ОПРОС
Добро пожаловать на наш первый опрос!
И первый вопрос, естественно, самый главный. Что такое фехтование?
Да, такая тема обсуждения у нас недавно отгремела. Но. Там все так богато и насыщено, что места для анализа (а именно на анализе строится большая часть работы нашей школы) не остается.
Поэтому, повторяю: Что же такое фехтование?
И я прекрасно понимаю, что одназначного ответа на этот вопрос дать практически невозможно! И тем не менее, я прошу овечать именно так. Однозначно. Односложно. Исходя из предложенного (целых ведь десять вариантов!) списка. Мы ведь можем выявить одну единственную, собственную доминанту!?
Если человек спортсмен, наверняка для него фехтование, в большей степени, спорт. Хотя сам спортсмен и понимает, что это еще и то и другое. А для артиста - ну, наверное, искусство?
Одним словом, стараемся! Покопаемся в себе как следует, и ответим предельно точно!
P. S. Для ШФИСМ это действительно важно!
P. P. S. Ну а если все-таки односложно не удается, или, там, свой собственный вариант назрел - пользуемся широкими возможностями комментариев!
И первый вопрос, естественно, самый главный. Что такое фехтование?
Да, такая тема обсуждения у нас недавно отгремела. Но. Там все так богато и насыщено, что места для анализа (а именно на анализе строится большая часть работы нашей школы) не остается.
Поэтому, повторяю: Что же такое фехтование?
И я прекрасно понимаю, что одназначного ответа на этот вопрос дать практически невозможно! И тем не менее, я прошу овечать именно так. Однозначно. Односложно. Исходя из предложенного (целых ведь десять вариантов!) списка. Мы ведь можем выявить одну единственную, собственную доминанту!?
Если человек спортсмен, наверняка для него фехтование, в большей степени, спорт. Хотя сам спортсмен и понимает, что это еще и то и другое. А для артиста - ну, наверное, искусство?
Одним словом, стараемся! Покопаемся в себе как следует, и ответим предельно точно!
P. S. Для ШФИСМ это действительно важно!
P. P. S. Ну а если все-таки односложно не удается, или, там, свой собственный вариант назрел - пользуемся широкими возможностями комментариев!
Согласен, но, как видите, изначально, в таком деле как фехтование, умение стоит на первой ступени оценочной лестницы. Насчет искусства я бы сказал в контексте демонстрации и обучение. В первом случае мы будем иметь зрительный образ и восторженность как картиной или другим демонстрационным аспектом любого творчества, во втором случае, искусство будет значить искусное обучение.
Но не стоит забывать, что именование "искусством" науки убийства другого человека - это изначально аморальная акция, просто потому, что адекватно рассматривать это понятие в таком ключе может весьма узкая группа людей. Замечу, лично я как раз стою на позиции этого меньшинства, но стараюсь быть объективным. =)
Кстати о танце, для интереса, при случай рекомендовал бы взглянуть на исполнение мужских партий фламенко ;)))
P. S. Но только в исполнении непосредственно носителей культуры - андалузских цыган.
P. P. S. А если заморочиться и ознакомится с техникой боя навахой...;))))))
А про капоэйру с ножами... Там, если ничего не путаю, другая специфика... ножи без ручек и зажимаются пальцами ног...
Я слышал про 3 разновидности и точно читал про две:
1) Ножи закрепляются с боку ступни на обеих ногах (веревками или просто держат пальцами).
2) Ножи в руках и на ногах и, соответственно, только в руках.
Я не отрицаю про танец. Только не везде, далеко не во всех культурах. Более того, некоторые движения панчак-силат (Индия), если мне не изменяет память, перешли во многие современные танцы, хотя само искусство на танец даже не намекало (это как пример обратной связи). =) Ну про восток могу сказать совершенно точно, что катана не предполагала основу танца. Динамику внес Миямото своим принципом "позиция вне позиций и форма вне форм", но это всего лишь смена стоек при перемещении (читай положения меча). Если брать Цунемона (хотя чего там брать-то?), подкаты под ноги - все богатство.
Вот Ушу - уже другой разговор, но это Китай.
Кстати, хочу заметить собравшимся, что на приведенных примерах примечателен один факт: танец привносился в стили боя в основном там, где вместе с принципами боя менялось и оружие (или имелось большое разнообразие его без явной доминанты). Там же, где доминировал один вид оружия и не изменялся с течением времени, танец оказался не нужен (Япония). Хотя, как это не парадоксально, с катана можно вытворять такие па, что не уступят шпаге или сабле.
ЗЫ
Я так понимаю, что обсуждение двинулось тропой выявления в фехтовании неспецифических элементов искусства в его созерцательном аспекте.То есть искусство не только в контексте ремесленного совершенства, но и "арт", то есть артистического начала.
Есть одно ма-а-аленькое "но". Вернее, несколько.
- Таолу - это не танец и никогда им не было...до перехода в свой спортивный эквивалент...
- Ката в кен-дзютцу и кендо тоже существуют. Разница с китайскими Таолу - в стиле и манере, присущей именно школе японского меча. Что и делает Ката тем же аналогом китайских Таолу - методой отработки характерной техники и тактики боя.
В плане "форма вне формы" - для большинства бойцов работает плохо. Им все-таки нужна та или иная культура движения. Западная или восточная, японская или китайская - каждый выбирает (или смешивает) сам. Об отсутствии формы может говорить лишь Мастер, который эту самую форму настолько глубоко загнал в естество, что просто ее не ощущает...
#Динамику внес Миямото своим принципом "позиция вне позиций и форма вне форм"#
Угу. Только, судя по описанию его дуэлей, с сильными противниками он предпочитал откладывать свои собственные идеи про "форму вне формы", "работу полной парой мечей" в сторонку. И работать по старинке. Одним мечом, двуручным хватом, наработанной техникой... и ведь прав!
И что? Пластика движений, само передвижение, некоторые элементы, что НАПОМИНАЮТ танец. Об этом и шел разговор.
"Ката в кен-дзютцу и кендо тоже существуют. Разница с китайскими Таолу - в стиле и манере, присущей именно школе японского меча. Что и делает Ката тем же аналогом китайских Таолу - методой отработки характерной техники и тактики боя."
Ката - спорный момент. Сейчас в большинстве школ "длинного меча" остались только каты по сути. =) Никто не поручится, что они не видоизменились с тех времен, когда они появились в выбранных для примера школах. То есть отошли от своего боевого смысла к демонстрации.
"В плане "форма вне формы"..."
Простите, мимо. =) Мусаси говорил всего лишь об изменении стойки на ДРУГУЮ стойку из классического, так сказать, набора. Собственно все. Поэтому я и говорю, что этого маловато для танца (всего пять положений меча - мало, как ни крути). Кстати, ката можно отправить в ту же степь. =)
Фирменный китайский подход - как в той же китайской кухне - казаться не тем, что есть на самом деле. :-)
В это дело как-то пришлось влезть достаточно плотно. С тем же изначальным настроем - дескать, зачем заучивать сложную последовательность действий, если в бою попытка следовать Таолу досконально - верх глупости? Не проще ли - взял стоку (удар, защиту, уклонение... et cetera) - и отрабатывай до полного автоматизма? Когда надо - чтоб сама всплыла?
Так вот, с удивлением выяснил, что новичков до таолу допускают отнюдь не сразу. А сначала до седьмого пота последовательно шлифуют им основную базу: стойки, удары, защиту, шаги, переходы из стоек в стойки... Потом дают простейшие связки. А уж потом - от простого к сложному...
И вот тут с удивлением отметил, что пластика движений ушу лучше всего (и быстрее, и надежнее, и естественнее, что ли?) прорабатываются именно в таолу.
Что не отменяет стояния в канонических стойках, ходьбы "шагов - дорожек" и отработки ударов "по отдельности". Наработка всего этого - техника.
Таолу - это привязка техники к тактике.
Одно другому не мешает.
И уж танцем Тао всяко не являются. Кадый элемент в них прорабатывает свой боевой компонент с привязкой к технике и тактике отдельно взятого стиля.
Это если брать традицию. Спорт - это совсем другое.
Хотя, наверное, Вы правы - сводить ушу только к боевой составляющей - изрядно упрощать... Тут всего намешано - и традиции, и религии, и философии...
**Простите, мимо. =) Мусаси говорил всего лишь об изменении стойки на ДРУГУЮ стойку из классического, так сказать, набора. Собственно все. Поэтому я и говорю, что этого маловато для танца (всего пять положений меча - мало, как ни крути). Кстати, ката можно отправить в ту же степь. =)**
Ага. Думал одно, а говорил другое. Слова "форма вне формы" ассоциируются со стилем "Илицюань". Вот и навеяло... Там создатель ратовал за то, что у бойца не должно быть канонической базы ВООБЩЕ. А только строгое соответствие принципа движения. И был против не то что таолу вообще, а диктовки любой канонизированной формы удара. В итоге оный стиль считается одним из самых сложных в освоении...
Ну вот, опять скатился в оффтоп. Да еще и длинный... Да еще и с позиции начинающего... "Знающий не говорит". Судя по обилию слов... будем узнавать дальше. :-)
Цель занятий китайским кэмпо (как, впрочем и любым другим) только одна: возможность ведения рукопашного боя. Не спортивного или показушного, понятное дело)).
Остальное, ИМХО - от лукавого. В том числе и от лукавого китайского дедушки, который не хуже нас с вами знает что такое маркетинг)).
Это если смотреть на традиционное у-шу трезво. Но ведь трезво смотреть большинству людей ой как не хочется))). И идут в секции девочки и мальчики с самыми разными целями: от поднятия физической формы и улучшения здоровья до желания надеть красивое кимоно и "проникнутся культурой Востока". При этом добавляя: "ну и для самозашиты, наверное...".
А ведь для всех этих вещей существуют спорт, цигун, искуство и резинострел соответственно. Практиковать для этих вещей кэмпо - зря тратить время и свое, и инструктора.
Второй вопрос, что практика кэмпо, как, видимо, и фехтования, изрядно меняет мировоззрение, заставляя здорово иначе смотреть и на традиции и на религиозную практику...
Да, правда: боевые практики укрепляют дух и волю. Но ИМХО только если они БОЕВЫЕ. Нет раздачи - "нет шоколадки")
Вот тут ИМХО и фехтование выходит на первый план. Поражающий фактор гораздо выше, да и появляется он почти сразу. Следовательно и восприятие нагружается сразу "по-взрослому". Ну и эффект быть должон)
Что касается форм, то это очень неоднозначная тема). Увы, абсолютно не важно на что она ПОХОЖА. Важно то, ДЛЯ ЧЕГО она создавалась. Это чисто методический момент.
ИМХО: форма похожа на заархивированный файл. Объем вроде и небольшой, а напаковано туда...
Но тут есть целый ряд нюансов:
1)"Снаружи" не видно какой именно файл паковал создатель формы. Он может быть и "текстовым", и "софтом", и "компилятором" и вовсе "клавиатурным тренажером"))
2)"Файл" может быть "битым". Правильная передача очень важна.
3)Универсального "архиватора" не существует - нужно ЗНАТЬ как читается форма и зачем она нужна.
Ой не сразу... :-)
Сколько времени уходит на освоение правильной стойки, шагов и передвижений? А ведь только после этого в руку дают оружие. И...те же шаги, выпады. И дальше - по программе...
Маэстро - через сколько (в среднем) бойцы нашей школы выходят на боевое посвящение и допуск к боям? По моим наблюдениям - месяцев через 7 - 8. А то и через год. Когда наберут достаточное количество и чистоту техники, насколько я понимаю... Да и то - если вспомнить первые бои - техника, как бы она ни была наработана на уроке - в поединке начинает работать ой не сразу. В этом - и беда, и спасение любого искусства.
#Нет раздачи - "нет шоколадки")#
Есть раздача без освоения минимальной базы до уровня коленного рефлекса - есть либо труп, либо калека на выходе. При условии даже рукопашного поединка. А уж если с оружием... Знаю-знаю - в фехтовании - и нам колеты, и маски - все в помощь. Тогда - другой аспект вылезает - боец быстренько адаптирует недоработанный арсенал - и забивает ошибки в рефлексы намертво...
#Правильная передача очень важна.#
Она везде важна. Хоть в таолу, хоть в наработке элементов на уроке. Показали укол неправильно (а еще хуже - спер вприглядку) - и вот она, родимая кривизна, за которую уцепят при контакте.
Но это уже в смежную тему про "Можно ли научиться фехтованию без учителя". :-)
Таким образом каждый отражает во время ответов ту схему, которую использует при познании (анализ + ассоциативный ряд) ответа на данный опрос, выбирая из доступных вариантов либо же расширяя свой ответ комментарием.
ЗЫ
Я думаю, можно вспомнить слова из нашего хорошего старого фильма и перефразировать их:
"Не умещается фехтование в шляпу, господа" (с)
"Знающий не говорит, говорящий не знает".
In nomine Patri et filii et Spiritus Sancti
Amen.
:-)
Маэстро - через сколько (в среднем) бойцы нашей школы выходят на боевое посвящение и допуск к боям? По моим наблюдениям - месяцев через 7 - 8. А то и через год.#
Угу, именно об этом я и говорю - уже через год. И это при том, что базу у вас ставят весьма основательно. Меня в свое время к свободной работе на полной скорости допустили через 2 года). Про контактные бои с "чужими" я вообще молчу.
Мне кажется тут первопричиной - тот самый поражающий фактор. Он в обоих случаях выстраивает базу под себя, в одном случае "отсекая лишнее", а в другом "набирая силу"(Ну очень спорное предположение))
#Есть раздача без освоения минимальной базы до уровня коленного рефлекса - есть либо труп, либо калека на выходе.#
"Кулачный бой должен продлевать жизнь, а не укорачивать ее травмами")
Со старыми мастерами трудно спорить - они, почему-то все время правы))
Никто ведь и не призывает избивать новичков-первогодок. Работает человек "в тень" - ну и пусть себе работает... Но в парной наработке светлое чувство "ошибусь - прибьют" должно присутствовать постоянно. Даже при наработке с 20%ной скоростью.
И, естественно, работа с "полным" ударом может быть только при хорошо вкатаной базе. Иначе просто смысла нет: полгода вкатывал, потом под ударом начал дергаться и в 10 минут все поломал.
А смысл?
Ну и травмы - куда-ж без них при таком баловстве...
#Знаю-знаю - в фехтовании - и нам колеты, и маски - все в помощь. Тогда - другой аспект вылезает - боец быстренько адаптирует недоработанный арсенал - и забивает ошибки в рефлексы намертво...#
Так а я о чем? Он ведь почему позволяет себе ошибаться? Просто НЕ БОИТСЯ идущего в него удара.
#Она везде важна. Хоть в таолу, хоть в наработке элементов на уроке.#
Если вы говорите о внешних школах(вне зависимости от происхождения), то - да. Но ведь есть еще и внутренние. Там иногда вообще без форм обходятся при обучении.
Если все идет по плану, то при двух индивидуальных уроках в неделю - примерно через год.
"...если вспомнить первые бои - техника, как бы она ни была наработана на уроке - в поединке начинает работать ой не сразу"
Это, к сожалению, точно! Цитирую по памяти, но почти дословно: "Классика начинает разрушаться тогда, когда первый бой меняет взгляд на технику". (А. И. Живчиков)