Рука... левая.
По причине содержательного расслоения темы-опроса об оучителях предлагаю рассмотреть вопрос левой руки здесь. Основное заострение этого вопроса проявилось при обсуждении функций левой руки в рубящей манере фехтования. В Поздней классике рука кроме баланса никакой деятельностью не занимается, но что это - искусственность или неоспоримая данность для любого вида и эпохи рубящего фехтования?
http://vkontakte.ru/video7527169_83567848
http://vkontakte.ru/video7527169_83567192
Поймите меня правильно, я не считаю это основным применением левой руки, но ее возможности далеко не так убоги как только лишь сохранение равновесия 8))))
Вот, ну и сходу добавлю, что здесь, на этих роликах, все-же не классика, а, как минимум, оружие другого веса и габарита. Для сравнения, европейские школы классического периода (эпоха Школ, XVIII-XIX века) использующие любое другое оружие, кроме сабли, левую руку так же активно использовали. Например - канэ (и вообще трость во всех ее видах и национальнастях, бато (школа боя на типо посохах), гимнастическая палка (см., к примеру, классический (хотя и армейский) учебник Соколова на пяти видах оружия, 1843).
Ну вот, а по большому счету, в ближней или критической дистанции и боец-классик с эспадроном, тоже на погнушается использованием левой. Которая для жесткого конструирования уже будет не нужна.
Хотя и в ближнем бою "круче" будет считаться чисто клинковая победа.
Что значит "круче" - затрудняюсь сформулировать. Но я это понимаю!:-)
Думаю, никто не будет возражать, что высшее мастерство - это поражение противника клинком и с минимумом "затратной части". В некоем абсолюте - одним ударом и сразу. Добиться этого можно, например, с помощью сверхопережения. Например - иаидо - техника, вся заточенная под поражение безоружного (неуспевшего приготовиться) противника.
Европейское фехтование, где-то в начале Ренессанса, тоже искало путь слегка напоминающий мне иаидо.
Ну а если противник успел? Если, со временем, поражение неготового стало неэтичным?
Одну из основных идей классики можно сформулировать так: не возиться с противником. То есть, насыщеный бой возможен (он же неизбежен) только с бойцом имеющим схожую и высокую подготовку. В остальных случаях - только "вжик-вжик уноси готовенького".
Классика пришла к этой цели используя три способа. Первое - повышение роли клинкового фехтования. Второе - сознательное сокращение ряда потенциально возможных техник. Третье и самое главное - создание и культивация противоестественной техники.
Все три случая отвечают на вопрос Алексея. В классики есть приемы ближнего боя и способы обезоруживания. Но они вторичны и относятся к спецтехнике. Которой пользуются либо недоучки, либо (и то без утверждения) мастера сверхвысокого класса при встрече друг с другом. А главное в классике это сверхэффективное поражение клинком.
Достигается - см. выше.
И в качестве поясняющей метафоры: можно всю жизнь тренировать тактильные ощущения, но не развить и десятой доли чувствительности слепого!
Вообще, если есть чем - в бою левую руку занять обязательно надо. Рассматриваю сейчас бой не дуэльный, а случайный, к примеру, уличное столкновение.
Ведь - посудите сами, если в бою противник поставил себе цель убить нас любым доступным способом, ну за деньги, к примеру, довольно неэффективно тут думать о правилах фехтования, здесь нужно импровизировать, применять знания на практике. А если боец превосходит... то лучше спасти свою шкуру и удивить противника, чем расстаться с жизнью с мыслями о собственном достоинстве, не позволившем выхватить дагу....
Кстати о дагах - замечательная вещь! Вот уж воистину предел совершенства оружия для левой руки, если говорить о шпаге. Достаточная для поражения длина, легкость, маневренность из этого вытекающая и хорошая защита для руки... а вот использовать дагу эффективно достаточно сложно. Да, да, знаю - куча величайших "мастеров" навыкладывали видео, где видно, как они гордо подставляют руку, тыкают, крутят дагой где только можно... при этом по шпаге врага не попадая, а если попадая, то только в сценическом бою на скорости улитки...
Это, черт возьми, было предисловие к тому, что я хотел сказать.. благо, не забыл, что! А значит, чуть позже напишу основную часть)
Имхо - с другими не прокатит.
Что-то не понял. Нафига замирать если пробиваешь блок?
Кст, если на блок реально давят, при попытке оторвать вторую руку от рукояти меча его тут же промнет, гораздо быстрее чем вы успеете сделать захват.
Меня когда-то учили приемам с использованием левой руки для сравнительно тяжелого турнирного меча "раннятного" истфеха (кто в курсе, все поняли), и впоследствии я их сам переложил на более легкое и маневренное оружие - сабля, шпага, вес примерно от 1 до 1,3 кг. С более легким оружием захваты левой рукой очень редко работают - только против неподготовленного противника, но зато наверняка... Если человек слишком далеко вытянул атакующую руку, и ты при защите его поймал - все, бой можно считать оконченным.
Самое интересное, что описания этих приемов, до которых мы дошли сами, я потом нашел у Альфреда Хаттона, а он, насколько я понял, их почерпнул из школы Анджело (см. "Меч сквозь столетия" и "Холодное оружие Европы")
Вообще , самое главное в обсуждаемом вопросе - о каком оружии идет речь.
Бессмысленно даже пытаться войти в ближний бой (где и используется, как правило, левая рука), если бой - на оружии типа спортивной рапиры или эспадрона. Это слишком легкие и быстрые штуки. А вот для более тяжелого турнирного меча, боевой шпаги или сабли - техника левой руки дает немалое преимущество.