Статья - Мифы и парадоксы фехтования

Единоборства
Единоборства: Статья   Мифы и парадоксы фехтованияМИФЫ И ПАРАДОКСЫ ФЕХТОВАНИЯ

История фехтования велика и противоречива. Искусство фехтования не всегда росло только вверх. Здесь были свои периоды застоя, свои упадки, новые поиски, официальные запреты и официальные разрешения. Здесь, внутри этого долгого и странного искусства появлялись собственные философские догмы, здесь, неизменные постулаты вступали в противоречие с официальной идеологией, уходили в подполье и находили новые идеологические отдушины. И как следствие всего этого, здесь зарождалась собственная мифология. Возникали собственные парадоксы. То в виде социального заказа, то в виде самостоятельных, неконтролируемых внутренних процессов.
Предмет, о котором мы говорим, еще не существует, в виде особой отрасли исследования. Но право на существование, несомненно, имеет! Ведь если последить за историей фехтования непредвзято, мы увидим целую цепочку явлений, которые нельзя отнести ни к традиционной историографии, ни к философии, ни к психологии…
Первые зачатки систематизированных приемов обращения с оружием, были еще весьма далеки от поисков чего-либо, кроме элементарной эффективности. Однако, люди очень быстро выяснили, что побеждает часто (и чаще) не всегда тот, кто бьет сильнее и быстрее. А тот, кто обладает набором дополнительных, не физических качеств. Первый из сохранившихся (в виде мумии) фехтовальщиков – Эцти – погиб в бою. Но, будучи уже тяжело раненым, он продолжал сражаться в течении двух дней и сумел убить или ранить, как минимум, двоих нападавших. Маленький пример, донесшийся до нас из глубины веков (»3300 год до н. э.), уж точно был не единичен! Факты боевого превосходства, лежащие в области духа, несомненно, заинтересовали духовных лидеров древности.
И вот, в 1190 году до н. э., в честь победы фараона Рамзеса II над ливийцами, египетская власть устраивает огромный праздник. Центральное событие мероприятия – международные соревнования по фехтованию. Первые в мире из сохранившихся (в виде фрескового отчета). И – первая в мире фехтовальная нечестность!
Идеологи Египетского государства, тоже прекрасно понимали, что победа в фехтовальном поединке, выходит за рамки демонстрации физического превосходства. Победитель, он, как бы это сказать… Прав! А ведь египетским спортсменам, предстояло сражаться с ливийцами, нубийцами, эфиопами… То есть, с покоренными народами. А покоренные не могут быть правы! Требовалась небольшая, но важная корректировка результата. Что и было сделано!
Неизвестный художник, расписавший фресками храм Мединет Абу, без всякой задней мысли нарисовал все как есть. И вот мы видим, что у египетских бойцов и защита получше, и, самое главное, – спортивное оружие подлиннее!
Зачем? А затем, что наглядное превосходство нации важнее чистого спортивного результата! Первый обман, первый миф, легший в основу глубинного – «победитель ВСЕГДА прав»! А точнее – «правый ВСЕГДА победит»! А здесь уже рукой подать до судебных поединков Средневековья.
5 комментариев
avatar
Но до Средних веков (их «усредненность» тоже, кстати, миф), еще без малого две тысячи лет. И эллинская культура спешит внести свой вклад в фехтовальную мифологию!
Культ мыслителей, свойственный греческой традиции периода расцвета, внес свою маленькую лепту. Вместе с первыми учителями фехтования, имена которых сохранились, античная философия привнесла маленькую мысль, суть которой – «со свиным рылом в калашный ряд не суйся». К обладателям свиного рыла, мыслители отнесли… этих самых фехтовальных учителей! А все потому, что наряду с боевым искусством, учителя эти – Этиокл и Полиник – преподавали еще и риторику и философию. Парадокс? Пока еще нет. Однако, скоро станет парадоксом! Впрочем, «Поставить на место» преподавателей самого смертоносного боевого искусства, решился бы не каждый. И тогда эту миссию взял на себя сам Сократ. Смелый и умный философ, осмеял двух братьев и намекнул на дисгармонию сильного тела и развитого интеллекта. Маленький обман, ничего, как говорится, личного. Но Платон, записавший эту историю, сделал ее частью человеческой культуры. Со всеми вытекающими последствиями.
Римская же античность вообще перевернула все с ног на голову, сделав развитое фехтование профессиональным уделом рабов гладиаторов. Характерно, что правда жизни все равно взяла свое, и гладиаторы стали первыми звездами. Кумиры и всенародные любимцы в статусе рабов – это было забавно. Однако, факт остается фактом – профессиональный фехтовальщик в древнем Риме – почти синоним раба. От этого парадокса снова недалеко до Средневековья, с некоторыми рыцарскими комплексами, которые заставляли опасаться чрезмерных упражнений с мечом.
Ну а мы, между тем, знаем: где хороший парадокс, там рядом и его друг – Гений. И вот, римские мыслители в области искусства боя, совершают великий интеллектуальный прорыв в область специальной психофизики. Плутарх подробно описал римское новшество в виде духовной пирамиды.
За пределами этой пирамиды, но в тоже время в ее основе – сила. Причем именно грубая сила, ее животное воплощение. Первый, низший уровень пирамиды составляет хитрость. Хитрость побеждает силу. Но ее саму с легкостью побеждает содержание второго уровня – искусство. Искусство не только сильнее хитрости, но и чище, достойнее. Римские бойцы с пренебрежением относились к хитрости. Но и искусство не являлось вершиной пирамиды. Ее третье, высшее содержание – доблесть – труднодостижимое идеальное состояние боевого духа, блестяще определенное Фукидидом: «Быть доблестным, – писал он, – значит познать добро и зло и уже не бояться смерти».
А Средневековье, тем временем, действительно рядом. И варварская культура, пришедшая на смену эллинской, поначалу почти не знала никаких фехтовальных дисгармоний. Не знала, до утверждения христианства.
avatar
Новая государственная религия молодой Европы запрещала проливать кровь. Этот нюанс сводил на нет все достижения фехтования, основная цель которого как раз таки пролитие крови. Опять же, противоречие. Кровь проливать нельзя, а драться необходимо. Парадокс, вновь потребовавший Гения. С новой идей, новой мифологией. Почти что на уровне государственного заказа. В роли гения в этот раз выступил духовный лидер самого высокого уровня. А именно – Августин Блаженный. Именно Августин нашел идеологическую отдушину для развития искусства фехтования в христианских государствах. Оказывается, теперь христианин не только может, имеет право проливать кровь, но, в ряде случаев, и обязан делать это. Если речь идет о крови неверных! Незатейливая корректировка религиозных догм выстроила духовную платформу фехтования на несколько веков вперед.
А в конце Средневековья, началось что-то странное. Облегчение оружия и довольно быстрый массовый отказ от доспеха пошатнул все устои и догмы фехтования. Фехтование как бы обнажилось. Некогда уверенная техника и тактика боя оказались неактуальны. Да и духовная платформа, гарантирующая превосходство правого и легшая в основу ордалического судопроизводства, мягко говоря, накренилась.
Небольшая деталь – ранние дуэли зрелого Ренессанса, более чем в 50% случаев уносили в могилы обоих дуэлянтов. То есть, римская пирамида хитрость-искусство-доблесть тоже, вроде бы, оказалась неактуальной.
Так вот, на смену старому, средневековому фехтованию, двигалось новое, молодое фехтование Возрождения. Со своими идеями, со своими мифами… А пока – первый бой, первая дуэль и… первый обман! Да, да, новое фехтовальное благородство началось именно с обмана! При чем, в прямом, фехтовальном смысле этого слова.
10 июня 1547 года, состоялся судебный поединок, в котором от судебного осталось уже только название и церемониальный ряд. Главное же содержание – причина – произвели впечатление на современников своей новизной. Речь шла не об уголовном деле, а о защите чести.
Под личным председательством Генриха II, на бой вышли Франсуа де Вивон Ла Шатеньере – опытный рыцарь, фаворит короля и физически очень сильный человек (а к тому же – искусный борец), и Ги Шабо де Жарнак. Последний, в отличие от своего противника, не имел репутации искуснейшего воина. Но зато Жарнак за тридцать дней до поединка принялся усиленно тренироваться во владении оружием у малоизвестного итальянского учителя фехтования капитана Кеза (Кайцо). Этот самый Кеза и обучил своего подопечного одному хитрому приему, включающему в себя обманное движение и не этичный (по тем временам) удар под колено. Обман действительно оказался настолько впечатляющим, что его отказался заметить даже сам верховный судья, Генрих II. В результате, бедный Ла Шатеньере, уже поверженный, несколько раз пытался встать и продолжить бой. Безрезультатно. Поражение королевского фаворита от обманного удара поставило точку в развитии рыцарского фехтования и открыло широкую дорогу для нового, новаторского искусства боя. Да, именно обман лег в основу молодого фехтования Ренессанса. А его новые постулаты в дальнейшем перешли и в фехтовальную классику нового времени. Это уже потом, французские учителя классики проповедовали, что гораздо достойнее ПРЕВЗОЙТИ противника, а не ОБМАНУТЬ его… Отголосок рыцарских традиций? Поздно!
avatar
Одним словом, теперь был прав не сильнейший, а… хитрейший, умнейший… Тот, кто дольше тренировался, тот, у кого лучший учитель, лучшая школа и т. п. Идеи древнего Египта, насмешки Сократа, парадоксы гладиатуры и духовные настояния Августина теперь уже точно утратили былую актуальность. И действительно! Если еще совсем недавно, победа в судебном поединке автоматически приносила правоту, то теперь, в эпоху дуэлей, победа не означала ровным счетом ничего! Дуэль лишь смывала оскорбление кровью, и не важно чьей – своей, или противника! Древняя константа права сильного окончательно ушла на покой.
Но зато, появился новый, грандиозный миф! Миф об абсолютном ударе. Теоретики и практики фехтования, в течение двухсот лет искали и испытывали наборы новых движений, которые, согласно новой мифологии должны были гарантировать победу над любым противником. В самом деле, ведь победил Жарнак более опытного и более сильного Ла Шатеньере. И понадобилось ему всего тридцать дней тренировок!
Ну а чем закончилось… Закончилось это злым сарказмом судьи парижского парламента Кофинеля. Когда по его приговору, одного известного учителя фехтования везли на гильотину, Кофинель крикнул: «Старина, попробуй-ка отразить этот удар!»
В общем, абсолютный удар так и не нашли и прекрасный миф исчерпал сам себя. И пришла новая эпоха, новое время. Новая история. Со своими буржуазными революциями, идеями свободы, журналистскими дуэлями и новым фехтованием, которое уже совсем скоро станет классикой.
И вот уж в классике, тема мифов, парадоксов и гениев приобретет совершенно новое, масштабное звучание!
Но об этом – в следующий раз…

____________________________________
Автор остался неизвестным ;)
avatar
...но тем не менее отдадим ем должное, даже не зная его имени. ГЕНИЙ!
avatar
Отличная статья. :) Улыбнуло.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.