Статья - Памятка арбитра. Типовые ошибки в технике арт-фехтования:

Единоборства
Единоборства: Статья   Памятка арбитра  Типовые ошибки в технике арт фехтованияhttp://rafencing.ru/doc/pamyatka_arbitr.pdf (с)

I. «Легкое» оружие:
1. Ошибки в базовой технике (школа):
- неправильные пространственные характеристики положения оружия и
вооруженной руки при принятии различных позиций (например- 6-я позиция – гайка не прижата, локоть «оттопырен», острие клинка ниже гарды, гарда смещена сильно внутрь или кнаружи относительно линии границы корпуса и т.д.)
- взятие защиты прямой рукой
- неперпендикулярность стоп, «заваливание» коленей, несохранение расстояния между стопами при перемещении в боевой стойке (далее Б.С.), «шарканье» ногами, «подпрыгивание» при передвижении в Б.С., излишняя напряженность и профильность при принятии Б.С.
- При выполнении атаки невыпрямленная до конца вооруженная рука в конечной точке атаки начало атаки не с выпрямления вперед вооруженной руки, а с движения ногами
- При выполнении атаки с выпадом:
отрыв от опоры стопы сзади стоящей ноги,
согнутое колено сзади стоящей ноги,
невооруженная рука не разогнута, не находится в плоскости сзади стоящей ноги и вызывает «скручивание» тела,
поднятое вверх бедро сзади стоящей ноги
«выход» на прямые ноги при закрытии с выпада
2. Ошибки в «Мастерстве»
- удар в закрытую линию
- постановка ноги до укола/удара
- широкая амплитуда движений оружием (защиты, переводы)
- инерционность движения после выполнения атаки
- атака согнутой рукой в средней дистанции
- задержка руки в момент нанесения укола/удара
- неоправданно низкий темп взаимодействия оружием
- давление на клинок партнера при взятии защиты
- отсутствие правдоподобия реального поединка («бутафорские» движения шпагой являются грубой ошибкой техники)
29 комментариев
avatar
II. «Тяжелое» оружие
1. Ошибки в технике:
- отсутствие боевой стойки (работа на прямых ногах),
- отсутствие точного направления удара (укола),
- отставленный в сторону локоть вооруженной руки при работе длинным оружием (копье и т.п.).
- короткая траектория разгона оружия, отсутствие замаха, малая амплитуда движений, высокая стойка, ограниченность перемещений;
- низкая скорость движения, искусственное замедление ударов и защит;
- невложение или недовложение в действия оружием силы и массы тела бойца,энергии перемещений (работа только кистью, только рукой, без включения движений иперемещений всего тела, работа на прямых ногах и т.п.);
- полная остановка или потеря контроля оружия в конце атаки или на замахе(удержание клинка после укола, «зависание» или «захлест» после удара и т.п.)
2. Ошибки в «Мастерстве»:
- остановка движения во время выполнения атакующих или защитных действий
- уколы и удары в «закрытый» сектор
- защита жесткой подстановкой лезвия клинка прямо перпендикулярно лезвиюатакующего клинка;
- защита на месте, без ухода или смещения с линии удара (удар приходится прямопоперек лица или тела);
- однообразные атакующие и защитные движения, повторяющиеся многократно,
- «бутафорские движения»: движения оружием без участия корпуса спортсмена и работа оружием, направленная в «пространство», а не в корпус партнера; не обоснованные, не подчиняющиеся закономерностям боя действия с оружием (удары клинок в клинок, меч в щит, удары и уколы на дистанциях, явно превышающих дистанции реального поражения
- несоблюдение линий защиты,
- потеря контроля оружия:
- в момент нанесения рубящего или режущего удара выпрямление кисти
удерживающей руки в одну линию с клинком, а тем более ее перегиб;
- при нанесении укола уход рукояти вперед в ладони удерживающей руки,
вплоть до перехода хвата на «яблоко» или выпадения оружия.
- потеря непрерывности движения, сбои ритма, потеря равновесия, «спотыкание», жесткие «распластанные» падения и т.п.
avatar
III. Общее:
1. Отсутствие или асинхронность выполнения поклона, салюта
2. Ошибки в «Слаженности»
- потеря ритма, сбои в выступлении
- «несостыковка» по времени и месторасположению спортсменов и предметов реквизита
- уклонения, защиты, контратаки не должны выполняться раньше начала движения оружия партнера
- необоснованное ситуацией или несвоевременное выполнение (или невыполнение) технических действий (ранняя постановка защиты; атака в заранее подставленную защиту; атака мимо цели; защита от атаки, направленной мимо цели; невыполнение атаки при явном открывании сектора и т.п.).
- рассогласованность движений при исполнении синхронных фрагментов (для Упражнения «Группа»)
- отсутствие перестроений (для Упражнения «Группа»)
- неровность «линий» при перестроениях (для Упражнения «Группа»)
- отсутствие передвижений в боевой стойке с демонстрацией позиций (для
Упражнения «Соло»)
3. Любые импровизированные действия с оружием в постановочном бою.
4. Потеря оружия спортсменом
avatar
Прочитал описание ошибок в "тяжелом оружии" и делаю для себя вывод что они в подавляющем большинстве случаев надуманные и необоснованные. Очень похоже что разработка этих критериев происходила путем творческой интерпретации околофехтовальной мифологии. Выскажу здесь свои замечания по всем пунктам.
"1. Ошибки в технике:
--- отсутствие боевой стойки (работа на прямых ногах), " - Если понимать данный пункт буквально получится что все положения на прямых ногах - небоевые. Возьмем например движение матадора, уклоняющегося от несущейся тушки быка. Чем не ситуация боя с тяжело вооруженным противником?) Как правило вольт совершается вращением на прямой ноге, несмотря на то что ситуация вполне боевая и в руках может находится оружие. Подобных боевых действий на прямых ногах, которые вполне оправданы контекстом схватки на тяжелом оружии и с защищенным противником на самом деле может быть больше половины от общего числа движений вообще. Давайте вспомним историческое фехтование. Бойцы достаточно свободно занимают как стойки на прямых ногах, так и с небольшим приседом, когда это требуется для защиты нижнего уровня. Повсеместно доля позиций на полусогнутых ногах в соревновательных боях по ИФ занимает не более половины из тех в которых вообще ведется бой. Посмотрим также на исторические миниатюры и иллюстрации в учебниках средневековья. Вполне заметно что в боевых ситуациях люди изображены как на прямых ногах, так и на согнутых в практически равной мере. Значит это зависит от многих факторов - от вида доспеха, структуры конкретного приема, характеристик персонажей, условий поединка и многого другого. Согнутые ноги это не догма фехтования на тяжелом оружии, это просто школьный навык со своими границами применения, и оценивать все исходя из рамок только одной из разных доступных в инерционном оружии техник это все равно что считать птицами только голубей и воробьев. Для того чтобы таким определением ошибки можно было воспользоваться, надо сначала создать методику базовой подготовки где были бы подробно описаны структуры движений - где нужны согнутые ноги в нанесении ударов, где нужны согнутые ноги в защитах. какое положения ноги занимают в выполнении маневров с оружием. Иначе данный пункт превращается в отсебятину при помощи которой даже качественного фехтовальщика уже можно засуживать если он ноги выпрямил хотя бы раз.
"--- отсутствие точного направления удара (укола)," - Это тоже очень замечательный пункт! При отсутствии сформулированной методики использования инерционного оружия оказывается можно легко определять точное направление ударов и уколов))) В результате мы имеем номера с показом рубящих ударов в которых концентрация усилия либо показывается в сторону пола, или фокусировка размазана по дуге удара градусов на 180, так что определить в голову направлен удар или в большой палец ноги совершенно нереально). Думаю понятно о каких номерах идет речь - как минимум о "чемпионском соло" с последнего ЧР. Судьям которые применят против вас такой пункт, вы никогда и ничего не докажете. Потому что понятий о технике и методике фокусировки удара в направлении цели нет, а требование точности удара - есть. Таким образом принципиального определения того что делал спортсмен с мечом в природе пока нет, проверить это нельзя даже при видеозаписи, но судья может придраться и снизить оценку. Вам это ни о чем не говорит?))
avatar
"---- отставленный в сторону локоть вооруженной руки при работе длинным оружием (копье и т.п.)." - здесь мы имеем очередное декларативное утверждение, которое снова призвано богатство фехтования тяжелым оружием свести до какого то доступного суждению минимума. Человек более эмоциональный так и сказал бы что это явная чушь, поскольку длинное оружие включает в себя и удары и тычки, и работу обратным хватом. Широко расставленные локти появляются и в работе копьем, и в работе алебардой, и шестом, и топором на длинном древке, и естесственно двуручным мечом. Так откуда это странное заявление про локти, что они не могут быть отставлены в сторону? Из наставления для бойцов Красной Армии 1928 года? Спектр фехтовальных приемов с тяжелым оружием насчитывает не одну сотню лет и смешение культур разных народов, использование десятков видов разного снаряжения и оружия. Даже у современных десантников в комплексах для рукопашного боя с автоматом с примкнутым штыком есть тычковые удары сбоку, с отведением локтя наружу, так что уж тут говорить об историческом прошлом имевшем место сотни лет назад..)
"---- короткая траектория разгона оружия, отсутствие замаха, малая амплитуда движений, высокая стойка, ограниченность перемещений" - очередной набор декларативных заявлений, противоречащий здравому смыслу и культуре фехтования инерционным оружием.
а) короткая траектория ударов определяется только тактическими факторами - уязвимостью цели, используемым типом удара и параметрами оружия. Как только это будет описано как методика, только тогда можно будет оценивать удары по длине. В исторических руководствах описаны удары кистевые, локтевые и плечом, надо полагать что их применяли по ситуации, и каждый вид был полезен на своем месте. Кроме всего прочего тяжелым оружием можно и вообще выполнять удары без замаха - например режущие. У них практически отсутствует траектория разгона до цели, соответственно требование длины траектории теряет всякий смысл. Такие же вещи как отсутствие или наличие замаха, амплитуды, определяются только в контексте ситуации - по наличию доспеха, открытых мест, возможностей оружия, художественного стиля фехтования. В режущей технике может и не быть замахов - а зрелищно показать ее можно даже если противники вообще не разрывают соединение оружия и используют техники наподобии "липкого меча". Вне контекста требование амплитуды движений и замахов это очевидная благоглупость.
Высокая стойка и ограниченность перемещений сами по себе не являются ошибками, также как и все перечисленное выше. Контекст ситуации определяет почему стойка должна быть высокой или низкой. а перемещения ограниченными или эпически масштабными. Выбранный удожественный образ может полностью противоречить требованию активных перемещений или низкой стойки. Если прочитать такую памятку буквально, это значит что всех выступающих с тяжелым оружием посадили в НИЗКИЕ СТОЙКИ! А если не буквально, то как определяется в какой момент их стойка еще будет считаться боевой если они встанут повыше чем обычно? )) Методики то нет). То же самое с перемещениями - где описание того, как надо двигаться с ТЯЖЕЛЫМ оружием? Как построен шаг, подшаг, подскок, скачок, прыжок, траверс, беговые элементы? Тут либо нужно признать отличия от легкого оружия и судить подобные элементы только после создания методических требований, либо настаивать на том что элементы перемещений полностью идентичны спортивному фехтованию на шпаге, сабле и рапире). И в том и в другом случае разница в процессе эксплуатации будет сформулирована в итоге более предметно чем так как сейчас.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.