Статья - Дама рыцарь
Дама рыцарь - А. Булавкин
В современном обществе в значительной мере произошло «выравнивание» прав граждан, закрепленное конституционно. Таким образом, дамы в нынешнее время не ущемлены законодательно в возможностях социального роста и развития. Исторически подобная картина существовала не всегда, и большой долей уверенности можно судить, что во времена рыцарей участие дамы в рыцарских играх или закрепление за дамой статуса рыцаря были невероятной редкостью. Каким же образом, сохраняя дух рыцарской этики, можно было бы обосновать возможность дамы на равных правах с мужчинами принимать активное участие в делах рыцарства?
Не следует считать дам средневековья полностью бесправными существами, поскольку они оказывали значительное влияние на социальную жизнь того времени. Наличие разнообразных привилегий, в том числе и права без объяснения причин лишать любого рыцаря права участия в турнире, не могло не привести все разумное рыцарство в состояние закономерного трепета перед прекрасной половиной благородного общества. Нельзя также и предполагать, что дамы пользовались своими привилегиями как попало, направо и налево, ничем не ограничивая своих причуд. В результате отсутствия логики в их действиях они легко могли бы лишиться всех прав и привилегий, если бы их использование нарушало бы права рыцарства непоправимым образом. Значит, следовательно, права дам были тесно связаны с духом и буквой рыцарских законов, и содействовали их осуществлению. Более того, по свидетельствам хроник, жизнеописаниям трубадуров, сохранившимся образцам средневековой лирики становится понятно, что дамы одного круга образовывали устойчивые корпоративные сообщества, которые в ряде случаев получали название «Судов любви и красоты», и весьма активно занимались социально-воспитательной работой в благодарной и восторженной рыцарской среде. Подобное воспитание можно рассматривать как превентивную меру самозащиты от мужского шовинизма в жестко поделенном на «касты» средневековом мире. Попавшая замуж дама, ставшая собственностью мужа, вполне может рассчитывать на то, что другой, не менее достойный рыцарь, в случае нанесения своим предшественником «обиды» благородной даме, со временем ее «освободит». В связи с этим, можно считать, что цель дамской корпоративности состояла в том, чтобы побуждать рыцарей к соблюдению ими законов рыцарской чести. Пользуясь своими привилегиями влияния на рыцарство, и возможностями личной благосклонности они оказываются способными поддерживать законы рыцарства руками самих рыцарей. Таким образом, неосведомленность о закона
законах рыцарства (другими словами благородного мужского общества) и игнорирование своего долга дамы побуждать рыцарей к возвышению этих законов могут однозначно лишить девушку или женщину статуса достойной благородной леди внутри женской («дамской») корпорации.
В данном случае, стоит предположить, что степень влияния на рыцарство уже достаточно высока, и пользуясь внешними данными, искусным планированием отношений и корпоративной поддержкой дамского сообщества можно было бы с известной уверенностью достигнуть личного благополучия. Выход за эти известные рамки социального поведения скорее всего, мог быть осуществлен либо при полном отказе от социального благополучия, либо при его настолько стабильном и неизменном состоянии, когда о нем необходимо заботиться в минимальной степени. Историческими примерами этих двух вариаций следует считать В первом случае Жанну Д Арк, которой похоже было наплевать на все, кроме Франции и Бога, и королеву Элеонору Аквитанскую, которая видимо, вообще никого не боялась и особенно любила участвовать в рыцарских турнирах среди обычных рыцарей.
Такие редкие примеры все-же говорят о том, что рыцарская этика подразумевает разрешение ситуаций, когда на качество турнироспособности или рыцарское звание претендует дама.
В современном обществе в значительной мере произошло «выравнивание» прав граждан, закрепленное конституционно. Таким образом, дамы в нынешнее время не ущемлены законодательно в возможностях социального роста и развития. Исторически подобная картина существовала не всегда, и большой долей уверенности можно судить, что во времена рыцарей участие дамы в рыцарских играх или закрепление за дамой статуса рыцаря были невероятной редкостью. Каким же образом, сохраняя дух рыцарской этики, можно было бы обосновать возможность дамы на равных правах с мужчинами принимать активное участие в делах рыцарства?
Не следует считать дам средневековья полностью бесправными существами, поскольку они оказывали значительное влияние на социальную жизнь того времени. Наличие разнообразных привилегий, в том числе и права без объяснения причин лишать любого рыцаря права участия в турнире, не могло не привести все разумное рыцарство в состояние закономерного трепета перед прекрасной половиной благородного общества. Нельзя также и предполагать, что дамы пользовались своими привилегиями как попало, направо и налево, ничем не ограничивая своих причуд. В результате отсутствия логики в их действиях они легко могли бы лишиться всех прав и привилегий, если бы их использование нарушало бы права рыцарства непоправимым образом. Значит, следовательно, права дам были тесно связаны с духом и буквой рыцарских законов, и содействовали их осуществлению. Более того, по свидетельствам хроник, жизнеописаниям трубадуров, сохранившимся образцам средневековой лирики становится понятно, что дамы одного круга образовывали устойчивые корпоративные сообщества, которые в ряде случаев получали название «Судов любви и красоты», и весьма активно занимались социально-воспитательной работой в благодарной и восторженной рыцарской среде. Подобное воспитание можно рассматривать как превентивную меру самозащиты от мужского шовинизма в жестко поделенном на «касты» средневековом мире. Попавшая замуж дама, ставшая собственностью мужа, вполне может рассчитывать на то, что другой, не менее достойный рыцарь, в случае нанесения своим предшественником «обиды» благородной даме, со временем ее «освободит». В связи с этим, можно считать, что цель дамской корпоративности состояла в том, чтобы побуждать рыцарей к соблюдению ими законов рыцарской чести. Пользуясь своими привилегиями влияния на рыцарство, и возможностями личной благосклонности они оказываются способными поддерживать законы рыцарства руками самих рыцарей. Таким образом, неосведомленность о закона
законах рыцарства (другими словами благородного мужского общества) и игнорирование своего долга дамы побуждать рыцарей к возвышению этих законов могут однозначно лишить девушку или женщину статуса достойной благородной леди внутри женской («дамской») корпорации.
В данном случае, стоит предположить, что степень влияния на рыцарство уже достаточно высока, и пользуясь внешними данными, искусным планированием отношений и корпоративной поддержкой дамского сообщества можно было бы с известной уверенностью достигнуть личного благополучия. Выход за эти известные рамки социального поведения скорее всего, мог быть осуществлен либо при полном отказе от социального благополучия, либо при его настолько стабильном и неизменном состоянии, когда о нем необходимо заботиться в минимальной степени. Историческими примерами этих двух вариаций следует считать В первом случае Жанну Д Арк, которой похоже было наплевать на все, кроме Франции и Бога, и королеву Элеонору Аквитанскую, которая видимо, вообще никого не боялась и особенно любила участвовать в рыцарских турнирах среди обычных рыцарей.
Такие редкие примеры все-же говорят о том, что рыцарская этика подразумевает разрешение ситуаций, когда на качество турнироспособности или рыцарское звание претендует дама.
Статус соискателя рыцарского звания, или армигера накладывает на даму обязанности, при которых она должна будет руководствоваться не женской корпоративной этикой, а нормами мужского турнирного сообщества, где она должна быть принята не как представитель иной корпоративной группы, а как полноценный участник профессиональной деятельности, разделяющий все ее целевые установки. Для средневекового общества характерно то, что статус мужской «рыцарской» корпорации превышает статус женского сообщества, поэтому дама, становясь турнироспособной, никакие «дамские» интересы преследовать уже не может, так как должна подчинить их высшим интересам, превосходящим по значению любой долг и любые обязанности дамы (а тем более личные амбиции). Перенос корпоративных интересов женского сообщества в сферу основных интересов будущего рыцаря представляется маловероятным, так как защита интересов дам и так уже является составной частью рыцарской этики, которая навряд ли может стать более приоритетной в сравнении с долгом перед сюзереном, королем и церковью.
Подобная трактовка целей рыцарского воспитания выявляет еще одно из условий турнироспособности – безусло
безусловное и отчетливое представление о том, что цель турнира стоит выше личных интересов, и даже выше корпоративных интересов дамского сообщества. Статус рыцаря и статус соискателя рыцарского звания перестают попадать под юрисдикцию иного сообщества, кроме рыцарского (за исключением церкви). Поэтому участие в турнире ставит задачу не личной победы, а личного участия в возвышении законов рыцарства. Отсутствие умения различать эти понятия и руководствоваться при понимании такого различия законами рыцарства несмотря ни на какой возможный личный ущерб, лишает качества турнироспособности любую даму (также, впрочем, как и должно лишать любого мужчину). Проверить соответствие этому требованию достаточно трудно, но поскольку институт рыцарства держится на чести личных обязательств, то нарушение клятвы, данной по собственному желанию однозначно навсегда лишает любого возможности претендовать на рыцарское звание, если поступки явно доказывают о приоритете личных интересов над интересами рыцарского служения.
Проявление турнироспособности может выглядеть как участие в демонстрации своим примером
особенностей рыцарского воспитания и профессиональных норм – вычищенные и отполированные доспехи, содержащееся в порядке оружие, достойный и опрятный внешний вид, хорошие манеры.
Получить звание рыцаря можно, благодаря стандартным общепринятым процедурам: рекомендациям и поручительству. Инициация в рыцари должна иметь «социальный запуск» - некий толчок событию, оправдывающий его общественную значимость. Дать рекомендации (не в турнирном значении этого слова, а в современном) ввести в круг рыцарей одну из дам может представительство «женской» корпорации, такое, каким является Суд Любви и Красоты . Дамы, рекомендующие даму как рыцаря, должны досконально знать рыцарскую этику, чтобы не ущемлять ни одного из их прав или обетов предложением ввести в круг рыцарей новое лицо. Кроме того, они должны иметь объективную возможность убедиться в рыцарском достоинстве рекомендуемой дамы, чтобы их почетное право влияния на рыцарское сообщество не было поставлено под сомнение и не утратило силу. Дама, рекомендуемая в качестве рыцаря как женским, так и мужским сообществом не вправе своим новым статусом поставить под угрозу ни одно из этих сообществ. Скорее всего она должна принести торжественное заверение либо клятву не уронить чести дам, получив статус рыцаря, и не уронить рыцарской чести, являясь по существу, дамой.
Далее, необходимо поручительство, без которого посвящение в рыцари состояться не может. Рыцарское поручительство за одного из членов рыцарской корпорации – вполне обычный элемент. Инициация в рыцарское достоинство совершается при поручительстве одного или двух рыцарей, перед почетным рыцарем, проводящим посвящение, либо государем, который олицетворяет собою служение высшим интересам. Таким образом рыцарское поручительство является настолько надежным способом рекомендации, что оспорив его, можно поставить под угрозу либо сам институт рыцарства, либо принадлежность к рыцарству конкретного его представителя (и только по причине обвинений в несоответствии корпоративным законам).
В случае приобретения рыцарской чести и турниро
и турнироспособности статус дамы замещается рыцарским.
При отказе считать даму рыцарем, происходит ущемление законов рыцарства, а не прав Дамы, и уж тем более, не прав отдельной личности. Отказ в рыцарских почестях есть в любом из случаев оскорбление ее как рыцаря, а не как дамы! Как ни парадоксально, но обидеть ее как даму, когда она в рыцарском статусе, с формальной точки зрения становится невозможно!
Соблюдение этики позволяет даме, будучи рыцарем, даже прославлять достоинства другой дамы, и посвящать ей свои подвиги. Поскольку высокое служение является безусловно этичным, пока не ставит в невыгодные условия лицо, принявшее от кого либо это служение, то оно позволяет собственно даме-рыцарю посвятить себя рыцарю-мужчине со всеми своими подвигами и достижениями, на которые ее вдохновил избранник. Конечно, в таком случае даме–рыцарю придется освоить весьма искусную деликатность, так как возможностей поставить в невыгодные условия предложением своей службы рыцаря-мужчину у нее, по всей видимости, больше. Хотя при современных нравах это еще как сказать…
Пара слов о настоящем:
Мои наблюдения по поводу успеваемости женщин и мужчин в области фехтования.
Женщинам недостает уверенности в своих фехтовальческих способностях, и они не расчитывают на успех в этой области. Женщины реже берутся за клинок: а. рискуют почувствовать, что уклоняются от социальных норм б. Это вызывает лишь только неодобрение, пускай оно является латентным, но уверенности явно не придает.
Области деятельности, характеризуемые как мужские, по мере взросления девушки становятся для нее камнем преткновения и начинают восприниматься в отрицательном контексте.
и как? успешно?