Сборка статей - Что такое Историческое Фехтование?
Историческое фехтование — может рассматриваться как хобби (историческая реконструкция), как отдельный вид спорта, а также как профессионально-специализированное направление.
Историческое фехтование
как термин подразумевает владение тем или иным историческим видом холодного оружия (или его массогабаритной копии) в технике и стилистике того времени, когда данный вид оружия был распространен и применялся во время болевых действий.
Следует отметить, что фехтование как искусство – сугубо дуэльная дисциплина, то есть дисциплина, подразумевающая бой один на один, регламентированная в отношении всех участников неким дуэльным кодексом – сводом правил. Следует также отметить, что искусством фехтования присуще исключительно дворянскому сословию, хотя в Западной Европе фехтование преподавалось в качестве одной из дисциплин семинаристам и священно служителям.
Историческое фехтование как хобби и спорт.
Историческое фехтование как термин наиболее распространен в отношении людей известных как реконструкторы, однако с точки зрения исторической достоверности методы боевого взаимодействия у людей занимающихся реконструкцией имеют ряд упрощений необходимых, для выполнения спортивной и зрелищной функций.
Хотя люди, увлекающиеся историческим фехтованием (реконструкторы), как правило ставят своей целью в первую очередь восстановить стиль фехтования, присущий определенной эпохе, сделать соответствующее ей вооружение и снаряжение конечный результат устремлений можно считать исторически достоверным условно, поскольку техническая и теоретическая база на которую опираются клубы и организации реконструкции имеет определенный ограничения. Хотя, надо отдать должное, за последнее десятилетие в качестве реконструкции экипировки участников данного движения наблюдается ощутимый прогресс.
В рамках исторического фехтования как спортивного хобби, регулярно проводятся турниры, представляющие собой смесь спортивных состязаний и красочного шоу. На подобного рода турнирах участники сражаются незаточенным оружием, стараясь воспроизвести существовавшие исторические правила или используя адаптированные (спортивные) правила фехтования.
Профессионально-специализированное направление исторического фехтования.
К этому направлению относятся люди, занимающиеся – практическим изучение на основе первоисточников и совершенствованием фехтовального мастерства на исторических видах вооружения, с целью свободного владения мастерством для проведения публичных выступлений, трюковой работы (в т.ч. для съемок в кино) и научной работы.
Вы в своей жизни когда-нибудь видели рыцарей, закованных в доспехи и с помощью щита и меча выясняющих между собой свои нехитрые рыцарские отношения? Не в смысле по телевизору или в книжках, а вот так – живьем, в трехмерном пространстве, под «живой» аккомпанемент лязгающего металла, в сопровождении совершенно реальных искр, разлетающихся из глаз… то есть из-под скрещенных мечей? Если не видели, то не переживайте – у вас еще явно все впереди. А если видели, то, надеемся, не подумали о том, что эти рыцари – какие-то безумные маньяки, имеющие целью зарубить друг друга насмерть по причине острой взаимной личной неприязни. Ибо то, чем они занимаются, называется отнюдь не «Рубилово насмерть по причине острой взаимной личной неприязни», а гораздо проще и изящнее – «Историческое Фехтование». И смысл этого занятия – далеко не только в лязге металла и искрах откуда бы то ни было.
Так сложилось исторически (даже, можно сказать, исторически-фехтовально), что фехтование с использованием исторического вооружения – аналогов средневекового оружия и доспехов – существует в нашей стране приблизительно с начала 90-х годов прошлого века. На сегодняшний день это движение охватило уже всю Россию. Более того, Историческое фехтование завоевало (да-да, что как не боевой вид искусства может завоевать!) множество приверженцев в Украине, Белоруссии, Молдове и других государствах СНГ. Словно и не бывало тех столетий, которые отделили наше время от эпохи Средневековья – Историческое фехтование п
Историческое фехтование
как термин подразумевает владение тем или иным историческим видом холодного оружия (или его массогабаритной копии) в технике и стилистике того времени, когда данный вид оружия был распространен и применялся во время болевых действий.
Следует отметить, что фехтование как искусство – сугубо дуэльная дисциплина, то есть дисциплина, подразумевающая бой один на один, регламентированная в отношении всех участников неким дуэльным кодексом – сводом правил. Следует также отметить, что искусством фехтования присуще исключительно дворянскому сословию, хотя в Западной Европе фехтование преподавалось в качестве одной из дисциплин семинаристам и священно служителям.
Историческое фехтование как хобби и спорт.
Историческое фехтование как термин наиболее распространен в отношении людей известных как реконструкторы, однако с точки зрения исторической достоверности методы боевого взаимодействия у людей занимающихся реконструкцией имеют ряд упрощений необходимых, для выполнения спортивной и зрелищной функций.
Хотя люди, увлекающиеся историческим фехтованием (реконструкторы), как правило ставят своей целью в первую очередь восстановить стиль фехтования, присущий определенной эпохе, сделать соответствующее ей вооружение и снаряжение конечный результат устремлений можно считать исторически достоверным условно, поскольку техническая и теоретическая база на которую опираются клубы и организации реконструкции имеет определенный ограничения. Хотя, надо отдать должное, за последнее десятилетие в качестве реконструкции экипировки участников данного движения наблюдается ощутимый прогресс.
В рамках исторического фехтования как спортивного хобби, регулярно проводятся турниры, представляющие собой смесь спортивных состязаний и красочного шоу. На подобного рода турнирах участники сражаются незаточенным оружием, стараясь воспроизвести существовавшие исторические правила или используя адаптированные (спортивные) правила фехтования.
Профессионально-специализированное направление исторического фехтования.
К этому направлению относятся люди, занимающиеся – практическим изучение на основе первоисточников и совершенствованием фехтовального мастерства на исторических видах вооружения, с целью свободного владения мастерством для проведения публичных выступлений, трюковой работы (в т.ч. для съемок в кино) и научной работы.
Вы в своей жизни когда-нибудь видели рыцарей, закованных в доспехи и с помощью щита и меча выясняющих между собой свои нехитрые рыцарские отношения? Не в смысле по телевизору или в книжках, а вот так – живьем, в трехмерном пространстве, под «живой» аккомпанемент лязгающего металла, в сопровождении совершенно реальных искр, разлетающихся из глаз… то есть из-под скрещенных мечей? Если не видели, то не переживайте – у вас еще явно все впереди. А если видели, то, надеемся, не подумали о том, что эти рыцари – какие-то безумные маньяки, имеющие целью зарубить друг друга насмерть по причине острой взаимной личной неприязни. Ибо то, чем они занимаются, называется отнюдь не «Рубилово насмерть по причине острой взаимной личной неприязни», а гораздо проще и изящнее – «Историческое Фехтование». И смысл этого занятия – далеко не только в лязге металла и искрах откуда бы то ни было.
Так сложилось исторически (даже, можно сказать, исторически-фехтовально), что фехтование с использованием исторического вооружения – аналогов средневекового оружия и доспехов – существует в нашей стране приблизительно с начала 90-х годов прошлого века. На сегодняшний день это движение охватило уже всю Россию. Более того, Историческое фехтование завоевало (да-да, что как не боевой вид искусства может завоевать!) множество приверженцев в Украине, Белоруссии, Молдове и других государствах СНГ. Словно и не бывало тех столетий, которые отделили наше время от эпохи Средневековья – Историческое фехтование п
Сегодня турниры по Историческому фехтованию проводятся практически на всей территории нашей страны и, что немаловажно, за ее пределами. Причем соревнования по этому виду спорта в разных местах по правилам порой различаются. Некоторые виды уже завоевали титул общепризнанных, другие пока претендуют на звание экспериментальных, но собственно, размах, с которым развернулось это движение, под сомнение поставить уже невозможно. А раз уж движение Исторического фехтования обладает широким международным размахом, то, разумеется, оно заслуживает как минимум нескольких слов об истории своего возникновения – тем более, что история эта весьма запутанна. Ведь, как и подобает полноводному течению, Историческое Фехтование берет свое начало из целого ряда независимых друг от друга источников.
Источник первый – историческая реконструкция
Еще в советские времена в нашей стране возникло движение с хитрым названием – «униформисты». Это движение было сформировано историками, как любителями, так и профессионалами, и, пожалуй, именно оно сыграло наибольшую роль в становлении и развитии Исторического Фехтования, в возрождении интереса к тяжелому клинковому оружию. Создавая военно-исторические клубы, униформисты с энтузиазмом занимались реконструкцией снаряжения времен Наполеоновских войн, Великой Отечественной Войны, а также снаряжения римского легиона и скифов. Первоначально эпоха Средневековья у них особой популярностью не пользовалась, и более или менее серьезная реконструкция предметов средневековой эпохи оказалась уделом немногочисленных мастерских советских киностудий (ну, это уж вы точно видели).
Все изменилось на рубеже 80-х и 90-х годов, когда интерес к Средневековой истории, а в частности, к таким ее эпизодам как эпоха викингов и период Крестовых походов, резко возрос. Реконструкция предметов средневековой старины совершила серьезный скачок, выплеснувшись в массы. Осознав смысл поговорки «один в поле не воин», воины, ранее пытавшиеся заниматься исторической реконструкцией в одиночку, стали объединяться в клубы. Клубы эти, словно грибы после дождя, начали возникать по всей стране, и в итоге сложилось целое сообщество, посвятившее себя реконструкции предметов средневековой жизни.
Следует подчеркнуть, что Историческое Фехтование зародилось и существует в тесном симбиозе с движением Исторической Реконструкции. Изначальная идея у этих движений единая – воссоздать средневековое боевое искусство. Следовательно, доспехи и оружие бойцов должны были максимально соответствовать сохранившимся экземплярам средневекового вооружения. Но все не так просто в нашем современном мире, чуть более гуманном, чем это было несколько столетий назад: возникают определенные противоречия между требованиями безопасности и аутентичности. До сих пор на спортивных турнирах проводится историческая комиссия, отсекающая откровенно «модернистские» фасоны защитного снаряжения. С другой стороны, следует отметить, что бойцы все-таки используют незаточенное оружие.
Так что Историческое Фехтование вряд ли можно полностью отделить от Исторической Реконструкции. Каждый реконструкторский фестиваль (московский «Альтинг», минский «Белый замок», «Куликово поле» и др.), кроме конкурса исторического костюма, показательных выступлений, концертов средневековой музыки и много чего другого, обязательно включает и турнир по тому или иному варианту боевых правил.
Источник второй – Славяно-горецкая борьба
Большая роль в становлении Исторического Фехтования принадлежит Александру Белову – изыскателю в области рукопашного боя «русского стиля». Занимаясь первоначально изучением паранормальных явлений, собирая материал для диссертации о физических упражнениях монастырской братии, Белов, будучи самодеятельным исследователем русского язычества, в 1988 году зарегистрировал боевую систему под условным названием «славяно-горицкая борьба – объединенный русский стиль».
Действительно, это оказалось несколько «паранормально» - считается, что из-за несколько смутного видения того, что представлял собой рукопашный бой конца Средневековья, во многом система Белова стала синтезом исторических элементов с собственными разработками автора. Тем не менее, специалисты отмечают наличие у беловской разработки довольно цельной основы. По боевым возможностям ее сравнивают с кикбоксингом, саваттом и самбо, хотя и с некоторыми оговорками. В свое время славяно-горицей заинтересовались в Японии и Германии, а тренеры СГБ обучали, между прочим, спецназ изолятора «Матросская тишина» и бойцов спецназа ГРУ.
Несмотря на скептические предсказания, славяно-горицкая борьба смогла серьезно эволюционировать – и от показательных выступлений на тех или иных мероприятиях представители этого движения прошли нелегкий путь до победы на турнирах по Историческому Фехтованию. Большую часть первой волны победителей этих турниров составили именно выходцы из школ славяно-горицкой борьбы (такие, как, например, Владимир Терехов и Яков Ефимов). Сейчас, когда фехтование историческим оружием широко разошлось по стране, становится очевидно, что во многом методика Исторического Фехтования (например, в Зареченской, Тульской и ряде других школ) уходит своими корнями в систему СГБ, что и неудивительно – ведь первое поколение тренеров в клубах исторического фехтования состояло в большинстве своем из инструкторов по «славяно-горе».
Несмотря на существенное различие между Историческим Фехтованием и славяно-горицкой борьбой, А. Белов, сделав акцент именно на боевой аспект своего искусства, внес мощный импульс в движение Исторического Фехтования. Без ложной скромности сам основатель СГБ высказывается так: «Мне посчастливилось еще в советскую эпоху открыть массовый интерес к «рыцарскому спорту». Большинство нынешних ратоборцев прошли у меня семинар по славяно-горицкой борьбе (СГБ) – структурной основе русского рыцарства». Когда-то начинающих бойцов в СГБ обучали основам боевого движения, давая в руки дубину или макет боевого меча, теперь, наоборот, постигнув начальный курс СГБ, боец может взять в руки практически любой аналог исторического оружия.
Источник третий – Толкиенизм и движение ролевых игр
Кстати, о дубинах и макетах боевого меча… Уж этих-то товарищей вы точно видели – которые клюшками вместо мечей рубятся что есть сил и при этом называют друг друга эльфами, орками, а то и вообще гоблинами. Однако это далеко не все, что можно сказать о движении толкиенистов – одном из предшественников движения Исторического Фехтования.
Такое неоднозначное и беспрецедентное явление как «толкиенизм» зародилось в нашей стране в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Оно возникло на основе интереса к литературе жанра «фэнтези», в особенности – к книгам английского писателя Дж.Р.Р. Толкиена. Приверженцы толкиенизма стремятся подражать своим литературным героям, с головой окунаясь в различные сказочные миры. Движение это приобретает самые разные формы, доходя порой до чрезмерных степеней эскапизма (т.е. стремления подменить реальный мир воображаемым). Тем не менее, большинство приверженцев толкиенизма, вопреки «черному пиару» желтой прессы, всегда оставались здравомыслящими людьми, относящимися к своему увелечению всего лишь как к хобби (и кто поспорит, что хобби это менее увлекательно, чем коллекционирование марок или вышивание бисером?)
К настоящему времени традицией стало устраивать ролевые игры по сюжетам из сказочной фантастики и средневековой истории – с самодельными костюмами, деревянными мечами, штурмами крепостей и правилами внутреннего распорядка. Своего рода «Зарница» с элементами актерской игры.
Все вышесказанное о ролевых играх имеет непосредственное отношение к Историческому Фехтованию – ведь на всех этих мероприятиях поединки на деревянных, пластмассовых или алюминиевых макетах исторического оружия являются обязательным элементом действа. Более того, организаторы игр всегда поощряли использование различных доспехов. Первоначально, конечно, основными атрибутами таких игр становились мечи из клюшек и доспехи из линолеума и жести, и, чтобы увидеть в этом настоящее вооружение, требовалась изрядная доля воображения (хотя вот этого-то как раз у ролевиков всегда было более чем достаточно!) Но стремление к большей реалистичности, присутствовавшее постоянно, постепенно привело к тому, что сегодня вооружение многих игроков сложно отличить от настоящего. Разумеется, насмерть здесь никто не рубится, но в этом, пожалуй, и заключается единственное отличие от настоящего боя – зоны поражения ограничены (нельзя наносить удары в голову и пах), а оружие где только можно скруглено и смягчено. В любом случае это гораздо азартнее спортивного фехтования, где после каждого удара противников разводят. И уж, поверьте, это не менее зрелищно, чем историческое кино.
Игры всегда проходили в теплое время года, однако настоящие энтузиасты довольно быстро осознали необходимость круглогодичных тренировок. Поэтому, вслед за первыми играми, проводившимися в лесах, во многих городах стали появляться места молодежных сборищ, участники которых не расставались со своими плащами из занавесок в течение целого года и, что существенно важнее, продолжали постоянно фехтовать на своих деревянных мечах.
Ролевиков редко воспринимали всерьез. Большинство журналистов, писавших об этом движении, высмеивали его, а некоторые даже демонизировали, ставя в один ряд с сатанистами и скинхэдами (вот гоблины!) Однако массовость этого увлечения всегда говорила сама за себя. Кое-кто даже сравнивает ее с популярностью русского хоккея в послевоенных дворах, которая дала первое поколение советских хоккеистов, «сделавших» канадскую сборную.
Таково краткое «предисловие» к увлекательнейшей «книге» под названием «Историческое Фехтование», которая пишется десятками тысяч авторов, всей душой преданных этому движению и стремящихся внести свой посильный вклад в его развитие. Если вы еще не с нами – бросайте коллекционировать свои марки и вышивать бисером, надевайте кольчуги, хватайте мечи и вперед, а Крестовый поход против неумения с интересом и пользой проводить свободное время!
© STEEL'
История Исторического Фехтования
Сам термин историческое фехтование появился в начале 90-х годов. Впервые он появился в названии СКИФ - Смоленский клуб исторического фехтования - "Россия молодая", клуба занимающегося реконструкцией эпохи Петра I. Независимо от смоленского клуба этот термин употре*снято цензурой*ли на Белгородских Рыцарских Турнирах, которые в 94 и 95 назывались Турнирами по Средневековому Фехтованию (хотя надо заметить, что сам уровень фехтования там был очень невысок, да и на средневековье все это походило лишь разрозненными частями доспехов).
К середине 90-х гг. в различных клубах сложилось 3 системы боя, основные отличия которых обуславливались в основном системой подсчета очков в поединке.
Белгородская система (хотя такой подсчет очков практиковался на многих других турнирах, и до 94 года почти все клубы тренировались по этой системе): попадание в голову 3 очка, в корпус - 2, в руку - 1, бой останавливался после каждого попадания, счет велся до 3 (впоследствии до 5) очков любыми видами средневекового европейского холодного оружия.
Тульская система (сейчас эта система принята в качестве официальных правил Отделения исторического фехтования при Федерации фехтования РФ): бой ведется до 10 очков, попадание в голову и корпус приносит 2 очка, в руку - 1 очко, бой велся без остановки до достижения победного счета, поединки проводятся только на равном оружии, категорически запрещен топор.