Средневековое фехтование в Италии перевод мой
Нам немногое известно о дисциплине фехтования в первых столетиях Средних веков. По многим иконографических свидетельствам и нескольким главам в военных описаниях, мы можем предположить, что искусство фехтования в классическом мире было рациональной и рафинированной наукой римского времени, но кажется, все это исчезло после падения римской империи.
К несчастью никаких технических описаний так и не было найдено, но средневековые иллюстрации и эпические тексты периода 1000 года показывает нам по большей части бой в доспехах (хауберке), сопровождающийся мощными нисходящими ударами, в Италии, как и на всем прочем континенте.
Замена чистого античного фехтования таким типом боя, возможно, частично произошло из-за появившегося типа доспехов, который вынуждал наносить сильные нисходящие удары с целью разорвать хауберк, а так же частичный возврат к манере боя характерной для северной Европы в древние времена.
Как бы то ни было, акцент на мощных ударах мог носить, хотя бы частично, больше эпический, нежели реальный характер.
К несчастью никаких технических описаний так и не было найдено, но средневековые иллюстрации и эпические тексты периода 1000 года показывает нам по большей части бой в доспехах (хауберке), сопровождающийся мощными нисходящими ударами, в Италии, как и на всем прочем континенте.
Замена чистого античного фехтования таким типом боя, возможно, частично произошло из-за появившегося типа доспехов, который вынуждал наносить сильные нисходящие удары с целью разорвать хауберк, а так же частичный возврат к манере боя характерной для северной Европы в древние времена.
Как бы то ни было, акцент на мощных ударах мог носить, хотя бы частично, больше эпический, нежели реальный характер.
Для начала просто упомянем несколько: в «Сказании о Гильоме» эпического цикла Прованса появляется действие называемое “tour franзais”, в котором фехтовальщик, выполняющий технику, после того, как его удар отпарирован щитом, толкает его на себя и наносит противнику удар в шею.
Кроме того, в последней битве произведения «Хавелок Датчанин», герой добивается успеха в отрубании руки противника с “mezzo tempo” (половинный темп), то есть ударом, поражающим оппонента во время его атаки; часто это - правая рука оппонента которая получает ранение, когда выносится вперед для удара.
Оба эти метода указывают на некое рафинирование дисциплин и техник, по сравнению с идеей подготовки, устремившейся только в русло наработки силы и выносливости.
Наконец, в эпическом цикле Прованса, некоторые персонажи определены как «мастера фехтования».
Возвращаясь на Итальянский полуостров, в романе 13 столетия о героя Тристане из Артурианского цикла именуемого “Tristano Riccardiano”, мы находим, что фехтовальная подготовка упоминается множество раз, как ежедневная деятельность молодых эсквайров и рыцарей.
И там же, в 13 столетии, мы начинаем находить все больше документов, которые точнее сообщают нам о статусе науки фехтования и школ фехтования.
В Италии военная подготовка никогда не ограничивалась благородным сословием подобно остальной части Европы.
То же самое может быть сказано в отношении джауста и других аналогичных военных упражнений, за исключением quintane, который был разрешен только для простонародья и в остальной части континента.
Такие общества, созданные обеспеченными, но неблагородными гражданами, имели свои названия, например: Societа dei Forti (общество Силы), dei Gagliardi (Смелые), della Spada (Меч), della Lancia (Копье), della Tavola Rotonda (Круглый стол) и т.д.
Тем не менее, первое доказательство существования в Италии мастеров фехтования имело отношения не к таким группам, а к благородному сословию.
Мы знаем, что мастер Гоффреддо, фехтовальщик, учил армейского священника Gregorio da Montelongo в 1259 в Cividale del Friuli, том же самом городе, который должен был стать родиной первого итальянского писателя-фехтовальщика, Мастера Фиоре де Либери.
В этом же самом городе, между 1300 и 1307 имеется небольшое число юридических свидетельств относительно мастера Арнольдо “scharmitor” (фехтовальщика), а в 1341 другой документ упоминает Пертольдуса, наставника фехтовальщика, возможно из Германии. В том же столетии и в том же городе мы находим мастера Domenico из Триеста, Pietro - еще одного фехтовальщика, так же немца мастера Franceschino из Lucca (Тоскана).
То есть в северо-восточном регионе Фриули мы находим упоминание о других трех мастерах активных в 13 столетии.
На протяжении 14 и 15 века будут появляться еще несколько немецких учебников по фехтованию, в основном посвященных двуручному мечу вплоть до 16 столетия, когда везде твердо установится итальянская школа.
Но в последних столетиях средних веков Италия тоже будет весьма активна в этой области: с тех самых пор, как в 13 веке Болонская школа прославилась и стала высоко ценима по всей Европе.
Даже если у нас нет имен мастеров, которые учили в Болонье в этом столетии, у нас есть имена трех (!) мастеров из Италии, которые приехали в Париж в 1292: Мастер Томмазо, Мастер Николо, и Мастер Филиппо.
В следующем столетии мы впервые находим имена мастеров из Болоньи: Мастер Росолино учил в 1338, мастер Франческо в 1354, и мастер Нерио в 1385.
В 1410 мастер Фиоре де Либери, родившийся в Cividale del Friuli жил и преподавал в Феррари (область Emilia).
У нас есть три рукописи содержащих работу Фиоре, один в Италии, два в США, каждое из которых значительно отличается от других, так, что мы можем предположить, что каждый копиист, вероятно сам опытный фехтовальщик, проводил изменения в подлинном тексте.
Книга в основном составлена из рисунков, изображающих различные техники фехтования, каждая комментирована стихами.
В итальянском манускрипте, называемом Кодекс Pisani-Dossy, текст часто ограничен парой стихов, которые вероятно должны были заучиваться студентами наизусть, особенно неграмотными.
В двух американских версиях текст более объемный и ясный и это позволяет прояснить несколько мест, которые малопонятны в итальянской.
В начале своей работы Мастер Фиоре предупреждает, что невозможно запомнить все техники и быть хорошим студентом без книг и даже, что не так очевидно, стать хорошим Мастером.
И так, у нас есть некоторое подтверждение того, что написание руководств по фехтованию было хорошо установившейся традицией уже во времена Мастера Фиоре, даже если, как мы напомним читателю, до появления печатного пресса, все эти книги существовали в одном экземпляре, написанном от руки, и вероятно, большая часть их, навсегда утеряна.
«Предметы», изучаемые в школе Фиоре это борьба, невооруженная защита от кинжала, бой на кинжалах, некоторые техники с палками и шестами, фехтование на копьях, одноручный и двуручный мечи, оружие, родившееся в 13 веке как ответ на появление пластинчатой брони и очень популярный среди рыцарей того периода.
Фактически Либери посвящает часть своей книги доспешному бою на полуторных мечах, доспешному бою на поллэксах, конному бою с лэнсом, мечом и даже борьбой, техники кинжала противостоящего мечу и копью, мечу с ножнами и т.д.
Следующее руководство, доступное нам для изучения, - то, которое сейчас впервые предлагается читателю в английском переводе, “Де arte gladiatoria dimicandi”, мастера Филиппо Вади из Пизы, написанное для герцога Гуидобальдо Монтефиерро между 1482 и 1487 годами.
Пока будет достаточно сказать, что между сочинениями Вади и Либери так много сходства, что можно предположить, что мастер Пизанец имел возможность видеть учение Либери, обладал копией его книги, либо обучался у некоего мастера, исходившего из традиции Фиоре.
Тем временем, в течении 15 столетии, Болонская школа оказывается представлена мастером Филиппо (или Липпо) Бартоломео Дарди.
У нас есть упоминания о нем и его школе с 1413 года.
Дарди получил это звание за написание книги (утерянной), о сходстве между фехтованием и геометрией.
Этот умелый фехтовальщик умер 1464, оставив наследника, Мастера Guido Antonio Di Luca, известнейшего мастера по фехтованию, «из школы которого появилось больше воинов, чем из брюха Троянского коня». Лука учил бою, например, знаменитого наемного командира, «кондотьера», Джованни де’Медичи, известного больше как Giovanni dalle Bande Nere, так же как и наиболее известного мастера Болонской школы эпохи Ренессанса Ахилла Мароццо.
В 1509, в том же городе Урбино, где учил Вади, испанский мастер Пьетро Мончи, так же известный как Монте или Мончи написал свое длинное сочинение на латыни. Он учил фехтованию в замке Урбино, особенно герцога Гуидобальдо и был прославлен знаменитым писателем Baldassarre Castiglione в своей книге “Il Cortegiano” ( Придворный”) как великолепный джентльмен и рыцарь.
Несколько копий этого руководства, считавшихся утерянными, недавно были обнаружены.
Другой студент Де Луки был известный мастер фехтования Ахилл Мароццо, главный мастер по оружию в Болонье, который учил фехтованию с одним колюще-рубящим мечом, мечом и кинжалом, мечом и баклером, мечом и тарчем, мечом и круглым тарчем, мечом и павезой, мечом и плащом, Болонским кинжалом и плащом, двуручным мечом, пикой, протазаном и Биллом, длинным поллэксом, защите от кинжала и т.д.