Рассуждения - Концепция исторического фехтования как спорта
(с) Алексей Булавкин ( http://vkontakte.ru/id7527169 )
Сюда буду записывать появившиеся тезисы касающиеся содержания ИФ как спорта в любительской среде.
Под любительским спортом понимается в обязательном порядке организация деятельности через зарегистрированные спортивные организации, где спортсменам создают условия знакомства с содержанием спорта и развитием своего мастерства до уровня стабильного успешного участия в соревнованиях. Первоначальная цель любительского спорта - это развитие мастерства спортсмена и поддержка его роста путем организации спортсменов вокруг стабильно существующей системы состязаний, способной привлекать в спорт дополнительные ресурсы, которые используются для материального обеспечения спортивной деятельности и поощрения спортсменов призовыми вознаграждениями. Вторая цель любительского спорта - это формирование условий для появления профессионального спорта, который мог бы стать примером наивысших достижений и позволял спортсменам самого высокого уровня достигнуть коммерческой целесообразности своего спортивного мастерства.
Третьей целью любительского спорта является пропаганда физической культуры исторического фехтования как здорового образа жизни, способа активного отдыха и популярного увлекательного досуга.
На мини конференции перед турниром ТМ-4 были озвучены некоторые принципы организации спортивной деятельности, учитывающие взаимосвязь материальных факторов, мотивации и совместного участия в осуществлении деятельности всех спортсменов.
Сюда буду записывать появившиеся тезисы касающиеся содержания ИФ как спорта в любительской среде.
Под любительским спортом понимается в обязательном порядке организация деятельности через зарегистрированные спортивные организации, где спортсменам создают условия знакомства с содержанием спорта и развитием своего мастерства до уровня стабильного успешного участия в соревнованиях. Первоначальная цель любительского спорта - это развитие мастерства спортсмена и поддержка его роста путем организации спортсменов вокруг стабильно существующей системы состязаний, способной привлекать в спорт дополнительные ресурсы, которые используются для материального обеспечения спортивной деятельности и поощрения спортсменов призовыми вознаграждениями. Вторая цель любительского спорта - это формирование условий для появления профессионального спорта, который мог бы стать примером наивысших достижений и позволял спортсменам самого высокого уровня достигнуть коммерческой целесообразности своего спортивного мастерства.
Третьей целью любительского спорта является пропаганда физической культуры исторического фехтования как здорового образа жизни, способа активного отдыха и популярного увлекательного досуга.
На мини конференции перед турниром ТМ-4 были озвучены некоторые принципы организации спортивной деятельности, учитывающие взаимосвязь материальных факторов, мотивации и совместного участия в осуществлении деятельности всех спортсменов.
Каким образом мы знаем что деятельность идет на хорошем уровне или почти не двигается? Обычно мы выбираем какой либо значимый параметр и по нему оцениваем есть положительные изменения или происходит ухудшение. Например проходят мероприятия или нет. Но как правила одного фактора на самом деле мало, потому что может падать число бойцов, участвующих в мероприятиях, уменьшаться число клубов, которые появляются на этом событии, ограничиваться количество боев, зрителей, освещение в прессе, и много всего другого. В сумме другие факторы могут всегда перевесить тот который мы изначально выбрали для оценки. Поэтому конечно, любую организационную работу надо воспринимать как систему скоординированных, взаимосвязанных факторов, при которой изменения чего то одного ведут к обязательному изменению чего то другого в данной системе. Поэтому подход в организации, нацеленный на попытку воздействия только в отношении одного из факторов ничего в итоге не дает, так как это не образует системы. Например можно ездить тусить в другие города чтобы тебя там заценили. Но возвращаясь к себе ты оказываешься у своего корыта , иногда очень разбитого, и чтобы получить дольку уважения тебе снова надо тратить лишние ресурсы чтобы съездить с кем то потусить за кудыкину гору. Получается что количество событий случившихся где то далеко не влияет на внутреннюю обстановку, так как реально основная деятельность локализована в другом месте. Обратный пример - можно проводить все у себя и приглашать гостей ездить к тебе, поскольку события проходят прямо возле самого "корыта". В итоге если возможности гостей часто ездить не улучшаются, то события, как часто их не пытайся проводить - будут терять содержательность, перестанут быть интересными и смысл проводить их постепенно будет теряться. Можно попытаться рывком приподнять содержательность чтобы события казались более интересными - например обеспечить доступ к какому то ресурсу. Пусть это будет скажем возможность одевать в клубе доспехи и состязаться кому угодно, даже если человек материально не обеспечен. В итоге отдельный фактор метания бисера для привлечения людей играет дурную шутку, так как ценности ресурса никто не замечает, он выходит из строя, истощается, и опять все возращается в исходное состояние, когда уже не так интересно и как будто бы становится хуже чем было. Вобщем любой однофакторный ход системцу не поддерживает, а только выявляет ее разбалансированность. Есть бойцы - нет доспехов. Есть доспехи - некому чинить. Есть кому чинить - нет денег за эту работу чтоб она делалась хорошо. Появились деньги чтоб с доспехами было все впорядке - бойцам стало скучно что усилия вкладываются в хлам а сделать радостнее самих участников особо нечем, ведь огранизоваться даже чтоб держать в порядке минимальную мат базу это уже довольно сложно. А человек живет не для того чтобы работать, а работает - для того жить. Поэтому чтобы не тащить цепочку факторов за первое попавшееся звено, надо ухватить суть системы, иначе цепь будет бесконечно длинной и все силы будут уходить чтобы бороться с каждым звеном отдельно, не замечая как это повлияет на иные звенья системы.
Если все способны признать что деньги это самый универсальный и конструктивный ресурс в развитии спорта, то следует раз и навсегда утвердить принцип равного участия в разделении расходов. Считать делом чести вкладывать в процесс те средства, которые позволят наравне с другими пользоваться тем обеспечением спортивной деятельности, которое создается на эти деньги. Считать делом чести требовать от других на равных участвовать в материальном обеспечении комфортной спортивной деятльности, а не истощать ресурсы, вложенные другими участниками. Именно такой подход позволит в случае приходящих в движение новых участников не транжирить то что уже есть, а увеличивать количество и качество ранее созданного. именно так привлечение новых участников становиться выгодным, иначе оно только убивает достигнутые ранее результаты, съедая все накопленные ресурсы за более быстрый срок.
Основа в налаживании постоянного ресурсообмена в спортивной деятельности - это стартовые взносы. Непосредственно сами соревнования не могут проходить в условиях когда бойцы не выигрывают друг у друга некую ценность, явно улучшающую их возможности. слава победителя конечно имеет вес и престиж, но если во всей деятельности нет этой славе материального эквивалента она перестает цениться и во внутренней среде, и уж тем более в окружающем обществе (у которого просто нет никакого эквивалента для сравнения).
Привлечение денег, взносов в призовой фонд ведет к необходимости уточнения содержания спорта - действительно ли все участники могут на равных выигрывать приз, или это грубо говоря подстава? если подстава оказывается явной, никто вкладывать деньги в кровеносную систему спорта не будет. таким образом получается что правила должны способствовать бойцам с разными уровнями возможностей бороться за призы в своих "призовых" группах. Собственно к этому мы уже и пришли - нет никакого неоправданного риска в том чтобы состязаться с теми у кого ты постаравшись можешь выиграть, и эти усилия как раз и приносят почет, уважение и в случае победы приз. У нас на последнем ТМ4 сработало аж 4 весовых категории, в каждой из которых бойцы набрали свой внутригрупповой призовой фонд, сами его разделили, и сами же смогли разобраться кто оказался в поединках более, а кто менее достойным первого места. Поэтому доказывать что система построенная на совместном финансировании и самоорганизации - работает уже не нужно. Все убедились что она работает. Теперь осталось наметить дальнейшие организационные детали, то есть определить что с чем взаимосвязано.
Таким образом человек, который просит "на халяву" меч, щит, комплект снаряги, если он не член команды, одноклубник или хороший друг - он какбы предлагает тебе подарить ему 200-300-500 руб, не понимая, что не готов возможно сам оказать ответную услугу в том же объеме.
Что в ситуации действия подобных организационных условий можно будет считать клубами? Клубы будут появлятся из групп участников которые совместно несут расходы на участие в спортивных мероприятиях. В принципе, можно исхитриться и максимально уменьшить расходы на тренировочный период. Бегать на природе, подтягиваться на перекладине и отжиматься от пола, колотить черенком лопаты по найденной на улице покрышке повешенной на дерево. В соревнованиях так сделать не удастся.
Если правилами утверждена техкомиссия, то участник который не прошел техкомиссия на бой не попадет. Соответственно если он не готов к аренде - он не сможет пройти техкомиссию. Возникает необходимость собирать группу единомышленников которая готова помочь ему набрать нужную сумму для участия в боях - призовые взносы в его весовой категории и сумму за аренду минимального комплекта. Фактически это и есть его одноклубники - если им интересно, они сами со временем наберут достаточные суммы для собственного участия в состязаниях, а приходя на соревнования вместе с тем кого от своей команды они выставили как бойца, могут болеть за него и быть зрителями, которые с удовольствием смотрят за тем оправдает ли он потраченные на него коллективно деньги.
Такая схема позволяет участвуя небольшими группами в основных и промежуточных соревнованиях получать необходимый опыт боев. Дополнительными полезными возможностями становится то, что начинающие спортсмены, которые не могут решить, какой комплект им нужен для постоянных занятий таким спортом могут совместно разделяя затраты аренды брать на состязания или спарринги те вещи, которые желают сравнить между собой, и таким образом сделать свой выбор, какой комплект им хочется собрать.
Начинающие спортсмены, не имеющие представлений о порядке затрат труда, времени, и денежных расходов на создание своего комплекта снаряжения не должны попадать в среду где им искусственно препятствуют пробовать свои силы. Клубная работа в том и заключается, что желающие приобщиться к средневековым единоборствам должны иметь начальную минимальную возможность получить представление о спорте. Если клуб не может организовать это на деловых отношениях, и спекулирует личными настроениями в том чтобы проводить ознакомительную практическую деятельность, то конечно ничего хорошего тут нет. Это всего лишь показатель отсутствия компонентов общественной работы - нет инфраструктур которые рассчитаны на приток желающих, нет арендного фонда, нет стабильной системы мероприятий. В итоге конечно придется существовать с теми организациями, которые создают такие структуры, и обеспечивают всех желающих равными возможностями через систему распределенных заранее спланированных расходов. Естесственно, людей, чьи интересы неустойчивы, либо пример других участников деятельности в плане вложения средств в спорт и досуг их не убеждает - они должны получать именно минимальные возможности.
Таким образом - чтобы у приходящих в клуб появлялась мотивация расти над собой, улучшать свои возможности - их статус должен подчеркиваться на соревнованиях спортивным стилизованным доспехом самой упрощенной конструкции. Возможность лично сравнивать качество упрощенного спортивного доспеха со снаряжением опытных участников, имеющих индивидуальные комплекты, отвечающие требованиям реконструкции и эстетики, позволит быстрее сориентироваться в целях. Так будет намного удобнее понять, хотят ли участники перейти в более статусную группу опытных бойцов, чей интерес к этому спорту проявляется в обладании прекрасным и удобным снаряжением имеющим историческую и культурную ценность.
Что касается насилия - это не содержание клубной работы, это скорее неофициальная часть отношений между людьми. Пока что такое будет еще долго восприниматься только как асоциалка или девиация.
Мысль про клубы как участников общих расходов жизненна когда есть система социализированных клубов. Предоставляющих услуги на официальном уровне всем. А когда системы нет, можно заниматься делом как бог на душу положит.