Ключ.

Единоборства
Единоборства: КлючОбращаюсь в первую очередь к тем, кто занимался или занимается преподаванием и изучением фехтования. У вас никогда не было ощущения, что рядом лежит ключ к пониманию движения, научению движению итд. Такие озарения, что составляют счастье фехтовальщика исследователя. Со временем , проходя очередную "комнату" старый ключ уже не нужен, за твоей спиной двери открыты, и ты или отдаешь или продаешь свой найденый ключ.
Расскажите о своих находках, как они изменили ваше понимание.
Сам начну с такого:
К этому времени я уже занимался фехтованием 2 года, выиграл пару региональных турниров по истфеху, отличался напористым, агрессивно-прессинговым стилем. Восхищался бойцами, чье фехтование было "искусством защиты", и завидовал им. Сам выигрывал только тогда, когда плевал на действия соперника и давил и бил, давил и бил.
Тогда -же зарегистрировался в этой группе, посмотрел альбом про мензурное фехтование. Что-то стукнуло в голове. Изготовил специальные снаряды для отработки рипостов в рубящей технике, придумал, подсмотрел и вынудил обьяснить несколько упражнений на эту технику. 4 месяца работал сам и заставлял одноклубников. Недавно вот выиграл у бойца, по физухе минимум вдвое меня превосходящего, мои ученики с 4-х месячным стажем занятий выдерживают по 6 двухминутных боев за час. И побеждают в половине из них.У опытных соперников. Изменилось восприятие. Это как пройденная "комната".
Тоже было и после изучения "анизотропного шага". Но это уже другая история...
7 комментариев
avatar
Брат, люди которым все дают в виде классической методики, возможно не ценят эти находки, так как не попадают в ситуацию сравнения на своем боевом опыте. Полученное в готовом виде сложнее оценивать чем то что нашел сам и что имеет свой конкретный именно для тебя смысл.
avatar
Есть у меня надежда, что не всем все разжевали сразу. А не будут писать - ну и ладно. Клевые истории при мне останутся :)
avatar
Согласен с Алексеем.

У меня у самого подобные истории были. Самая свежая произошла месяц назад. Во время обучения своих наткнулся в очередной раз на ступор, который проявлялся поголовно у всех начинающих. Дело в том, что базовая стойка на катана, та самая, которую мы видим чаще всего на записях чемпионатов по кендзюцу, дзедан-камае (средняя стойка), так вот, эта стойка является по сути вторым элементом прямого рубящего сверху-вниз. То есть удар начинается из гедан-камае (меч над головой) и заканчивается в тюдан-камае (меч у ног). У учеников как правило возникают проблемы с применением гедан и тюдан именно потому, что дзедан по идее оптимальна, но это стойка больше для защиты. Также начиная освоение с этой стойки приходилось долго и упорно ставить ноги, потому, видимо, что у ног имеется множество вариантов встать не так как надо в этой позиции. И вместо того, чтобы быть твердым как скала, ученик чаще всего стоял как на шарнирах. Короче, времени уходило очень много именно на постановку ног и рук в этой стойке. А дальше происходил ступор, ну никак ученик не хотел вылезать из нее в остальные.

В принципе таши-но-даши имелся базовый постулат изменения стоек чуть ли не на каждый шаг, и я выловил одну, с которой очень удобно перемещаться. Она подходила под разряд дзедан (средней), но в ней рукоять меча была вытянута вдоль предплечья (на вытянутой руке на одной линии с плечом), но поддерживалась второй рукой, кончик клинка нацелен в горло\грудь противника. И тут меня осенило. Я подправил положение ног так, чтобы можно было использовать это в статичной позиции. Выглядело это все конечно в разы сложнее обычной дзедан-камае, но, что самое удивительное, "криво" в ней стоять долго не получится, при неправильном положении либо быстро устает одна из рук, либо сводит ногу.
Я начал ставить учеников сразу в эту стойку, нежели в классическую дзедан. И кто бы мог подумать, что пойдет такой прогресс именно из-за сложности. Если ученик начинал чувствовать, что руки или ноги сильно напряжены, то понимал, что стоит неправильно и тут же спрашивал что не так (в обычной дзедан криво стоять можно сколько угодно и не заметишь). Более того, новая стойка позволяла проще использовать переходы в тюдан и гедан. Таким образом обучение пошло в два раза быстрее и во время поединков ученики быстрее начинали применять сложные элементы, а также упростилось прививание ударов с одной руки (и с левой и с правой).

Вот такая история. =)
avatar
Вот всегда удивляюсь, хотя знаю почему и откуда ножки растут, тому, какое внимание многие "восточники" уделяют статичным позициям.
Для меня статики - это или момент ожидания чужого удара в рамках "а щас я тебя в ответ", или промежуточные, даже незамечаемые мозгом моменты, когда нет технических действий. Даже с полуторным мечем думую так-же будет.
Спасибо за ответ кстати. :)
avatar
Игорь Шмелев

Мне после Европы тоже было тяжело привыкнуть. Но, как я понял, в этом есть свой смысл и своя стилистика боя. Кстати, с тем же устремлением в "момент ожидания чужого удара в рамках "а щас я тебя в ответ". Восточники отталкивались от стоек, поэтому наверное у них стоек до фига. Каждая несет свой атакующий элемент и элемент контратаки. А расчет идет простой, если противник не в курсе очередного изврата и не умеет ему противодействовать, то огребет. =) Таким образом становится вполне понятным, почему даже в Бусидо была рекомендация постигать ВСЕ встречающиеся школы.
avatar
Игорь Шмелев
#5
*какое внимание многие "восточники" уделяют статичным позициям.*

Насколько позволяет судить собственный скромный опыт (больше - теоретический, так что - прошу прощения у адептов, если неправ) в Восточных направлениях, статические стойки (сужу по китайским практикам) использовались скорее для тренировки правильности занимаемой позиции, выносливости и воли (в стойке лошади простоять с пяток минут - воля ого-го нужна!). Если не изменяет память, суффикс "бу" переводится не как "стойка", а как "шаг". То есть подразумевает не статику, а непрерывно изменяющуюся динамику. И, поскольку "настоящий удар зарождается в стопах, усиливается через ноги в пояснице, концентрируется в "дяньтань" и выбрасывается через руку" (С), чередованию передвижений ног уделялось громадное значение.

Что же до статики в стойках... В классике, насколько я помню, она в плане подготовки тоже есть. Ученик принимает основную стойку - и сидит в ней, затачивая мышечную память и подготавливая мышцы к непривычным для них нагрузкам...

Да и в бою частенько не уходят с выпада, провоцируя противника. Ах, да, еще - скрестный шаг, смена правосторонней стойки на левостороннюю, уход ногой назад при выполнении pasatto sotto, работа ногами со сменой стоек при уклонениях и вольтах... Тоже немало получается "шагов", которые можно рассматривать в конечном моменте исполнения как "стойки"...
А уж позиции при работе итальянской школой и бастардом - тут, насколько можно судить по прочитанному и увиденному, еще больше того, что можно назвать "стойками"...
avatar
Сергей Кондратюк

Вы правы =) Кстати вот поэтому мне и нужно было возиться со стойками, то есть та самая ситуация в посте #4. ;)

Еще история, если позволите. =)
Я вам уже писал о системе стоек Гатотсу (школа Волка). Меня привлекла эта стойка сначала с эстетической стороны. Необычно смотрелась, что греха таить. Я покапал малость, нашел мало, но то что нашел - плохо понимал. Вроде как она корнями уходила в осуществление шикарной традиции одного удара. Оно и понятно, мощный колящий с одной руки. Мы с другом замерили - на 2,5 метра можно достать при моем росте (учитывается шаг и сам выпад). Но вот незадача, в Гатотсу также есть три позиции (гедан, тюдан и дзедан), а сам автор этого стиля считал, что настоящая Гатотсу осуществляется из верхней, то есть гедан-камае (и в записях и в аниме это проскакивало). Я долго ломал голову почему. Ясно, что прицел идет в голову из верхней, из средней грудь и горло, ну а из нижней живот и ноги. Это не говоря о том, как пришлось осваивать защиту из этой стойки, оказалось, что она вполне надежна, но я впервые учился защите, когда придерживаешь кончик клинка левой рукой и только правая на рукояти. Фехтуя с мастером из Золотых Лесов я шикарно отразил ураган его ударов на парных мечах. После чего мы оба озадачились: я - потому что удивительно легко было, он - потому что никогда не видел такого изврата на катана. =)))
Так вот, опробовав Гатотсу в бою, я понял почему гедан-камае считалась основной. Не смотря на то, что основная зона атаки у нее голова и иногда горло, прямо в момент выхода на выпад можно перенести меч и в среднюю позицию и в нижнюю, таким образом одна и та же атака могла нести в себе на самом деле ТРИ. А получилось это потому, что один шпажист очень лихо встречал удар в голову в парадэ (или как там это называется), поэтому пришлось прямо в процессе удара пробовать изменить зону попадания. А вот посмотри я внимательнее анимэ или полистай дальше мангу - я бы понял сразу. =)))

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.