Про гармонию
Или в догонку, про "гармонию". Описываю ситуацию. Приятель едет на машине по узкому спуску с парковки Ашана (в Москве). Обогнать его нет никакой возможности, однако сзади пытается пролезть 99я модель жигулей. При съезде с парковки, 99я поравнялась с ним и женщина (!) сидящая рядом с водителем 99ой стреляет ему в голову светозкуковым патроном из ОСЫ (считай ракетница) и уезжает. Стекло у приятеля было поднято, в машине был он один, детей/жены не было. При выстреле он никаких травм не получил.
Догнал их на МКАДе, пытался задержать, вытащил водителя (что характерно, приятель - вообще не боец и работает менеджером). В итоге их растащили гаишники с серьезными обоюдными травмами. Оба написали заявления в милицию. Теперь всех ждет лечение и разбирательство. "Внимание вопрос: Ваше виденье гармоничного решения данной ситуации?"
Догнал их на МКАДе, пытался задержать, вытащил водителя (что характерно, приятель - вообще не боец и работает менеджером). В итоге их растащили гаишники с серьезными обоюдными травмами. Оба написали заявления в милицию. Теперь всех ждет лечение и разбирательство. "Внимание вопрос: Ваше виденье гармоничного решения данной ситуации?"
1) возникшей сразу после выстрела; 2) по факту ожидаемых лечения и разбирательства.
Как вижу сам:
п.1: Вводные: а) применение светозвукового патрона - очевидно, без "пули", воздействие - ослепление, оглушение. Короче, намерение вызвать шок, испуг. Нанесение травм не предполагалось и не прогнозировалось (как и последующее преследование с мордобоем); б) очевидная неадекватность действий пары в "99" - расхождение с общепринятой культурой (стереотипами) поведения.
Что делать на месте? Реагировать немедленно в виду угрозы оружием - перед выстрелом, в момент выстрела, сразу после него (перед вероятным вторым)? Как? вываливаться из машины через пассажирскую дверь? таранить стрелка? уматывать в противоположном направлении?
По размышлении - выбираю "ирими" - таран, блокировка машиной (в кювет, к ограждению) (в силу предположения о возможности второго выстрела), далее либо отход, либо развитие атаки - по результатам тарана. Звонок при первой возможности в милицию о вооруженном нападении.
Догонять и разбираться - поздно, все уже кончилось. "Меня" напугали, а "мои" дальнейшие действия - погоня и мордобой (в одну калитку - "наказания" - не получилось) - всего лишь попытка компенсации в своих глазах пережитого унижения или испуга ("как, МЕНЯ будить?") .
Ну это все слова, слова. Реально скорее всего притормозил бы в сторонке, успокоился, выпил бы чашечку кофе, квалифицировал бы происшедшее как несчастный случай - стихийное бедствие. Позже неизбежно бы проанализировал и попытался выработать схему действий на будущее.
п.2. После мордобоя: восстановлением справедливости не пахнет, разве что моральное удовлетворение от реализации попытки возмездия. После мордобоя стороны практически уравнены с точки зрения общепринятой культуры поведения, да и по фактическому состоянию дел - ничья.
Перспективы: а) судебное разбирательство; б) внесудебные "разборки".
Лечение учитываю как фактор, влияющий на такой ресурс проведения а) или б) как здоровье обеих сторон.
Если же обе стороны "круты" - война до победного конца из опасений потерять лицо (и дееспособность), бонусов - никаких, перспектива - вплоть до уголовного преследования. Победный исход маловероятен, судя по тому, что описание происшедшего стало известно здесь.
Предпочтительный для меня исход - примирение сторон, взаимный отказ от претензий, закрепленные в официальном порядке. Бонусы - моральное удовлетворение от попытки возмездия, минимизация затрат ресурсов.
Итого, гармоничное решение для меня: по 1 - таран, по 2 - примирение.
Есть такой товарищ Эрик Берн. Он схему взаимоотношений описывает как взаимодействие частей личностей человека или эго-состояний человека. Всего их 3. Родитель, взрослый, ребенок. Функции:
родителя - сохранение традиций, опыт предыдущих поколений, этических норм, морали. Состояние довольно категоричное, эдакий внутренний "папаша".
взрослого - мыслить и принимать решения в соответствии с поступившей информацией
ребенка - опрометчивые поступки, порывы, любопытство, чувство и эмоции, интуитивное творчество.
Вот мой приятель и его оппонент вели свой диалог между своими "детьми".
Ребенок одного, обидил ребенка другого. Стоило одному из них перейти во взрослое состояние, всего последующего геморроя можно было бы избежать.
Прокомментируйте, плиз
в таком разрезе получается, что: 1) раз "ребятишки" наигрались в войнушку (силы кончились, на сцену, пока тихо, есть возможность выйти другим действующим лицам); 2) то "взрослым" пора раздавить пол-литра; 3) а "экипаж" моей "башни" пошел пить зеленый чай с плюшками :)
Если серьезно, то проделки этих персонажей (всех) будут оценивать и приводить к гармонии другие люди.
Согласно указанной схеме, в описанном эпизоде имеется дисбаланс между "ребенком", "взрослым" и "родителем". Нужно восстановить равновесие. Как - другой вопрос. Дать каждому из них всего вдоволь - чего хочется, но в безобидной форме?
Честно говоря, мне данный подход (Э.Б.) не нравится.
Во-первых, такое (любое?) расчленение личности очень условно и искусственно (хотя идея вроде понятна). Во-вторых, видимо, для успешной терапии, каждого из этой троицы нужно локализовать (во времени и пространстве) - не подталкивает ли это к реальной шизофрении?
Эдуард eys Щепетильников, никакой шизофрении не подобном расмотрении личности не наблюдается. Это обычная модель структуры личности (такая же как, например, фрейдовское Я, Оно, Сверх-Я). И задача этой модели лишь показать, что мы не всегда поступаем осознано. Современные исследования психологов показывают, что человек только на 5% осознает свои действия. В остальных случаях он либо подвержен желаниям, страхам и т.д. (что есть "ребенок"), либо действует согласно социальным нормам, предписаниям и т.д. (что есть "родитель"). У психологически здорового и актуализированного человека доминирует "взрослый". Но для состояния взрослого характерно существование здесь и сейчас, а не вырабатывание норм или подчинение страстям. Как например в айкидо во время рандори: изначально я не знаю какую технику я исполню, все зависит от "первой встречи", реакции и поведении противника и т.д. Если я пытаюсь сделать задуманное ирими или что-либо еще, то иногда (при удаче) срабатывает, чаще нет (такой подход можно рассмотреть как доминирование "родителя"). Или начну суетиться, переживать и вообще никакая техника не получиться и начнется свалка, армреслиг, кто во что горазд (это похоже на доминирование "ребенка").
К сожалению, психологически здоровых людей практичеки нет. Хотя при направленной работе этого вполне можно достичь. Айкидо и в качестве техники и в качестве философии этому может отлично способствовать.
Кстати есть очень интересная книга отечественного психолога М.Е. Литвака "Психологическое айкидо". Он основывается на берновской модели личности и вводит "принцип амортизации", которую предлагает использовать для общения в конфликтных ситуациях. Понимание айкидо там поверхностное и даже очень упрощенное, но знающй айкидо легко добавит недостающие элементы.
Есть такое мудрое правило у водителей. Правило трех "Д" - Дай Дураку Дорогу.))
Мне кажется стоило избежать конфликта еще в самом начале. Когда 99 пошла на обгон. Сбрось скорость и пропусти 99 вперед возможно ничего бы не было. Хотя история не терпит сослагательного наклонения. Совершенное-совершено и видимо оно было единтсвенно возможным и правильным для конкретного человека в конкретной ситуации.
НО, тут же я сам понимаю, что этот вариант , вроде бы, и вижу гармоничным, но сам бы я в такой ситуации вряд ли бы так быстро сообразил запомнить номер.
Хотя, понять парня могу.