Некоторые размышления, навеянные темой Эпиграфы

Единоборства
Единоборства: Некоторые размышления  навеянные темой ЭпиграфыВообще, любопытно, что для такого интересного и значимого в истории человечества (жизненно значимого вплоть до недавних времен) феномена как фехтование находится так мало цитат. И большая их часть - совсем недавние, то есть уже после того, как фехтование потеряло свою практическую значимость и перешло в область чистого искусства или спорта. При том, что фехтование - это такой отдельный космос, который тебя затягивает все сильнее, если ты начинаешь в него погружаться. И при том, что оно было развито и в аристократической, и в творческой среде. К примеру, наше-все-Пушкин, бывший неплохим фехтовальщиком, и написавший немало строк, не оставил живописных описаний поединков или фехтовального процесса (может, мне просто не попадалось, и кто-нибудь ввернет лихую цитату?)

И вот этот фехтовальный космос, проецирующийся и на мировоззренческую сферу в том числе, оставляет так мало вербальных отпечатков во времени. В то время как ты узнаешь о презумпции в фехтовании, слышишь, что "лучшие действия - это те, которые находятся на грани своего существования", "фехтовальщик должен быть не быстрым, а своевременным", и прочие дивные высказывания своего фехтмейстера (С. Мишенева в моем случае), и они так удивительно разворачиваются в твоем сознании, раскрывая ткань бытия... И можно было бы писать огромные философско-фехтовальные трактаты... И прочее, и прочее...
8 комментариев
avatar
Но в пространстве почти тишина. По крайней мере, в пространстве европейской культуры. Там, где восточное сознание может развернуть длинные рассуждения по типу «Писем мастера дзэн мастеру фехтования» на тему, в общем-то, достаточно простых пяти стоек и трех ударов (я утрирую, да не обидятся на меня поклонники кендо, к коему я отношусь с большим уважением), европейское сознание не говорит ничего о сложном, многогранном и невероятно красивом искусстве классического фехтования. Вернее говорит, но говорит о соединениях и оппозициях, парадах и рипостах. Подобный азиатскому вектор развития получила в свое время испанская школа, и умерла как школа фехтования, увязнув в философии и геометрии.

Я все же обращусь к цитате из Перес-Реверте «Шпага, господа, это существо мистическое. Да-да, фехтование – мистика для благородных людей. Особенно в нынешние времена». Мистическое – значит таинственное, и вытаскивая в слова глубинные смыслы, эту мистику можно легко потерять. Как раз то «дао, которое может быть выражено словами, не есть истинное дао». С какого-то момента изучения фехтования появляется ощущение сопричастности к некому скрытому искусству. Все эти фехтовальные сатори (просветления) во время уроков и медитаций-размышлений – это практически идеальная дзэн-буддистская «прямая передача истины без слов и наставлений». Конечно, этот абзац – это шутка, позволение себе такого интеллектуального заноса как иллюстрации абзаца предыдущего.

Как же все прекрасно.

avatar
Европа, чаще стремилась к практичности, нежели к философии...

"...получила в свое время испанская школа, и умерла как..." Для кого как, но для меня не умерла, я - поэт, художник и танцор, а не математик или физик, а Испанская (да, для меня с большой буквы) школа это - страсть, порыв, чувство, пламя, хитрый взгляд и поцелуй... Это то, как я чувствую. Мертвых языков нет, пока есть некто кто ими думает... И для вас эта школа может умерла, а для меня это жизнь!

Хотя, отчасти я с вами согласен... из-за этого ухода от чувств к расчету.

Я сам пишу о фехтовании, не только стихи, но и "огромные философско-фехтовальные трактаты... " (не то чтобы очень большие, и не то что бы очень много)))) Но я обычно этим не делюсь... по личным соображениям, ведь это МОЯ философия, всецело разработанная мной, просто то КАК я живу... Я, в принципе, только в этой группе позволил себе небольшую вырезку из своих трудов(хотя эти труды - одно сплошное удовольствие) в обсуждении "Секретные удары"*http://vkontakte.ru/board.php?act=topic&tid=2273...*, и был очень рад, заметив людей, чувствующих и живущих схоже. К слову, уже придя к своему мировосприятию(а клинок неотделим), к своей философии, стал изучать различные философские течения нашел очень много общего в них(тогда у меня и с религией момент был занимался анализом различных верований, пришел к множеству общих в них моментах, но остался при своем, сложившимся до этого, мнении)и с тем что писал и понимал я сам. Но действительно не смог найти ничего вменяемого по еворпейским философским течениям связанных с боем... Только восточные, и изучая их, я был ошеломлен.. и немного подавлен... а затем и немного горд, ведь я как и древние понял ЭТО сам, не приходил к этому, а нашел в себе...
avatar
Антон Тофилюк

Может быть, фехтование действительно гораздо ближе к Чаньской школе, чем мы думаем.
Как описать чувство, когда ты знаешь наперед, что противник сделает в следующий момент? И действительно есть что-то от "внезапного просветления" и в самом процессе боя, и в восприятии мира после_тренировки.
Отсюда и относительная "бедность" цитат и высказываний. Слова и имена не важны. Адепт получает истину и "просветление" в процессе занятий. Ему не нужны слова для описания того опыта, который он получает. А человеку стороннему все равно не донести ни радости от красивого действия, ни восторга и "сатори" победы. Это не объяснить словами. Это можно только пережить.
avatar
Ребята, вспомнилось вот такое :

SILENTIUM! *

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью - и молчи!..

* Молчание! (лат.).
avatar
Фехтование будет жить, пока живут Современные Рыцари!
avatar
Александр Silver Dragon Дмитриев

Ну почему только рыцари? Самураи, синоби, бретеры =)
avatar
Ой. А нужно ли синоби(читай разведчик, диверсант) фехтование. У меня дед двоюродный был ну чистый синоби - с 37 года в разведке, а с 40 в диверсионной группе. Не фехтовали они, хотя убивали ножами, палками, лопатами. Я пытался по молодости его распрашивать, он говорил вроде " не смог убить незаметно - умер сам".
avatar
Игорь Шмелев

Ну почему же? Одно дело диверсанты современности и ВоВ, а другое - средневековые. Синоби придумали небольшую, но довольно изощренную систему фехтования на синобигатана. На практике некоторые элементы мне очень помогали в бою. То есть именно их специфические приемы, а не заимствования из кендзюцу.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.