Статья - Концепция исторического фехтования
Концепция исторического фехтования
Булавкин А. В., Дрянных С. М. (с)
Для подавляющего большинства ценителей ИФ вопрос о важности и смысле занятий историческим фехтованием еще не проявился во всей своей полноте, и не побоимся этого слова, остроте. Многие поклонники ИФ интуитивно ощущают связь между своими личными качествами и достижениями, настроением и мировосприятием и своей причастностью к фехтованию. Эта связь очевидна и не подлежит сомнению, в соответствии с чем вопрос необходимости ИФ лично для каждого из его адептов можно считать решенным в каждом конкретном из этих индивидуальных случаев. Тем не менее важность вопроса о смысле ИФ этим далеко не исчерпывается, а наоборот, только лишь начинает приобретать свое истинное значение, переходя через границу глубоко личных, индивидуальных ценностей, к ценностям общественного масштаба.
Та небольшая часть социума, которая в структуре современных общественных взаимоотношений поддерживает идею ценности исторического фехтования и объединяется на основе своей причастности к этой идее, самим фактом своего наличия влияет на уже существующие общественные ценности. Это может привести как к всеобщему дружелюбному консенсусу, так и к трагическому конфликту. Игнорировать интересы и нормативные установки общества, в котором пока нет существования и массового распространения идеи о бесспорной ценности ИФ, означает подвергать развитие ИФ опасности, исходящей от этого общества. Демонстративно гордиться маргинальностью личных устремлений участников историческо-единоборческой деятельности в тот момент, когда общественность начинает анализировать проделанную клубным движением работу, есть занятие, близкое к суициду. Вся деятельность, не направленная на слияние с общественными и государственными формациями, на взаимовыгодное совместное существование с органами власти предопределяет нарастание напряженности, которая способна завершиться внезапным, но логичным кризисом. Уменьшить риск этого кризиса можно только одним путем: выработать идеологию общественной значимости ИФ, исходя из социального запроса современного общества, сложившихся норм образования, культуры, спорта, правового обеспечения индивидуальных потребностей граждан и существующего общественно-политического устройства.
Та опасность, возможность которой подозревают авторы, таится не в угрозе благополучию отдельных клубов и инициативных товарищей, а в дискредитации любительских форм средневековых единоборств в общественном сознании, и в результате, реакции отторжения, которая будет носить повсеместный характер. Можно также спрогнозировать ситуацию, когда усилиями отдельных военно-исторических объединений, пользующихся расположением власти, будут решаться проблемы конкуренции в военно-историческом движении. Если этот процесс будет происходить эффективно (еще до полного общественного и государственного признания бесспорной ценности ИФ), то для всех успешно поборовших руками власти своих "исторических" конкурентов будет создан однозначный прецедент обоснованного негативного отношения государственных структур ко всей деятельности (несущей потенциальную угрозу) в целом. Для того чтобы далеко не ходить за примерами, можно вспомнить ряд намеков в публикациях Тоже-Форума, о том, что господин Кондратьев руками зареченской администрации практически устранил с зареченской сцены своего конкурента господина Антоновича, что во всей красе отразилось на проведении турнира "Кубок Волги". В контексте данного сообщения не так важно, кто в действительности какую роль сыграл в упомянутой ситуации, важно то, что подобный способ влияния на военно-исторических коллег приобретает популярность и широкое распространение, что особенно вредно в виду неясных перспектив молодежного исторического движения на будущее.
Булавкин А. В., Дрянных С. М. (с)
Для подавляющего большинства ценителей ИФ вопрос о важности и смысле занятий историческим фехтованием еще не проявился во всей своей полноте, и не побоимся этого слова, остроте. Многие поклонники ИФ интуитивно ощущают связь между своими личными качествами и достижениями, настроением и мировосприятием и своей причастностью к фехтованию. Эта связь очевидна и не подлежит сомнению, в соответствии с чем вопрос необходимости ИФ лично для каждого из его адептов можно считать решенным в каждом конкретном из этих индивидуальных случаев. Тем не менее важность вопроса о смысле ИФ этим далеко не исчерпывается, а наоборот, только лишь начинает приобретать свое истинное значение, переходя через границу глубоко личных, индивидуальных ценностей, к ценностям общественного масштаба.
Та небольшая часть социума, которая в структуре современных общественных взаимоотношений поддерживает идею ценности исторического фехтования и объединяется на основе своей причастности к этой идее, самим фактом своего наличия влияет на уже существующие общественные ценности. Это может привести как к всеобщему дружелюбному консенсусу, так и к трагическому конфликту. Игнорировать интересы и нормативные установки общества, в котором пока нет существования и массового распространения идеи о бесспорной ценности ИФ, означает подвергать развитие ИФ опасности, исходящей от этого общества. Демонстративно гордиться маргинальностью личных устремлений участников историческо-единоборческой деятельности в тот момент, когда общественность начинает анализировать проделанную клубным движением работу, есть занятие, близкое к суициду. Вся деятельность, не направленная на слияние с общественными и государственными формациями, на взаимовыгодное совместное существование с органами власти предопределяет нарастание напряженности, которая способна завершиться внезапным, но логичным кризисом. Уменьшить риск этого кризиса можно только одним путем: выработать идеологию общественной значимости ИФ, исходя из социального запроса современного общества, сложившихся норм образования, культуры, спорта, правового обеспечения индивидуальных потребностей граждан и существующего общественно-политического устройства.
Та опасность, возможность которой подозревают авторы, таится не в угрозе благополучию отдельных клубов и инициативных товарищей, а в дискредитации любительских форм средневековых единоборств в общественном сознании, и в результате, реакции отторжения, которая будет носить повсеместный характер. Можно также спрогнозировать ситуацию, когда усилиями отдельных военно-исторических объединений, пользующихся расположением власти, будут решаться проблемы конкуренции в военно-историческом движении. Если этот процесс будет происходить эффективно (еще до полного общественного и государственного признания бесспорной ценности ИФ), то для всех успешно поборовших руками власти своих "исторических" конкурентов будет создан однозначный прецедент обоснованного негативного отношения государственных структур ко всей деятельности (несущей потенциальную угрозу) в целом. Для того чтобы далеко не ходить за примерами, можно вспомнить ряд намеков в публикациях Тоже-Форума, о том, что господин Кондратьев руками зареченской администрации практически устранил с зареченской сцены своего конкурента господина Антоновича, что во всей красе отразилось на проведении турнира "Кубок Волги". В контексте данного сообщения не так важно, кто в действительности какую роль сыграл в упомянутой ситуации, важно то, что подобный способ влияния на военно-исторических коллег приобретает популярность и широкое распространение, что особенно вредно в виду неясных перспектив молодежного исторического движения на будущее.
Несмотря на то, что благожелательные авторы намеренно сгущают краски, дабы привлечь внимание благородной публики, сами они вполне представляют спорность и диалектичность занятой позиции. Рассуждать о том, свиснет рак или не свиснет противно самой природе русского исторического фехтовальщика, вся сила и удаль которого проистекают из того, чтобы идти наперекор превратностям судьбы. Поэтому, когда суть русской загадочной души проявляется в непокорности любой угрозе, а также в духе, абсолютно не сломленном лишениями, остается только взывать к сентиментальности русского бойца и его тяге к всеобщему счастью.
Опять таки можно рассуждать, надолго ли удержится подобная практика в мероприятиях Федерации ИФ, или об этом забудут с той же легкостью, что и основатель знаменитой "Зареченской Сечи" В.Кондратьев, везде декларирующий принципиальное несогласие с политикой ФИФ. При просмотре кассет с "Сечи" постоянное отсутствие команды судьи на приветствие бойцов к началу поединка говорит о том, что с точки зрения этики никаких серьезных отличий от мероприятий ФИФ вышеуказанная "Сечь" не имеет, как бы того не хотелось представителям высоких конкурирующих сторон. Соответствие боевого искусства нравственным принципам отражается в его этических требованиях, присутствующих в форме обязательных ритуалов поведения. Отсутствие этических и дисциплинарных норм в ИФ позволяет кому угодно предполагать его низкую педагогическую ценность и антиобщественную направленность.
И несмотря на это авторы берут на себя смелость утверждать, что основной целью исторического фехтования является в первую очередь воспитание. Дисциплина и ритуалы являются ничем иным, как специальными средствами воспитания. Их наличием и направленностью демонстрируется тот набор личных качеств, развитие которого у молодых граждан РФ историческое фехтование объявляет своим долгом перед широкой общественностью. Искушенные читатели могут вполне логично усомниться в обязательной необходимости разводить ритуальные пляски с тамтамами, поклонением идолам и алтарям и напыщенной жестикуляцией. Действительно, без внешнего пафоса обойтись вполне можно, а вот без создания единой корпоративной этики ИФ -- нельзя. Содержание фехтования не может развиваться без построения системы этических установок, так как именно они определяют соответствие результатов деятельности провозглашенным целям.
Основные направления деятельности в ИФ объединяет общая необходимость воспитания личностных качеств. Воспитание этих качеств может быть как узкоспецифичным (определенные двигательные навыки), так и проявляющимся повседневно (социальное поведение). Если предполагать, что сложившиеся в русской культуре ценности воинского воспитания есть в любом случае проявление патриотизма и патриотического общественного уклада, то и целевые направления деятельности в ИФ мы будем рассматривать как образцы патриотического воспитания.
Историческое направление сосредотачивает усилия на познании исторических корней и осознании неповторимости отечества и его судьбы, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно предполагает изучение многовековой истории отечества, места и роли России в мировом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений. В деятельности клубов ИФ эта область раскрывается в изучении молодежью истории материальной культуры быта, воинского снаряжения и атрибутики. Такие формы работы клубов, как историческая реконструкция, экспериментальная археология, историческое моделирование открывают доступ к аналитическому изучению большого фактологического материала. Проведение в числе мероприятий красочных исторических фестивалей, народных забав, молодецких игрищ и потех служит глубокому исследованию родной истории, воспитанию патриотизма, противодействию фальсификации истории и искажению исторических фактов. Моделирование исторических событий, привлечение внимания общественности к достижениям клубов демонстрирует глубокий интерес молодежи к национальным корням и отечественным традициям. Особую важность в историческом направлении приобретают научные исследования российской и мировой военной истории, в том числе публикации в печати, отражающие междисциплинарные проблемы. Одними из важных достижений в этом направлении являются клубные музеи военной истории средних веков и исторической реконструкции, тематические выставки и экспозиции, приуроченные к дням военной славы России и торжественным праздникам, добровольная ознакомительная работа со школьниками по истории прошлого нашей родины.
Военно-патриотическое направление основывается на стремлении формирования в государстве современной и боеспособной армии, которая предусматривает сохранение и приумножение славных боевых традиций, высокий профессиональный уровень, отличную подготовку своего кадрового состава. Участие клубов исторического фехтования в изучении военного наследия российской армии, исследованию истоков ее зарождения, преемственности опыта прошлых поколений приобретает неоценимое значение. Предметами интереса клубов военной истории становится консолидация усилий воспитательной работы в молодежной среде совместно с учреждениями Министерства Обороны, Образования, советами ветеранов и оборонно-спортивных обществ. В числе возможных видов подготовки, доступных клубам при поддержке государства могут стать начальная военная допризывная подготовка, строевая, стрелковая, рукопашная и техническая дисциплины. В сфере работы клубов ИФ тесно связанные с развитием интереса к содержанию фехтования вопросы изучения военной символики, униформы, истории вооружений, военного искусства, истории русской армии и армий зарубежных стран. Моделирование сражений средствами компьютерных и настольных игр, военная миниатюра, анализ стратегических и тактических решений знаменитых русских и зарубежных полководцев составляет преимущественное содержание военно-патриотического направления. Особой признательности заслуживают такие формы общественной работы военно-исторических клубов, как военно-исторические парады, торжественные военные шествия, почетные исторические дежурства и караулы у памятников вечного огня, вахты памяти.
Образовательное и научно-исследовательское направления относятся к деятельности, нацеленной на формирование научного восприятия и мировоззрения, осознание значимости разностороннего образования в современном обществе, развитию теоретического, критического, абстрактного и творческого мышления, широкого внедрения экспериментальных методов исследования в сферу воспитательной работы. В соответствии с увеличением значимости в молодежной среде научно достоверной информации об истории, а также приоритетностью направления патриотического воспитания в государственной молодежной политике, элементы ИФ и исторической реконструкции логично входят в структуру не только дополнительного, но и основного (как среднего, так и высшего) образования. Это направление включает: подготовку кадров для образовательной и исследовательской деятельности, апробацию инновационных форм педагогической работы с детьми и молодежью, поддержку общественных организаций ведущих подобную работу, организацию муниципальных и федеральных экспериментальных педагогических площадок, повышение образовательного потенциала военной истории. В практическом выражении состоит из учебной работы со школьниками и студентами по программам военно-исторических, историко-культурных, историко-патриотических клубов, проведении открытых уроков и тематических занятий, посвященных проблемам и загадкам истории, организации любительских и научных конференций по вопросам спорта, реконструкции, археологии, исследований в области ИФ и смежных областях. Задачей направления также является планирование и проведение экспериментов для проверки теоретических предположений военной истории и ИФ, ведение статистики и систематизации фактических материалов исследований. Огромную образовательную ценность имеют массовые мероприятия, связанные с экспериментальной археологией, классификационная работа по описанию результатов деятельности клубов и публикации о достижениях в этой деятельности.