Авторский проект Сергея Мишенева ИСТОРИЧЕСКАЯ РОДИНА
Над всей Испанией безоблачное небо!
«Историческая Родина» - новый, беспрецедентный проект, рожденный в лаборатории нашей школы… много лет назад. Именно так! Первые формулировки этой Идеи были озвучены (в узких кругах) в самом начале текущего тысячелетия. Но тогда, для реализации подобного начинания, нам не хватало слишком многого. Не хватало научной и методологической базы, серьезных международных связей и международного веса, опыта в преподавании национальных видов фехтования и многих нюансов, которые могли бы сделать подобный проект действительно сильным и долгоиграющим фактором современной фехтовальной культуры.
Но было самое главное – ключевая Идея, дожившая до сегодняшнего дня, кстати, без изменений.
Суть Идеи до гениальности проста: изучение того или иного национального вида (подвида, направления, исторического отрезка) фехтования на территории его исторической родины методом интенсивного погружения. С соответствующим привлечением всех энергетических факторов: культурная среда (архитектура, традиции, язык), две тренировки в день в подобающем месте, сочетание теоретических и практических занятий, набор мероприятий для правильной консолидации коллектива…
Десять лет наша школа готовила платформу для реализации этой программы. И теперь, мы рады представить экспедицию 1 – Испания.
Создавая план этой, первой, поездки, мы столкнулись с непростым выбором. С одной стороны, можно было взять единственное направление испанской боевой культуры (скажем, фехтование навахой) и подробно исследовать только его. Но с другой, подобный подход оставил бы за бортом много интересных занятий, которые только в Испании могут приобрести свой полный смысл. Поэтому, первую экспедицию мы и решили проводить как вводную. То есть, с наполнением учебной программы максимальным набором европейских фехтовальных техник и направлений. И мастер-класс по бою навахой тоже предусмотрен!
После длительного обсуждения, инициативная группа школы выбрала следующую культурную программу:
Мадрид. Каса Ботин – самый старый ресторан в мире (открыт в 1725 году), занесенный в книгу рекордов Гиннеса.
Королевская оружейная палата, являющаяся вторым по величине собранием холодного оружия в Европе.
Толедо. Замок Консуэрга. Магазины холодного оружия.
Севилья. Алькасар. Самый большой кафедральный собор мира. Музей корриды. Могила Христофора Колумба. Магазин навах на площади Испании.
Ронда. По местам дона Кихота. Те самые ветряные мельницы.
Гранада. Дворец Альгамбра – последний оплот Мавров в Испании.
И кое-что еще!
В Аликанте нас ждет дегустация испанских вин, испанский мангал, море и… две тренировки в день на одном из лучших пляжей мира!
А по итогам – видеофильм, вручение сертификатов и создание особого, закрытого клуба, о котором – чуть позже!
«Историческая Родина» - новый, беспрецедентный проект, рожденный в лаборатории нашей школы… много лет назад. Именно так! Первые формулировки этой Идеи были озвучены (в узких кругах) в самом начале текущего тысячелетия. Но тогда, для реализации подобного начинания, нам не хватало слишком многого. Не хватало научной и методологической базы, серьезных международных связей и международного веса, опыта в преподавании национальных видов фехтования и многих нюансов, которые могли бы сделать подобный проект действительно сильным и долгоиграющим фактором современной фехтовальной культуры.
Но было самое главное – ключевая Идея, дожившая до сегодняшнего дня, кстати, без изменений.
Суть Идеи до гениальности проста: изучение того или иного национального вида (подвида, направления, исторического отрезка) фехтования на территории его исторической родины методом интенсивного погружения. С соответствующим привлечением всех энергетических факторов: культурная среда (архитектура, традиции, язык), две тренировки в день в подобающем месте, сочетание теоретических и практических занятий, набор мероприятий для правильной консолидации коллектива…
Десять лет наша школа готовила платформу для реализации этой программы. И теперь, мы рады представить экспедицию 1 – Испания.
Создавая план этой, первой, поездки, мы столкнулись с непростым выбором. С одной стороны, можно было взять единственное направление испанской боевой культуры (скажем, фехтование навахой) и подробно исследовать только его. Но с другой, подобный подход оставил бы за бортом много интересных занятий, которые только в Испании могут приобрести свой полный смысл. Поэтому, первую экспедицию мы и решили проводить как вводную. То есть, с наполнением учебной программы максимальным набором европейских фехтовальных техник и направлений. И мастер-класс по бою навахой тоже предусмотрен!
После длительного обсуждения, инициативная группа школы выбрала следующую культурную программу:
Мадрид. Каса Ботин – самый старый ресторан в мире (открыт в 1725 году), занесенный в книгу рекордов Гиннеса.
Королевская оружейная палата, являющаяся вторым по величине собранием холодного оружия в Европе.
Толедо. Замок Консуэрга. Магазины холодного оружия.
Севилья. Алькасар. Самый большой кафедральный собор мира. Музей корриды. Могила Христофора Колумба. Магазин навах на площади Испании.
Ронда. По местам дона Кихота. Те самые ветряные мельницы.
Гранада. Дворец Альгамбра – последний оплот Мавров в Испании.
И кое-что еще!
В Аликанте нас ждет дегустация испанских вин, испанский мангал, море и… две тренировки в день на одном из лучших пляжей мира!
А по итогам – видеофильм, вручение сертификатов и создание особого, закрытого клуба, о котором – чуть позже!
НАД ВСЕЙ ИСПАНИЕЙ БЕЗОБЛАЧНОЕ НЕБО!
И не только безоблачное, но еще и ослепительно солнечное! Именно так родина дестрезы встретила первую российскую экспедицию фехтовально-исследовательского проекта Историческая Родина. А «метод интенсивного погружения», положенный в основу этого замысла сработал дважды: в методологическом смысле, и в прямом – в виде группового причащения водами Гибралтара и Средиземного моря.
Но – все по порядку!
Идея проекта проста до очевидности. Ее даже идеей трудно назвать, потому что суть замысла настолько элементарна, что кажется, будто бы она всегда лежит на поверхности. Более того, в области языкознания, метод интенсивного погружения давно признан и широко практикуется. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что французский язык, к примеру, целесообразнее изучать во Франции, английский – в Англии и так далее. То есть, в среде носителей языка и языковой культуры.
В нашем же случае, метод интенсивного погружения работает на повышение интенсивности и, самое главное, точности изучения национальных видов фехтования. При этом главным козырем, наряду с квалификацией преподавателя, здесь становится уникальная национальная среда, включающая в себя все многообразие духовной палитры нации – музыку, язык, архитектуру, традиции, кухню и даже сам воздух! То есть все то, что окружало то или иное направление боевого искусства в моменты его формирования и развития. Соглашусь, что данная предпосылка не так очевидна, как в случае с изучением языков, однако же, и боевые искусства, в сфере высших своих проявлений заметно отклоняются от рамок формальных правил, с явным тяготением в сторону именно духовных составляющих!
Впервые, идея Исторической Родины возникла около пятнадцати лет назад. Причем – вся и сразу. Все главные составляющие проекта сложились одновременно, так, как если бы они представляли собой единое целое. Но в то время, наша школа еще не имела достаточных знаний и мощностей для ее реализации. Поэтому все последующие годы ушли на «набор качества», без которого уникальная исследовательская экспедиция рисковала превратиться в банальный туризм. В этот набор качества вошли и специальные методические разработки, и повышение квалификации преподавательского состава на европейских семинарах и даже этапы завоевания международной известности, необходимой для приобретения мировой оценки первого прецедента и его дальнейшего развития.
Словом, подвергнутая выдержке как хорошее вино, идея Исторической Родины получила реализацию жарким летом 2010 года в Испании, на земле Сида, дон Кихота и Кармен.
Помимо преподавателей, в экспедиции приняли участие девять человек, в основном – из Санкт Петербурга и Москвы. Но приятно отметить, что один учащийся прибыл на наш семинар из Греции, придав всему проекту, таким образом, международный статус. Общий старт состоялся 26 июля 2010 года в 17 часов 50 минут, когда наш самолет оторвался от взлетной полосы аэропорта Пулково, открыв, как я надеюсь, новую эру в технологиях изучения искусства фехтования. Первым пунктом назначения стал город испанских королей – Мадрид.
Согласно плану, процессу обучения в нашей экспедиции должен был предшествовать четырехдневный этап культурной программы. Именно этот этап во многом отвечал за то самое интенсивное погружение, наполняя наших студентов плотью и кровью Испании. И самое первое наполнение ждало всех желающих в старейшем ресторане мира – Ботин, который открылся в 1725 году. Примечательный, кстати, год. Наряду с рестораном, он подарил миру Джакомо Казанову а так же некий королевский указ, запрещающий испанским простолюдинам носить длинноклинковое оружие и заодно ограничивающий его производство. К счастью, это ограничение оказалось не слишком фатальным, в чем мы смогли убедиться, посетив королевскую оружейную палату, являющуюся вторым по величине собранием средневекового холодного оружия в Европе.
Не менее важным смыслом для любого служителя шпаги наполнен и другой испанский город – Толедо – который ждал нас на второй день путешествия. Еще со Средних веков этот город стабильно занял одно из первых мест в умах многих европейских бретеров. Бренд «Толедский клинок» вполне успешно конкурировал со своим золингеновским коллегой, поставляя на мировой рынок совершеннейшие образцы белого оружия. Это заметно и по современному Толедо. Старая часть города буквально переполнена оружейными магазинами. Большинство из них торгуют более или менее откровенной бутафорией. Но некоторые, наряду с сувенирной продукцией, выкладывают на прилавки довольно приличные подлинники по очень доступной цене. Поиск этих подлинников превратился для нас в своеобразную охоту, а возможность «потрогать экспонаты руками» придал дополнительный смысл всему происходящему.
Третий день путешествия принес нас в Севилью, ставшую в XIX веке центром национального фехтования на навахах. Именно здесь, до сих пор работает уникальный магазин навах. Правда, на этом наше триумфальное шествие немного запнулось – площадь Испании, на которой всегда располагался этот магазин, оказалась закрыта на ремонт, и со всем многообразием традиционных испанских складных ножей мы не познакомились. Зато, на одной из центральных площадей города мы увидели огромный бронзовый монумент, изображающий бойца с навахой. По смыслу, он показался мне близким к нашим памятникам воинам освободителям.
От Севильи, как и положено, мы направились до Гранады. Но по дороге сделали небольшой крюк специально, чтобы окунуться в воды Гибралтарского пролива, разделяющего Европу и Африку. А уже в Гранаде нас ждал последний крупный оплот мавров Альгамбра, а так же горный заповедник Сьерра Невада, на вершину которого мы благополучно поднялись прямо на автомобилях.
И вот, обозрев Испанию с высоты птичьего полета и, как следует, надышавшись воздухом Сервантеса и Гойи, мы, наконец, добрались до конечного пункта назначения, курортного городка Торревьеха, расположенного на берегу Средиземного моря.
…Десять тренировок – не так уж мало для знакомства с национальными техниками. Особенно если ты находишься на их родине. Мы смогли включить в тренировочную программу три вида оружия: трость, наваху и шпагу с плащом. Почему именно их?
Трость – это предмет, не имеющий ярковыраженных национальных признаков. Так же, впрочем, как и ярковыраженных признаков холодного оружия. Небольшая деревянная палочка для опоры при ходьбе является, как бы, промежуточным звеном между аксессуаром и оружием, между бытом и боем и даже между беззащитностью (сейчас трость, прежде всего, атрибут пожилого человека) и боевым мастерством. В нашем случае, техника трости стала специфическим вводным материалом. Это особенно пригодилось тем членам экспедиции, которые до этого не имели отношения к фехтованию. Но и опытным бойцам трость смогла подарить несколько неожиданных элементов, не связанных, напрямую, с боем. К таким элементам можно отнести специфические техники жонглирования, круговращений и артистических приемов.
Наваха – оружейный бренд Испании, элемент национальной гордости. Ни в одной другой стране складной нож не поднимался до оценки, граничащей с культом. И никакой другой складной нож не спровоцировал создания национальных фехтовальных школ. В Испании зародились сразу три такие школы: цыганский стиль хитано, простонародное, крестьянское направление баратеро и аристократичная, вобравшая в себя достижения двух предыдущих и соединившая их с элементами классического фехтования севильяна. Наши уроки по бою навахой включили в себя отдельные элементы всех трех направлений. Например, крестьянский стиль выводил на первое место особо быстрое сближение с противником – рывок баратеро. Чтобы развить это скоростное качество, бойцы из простонародья тренировались в воде.
Кстати, в разделе боя навахой, наши тренировки получили неожиданное развитие! Узнав о родстве испанского ножевого боя с национальными танцами, одна из наших учениц выступила с инициативой и провела собственный мастер-класс по одному из ранних направлений фламенко. Шаги и повороты из этого танца оказались настолько пластически актуальными, что про себя я решил: мастер-класс по национальному танцу обязательно должен входить в любую подобную экспедицию в дальнейшем!
Третий вид, который мы приняли на вооружение в нашей поездке – шпага с плащом. Не могу сказать, что это чисто испанское направление. Плащ, как вспомогательное и вынужденное средство защиты применялся во всей ренессансной Европе. Но на этот счет существует иное, стереотипное мнение. Именно стереотип связывает боевую традицию шпаги и плаща конкретно с Испанией, в чем можно легко убедиться, почитав, к примеру, учебники И. Э. Коха.
В этой части программы нам очень пригодился опыт нашего преподавателя Галины Черновой. Надо сказать, что Галина, накануне поездки в Испанию, повышала свою квалификацию на двухнедельном семинаре Северной Ассоциации Сценического Фехтования. И в рамках этого повышения, канадская специалистка Кейт Уотерс и англичанин Филипп д`Орлеан преподали именно курс шпаги с плащом! Техника зарубежных коллег оказалась как нельзя кстати – на ее основе мы создали мини-курс (три тренировки), во время которых учащиеся смогли освоить основные движения. Можно назвать их псевдо-испанскими. Но без комбинации шпага-плащ, наш тренировочный набор был бы явно неполноценным!
Завершением курса стал специальный зачет: три коротких постановочных боя, включающие в себя наиболее характерные движения и приемы для трости, навахи и шпаги с плащом. Все учащиеся, разбились на пары и отработали свои партитуры перед видеокамерой. Отснятый материал вскоре войдет в специальный фильм, посвященный этой экспедиции, и останется самым главным заграничным сувениром из всего, что мы смогли привезти из Испании.
Но кроме этого навсегда останется еще что-то, что не умещается в видеокамеру. Это особый азарт эксперимента, атмосфера уникального боевого исследования, участниками которого стали все наши путешественники. За кадром осталась и прекрасная дегустация испанских вин, которые по праву считаются кровью нации. Кстати, в фильм не войдут и планы нашей школы относительно дальнейшего развития проекта «Историческая родина». А эти планы обширные! Только это – уже совсем другая история. А пока мы можем раскрыть лишь направление следующего географического замысла. Это будет экспедиция в Китай. А какой темой мы свяжем Серединную империю и европейское фехтование – пока останется секретом!
Следите за анонсами Школы Фехтовальных Искусств Сергея Мишенева!
Что еще характерно в этой поездке,так это наличие приключений...которые всегда хорошо заканчивались=)
"Погружение" в Испанию получилось колоритным,живым и поучительным в самых разных и неожиданных смыслах.
Закрытая премьера фильма "Легенды Испании. Вокруг дестрезы" состоится 23 октября, в 17.00, в помещении школы.
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10270494@SV_Articles
Спешите присоединиться!
http://vkontakte.ru/event21358614
Избранница - 43-летняя уроженка провинции Гуйчжоу по фамилии Ян, которая учится у Фан Тайшаня боевым искусствам. Как заявила женщина, она сама предложила руку и сердце почтенному старцу, чтобы заботиться о нем.
Отметим, согласно традиции, монах имеет возможность жениться, но в этом случае, ему придется покинуть монастырь.
http://vkontakte.ru/note71844759_10445242
Для получения китайской визы, необходимо заполнить анкету и опросник. Оба бланка могу выслать на электронную почту. Затем эти документы сдаем мне лично (вместе с фоторгафиями на китайскую визу) + 4200 рублей, или в любую туристическую фирму.
И, в первой половине января платим первый взнос за участие в экспедиции - 23000 рублей (то есть ровно половина от общей стоимости путевки). Опять же, мне лично (для иногородних - перечисляем деньги на карточку, реквизиты вышлю по запросу)
Вторую половину можно оплатить непосредственно перед стартом!
Это кажется странным, но я не знаю ни одного человека, который может похвастаться тем, что побывал на Великой Китайской стене, посетил Запретный Город, посмотрел шоу монахов в Шаолине, и послушал пекинскую оперу в Пекине. Хотя нет, вру. Теперь знаю. Причем – сразу двенадцать человек. Именно столько любителей фехтования и кино встретились 19 апреля в Пекине, чтобы принять участие в семинаре нашей школы с броским названием «Фехтование в трюковом кинематографе». Сразу оговорюсь – трюкового кинематографа в этом проекте оказалось не слишком много. Но ровно столько, сколько необходимо для знакомства с основами видеосъемки фехтовального боя. Собственно, нахождение оригинальных художественных ходов и воплощение их на экране и являлось одной из целей семинара. Наряду с изучением хореографии фехтовального боя на рапирах, двух салютов, работой тростью, знакомством с десятком разнообразных обезоруживаний, освоением технологии записи боя в таблице и созданием профессиональной раскадровки. Плюс – традиционная культурная программа, отвечающая у нас за эффект интенсивного погружения. При ближайшем рассмотрении – не так уж и мало, для десяти дней.
Но для того то мы и отправились в Китай, чтобы оказавшись на родине Джеки Чана и крутых боевиков, обрести необходимую энергию для воплощения всего задуманного. В результате – энергия появилась. И все задуманное, несмотря на физические тяготы долгих перемещений по Поднебесной, свершилось. Более того, наши учащиеся оказались настолько хороши, что смогли вдохновить европейской фехтовальной техникой местных мастеров у-шу! На одной из фотографий отчетливо видно, как к нашей группе пристроилась китайская бабушка со своим мечом, тщательно повторяя движения малого салюта. На такое слияние боевых культур мы даже не рассчитывали!
Зато мы рассчитывали на эффектное видео, из которого в дальнейшем будет собран документальный фильм, с элементами художественных постановок. Сейчас, семь часов видеоматериалов уже обрабатываются. Здесь есть и работа шаолиньских монахов, и китайская чайная церемония, и пейзажи с Великой стеной, но, самое главное – наши тренировки и бои, которые, на этот раз, делались специально для видеосъемки.
А подробный отчет о поездке читайте в одном из ближайших выпусков журнала «Калашников».