других техник и первая из всех - «парирование и рипост».
Кроме того, интересны стихи, в которых упомянуты основные концепции времени и меры, или те, в которых устанавливается, что “ingegno ogni possanza sforza” (хитрость выигрывает у любой силы)
Во второй части главы 1 можно найти несколько моральных указаний, даже более интересных, анализ которых мы представляем здесь ниже.
Среди них – запрещение участвовать в ссорах и бороться против закона, не отдавать должное мастеру, не оказывать лояльность законным авторитетам и т.д.
С технической точки зрения, мы подчеркиваем, что совет нашего Мастера тем, кто хочет стать фехтовальщиком высшего уровня, не только учится непосредственно искусству, но и с осторожностью постигать опыт преподавания, что бы освободить себя от ненужных ошибок.
Наконец, наш автор говорит о неоспоримых достоинствах искусства фехтования, искусство, которое изгоняет из сердца малодушие и само по себе служит источником счастья и всегда сопровождает тех, кто посвятил себя ему, храня их от бедности и вознося к свету подобно неугасимому пламени: искусство фехтования похоже на доброго друга, который всегда рядом.
Последние стихи посвящены гордому представлению новшеств, которые мастер Вади привнес в науку владения мечом.
Четвертая глава (без заголовка) посвящено значимости искусства меча и преимуществам, которые оно дает тем, кто посвятил себя ему.
Как ни странно, первые преимущества, которое наш мастер называет - почти противоречит природе: он учит, как правильно ходить (значение равновесия, плавности шага, хорошей походки) и делает взор быстрым, смелым и повелительным (sic!)
Затем мы проходим более конкретные преимущества: можно выучится хорошо парировать и таким образом, спасти собственную жизнь: многие из тех, кто не желал познать эту науку - погибли. Нет ничего лучшего, чем жизнь, (понятие типично западное, чуждое многим другим военным культурам) вот почему значение искусства персональной защиты, которое может тысячу раз спасти вам жизнь больше чем у любого материального богатства.
По факту, даже если вы сейчас не видите проблем, вы можете внезапно обнаружить себя в ссоре, которая завершится насильственным путем, в этом случае лучше иметь возможность превзойти других людей.
Затем мы находим другой список достоинств, которые должен развивать фехтовальщик: быстрый взор, знание, быстроту, силу и твердое сердце (buon occhio, sapere, prestezza, forza e cuore).
Вопреки тому, что утверждалось насчет идентичности мечей, Вади сообщает, что для большого человека удобнее длинный меч, а для небольшого – короткий.
Сила крупного человека может сломать защиту небольшого, с силой ударяя по его мечу, но знания могут компенсировать этот недостаток небольшого человека.
Практически, человек, который знает много ударов очень опасен, тогда как человек, знающий всего несколько действует с большим напряжением и неблагоприятно, и, в конечном счете будет побежден, хотя бы и обладал физической силой.
Очень опасно сражаться против человека, вооруженного более длинным мечом, вот почему на дуэли необходимо требовать идентичности оружия.
К вышеуказанным соображениям вади добавляет декларацию об исключительной любви к двуручному мечу: “La spada da doi mane sola stimo e quella adopro a mia bisogna” (только двуручный меч я ценю и использую во всех подходящих случаях)
В финале мастер Пизанец советует не сражаться против более чем одного противника, и в том случае, если вы вынуждены это делать, избегать использования уколов.
Как мы видим, здесь находится довольно беспорядочное разнообразие ценных советов и принципов, многие из которых мы снова найдем здесь позже.
К той же теме, более расширено, обращается следующая - 6 глава (семь ударом мечом)
Глава 7 «de la punta» (укол) вкратце посвящает нас в уколы, описанные как “velenosi” (ядовитый) так как они коварны и часто убивают, тогда как в восьмой “costione di tagli e punte” (спор ударов и уколов), преподносит нам разновидность полемики между ударами и уколами, что бы решить какой способ атаки наилучший.
Мастер Пизанец, по большей части, иллюстрирует здесь недостатки уколов (даже если он и определил их перед этим как преисполненных яда), любое парирование, даже самое слабое достаточно хорошо отклоняет укол, а удар, наоборот останавливается преимущественно силой. Кроме того, укол, если он не попал в цель, теряет всякую пользу и не может больше угрожать противнику. Наконец, против более чем одного противника укол не рекомендуется использовать, поскольку, когда он наносится, если не сделан с большой скоростью, делает фехтовальщика уязвимым для атаки любого из нападающих.
Итак, мы не согласны с интерпретацией, которая делает Вади апологетом укола, противопоставляя его более «архаичному» Фиоре де Либери, рассматривая последнего, как паладина нисходящего“fendente”. Мастер из Фриули, по факту, значительно больше применяет уколы, тогда как Вади ясно видит их возможности и недостатки. Возможно, следует поддержать точку зрения о том, что Филиппо Вади устанавливает больше акцентов на быстрых и коварных ударах, в меньшей степени наступательных (не только уколы, но и восходящие удары ложным лезвием), по сравнению с более мощными ударами Flos Duellatorum.
В соответствии с только что сказанным, глава завершается с примечанием в пользу легкого и удобного оружия, особенно если приходится сражаться с несколькими противниками.
Глава 9 сообщает нам о “de la croce” ( из креста ), мы считаем, что речь идет о «кросс–парировании» или “incrosar” (скрещивании) упомянутое как Вади, так и Фиоре де Либери, но так же возможно это ссылка на группу стоек называемых “di croce” (из креста) в которых вы кладете вашу левую руку на клинок меча и которая может быть использована для некоторых парирований (см. стр. 26 манускрипта, рис. 1): акцент на устойчивости и пригодности для укола может быть виден как ссылка на «усиление» производимое левой рукой на клинке)
Здесь мастер Вади показывает нам несколько методов вступления в игру полумечом, или даже в захват, а так же он показывает способ работы ногами, который, согласно ему прогрессивен, и в котором вы должны согнуть колено впередистоящей ноги и вытянуть заднюю ногу, так же как это показано у Мароццо. (подобно современному наскоку, но короче). Вади приписывает себе открытие этого “passeggiar” (способа работы ногами), и мы должны признать, что в Flos Duellatorum шаги короче и задняя нога выглядит вытянутой только на нескольких иллюстрациях. Мы знаем, что у Фиоре шаги назывались “passare”, или полный шаг, при котором вперед выносится нога, которая до этого была позади, как при нормальном шаге и “acrescer”, при котором продвижение вперед начинается с ноги, которая уже впереди. В этом случае задняя нога подтягивается как при современном фехтовальном шаге и это совсем не похоже на шаг Вади или современный наскок.
Интересным техническим соображением является совет наносить удары с круговым движением, т.е. с мулинетом (stramazzoni) только если они очень короткие и с мечом, всегда направленным в лицо, никогда не отводя его далеко с линии атаки.
В следующей главе 11 “ragion де gioco де spada” (рассуждения о игре мечом) продолжаются рассуждения о ближнем бое, и мы немедленно находим совет финтовать быстро и коротко, никогда не отводя меч далеко от линии, для того что бы в случае необходимости как можно быстрее вернуть меч для защиты.
Глава двенадцать “ragion de’ viste de spada” (рассуждения о финтах мечом) говорит о финтах исключительно в игре полумечом. Вади устанавливает, что финты используются для обмана противника, не позволяя ему понять, в какую часть тела вы наносите реальную атаку, но жалуется, что не может быть так же ловок со словами как с мечом в его руках.
В тринадцатой главе “ragione де mezza spada” (рассуждение о полумече) мы возвращаемся к рассуждению о техниках, применяемых на средне-короткой дистанции.
Важное напоминание сосредотачивается на использовании уколов и восходящих ударах ложным лезвием больше, чем на традиционных нисходящих “fendente”. В конце главы есть рекомендация как всегда правильно вычислять время для другого действия, напоминая читателю всегда уважать один из основных принципов фехтования: время.
Четырнадцатая глава “ragion di mezzo tempo de spada” (рассуждения о полутемпе меча) продолжает рассуждения о времени, говоря об ударах полутемпа (удары – наносимые в середине атаки противника, часто в руку или кисть; эти удары должны поражать задолго то того, как атакующее движение завершится).
Вади снова жалуется на то, что не может правильно описать это действие только словами, без возможности показать на практике и он настаивает на ограничении скорости с которой эти удары должны наносится и настаивает, что они должны наносится быстрым движением запястья и с правильной мерой (еще один основной принцип фехтования: мера)
В полутемпе, удар наносимый вне меры бесполезен, поскольку не попадет в цель если наносится когда атака противника уже слишком близко и есть риск быть пораженным если только атака не останавливается. Кроме того, в последнем случае может не быть достаточно времени вернуть меч для парирования или уклонится от атаки перемещением.
Во второй части главы вади проставляет как наилучшую драгоценность искусство загадочного действия, названного “volarica”, о характеристиках которого мы можем только догадываться.
Вне всякого сомнения, это удар в голову, поскольку “rompe con bon filo l’altrui cervello” (оно обрушится хорошо (или правильно?) рассекая мозг другого) и это также должен быть удар полутемпа, так как описан в этой главе. И, наконец, этот удар парирует и ранит одновременно (Мароццо сообщает, что это делают парирования ложным лезвием).
Глава пятнадцать “ragion di spada против la rota” (рассуждении о мече против копья) сообщает нам как противодействовать противнику встречающему нас с атакой повторяющимся мулинетным движением. Во второй части главы мы находим хитрую технику против противника, ожидающего нас в стойке названной “porta di ferro” (железная дверь).
Наконец, мы достигаем последней главы, названной “ammaestramento di spada” (учение о мече) в которой мы находим резюме основных принципов фехтования (не только методов Вади, но и рационального фехтования вообще) которые мы уже обнаружили во всех других главах, часто прилагаемые к конкретным техникам.
Прежде всего, внимание автора приковано к самозащите, защите того важнейшего, которое называется жизнь, меч должен быть подобен большому щиту (“targone”, по итальянски), который закрывает все тело фехтовальщика.
Вследствие того, но также и для того, что бы иметь возможность попасть в цель, траектория меча должна быть как можно более короткой.
Кроме того, правильно, когда острие меча направлено на противника и особенно в его лицо (по причине боевой психологии: укол в лицо пугает больше, чем укол в туловище, хотя оба одинаково смертельны).
Так что во всех техниках, выполненных с мечом, который фехтовальщик держит впереди себя между собой и противником, удары не будут очень мощными как это уже указано в главе 10.
Действительно, быстрая проверка стоек Филиппо Вади по сравнению с Цветком битв, дает нам понять, что основная характеристика стоек Вади – это удерживание острия направленным на противника с мечом всегда между фехтовальщиком и его противником.
Последний совет Мастера Пизанца, с которым он прощается с читателем это как можно чаще использовать удары полутемпа, останавливая удары противника когда они только начинают формироваться быстрыми ударами в руки.
В сравнении с Цветком битв мы можем отметить, что одежда и доспех у Вади выглядят более поздними, типичными для второй половины 15 века, отражая изменения, произошедшие в костюме и оружии за 70 лет, прошедших между двумя руководствами.
Даже с технической точки зрения существует очевидное сходство с Flos Duellatorum, но есть некоторые аспекты, направляющие Вади к последующим итальянским мастерам: борьба не рассматривается совсем, тогда как руководство почти исключительно посвящено двуручному мечу и кинжалу, в стойках острие никогда не уходит в сторону от линии атаки, ударов больше чем у Фиоре де Либери и т.д.
В частности, Мастер Фиоре почти всегда после кросс-парирования переходит в полумеч и захваты, тогда как Вади и Мароццо часто наступают с ударом ложным лезвием или наносят укол снизу и оба много используют финты, что открыть путь для захвата.
Вот бы еще выходные данные этой статьи привел, ну и кто переводчик.
В целом статья, хоть и не очень подробная, но в тоже время дает прекрасную обобщающую картину описываемого фехтовального стиля.
Лично я бы хотел поподробнее разузнать по теме упоминаемого кросс-парирований, а именно какие принципы построения защитных действий оружием там описывает мастер Вади.
Ну и немного комментариев с моей стороны, для тех, кто не очень искушен в терминологических моментах.
Под «мерой» в статье понимается дистанция, правильная мера - выбор оптимальной дистанции для проведения технического действия.
Под «полутемпом» понимается техническая работа на опережение действия противника, то бишь контратака. Из описываемых, это преимущественно контратаки в ближайшую вооруженную руку противника, в момент его атакующего движения.
«Во второй части главы вади проставляет как наилучшую драгоценность искусство загадочного действия, названного “volarica”, о характеристиках которого мы можем только догадываться.
Вне всякого сомнения, это удар в голову, поскольку “rompe con bon filo l’altrui cervello” (оно обрушится хорошо (или правильно?) рассекая мозг другого) и это также должен быть удар полутемпа, так как описан в этой главе. И, наконец, этот удар парирует и ранит одновременно (Мароццо сообщает, что это делают парирования ложным лезвием).»
Тут бы прокомментировал, что скорее всего упоминается так называемая –«мастерская защита» - это вариант контратаки с действием на оружие, что позволяет в один темп провести как защитное действие на оружие так и контратакующее. Так сказать одним махом – двоих зайцев побивахом :))
Однако не совсем уверен, что тут к месту комментарий Мароццо о том, что в таком случае используют для парирования ложное лезвие. На мой взгляд парирующее движение, как и атакующее при таких действиях выполняются одним и тем же лезвием, в противном случае будет потерян атакующий темп. К разновидностям таких контратак можно отнести вертикальный рубящий удар, выполняемый с опережением на аналогичную атаку противника, защиты будет взята скользящим батманом по клинку противника с переходом в атакующее действие (по голове или в плечо). Либо горизонтальный рубящий удар, также выполняемый с опережением на вертикальный или косой рубящий удар противника, в начале движения он должен отклонить удар противника с линии атаки, после чего будет завершен, как атакующее действие (преимущественно в голову).
У кого есть еще, какие соображения на сей счет?
Кросс парирование - это некая разновидность батмана, если угодно. Она едина как для немецкой так идля итальянской школы своего времени. Его можно рассматривать, по видимому, как удар в плоскость меча противника в тот момент, когда он наносит вам удар. То есть, если по вам бьют косым нисходящим справа, вы сбиваете этот удар косым нисходящим слева. Примерно так. Что касается меры то это конечно дистанция но в том смысле который развился до абсолюта в дестрезе как мне кажется. Что касается "воларики", то это возможно и разновидность укола. Например такой который изображен в фехтбухе Дюрера на иллюстрации 10.
В общем то, делая переводы средневековых итальянцев понял одну важную вещь. Средневековое фехтование по крайней мере 15 века, и особенно бездоспешное, несколько отличалось от наших представлений о нем. Все эти вещи нужно на проверять все же на практике, выкладывая и обсуждая результаты. Тогда можно будет рассуждать адекватно.
В принципе все пока укладывается в ту концепцию о технике боя длинным мечом, которая сформировалась у меня лично и которую пропагандирует Джон Клементс с собратьями, а также другие исследователи этого стиля фехтования :)).
К сожалению не могу посмотреть 10 таблицу дюрерского фехтбуха, за неимением такового, может подскажите ссылочку, где скачать можно.
Но подозреваю, что там как всегда изображена конечная фаза технического действия, скорее всего меч защищающегося наносит укол беря оппозицию, что весьма логично и не противоречит общей концепции. Однако все варианты изображений с оппозицией сложно оценить по принципу - взята ли эта оппозиция с колющей контратакой или на нее вышли рубящим ударом. Мы на картинке лишь видим конечную фазу действия и без точного описания в тексте можем только гадать, что ему предшествовало - укол или удар.
http://vkontakte.ru/photo9712024_126407789
на нижнем рисунке этой таблицы действительно оппозиция берется ложным лезвием, а контратака проводится уколом :)