#4 Статья из бесед - Курс молодого бойца или фехтование для начинающих

Единоборства
Единоборства: 4  Статья из бесед   Курс молодого бойца или фехтование для начинающихПредлагаю начать с подбора оружия. Полагаю, что лучшим оружием для новичка будет меч, так как это оружие обладает наиболее широким арсеналом технических приемов и позволяет быстрее понять принципы работы с другими видами оружия.

Вообще, принято деление мечей на одноручные (наиболее легкие, для их удержания используется только одна рука), полуторные (пожалуй, наиболее универсальное оружие – можно работать и одной рукой, и при необходимости, для усиления удара, подключать и вторую руку. Места на рукояти хватает) и двуручные (длинной до груди бойца, а то и с него самого размером. Понятно, что с таким можно управиться лишь двумя руками). Самое главное отличие фехтования одноручным оружием от двуручного заключается в том, что клинок, рассчитанный на одну руку почти всегда будет уступать в силе удара двуручному. Это объясняется банальными законами физики: масса двуручного меча, как правило, больше да и рычаг приложения силы в 2–3 раза длиннее. Вообще закон рычага известный из школьного курса физики является ключевым для понимания основ работы с холодным оружием. Рычаг, в данном случае, это то расстояние между двумя точками на рукояти оружия. Если мы говорим об одноручном мече, то рычаг будет составлять те несколько сантиметров, которые лежат между указательным пальцем и мизинцем. А у двуручного оружия рычаг приложения сил будет равен расстоянию от указательного пальца верхней руки (верхней всегда является ведущая рука. Для правши - правая) до мизинца нижней руки. То есть как минимум в 2 раза длинее. Впрочем, чаще встречается оружие с длиной рукояти расчитанной на 3 и более кулака.

Для тех, кто впервые решил заняться фехтованием, приведу краткий курс «анатомии» оружия, чтобы в дальнейшем избежать терминологической путаницы. Здесь описаны следующие детали холодного оружия (в нашем случае сабли):

1.Навершие (элемент на торце рукояти, служащий для ее крепления на хвостовике клинка, противовеса и удобства удержания)
2.Темляк (петля, прикрепленная к рукояти и надеваемая на запястье)
3.Рукоять (то, за что, собственно, меч и держат)
4.Гарда (от фр. “защита” – любые элементы оружия защищающие руку)
5.Клинок (такая длинная плоская металлическая заточенная часть меча, которой обычно и рубят. Иногда используется как синоним меча – терминологически не совсем точно, но ведь, в конце концов, и огнестрельное оружие тоже в художественной литературе регулярно называют “ствол”, хотя в его конструкцию входят и другие детали. Поэтому, это слово будет использоваться в данной книге в двух значениях, для того, что бы хоть немного разбавить чересчур сухой стиль изложения материала)
6.Лезвие (заточенная кромка клинка)
7.Острие (противоположный от гарды конец клинка, точка, где под острым углом сходятся его грани, используется для нанесения колющих ударов)
8.Спинка клинка (противоположная от лезвия, сторона клинка, как правило, не имеющая заточки. Реже встречается полуторная заточка, при которой лишь на небольшом участке спинки клинка, начинающемся от острия.)
9.Долы (каналы идущие вдоль клинка для придания ему жесткости и уменьшения веса. Другое, просторечное, название «кровостоки» («кровотоки») имеет более чем сомнительное происхождение и обоснование, а потому в дальнейшем употребляться не будет)

По другой, упрощенной классификации оружие делиться на боевую часть – ту, которой выполняется большая часть атакующих действий (в случае с саблей это клинок), защищающую часть (гарду или часть клинка, защищающая кисть) и рукоять, то есть, то за что его держат + все те дополнительные элементы, которые помогают удерживать оружие (навершие, темляк и т.д.).

Любой клинок можно условно поделить на три части: 1 – самая быстрая и слабая, 2 – она же средняя, обладающая усредненными характеристиками и 3 – наиболее медлительная, но и самая сильная.
13 комментариев
avatar
На практике данные характеристики, сила и скорость, означают степень способности той или иной части клинка к нанесению ударов и защите. Так, например, если удар будет нанесен 1 частью, то он будет наиболее быстрым, но если вы выставите эту часть клинка для блока меча противника, то, скорее всего (по тому же закону рычага), он снесет вашу защиту, не успев понять, почудилась она ему или нет. И наоборот, использовав сильную часть, только что успешно выдержавшую вражеский удар, вы увидите насколько медленный, а, следовательно, и слабый удар можете ей нанести. На основании изложенного становится ясно, что для защиты лучше всего ставить блок сильной частью клинка вашего меча и блокировать как можно ближе к основанию клинка противника. Лучше в том смысле, что разрушающее воздействие оружия соперника на ваш меч будет минимальным. Но если намерения у него самые серьезные, он может попробовать продавить свое тяжелое оружие через ваш блок и все равно нанести удар. Чтобы избежать подобного продавливания, когда противник, подключая массу тела, просто ложится на ваш меч, надо блокировать сильной частью вашего меча оружие оппонента ближе к его быстрой части. Средняя часть вашего клинка может использоваться для нанесения режущих ударов и силового воздействия на оружие противника. Впрочем, есть и другая позиция, согласно которой клинок меча делится не на три , а только на две равные части. При этом основанием клинка выполняется защита, а той частью, что прилегает к острию, атакуют. Но это два взгляда на один и тот же предмет, так как основы применения оружия, по сути дела, ничем не отличаются. Также существует две основные точки зрения на то, какой частью клинка лучше всего наносить рубящий удар. Первая – удары должны наноситься верхней третью (четвертью) клинка, так как скорость, а, следовательно, и эффективность такого удара будет выше. Сторонники второй позиции предпочитают наносить удары ближе к средней части клинка, то есть тем местом, где скорость удара несколько ниже, зато сам по себе удар получается более мощным и проминающим, в том числе и за счет большего приложения массы всего тела. Не говоря уже о том, что при нанесении ударов такого типа гораздо больше шансов зацепить, рефлекторно отпрянувшего, противника хотя бы кончиком клинка. Кроме того, при этом происходит увеличение срока службы меча, так как при ударах кончиком меча, как при первом типе ударов, происходит более быстрое разрушение (появляются глубокие зарубки) быстрой части меча, которая, как правило, сужается в этом месте. При этом по закону рычага также увеличивается нагрузка от удара и на сильную часть клинка, и вероятность его поломки существенно возрастает (кстати, именно поэтому я рекомендую при подборе или изготовлении меча остановиться на модели с утолщением клинка у его основания, в районе сильной части). Выбор ударной поверхности меча – это дело вкуса, и каждый волен использовать любую часть своих клинков по собственному усмотрению, только не забывайте о банальных законах физики, честное слово – иногда здорово помогает.
avatar
Кроме того, для правильного подбора оружия следует помнить о его назначении. Для чего вы собираетесь использовать ваше оружие в большей степени: для рубящей или колющей техники? Это в первую очередь вопрос баланса. Во-первых, насколько удалена точка баланса оружия (то есть то место, за которое его можно подвесить, таким образом, чтобы оно застыло в равновесии, не перевешиваясь ни в одну из сторон) от рукояти. И, во-вторых, насколько границы клинка отдалены от его «идеальной оси» (то есть от прямой воображаемой линии, продолжающей линию рукояти), так называемый отвес. Чем дальше вперед будет вынесена граница клинка от «идеальной оси», тем сильнее будет рубящий удар, даже без приложения дополнительных усилий, но вместе с тем все больше будет падать маневренность оружия и все больше усилий вам придется тратить на то чтобы его перенаправить на новую траекторию. Вспомните греческие махайры и кописы или, возможно более знакомые читателю, ятаганы и топоры. Аналогичным образом обстоят дела и с балансировкой оружия – чем ближе к рукояти находится точка баланса, тем проще вам будет управлять мечом, и тем лучше он будет приспособлен к нанесению именно колющих ударов, так как расположенная у основания клинка основная масса будет давить на острие, помогая клинку в линейном движении вперед (впрочем, скорее как исключение, встречались и модели оружия с утолщением клинка в быстрой его части, что позволяло усиливать колющие удары, наносимые по круговым траекториям). Но использовать инерционные свойства такого клинка при нанесении рубящего удара будет намного тяжелее. Как правило, для рубящей техники используется стандарт – баланс на ладонь от гарды, который представляет собой компромисс между увеличением рубящих свойств оружия и его управляемостью. Для оружия рассчитанного на колющую технику возможен и баланс по гарде. Так что перед выбором оружия хорошо подумайте для чего и как вы собираетесь его использовать.
avatar
В идеале меч должен иметь закрытую гарду (“корзинку” или дугу, защищающую кисть). Рукоять меча лучше сделать овальной в сечении, для того чтобы избежать ее возможного проворачивания в ладони. Для лучшего удержания меча можно выточить на рукояти «брюшко», то есть небольшую выпуклость с передней стороны рукояти, которая придется как раз под средний и безымянный пальцы. Такая эргономичная рукоять позволит вам более уверенно удерживать оружие. Кроме того, будет неплохо, если с торца рукояти будет расположено шарообразное, конусовидное или клювоподобное (а-ля шашка) навершие рассчитанное на упор под мизинец, чтобы избежать выскальзывания меча при рубящих ударах. Другой вариант, позволяющий добиться примерно такого же эффекта – это изгиб нижней трети (четверти) рукояти вперед. Некоторые мастера–оружейники шли еще дальше, придавая рукояти почти S–образную форму, что позволяло свободно использовать рубящую технику, не опасаясь того, что под действием центробежной силы оружие выскользнет из руки. Да и при колющих ударах руке гораздо комфортнее, если в момент удара вы ощущаете упор основанием ладони в такую изогнутую, «пистолетную» рукоять меча. Также приветствуется наличие темляка – это психологически придаст вам уверенности, а на практике поможет избежать утраты оружия. Кроме того, существует ряд приемов заключающихся в захвате оружия противника свободной рукой. При этом темляк позволяет спокойно отпускать рукоять меча, в то же время оставляя оружие «под рукой».
avatar
И еще нескольько слов об оружии для тренировок.

В некоторых военно–исторических клубах предпочитают на первом этапе изучения техники фехтования выдавать новичкам простые палки круглого сечения. И лишь после наработки базовых элементов они получают тренировочное оружие. На мой взгляд, это не очень хорошая практика. Главная проблема заключается в том, что у такой палки отсутствует плоскость. То есть, выполняя простейшие элементы фехтования, ученик ведет палку исходя из собственных ощущений, подсознательно используя наиболее комфортные и привычные для себя движения и положения рук. После этого, при переходе на оружие с четко выраженной плоскостью клинка, он обнаруживает, что при выполнении уже изученных им действий, удары обрушиваются на цель под нелепыми в реальном бою углами, вплоть до ударов плашмя. Кроме того, непривычные ощущения от, внезапно появившейся, гарды и навершия заставляют искать новые положения кисти при работе с мечами. То есть фактически приходиться переучиваться заново, а полученные до этого в процессе обучения навыки теперь будут скорее помехой. В моей преподавательской практике был показательный случай, когда ко мне пришел один человек, умевший на первый взгляд достаточно уверенно крутить горизонтальную восьмерку, которую ему показал кто-то из его бывших «тренеров» чтобы отделаться от настойчивых просьб, научить его фехтованию. Каково же было удивление этого человека, когда он взял в руки саблю, и выяснилось, что удары у него получаются даже не боковой гранью, а фактически спинкой клинка, хотя он честно пытался наносить их лезвием. Потом мне пришлось потратить немало часов на то, чтобы заново переучить его даже не «с нуля», а с «глубокого минуса», так как едва он отвлекался на что-то, как его руки сами собой начинали двигаться по-старому. Что бы избежать подобной ситуации, лучше сразу же начать изучение фехтования с оружием, максимально приближенному к реальному, то есть, по меньшей мере, имеющим плоскость. Если у вас пока нет такого оружия, используйте простейшие заменители. Например, возьмите доску шириной несколько сантиметров (от 7 и шире, но в разумных пределах), толщиной 1,5–3 см и длиной приблизительно с два ваших будущих меча. Распилите ее пополам. Как вариант, можно сделать этот распил немного по диагонали, для того чтобы обозначить острие. Затем, отступив от края доски 3–4 сантиметра (для имитации навершия), сделайте с обеих ее сторон два симметричных прямоугольных выпила длинной 10–12 см, с таким расчетом, чтобы в результате ширина узкой части доски в этом месте достигала 2,5–3 сантиметров. Впрочем, длинна и ширина вашей будущей рукояти (а этот участок заготовки будет именно ею) определяются исходя из размеров вашей ладони. Один из способов выполнения этой операции – это после разметки сделать два запиливания на соответствующую глубину, а затем отколоть ненужную часть с помощью долота. Главное следите, за волокнами древесины, и старайтесь, чтобы линия скола проходила по ним и была параллельна боковым граням доски. Но будьте аккуратны, работа с долотом без должного навыка может привести к тому, что один неверный удар может необратимо испортить заготовку. Другой способ подразумевает наличие у вас дрели и лобзика и более надежен. Сперва просверлите на каждой заготовке по четыре отверстия в тех местах, где будут внутренние углы будущих выпилов, а затем отпилите лобзиком соответствующий прямоугольный кусок доски в этом месте. После этого обработайте рубанком и напильником или наждачной бумагой эти заготовки по всему контуру до устранения неудобных нервностей и острых граней.
avatar
Также можете узкую часть (а лучше всю заготовку) обмотать изолентой. Если у вас появиться такое желание, можно и дальше усовершенствовать эту заготовку, придавая ей все более полное сходство с реальным оружием, но и уже полученного результата будет вполне достаточно для наших целей. Впрочем, если у вас есть лобзик и дрель, то возможно будет удобнее сделать один прямоугольный выпил по центру заготовки. В этом случае ваша кисть будет защищена неким подобием закрытой гарды. В общем, решайте сами. Зато теперь, при работе с этим тренировочным инвентарем вы сможете более успешно отрабатывать различные действия, которые затем также просто будут выполняться и с боевым оружием. Если в силу каких-то обстоятельств вы не можете изготовить и эти модели, что ж используйте обычные палки с диаметром около 2,5–3 сантиметров. Только постарайтесь, как минимум, обозначить на них плоскость клинка, натянув вдоль палки с двух сторон яркую цветную нить (или просто проведите заметные линии), обозначив лезвие и спинку клинка, и при выполнении различных упражнений ориентируйтесь на них. Гарду для этого тренировочного инвентаря можно сделать из толстого войлока или иного плотного материала. Возьмите прямоугольный или овальный кусок войлока, вырежьте в нем два отверстия с диаметром немного меньше диаметра самой палки (для более плотной насадки), и натяните его на палку со стороны рукояти, продев ее через оба отверстия. Войлок должен изгибаться дугой над поверхностью палки. Под этой «аркой», защищающей кисть, и производится удержание оружия. Для более надежной защиты ширина войлочной заготовки должна быть на несколько сантиметров шире вашего кулака, то есть ваша кисть не должна быть видна при взгляде на гарду спереди или сверху.
avatar
При нанесении рубящих ударов у начинающих бойцов часто возникает такая проблема как залом кисти. Из-за желания побыстрее достать противника они при нанесении удара наклоняют меч вперед, вплоть до того, что клинок меча продолжает линию предплечья, а то и опускается еще ниже. Понятно, что в таком положении происходит неестественный залом и напряжение в кистевом суставе, что при сильной нагрузке (а это неизбежно в момент контакта вашего оружия с реальной целью) будет происходить травмирование кисти. Последствия – самые неприятные, вплоть до полного недержания меча на неопределенный срок. Что бы избежать этого, с самого начала учитесь выдерживать правильный угол. На мой взгляд, оптимальный угол удержания меча варьируется от 90 до 60 градусов в зависимости от типа удара. В любом случае этот угол не должен быть меньше 45 градусов, иначе риск получить травму кисти при сильном рубящем ударе значительно возрастает.
avatar
RAZ:
Если хочется чего-нибудь посерьезнее, чем текстолит дюраль или дерево, и вы решили заняться "историческим фехтованием", то для начала следует обзавестись инструментом. То есть, мечем, хотя бы тренировочным (потому, что привыкать надо сразу к хорошему), ну и доспех конечно (без подробностей)
Тренировки должны быть регулярными, опустим физуху (не в этой теме) и перейдем к азам фехтования:
1. Стойка, каждому своя, но в общее одно - колени согнуты, спина прямая.
2. Отработка самых простых ударов и блоков (Защитные стойки, в том числе со щитом)
Ну а дальше нужен доспех, без него и спаррингов развития не будет, да и нагрузку постепенно надо увеличивать (тренироваться прямо в доспехе)
И еще любые упражнения (ОФП и пр.) никогда не начинайте без разминки, иначе чревато травмами.
В дальнейшем могу развивать тему, но тут следует оговаривать все в подробностях
avatar
Спасибо, RAZ!
Предлагаю начать с ударов. Попробовал разобраться с механизмом нанесения удара.

Элементы нанесения удара

По сути дела все элементы удара направлены на придание силы и скорости, а, следовательно, эффективности. Сила удара складывается из следующих элементов удара:
1) Замах
2) Разгон меча
3) Момент удара

Замах – это отвод меча от объекта атаки с целью увеличения траектории последующего удара, и, соответственно увеличение скорости и силы удара.

Разгон меча – это приближение меча к объекту атаки и придание ему ускорения. Часто рассматривается как собственно удар.

Момент удара – так называется завершающий этап выполнения атакующего действия, когда меч приходит в соприкосновение с объектом атаки.

Теперь немного подробнее разберем каждый из этих элементов.

Замах. Замах не всегда является необходимым действием для проведения атаки. Так, например, положения меча в некотроых стойках уже соответствуют положению замаха (оружие отведено назад), так что возможно немедленное нанесение мощных рубящих ударов. Как правило, замах производится почти выпрямленной или полусогнутой в локте рукой. Кроме того, меч в положении замаха достаточно часто может использоваться в качестве защиты, но об этом позже.

Виды замахов:
Можно выделить две основные категории замахов (впрочем, как и разгонов меча): круговые и линейные.
С круговыми замахами вы уже встречались, когда отрабатывали различные варианты прокрутов (наверняка ведь пробовали покрутить меч, описывая им "колечко" ). Именно это вращение меча по замкнутой круговой траектории и является таким замахом, когда меч делает полный оборот и с удвоенной силой обрушивается на супостата. Впрочем, и движение по траектории восьмерок также можно отнести сюда, так как основные принципы циклического вращения применимы и к ним. Круговые замахи можно разделить на кистевые, локтевые и плечевые, в соответствии с тем суставом, в котором и происходит основное вращение. Такого рода замахи позволяют придать клинку большую скорость, но сами по себе обычно занимают больше времени для совершения полного оборота.

Линейные замахи не обязательно должны выполняться четко по линии, на многие удары используется линейный замах по дуге. Такое название скорее обозначает конечность этого движения. При нем оружие идет по траектории вперед–назад, из положения удара меч отводится назад в положение замаха и снова устремляется вперед. Его движение в пространстве ограниченно этими двумя точками. Выделяются три подвида линейного замаха:
avatar
1) Короткий (кисть, держащая меч не доходит до фронтальной плоскости тела бойца. То есть замах выполняется перед собой. Естественно, такой удар будет слабым, хотя и достаточно быстрым)

2) Средний (кисть выходит на фронтальную плоскость тела бойца. Она выпадает из поля вашего зрения (если вы смотрите прямо перед собой), будучи занесенной, над головой или отведенной вбок. Меч почти параллелен земле)

3) Широкий (Он же глубокий. Рука отводится назад так далеко, насколько это возможно. Меч при выполнении замаха на вертикальный нисходящий удар находится практически в вертикальном положении, клинок обращен вниз и, как и при замахах на другие удары, в конечном положении условно параллелен плоскости спины. Это тип замаха, как и любая другая крайность, имеет наряду с плюсами (очень сильный удар) и минусы (слишком много времени уходит на такой удар, он более предсказуем).

Применение того или иного типа замаха определяется бойцом индивидуально, исходя из оценки ситуации в бою. Так, например, широкий линейный и различные подвиды круговых замахов имеет смысл использовать при постановки зрелищных показательных представлений, в качестве средства для акцентирования внимания противника на этом ударе (используется при финтах), а также для работы против противника, облаченного в прочную броню (в противном случае он может даже не обратить внимания на ваши робкие попытки проскрести его кирасу легкими слабыми ударами с короткого замаха). С другой стороны, подчас нет необходимости делать эффектные глубокие замахи для ударов по бездоспешному противнику. Короткий и средний замах обеспечат достаточное ускорение для его поражения, без потери скорости атаки. При использовании тяжелого оружия с большой инерцией лучше использовать круговые замахи, комбинированные с протягиваниями клинка. При этом однажды набравший скорость меч почти не нуждается в дополнительном разгоне. Если для тяжелого оружия использовать линейные замахи, то после его отвода назад, в положении замаха вам придется бороться с инерцией меча, а затем снова разгонять его из состояния покоя на удар. При работе с легким оружием напротив предпочтительнее линейные замахи, так как они будут занимать меньше времени, а проблемы инерции не стоит так остро.
avatar
Эта классификация охватывает основные типы замахов. Разумеется, всегда можно найти исключения из общего правила, в том числе и весьма любопытные. Например, японский так называемый "маки–ути" или "крученый удар", при выполнении которого на замахе меч ложится спинкой клинока на плечо или локтевой сгиб, где и остается зафиксированным, пока руки поднимаются над головой. И лишь когда они начинают опускаться, меч начинает свое движение. Выброс энергии удара происходит здесь не столько сверху вниз, сколько вперед. Этот удар рассчитан на применение, в частности, в помещениях с низким потолком. Как вы помните, замах почти всегда производится выпрямленной или полусогнутой в локте рукой. Но возможны и такие варианты линейных и круговых замахов, при которых рука сгибается в локте до конца, а кисть в конечном положении замаха находится над плечевым суставом. При этом рука, положив клинок на плечо, может отдыхать, в ожидании подходящего момента для удара. А когда этот момент наступает, происходит вытягивание меча из–за спины за счет выпрямления руки в локтевом суставе и выведении ее вперед и вниз. И это лишь некоторые из примеров нестандартного, но вполне эффективного, выполнения ударов. Так что не удивляйтесь, если обнаружите что–то новое, просто проверьте это на целесообразность и смело применяйте. Впрочем, вернемся к предмету нашего разговора.

Разгон меча. Рубящие удары можно разделить на кистевые, локтевые и плечевые. Данное деление основывается на том, за счет движения какого состава придается основное усилие для удара. Очевидно, что кистевой удар будет наиболее слабым, в то время как плечевой, несмотря на свою мощь (которая достигается, в том числе благодаря наиболее активному подключению корпуса), из-за широкой траектории будет легче "считываться" противником, а, следовательно, и проще блокироваться. Впрочем, как правило, в чистом виде ни один из вышеперечисленных типов ударов не применяется. Больше распространены комбинированные варианты, например – "последовательный", при котором меч начинает движение от плеча полусогнутой рукой, затем разгибается локоть и завершается удар движением кисти. Самое главное при выполнении разгона меча правильно распределить энергию удара. Наибольшей скорости меч должен достигать к моменту контакта с целью, но останавливать свое движение он должен значительно позже.

Момент удара. И вот, наконец получивший должное ускорение меч с невероятной силой неотвратимо обрушивается на противника. Казалось бы, настал момент расслабиться, и, облегченно вздохнув, вытереть со лба честный трудовой пот. Но не все так просто. Что бы добиться желаемого результата нам все же придется еще немного поработать, что бы все наши ратные труды не пропали даром. Наша основная задача на этом этапе не дать пропасть напрасно энергии удара. Для этого в момент удара следует произвести небольшой дожим кистью. Это действие не бывает лишним и при чистом плечевом ударе, оно помогает концентрировать энергию удара в точке контакта, избежав возможного соскальзывания клинка на режущий удар. Но имейте ввиду, что сам по себе кистевой удар является малоэффективным, к тому же, на многих видах соревнований он и вовсе не засчитывается.
avatar
Итак, удар завершен, но что еще можно сделать из этого положения?

1) Можно попробовать продавить защиту оппонента. Очень часто, в динамике боя, выставив блок, человек старается побыстрее убрать оружие для следующего действия. То есть полноценная защита существует лишь ту долю секунду, пока клинки мечей соприкасаются, а значит, продолжая давить своим мечом на оружие противника, вы имеете неплохие шансы проломить его, только что бывшую незыблемой защиту, и нанести хотя бы режущий удар. Естественно, такое силовое воздействие как продавливание следует производить основанием вашего клинка и как можно ближе к острию клинка противника (по закону рычага), а также максимально использовать массу тела, действуя из устойчивой позиции.

2) Протягивание. Протягивание - это перевод на следующее действие. После выполнения рубящего удара ваш меч начинает скользить по клинку противника, напоминая нанесение режущего удара. В результате ваш меч высвобождается от контакта с оружием противника и почти без потери времени выходит на новый удар или блок. Вы вытягиваете его, стремясь оторвать от клинка оппонента. Это действие может применяться как завершение удара. В этом случае оно выполняется после того, как вся энергия удара уже выплеснулась и была погашена блоком вашего оппонента. А может использоваться как самостоятельный финт. В этом случае протягивание начинается в сам момент контакта или за мгновение до него. При этом практически вся энергия удара приходится не на меч противника, а перенаправляется с движением вашего клинка и переносится дальше по ломаной траектории.

3) И, наконец, можно просто вернуть свой меч назад, в исходное (или любое другое положение), для последующих действий, путем выполнения линейного замаха.
....

Мда, перечитал то что написал... Ох и силен же я в теории...
Кто-нибудь! Сбейте меня на землю, поближе к практике!

Дополнения и критика приветствуется! Или забудем и пойдем дальше?
avatar
«Основная стойка». Название более чем условное. Это стойка в которой вы будете находиться большую часть времени с оружием в руках. Из «стойки ожидания» сделайте шаг вперед левой (или правой, решать вам) ногой и чуть присядьте, равномерно распределив вес тела на обе ноги. То есть при этом ширина стойки примерно равна ширине плеч. В некоторых школах фехтования предпочитают ставить ступни на одну линию, совпадающую с линией атаки. Но всегда ли эта стойка будет обеспечивать вам достаточную устойчивость в бою? Например, для наглядности попробуйте занять такую позицию, встав на узкую доску, а затем попросите вашего партнера нанести вам сильный боковой горизонтальный рубящий удар двуручным мечом. Вам легко удалось удержать равновесие после выставления блока? Поздравляю, значит, это положение ног идеально подходит для вас. Но если вдруг на секунду вы почувствовали себя неуверенно, лучше расставьте ноги немного пошире. Ступни расположены под углом 45 (рекомендую) или 90 градусов по отношении друг к другу, стопа передней ноги направлена четко вперед. Просядьте чуть глубже вперед, так чтобы колено передней ноги находилось над ее носком или хотя бы так чтобы голень передней ноги была перпендикулярна земле. Ноги полусогнуты, и готовы в любой момент придать телу импульс движения. Корпус доверните примерно на 45 градусов. Лицо обращено прямо вперед, на противника. Не забывайте держать таз подобранным. Нет, конечно можно обойтись и без этого, но по моему личному мнению, когда пройдет ощущение неуверенности связанное с непривычностью такого положения, вы сможете более эффективно перемещаться и подключать корпус к ударам. Но решать это, конечно же, вам.

В зависимости от того, какой тактики вы придерживаетесь и от того, какой вид оружия используете, на базе "основной стойки" вы можете построить "защитную" или "атакующую" стойку. Как правило, положение оружия (а, следовательно, и рук) в основной стойке строится с учетом возможности внезапного приближения противника с последующей атакой. Чтобы избежать этого боец выставляет между собой и неприятелем какую-то преграду. Если у вас, скажем, полуторный меч, то проще выставить его вперед, направив его острие примерно на уровнь его шеи-лица противника. Теперь для того, чтобы атаковать вас ему придется сначала отбить в сторону ваше оружие. То есть он будет вынужден потратить на какую-то долю секунды больше времени при атаке и раскрыть свои намерения. Такое положение можно назвать "защитной стойкой". Впрочем, если в ваши намерения входит незамедлительно атаковать противника, то вы можете сразу же держать меч отведеннным назад, для того чтобы тут же обрушить его на оппонента. Тогда можно говорить об "атакующей стойке". Если вы работаете щитом и мечом, то в этом случае будет лучше если вы встанете левым боком (полубоком) к противнику (так чтобы ваш щит был между вами), а ваш меч оказался отведенным назад для последующей атаки. То есть здесь "защитная" и "атакующая" стойки сливаются вместе.
Руки согнуты в локтях. Локти рук обычно отстранены от тела на расстояние кулака.
Все эти стойки являются симметричными и имеют своего зеркального двойника.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.