Сценическое фехтование

Единоборства
Единоборства: Сценическое фехтованиеДля название темы специально взял такое вот, старинное и наиболее популярное словосочетание. Сценическое фехтование. На самом деле, понятие "сценическое" входит в большую группу постановочного фехтования. Здесь же, наряду с ним - показательное, цирковое и экранографическое...
Но это так, для общего сведения: за более подробной информацией адресую всех интересующихся к моей статье "Классификация фехтования".
А сейчас... Чувствую необходимость, актуальность подобной темы. И здесь - самое место поразмышлять о специфики и интересности постановочного фехтования, вспомнить и обсудить постановки боев в кино и театре, да и поразмышлять над сюжетами для возможных фехтовальных постановок! В общем - все, что этого касается!
59 комментариев
avatar
Как я мог забыть "Жить и умереть со шпагой", иное название - "Поднявший меч" с Эриком Робертсом в одной из главных ролей :)
avatar
Вот с "Жить и умереть со шпагой" можно как раз поспорить. Во-первых, спорт, а не классика. Во-вторых, при съемках крупных планов очень хорошо видны ляпы в технике (кривые "колено - носок", заваливание вперед на выпаде и т. д.). Этот фильм берет другим - духом фехтования, атмосферой и талантливой игрой актеров. Из-за чего и пересматривается ркулярно (записан на VHS с ящика в отвратном качестве, на кассетах и DVD в продаже нет).
Понравились бои в "Капитане Аллатристе". Кой-какие поединки неплохо смотрелись в сериале "Горец".
avatar
Это верно, Сергей. Из тех фильмов, что перечислил Дмитрий, половину можно сразу отнести к фехтовальному браку или, прямо к нашим "Фехтовальным глупостям"!
Эрик Робертс, конечно, хорош. Но бои в этом фильме, даже те которые спортивные, мсягко говоря, несильны. Хотя там в массовке настоящие спортсмены фигурируют и это мельком радует глаз. Ну а коггда главные герои берут боевые шпаги двумя руками и не стесняясь бьют клинок об клинок, так хоть святых выноси! А вот с духом и атмосферой все как надо!
А насчет "Сатисфакции" - бои простенькие, но там другое. Там совершенно гениальные тексты произносит этот старый учитель фехтования, француз, к которому Буангартен поехал учиться. Ну просто восхитетельно! Все: от начала до конца! Кто вот эти тексты писал? Мои бурные аплодисменты!
Насчет Роб Роя согласен: отличный поединок Роба и Каннингема.
avatar
Сергей Викторович поясните. что именно Вы отнесли бы к фехтовальному браку?
По части "Жить и умереть со шпагой" - согласен, там далеко от классики, но как правильно заметил Сергей Кондратюк - дух истовых фехтовальщиков так и плещет :)

"Там совершенно гениальные тексты произносит этот старый учитель фехтования, француз, к которому Буангартен поехал учиться. Ну просто восхитетельно! Все: от начала до конца!" - Сергей Викторович - из сего я делаю вывод, произнесенный Баунгартеном дочери этого учителя - вероятно Вы следуете - "Садистской философии ее отца" :)))) - шутка ;)
avatar
Сценическое фехтование это кошмар!!!!! Просто порой опускаются руки, я недавно начала заниматься...могу сказать, что преодолевать себя трудно, иминно в плане игры, каких то актерских действий...я никогда не хотела поступать в Театральную Академию, и пусть в меня плюнут знатоки, но быть актером это утомительное занятие :) Вот и теперь на уроках я впадаю в ступоры, или хожу в гневе, строю тайные козни своим учителям! Теперь мне точно известно, я не человек, я сущий дьявол! Вот что со мной творит искусство!
avatar
Так уж и не человек, так уж прям сущий дьявол! ;))) ???
Просто занятия сделали заметной теневую сторону собственной души - от этого, Наташа,не перестают быть людьми. :)
avatar
Поверь мне Юля, я перестала быть им давно :)
avatar
Да,ладно! :) Я тебя не так давно видела - пока похожа :) На человека, всмысле...
avatar
Это точно, стараюсь держать марку ;)
avatar
Для общей информации: моя статья о постановочном фехтовании. Впервые опубликована в журнале "Театральный Петербург".
http://www.riposte.ru/index.php?lan=ru&cont=arti...
avatar
Ну раз так не нравится, Наташ, чего там делаете??? Кто заставляет-то?
А вообще в сценическом фехтовании есть своя романтика: красивые позы, изящные жесты, изысканность манер - все это как-то возвышает)) - ноблес оближ).
Посмотрел куски Скарамуша на ютубе - классные сцены, с таким качественным лязгом)), динамикой, рубиловкой, эстетикой (шикарные перемещения и позы), и остротой - видно, что герои там не шутят с оружием.
Про "Поднявший меч" господа Сергеи)), да пущай рубятся клинок в клинок и двумя руками и какие-то там спортивные ошибки совершают, зато с какой страстью и динамикой они это делают - видно, что бой идет не на жизнь, а на смерть - а это главное - ощущение достоверности и опасности.
Спортивные сцены я там не особо помню, они скучные, зато помню поединок на ладонях Робертса и Мюррея (замечательный актер) - это было круто, этакий "поединок сердец", первую спортивную победу главного героя - тоже очень эффектную и финал конечно. Короче, все по делу и ничего лишнего там, на мой взгляд!
В мушкетерах наших мне очень нравятся бои (ну, тут чистой воды кино конечно, но все равно) - темп спокойный, все видно: укол - защита - укол, чуть-чуть по мордам-с - и главное весело!
Ну и в "Эскадроне гусар летучих" тоже сабельные бои классно сделаны, эх лихие времена были)) - "Я люблю кровавый бой, я рожден для службы царской..."
Ну про "Секретную службу" вы мое мнение слышали, там, кстати, тоже ляпы видны...))) На мое уважение к вам, Сергей, и признание вашего профессионализма, это никак не влияет), как говорится "ром отдельно, бабу отдельно"))
avatar
Вот видите, Михаил, как интересно!
То Вы говорите о реализме постановок, а то так "да пущай рубятся клинок в клинок и двумя руками и какие-то там спортивные ошибки совершают"!
Значит, реализм подлинного внутреннего действия для Вас оказывается более решающим фактором! А по мне - отставание и в той и в другой составляющей - пагубно.
Насчет "Секретной службы"... Михаил, спасибо за "признание профессионализма"... Но. Бой, который Вы имеете в виду (разборка Извекова с рабочими в фехтовальном зале барона Шлегеля), ставил не я а Володя Севастинихин. Неплохая драка, по моим понятиям. Или, как написано в эпилоге фильма "Игла" - "Советскому кинематографу посвящается". Ни одной оригинальной идеи, зато все, так сказать, "проверено веками". Захват сзади, второй враг два удара по животу, наш бьет первого затылком по морде, затем двумя ногами второго в грудь... Ну и так далее, все по написанному. Собственно, этим Севастинихин и славится. Никогда не подведет, никагда не ошибется.
Я в этом сериале играл роль барона и ставил фехтование моего персонажа с Извековым (Юра Тарасов), а так же фехтовальные эпизоды в зале и фрагменты индивидуальных уроков Шлегеля со мной и одним из моих учеников.
Разборку с рабочими, в тот момент, режиссер не посчитал фехтовальной сценой.
avatar
Да художественная достоверность в кино важней технической! Это же кино, художественное произведение в первую очередь, а не показательные выступления, там у меня другие критерии.
Например фехтовальные сцены в наших мушкетерах или старом "Фан-фане" очень простенькие, но смотрятся они на ура, потому что кино хорошее.
Или Джеки Чан - да вообще так не дерутся, но зато как мастерски сделано, и с каким юмором, и с какой фантазией - и это интересно смотреть, а вот Брюс ли со своими страшно мстительными глазами или кошачьими завываниями значительно скучней и фильмы у него довольно серенькие в художественном смысле.
Правда я сам не уверен, что это так: хороший фильм - хорошие фехтовальные сцены; плохой - плохие. Есть ли тут уж такая закономерность, но по логике это так.
Но во всяком случае в "секретной службе" я это чувствую - слабые актерские работы, сцены какие-то в целом неправдоподобные или наигранные, а это если есть, то во всем проявляется
avatar
Есть немного фильмов в которых Фехтование поставлено действительно хорошо.
avatar
Только что прочитал: оказывается, Брэд Пит, во время съемок в "Трое" получил травму. И как вы думаете какую? Он порвал себе ахилесово сухожилие! Хотел бы я так же вживаться в роль!!!
avatar
Сергей,мечтайте осторожней! )))
avatar
Новая статья Сергея Мишенева: "Постановочное фехтование. Экран и сцена":
http://www.riposte.ru/index.php?lan=ru&cont=arti...
avatar
Да, а версия с картинками - в январском номере журнала "Калашников".
Кстати, кто хочет держать руку на пульсе фехтовальных событий, рекомендую подписаться. К концу года можно рассчитывать на 12 статей о фехтовании!
avatar
Какое-то старое интервью в газете "Смена" - случайно обнаружил:

http://smena.ru/news/2007/09/04/11947/
avatar
Очень интересно как, порой, не очень качественно поставленный поединок, но с душой и убедительно, может произвести на зрителя большее впечатление, чем отточенный до мелочей бой, но холодный, так сказать. =)

В свое время очень понравились бои в "Одиссея капитана Блада". До сих пор запомнился абордажный бой и один из каскадеров с двумя саблями. Меня реально пробирает, даже сейчас, когда я пересматриваю и вижу его работу с клинками. Больше нигде не видел такую технику на саблях. Не хотел бы попасть под его раздачу. =))))

Кстати, пять копеек в плане восточного сценического, очень неплохо смотрелся "Последний самурай". С душой народ изобразил, да и техника вычурная кое-где, но вменяемая. Нападение отряда синоби, пожалуй, самая зажигательная сцена. В тоже время "Затойчи", основанный на "холодной" технике (то есть все четко и ясно, технично, но как-то без души) выглядел блекло даже перед творением Гакта:

http://vkontakte.ru/video956045_91193686 (кому интересно)

По мне Гакту в простом музыкальном клипе удалось передать атмосферу рубки, ну и, не смотря на матричные эффекты, техника на уровне.
И конечно всякая китайская нереальная тема аля "Герой", но, черт возьми, где персонажи не летают по деревьям смотрится эффектно.

Возвращаясь к европейским, мне понравились бои (не все конечно) в нашей "Графине Де Монсоро". Например последняя дуэль анжуйцев и миньонов:

http://vkontakte.ru/video956045_66767169

Интересно ваше мнение Сергей. Кстати, там сам Шевчук перехватывает шпагу двумя руками. =)



avatar
Ну, что тут скажешь... Сцена душещипательная, это правда. Актеры, по моим меркам - прекрасно работают. Да и с точки зрения фехтования - молодцы. Эта команда, можно сказать, уже опытная в жанре "плаща и шпаги".
Что касается постановки - с одной стороны - обычная, без находок; с другой - достаточно реалистичная и энергичная. С одной стороны историческая правда (соответствие эпохи и стиля) - отсутствует; с другой - Шевчук все-таки добился характерности и выявил свой собственный пластический язык. С одной стороны - герои сражаются, как минимум - одинаково; с другой - а не помешало бы излишнее разнообразие общему, единому пафосу сцены...
Ну а перехват двумя руками, которое сделал "сам Шевчук" :-) - правильно сделал. Нормальное художественное решение. Простое но яркое. Опять же - не разрушает все перечисленные плюсы.
avatar
Меня очень удивило сообщение,где было сказано,что в "Сатисфакции" простенькое фехтование. Столько фильмов пересмотрел исторических,но только 2 фильма на мой взгляд имеют одновременно и идеалогический смысл и грамотные сцены фехтования - это "Графиня Де Монсоро" и "Сатисфакция". К сожалению я не видел фильм "Поднявший меч" с Эриком Робертсом, но зная кинематограф Соединенных Штатов сомневаюсь,что поставили что-то хорошее. Правда был в свое время неплохой Американский фильм назывался он "Дуэлянты"( иное название "поединщики").
Вообще я не очень доверяю школам современных фехтовальных мастеров. Видел я это фехтование и оно не произвело на меня никакого впечатления. Все-таки спорттивное фехтование на тонких рапирах и боевых шпагах разное зрелище. Если все помнят фильм "Графиня Де Монсоро",то там как раз использовались рейтары(боевые шпаги),поэтому поединок одновременно напоминал сражение на мечах.
avatar
Уважаемый Нед Бомонт! По моим понятиям, гармония идеологиеского смысла и грамотности сцен фехтования, не имеет ничего общего со степенью простоты и/или сложности постановочного фехтовального боя. И, повторюсь, на мой взгляд, сцены в фильме "Сатисфакция" - простенькие. Потому что ничего сложного я там не увидел.
И, возможно, я "пересмотрел" меньше исторических фильмов чем Вы, но я бы не стал утверждать, что только "Графиня Де Монсоро" и "Сатисфакция" конкурентоспособны в мировой киноиндустрии.
Скорее, я стал бы утверждать обратное.
Кстати, фильм "Поднявший меч" не так уж и плох. Во всяком случае, постановка спортивного фехтования там выдержана на довольно высоком уровне. Ну а финальная сцена - вполне в стиле "Сатисфакции". И пресловутый перехват одноручного оружия двумя руками там тоже есть.
Фильм "Дуэлянты" действительно шедевр семейного кино. И фехтовальные сцены в нем очень интересные. А главное - все без исключения - разные!
Можно было бы назвать еще ряд фильмов с достойным фехтованием: ставший мировой классикой "Скарамуш", "Остров головорезов" с красивейшими планами, точным монтажем и постановочными находками, некоторые экранизации мушкетеров...
Ну а то, что "спортивоное фехтование на тонких рапирах и боевых шпагах разное зрелище" здесь, по-моему, никто не спорит. Только и спортивное фехтование нуждается в искусстве постановщика (см., опять же, "Поднявший меч" или "Сотвори бой"), и ренессансное, и сражение на мечах.
К слову, по приглашению режиссера, я присутствовал на съемках сцены дуэли в "Королеве Марго". Шпаги там действительно достойные. Большие, красивые и легкие. Потому как титановые.
avatar
А вообще, для обсуждения фехтования в кино, мы создали специальную группу "Лаборатория кинофехтования" http://vkontakte.ru/club9559513
Так что по этим темам рекомендую переместится туда.
avatar
я знаю одно,что саме отвратительное фехтование из всех что я видел было в российском "3 мушкетерах"-это вообще нельзя назвать фехтованием

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.