Семинар по артистическому фехтованию в Новосибирске.

Единоборства
Единоборства: Семинар по артистическому фехтованию в НовосибирскеС 30 сентября по 2 октября, в Новосибирске, состоялся семинар нашей школы по артистическому фехтованию. Предлагаю размещать здесь отчеты, пожелания, предложения, а так же вопросы по практике выездных семинаров.
7 комментариев
avatar
Маэстро, а вы в Черноземье не собираетесь? Куда-нибудь в сторону Воронежа? :)
avatar
Роман, это не мы собираемся, а активисты в регионах приглашают нас. Мы же с удовольствием приедем в любую точку.
Так что собирайте инициативную группу желающих и, опираясь на успешный пример Михаила Калашникова (организатора новосибрского семинара), выдвигайте нам свои требования!
avatar
Мой отчет, возможно, не столько конструктивный, сколько эмоциональный; но пока формулируется только так...
avatar
Который уже день пытаюсь сформулировать для себя уроки, вынесенные из семинара, но эта задача по-прежнему остается для меня непосильной.

Много ли мне дал этот семинар?
Еще как много!!!

А что конкретно?

С этим-то и проблемы.

Техника? Безусловно: эталонная фехтовальная техника, если не в мышцах, то хотя бы в голове. Правда, с классическим фехтованием саберфайтинг имеет очень немного общего, и применить на деле выученные или вспомненные технические уроки будет негде.

Приемы? С этим ясности больше: конкретных приемов было не так много, но большую часть из них на саберы переложить можно - хотя многое из того, что можно переложить лично мне, другие уже делают сами. Засада в том, что световой меч - такое специфическое оружие, владельцу которого многие элементы классического фехтования не нужны, а то и опасны. Но так или иначе, в плане расширения арсенала интересных движений мы как саберфайтеры из семинара тоже кое-что вынесли.

Подходы? А вот это уже ближе. Особенности применения того или иного элемента в постановке; акценты - действия, ритмы, предметы; блистательный разбор "экзаменационных" поединков, который стоит когда-нибудь снять с видео, распечатать и повесить на стену; все это было прослушано с максимальным вложением внимания, на сколько-то процентов запомнено, на значительно больший процент ушло в подсознание и будет всплывать в нужный момент, формируя более высокое качество действий.
Вот только формализовать это знание, выразить в словах, рассказать ученикам - не получится... По крайней мере, сразу.

Получается, что с точки зрения НО МФС в этом семинаре можно было не участвовать?

Нет, нет и нет.

Я думаю, что мы с Евгением оба получили бесценный, хотя и существенно различающийся опыт. Точнее, несколько разных опытов. Один из них, очень важный - это опыт, который преподала Мара Джейд Энакину Скайуокеру (а за много лет до того - Люку), и опыт, который не по своей воле пришлось пережить Джуффину Халли. Опыт жизни и битвы в мире, где нет никакой Силы, и в мире, где она есть, но не у тебя. Опыт, который при постановке поединков на световых мечах позволит думать и формировать их так, чтобы было интереснее не только тем, кто понимает что-то в мире "Звездных войн", но и тем, кто не имеет о нем даже базового представления. Чтобы эти поединки были не только оправданными, но и правдоподобными. Насколько это возможно при использовании такого оружия.

А еще это было фантастически прекрасное ощущение звона клинка в руке. Я и не представляла, насколько я, оказывается, скучала по нему. Ни разу не позволила себе подумать "а здорово было бы опять встать на дорожку", зная, что этого не может быть.
А оказалось, что может быть...
Совсем не так, как было, но совершенно так же здорово.
И в эту сторону я буду думать.

Кроме того, для меня этот семинар оказался не только мастер-классом по артистическому фехтованию, но и семинаром по мастерству преподавания.
Правда, на эту тему сказать что-то членораздельное вообще невозможно. Но это был высший класс, реально. И мне это пригодится не меньше, если не больше, чем все остальное. Ради этого одного стоило идти на семинар, и ради этого в частности я буду ловить любую возможность повторения.

А еще в очередной раз порадовало единство разных двигательных практик, о чем я когда-нибудь все-таки напишу подробно :-)
Ужасно забавно было объяснять не получающийся вход в пассадо-ди-сотто через элемент из Beat It, а при выполнении вольта вспоминать "дугу" из They Don't Care About Us. А подбор со сменой впереди стоящей ноги моделировать переходом из Drill. Все в этом мире едино, и так радостно в очередной раз находить этому подтверждения :-)

По завершении семинара больше всего досадно из-за двух вещей. Во-первых, конечно, хотелось бы еще намного больше; но сроки суть объективная реальность, данная нам в ощущениях.

А во вторых - отчего, отчего я не готовилась к нему целый месяц каждый день?!?
avatar
Забавно, что я – мастер составления всевозможных отчетов, сведения информации в системы и таблицы, прошедший хорошую университетскую, а позже бюрократическую школу не в состоянии описать итоги нашего мероприятия по пунктам. Все попытки оцифровать, разложить по полкам и расставить в соответствии с табелью о рангах то, что происходило на семинаре, терпят сокрушительное поражение. Создается впечатление, что я ввязался в бой с опытнейшим фехтовальщиком и большая часть моих линейных действий проваливается в пустоту, а клинок смысла все так же недосягаем для попыток его обработать.

Фразы класса: «День первый был посвящен изучению основ классической фехтовальной стойки и передвижения в ней» не в состоянии передать эмоциональных и, можно сказать, мистических ощущений которые удалось испытать мне. Поэтому, отбросив линейки, циркули, весы и прочие измерительные приборы, перехожу к безумному фехтованию на уровне эмоций:

Весь семинар меня не покидало стойкое впечатление, что в фехтовании я упал ниже нулевого уровня. Казалось, что гораздо дальше меня в благородном искусстве владения клинком продвинулся тот десятилетний Миша Калашников, который только что в первый раз переступил порог барнаульского клуба «Звенящие клинки». Двигаясь в иной не похожей на ту, которой меня учили раньше стойке, иным способом, совершено по-другому удерживая в руке оружие и иначе выполняя основные приемы, я весь семинар пытался выбраться из той пугающей пустоты, в которой очутился.

В отличие от остальных участников семинара, для меня действие шло практически без перерыва. Я не только отзанимался положенные 12-ть часов. В остальное время, завтракая, гуляя в зоопарке, сидя в кафе или выбирая в магазине ткань, я имел возможность слушать рассказы Сергей и Галины, задавать вопросы, беседовать, ощущать их энергетику. Все это складывалось в какую-то мистерию фехтования, когда искусство владение клинком выходит за рамки спортзала и становится одним из составляющих или смыслов всей жизни.

Как и всякая мистерия – эта предполагала момент катарсиса. Для меня он наступил, когда все участники семинара уже или еще спали. Я поймал ощущение завершенности или скорее «свершенности» мероприятия только когда вышел из здания аэропорта, в котором остались наши инструктора. А последнюю точку поставила СМС от Галины «Мы долетели».

Но… как и всякая хорошая мистерия эта предполагает следующий круг осознания, его мне предстоит идти еще долгое время, перерабатывая полученную информацию, переживая пойманные ощущения, пробуя и подгоняя себя под изученные приемы и изученные приемы под себя, обучая других тем знаниям, которые удалось получить и используя полученные знания в процессе обучения тому, что знаю сам.

Ну, а тем, кто непременно хочет услышать название изученных приемов, цифры и сухую выжимку, обращайтесь лично и я расскажу вам о семинаре на комфортном для вас языке, опуская внутренние ощущения и «лирику», из которых, по большей части, и состоит для меня фехтование. (Михаил калашников)
avatar
"Все попытки оцифровать, разложить по полкам и расставить в соответствии с табелью о рангах то, что происходило на семинаре, терпят сокрушительное поражение."

Вот-вот :-) Очень точно сформулировано.
Нас именно что вовлекли в мистерию, и пересказать то, что в ней было, тем, кого там не было - задача невыполнимая.

Спасибо за это вам, как организаторам приезда мастеров, и, конечно же, им.
avatar
Лично для меня семинар Сергея Мишенева стал одним из ключевых моментов жизни. Из тех, после которых невозможно жить как прежде и приходится со скрипом и скрежетом меняться к лучшему.

Думаете, преувеличиваю? Вовсе нет. Излагаю по пунктам:

1. Я осознала, увидела своими глазами и ощутила собственными пальцами, что фехтование – это искусство. Не просто техника, возможность побеждать в поединках и срывать аплодисменты на выступлениях, а самое настоящее искусство со своими тайнами, светом и волшебством.

И вот, в чем парадокс, с одной стороны мне стало очевидно, что я ничего в фехтовании не знала и не умела, а с другой стороны открылись такие горизонты для самосовершенствования, что просто дух захватывает.

2. В ходе семинара для меня совершенно очевидным стало отличие тонкой техники от любого другого вида фехтования. Я за эти 3 дня успела понять и полюбить легкое оружие, ощутить присущее ему богатство техники и сценическую выразительность. Не могу сказать, что стала меньше любить сабли и древковое оружие. Но сейчас мне искренне жаль тех, кто презрительно называет рапиры и шпаги «проволокой», ведь они ровным счетом ничего не понимают в фехтовании и жизни. Представьте себе хирурга, рассуждающего о преимуществе мясницкого топора перед лазерным скальпелем.

3. Раньше гордилась тем, что в каждой нашей постановке есть сюжет и продуманные образы персонажей. Теперь понимаю, насколько поверхностно работала над этими, обладающими исключительной важностью для артистического фехтования вещами. А все потому, что на семинаре было отчетливо показано, насколько важна непротиворечивость образа персонажа, насколько глубокой может быть проработка сюжета, показана необходимость не только самому представлять, что к чему, но и уметь показать это зрителю.

Стало ясно, как применять на практике такое понятие как «мера условности», как увязывать каждое движение клинка и перемещение в бою с внутренней сущностью персонажа и многое другое. Для меня откровением стало то, что запомнить всю хореографию боя можно легко и просто в том случае, если каждое движение будет для персонажа обоснованным и единственно возможным. Именно в таком случае можно играть на сцене, не пытаясь вспомнить, какая атака или защита должна быть дальше.

А еще семинар Сергея Мишенева многому меня научил как ветеринара и хирурга. Процитированное Сергеем изречение его учителя Чугунова: «Против фехтующего широко - работай тонко, против фехтующего тонко – работай еще тоньше» помогает не только в фехтовании, но и в сложных случаях, когда пациент находится на грани жизни и смерти. Кроме того, теперь выбирая тактику лечения, я обдумываю можно ли специально открыться (как в спорте), получить некоторое ухудшение состояния, но лучше понять противника – болезнь, либо ставки слишком высоки и следует действовать только наверняка, как в реальном бою.

Каждый день вспоминаю моменты с семинара, стараюсь осмыслить и освоить полученные техники и уже сейчас с нетерпением жду следующей встречи с Маэстро. Спасибо, Сергей и Галина, знакомство с вами – это настоящий подарок судьбы. (Калашникова Ольга)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.