Шо це такое - фланконада? :
Сергей Викторович, у меня к Вам очередной вопрос, давно мучавший меня :)))
Видимо начал проходить период моей затяжной депрессии, стал возвращаться интерес к жизни, а стало быть, и к фехтованию, которое для меня является квинтэссенцией физического бытия :))), и как следствие - в голове снова начали появляться детские вопросы из категории «почемучек» :))
Вопрос такого рода, я уже задавал многим, и не раз, возможно даже ранее спрашивал и Вас, но так и не получил исчерпывающего ответа.
Надеюсь, сейчас информационная база стала пошире, многие Ваши ученики, как я думаю усердно копаются в старинных руководствах и трактатах, мотают науку на ус.
Кто и что мне может рассказать про такую вещь, как «фланконада»?
Меня интересует все, начиная от этимологии, и возможно наиболее точного перевода этого термина, и кончая описанием (видеодемонстрацией) собственно техники выполнения этой атаки/рипоста.
А главное – почему этому уколу присвоили отдельный термин, в отличие от других, которые просто именуются по сектору нанесения, типа – «укол/ответ в приму», «в секунду» и т. д.
Я так понимаю, если этой разновидности укола дали собственное оригинальное наименование, тем самым выделив его из массы других, стало быть, у него есть своя определенная изюминка или некий подвох? :)
Видимо начал проходить период моей затяжной депрессии, стал возвращаться интерес к жизни, а стало быть, и к фехтованию, которое для меня является квинтэссенцией физического бытия :))), и как следствие - в голове снова начали появляться детские вопросы из категории «почемучек» :))
Вопрос такого рода, я уже задавал многим, и не раз, возможно даже ранее спрашивал и Вас, но так и не получил исчерпывающего ответа.
Надеюсь, сейчас информационная база стала пошире, многие Ваши ученики, как я думаю усердно копаются в старинных руководствах и трактатах, мотают науку на ус.
Кто и что мне может рассказать про такую вещь, как «фланконада»?
Меня интересует все, начиная от этимологии, и возможно наиболее точного перевода этого термина, и кончая описанием (видеодемонстрацией) собственно техники выполнения этой атаки/рипоста.
А главное – почему этому уколу присвоили отдельный термин, в отличие от других, которые просто именуются по сектору нанесения, типа – «укол/ответ в приму», «в секунду» и т. д.
Я так понимаю, если этой разновидности укола дали собственное оригинальное наименование, тем самым выделив его из массы других, стало быть, у него есть своя определенная изюминка или некий подвох? :)
Так что фланконада это не отдельный термин, а просто обозначение направления, только по французски. А таких словечек в ранней классической терминологии много - фруассе, кроазе, куле, легирование, аппель и, более известные - купе, дегаже, парад, рипост... Ну и среди всего этого - фланконада.
Теперь уж в голове все срослось с этой самой фланконадой :)
Увы, такой хороший ответ, как всегда повлек новые вопросы :)))
Расшифруйте уж тогда и значение других приведенных терминов ;)
Кое-что я знаю, но не уверен на все 100%
Фруассе - скользящий батман, если я ничего не путаю?
Кроазе - полукруговое завязывание?
Легирование - соединение и скольжение по клинку противника?
Аппель - разновидность выпада, где идет обманное провоцирование противника, ложным взмахом (притопом) впередистоящей ноги в 1 темпе?
Поправьте меня если я что-то путаю, и если можно дайте аналогично фланконаде их перевод с французского.
А вот термин "куле" я слышу впервые, даже и предположений нет об его смысле :)
Насчет купе, дегаже и пр. – надеюсь достаточно уже просвещен :)
Круазе же он обозначает как атаку на оружие особым образом с целью выбить оружие противника или вывести его из линии.
Куле-атака - скользящее движение вашего клинка вдоль слабой части клинка противника с легким нажимом на последний.
Повторяюсь - источник - Сивербрик.1880
Разночтения у меня возникли только по поводу аппеля.
Действительно, куле - не обезоруживание (вышибка) а скольжение (скользение по Фишеру). Буквально - натекание, от французского глагола couler - течь, лить, выливать. Ошибся, и спешу исправиться дословно:
"О скользении или куле.
Скользение или куле производить проводя легонько клинок свой вдоль клинка противника, вытягиваясь между тем; но старайся тверже держать свое тело, дабы можно было рассмотреть, что надлежит делать"
Б. Фишер. Искусство фехтовать во всем его пространстве. Новое наставление как хорошо владеть шпагою. Спб., 1796.
Аппель - вызов на атаку при помощи глубокого захвата без последующих действий. Сивербрик рекомендует выполнять его одновременно со стуком ногой. Так же он описывает дубль-аппель. Как легко догадаться - двойной захват, сначала в одну, затем в другую сторону.
Только по Сивербрику одно маленькое уточнение - его учебник вышел в 1852. Сам профессор умер 17 ноября этого же года, спустя несколько месяцев после издания своего труда.
И, наконец, легирование - просто вход в соединение. Возможно - овладение соединением. По Фишеру дословно так: "Легировать шпагу, значит пристать к оной, оборотя кисть ногтями вниз..."
И в другом месте "...нажми крепко слабую часть его клинка, а после легировки отбей октавою..."
Но в еще более старой, французской же терминологии, звучит как froissement. Смысл меняется не сильно - комкание, шуршание, столкновение. Кастль определяет как "захват вдоль клинка противника". Это, правда, в книжном переводе. Если интересно, могу поискать в подлиннике, но это мне долго выкапывать!)))
Упражнение 87. Фруассе (скользящий толчок)
Построение: парное. Исходное положение: оба в четвертом соединении.
Техника исполнения. По команде «Скользящим — бей!» ученики «моей» шеренги поднимают острие шпаги так, чтобы оно оказалось выше острия шпаги партнера. При этом свое оружие надо слегка передвинуть влево по клинку партнера. Оружие поднимается за счет сгибания кистевого сустава. Для нанесения толчка нужно резким движением кистевого сустава вниз вперед скользнуть по клинку партнера от острия почти к гарде. Это отбросит клинок его оружия вправо назад. Иногда это движение выполняется до положения упо¬ра в гарду противника.
Методические указания. Этим приемом много пользовались в фехтовании XVIII и XIX столетий. На сцене он хорошо озвучивает бой и достаточно эффектен и динамичен. При хорошей технике угол, под которым соприкасаются клинки, должен быть острым. Партнер, получивший сильный скользящий удар, должен на него отреагировать.
Он, согнув локоть, подносит оружие противника к своей груди и, захватывая его левой рукой за клинок, как бы говорит: «Выбить шпагу не дам!». При этом оружие из правой руки не выпускается. По команде «К бою!» оба возвращаются в положение боевой стойки.