Брюса Ли. Работы Джиду Кришнамурти
Если партнер или ученик Брюса видел, что он собирается атаковать, то начинал отступать так быстро, как только мог, но такова была скорость и проникающая мощь ударов Брюса, что даже первоклассные мастера обнаруживали, что они не способны уклониться от этих ударов. Сам Брюс особо подчеркивал, что наилучшим способом тренировки он считает свободный (без ограничений) спарринг с использованием защитных приспособлений. «Для спарринга вы должны надевать удобные и надежные защитные приспособления. Тогда вы сможете научиться выбирать правильно момент и дистанцию для успешного нанесения ударов. Прекрасная идея - спарринговать с различными индивидуальностями - высокими, низкими, быстрыми, резкими, неуклюжими, да, временами неуклюжий неприятель может одолеть более классного, чем он бойца, потому что его неуклюжесть - это своего рода рваный ритм.
хвалюсь; если я скажу, что не достаточно хорош, вы будете знать,
что я лгу.
Стань бесформенным, бестелесным, как вода. Когда ты наливаешь
воду в чашку, она становится чашкой; ты наливаешь воду в чайник,
она принимает форму чайнику. Вода может течь или разрушать. Будь
водой, мой друг.
Если Бог и есть, то он внутри нас. Вы не спрашиваете у Бога дать
вам что-то, вы зависите от Бога в вашей внутренней сущности.
До того, как я практиковал Путь, облако было просто облаком, а
гора была просто горой. После того, как я изучил Путь, облако
перестало быть облаком, а гора перестала быть горой. Но сейчас,
когда я познал Путь, облако вновь стало просто облаком, а гора
стала просто горой.
Разум подобен саду, в котором все, что бы вы ни посадили, цветы
или сорняки, будет расти.
Используйте только то, что работает, и извлекайте это отовсюду, где
бы вы его ни нашли.
Чем более мышцы расслаблены, тем больше энергии может течь
через тело. Мышечное напряжение или попытка применения грубой
силы может привести только к отрицательному эффекту.
Знание техники - лишь начало изучения кунг-фу. Чтобы стать
мастером, необходимо войти в его дух.
Я не мастер, я ученик-мастер. У меня есть знания и опыт мастера, но
я продолжаю учиться. Следовательно, я ученик-мастер. Я не верю в
слово «мастер», думая о нем как человеке, на котором можно
поставить крест.
Не отрицайте классического подхода просто в качестве реакции, или
вы создадите еще один шаблон и попадете в его ловушку.
Джит Кун До - это просто название, не придавайте этому особого
внимания. Если вы понимаете суть боя, то такого понятия как
«стиль» не существует.
Когда я смотрю вокруг, я всегда чему-то учусь, и все это для того,
чтобы всегда быть самим собой, выражать себя и верить в себя. Не
ищите успешной личности, чтобы подражать ей.
Посадите всех великих учителей в одну комнату, и они во всем
придут к согласию. Посадите туда их учеников, и они будут спорить
из-за всего.
Звенящая струна, принимая фиксированное положение, становится
сломленной в духе.
Вино может быть таким разбавленным, что мало кто захочет его пить.
Люди учатся читать слова группами. Там, где ученик видит три
движения, опытный мастер видит одно, потому что он видит цельный
поток энергии.
Вакуум - это не просто пустота, он реален и свободен. Это источник,
из которого все берет начало и куда все возвращается. Он не может
быть увиден, к нему нельзя прикоснуться, но он существует и
свободно используется. У него нет формы, размера, цвета, но все,
что мы видим, слышим, чувствуем - это «он». Он вне
интеллектуального понимания. Когда человек вдруг приходит к
осознанию, что границ не существует, он становится всем; горы,
реки, трава, деревья, солнце, луна, вселенная - все это он. Больше
не существует разделения и барьеров между мной и другими,
больше нет чувства отчуждения или страха. Осознание этого
приводит к настоящему состраданию. Другие люди и предметы
больше не рассматриваются вне меня, напротив, они видятся единым
мне телом.
Извлекай полезное, отвергай бесполезное, добавь то, что
принадлежит только тебе.
Знания недостаточно, необходимо применение. Желания
недостаточно, необходимо действие.
Простота - последний шаг искусства.
Учитель - это не человек, дающий истину. Он гид, указатель к
истине, которую каждый ученик должен найти самостоятельно.
Хороший учитель - это лишь катализатор.
«оно» бьет само.
Чтобы узнать себя необходимо изучать себя в момент
взаимодействия с другим человеком. Если вы хотите понять суть
боевых искусств, видеть любого противника ясно, вы должны
отбросить представления о стилях или школах, свои предубеждения,
симпатии или антипатии. Тогда ваш разум избавится от внутреннего
конфликта и придет в умиротворенное состояние. И в этой тишине вы
увидите все отчетливо и ясно.
Я боюсь не того, кто практикует за раз 10000 ударов, а того, кто
практикует один удар 10000 раз.
Ключ к бессмертию - это в первую очередь прожить жизнь,
достойную памяти.
Не думай, чувствуй! Это как палец, указывающий на луну. Не
концентрируйся на пальце или ты пропустишь эту божественную
красоту.
Горячий характер достаточно быстро сделает из вас глупца.
Я не верю, что существуют различные способы борьбы. Если бы
человек имел три руки и три ноги, тогда мы бы имели различные
способы. Но у нас есть две руки и две ноги, поэтому я верю, что есть
единственный способ, и это - отсутствие всех способов.
Если вы всегда ставите границы в том, что можете сделать,
физические или какие-либо еще, это распространится на всю вашу
жизнь. Это распространится на вашу работу, на все ваше существо.
Границ не существует. Есть горизонтальные участки стабилизации,
но вы не должны останавливаться на них, нужно выходить за их
пределы. Если это убьет - значит, убьет
Нет ничего полезного в разбивании досок. Доски не могут дать
сдачи.
Они оба умерли с промежутком в несколько месяцев. В последний раз, когда они встречались, Брюс Ли спросил Ип Мэна: «Ты все еще считаешь меня своим учеником?»
Тот ответил: «А ты все еще считаешь меня своим учителем?»
Они оба засмеялись.
В джун-фан кунг-фу были постепенно ассимилированы техники, взятые из многих других стилей кунг-фу, с техниками западного бокса, тайского бокса, джиу-джитсу и фехтования. Видоизменения вносились не ради изменений, а только тогда, когда можно было продемонстрировать реальное усовершенствование, Хотя Брюс заимствовал техники из других систем, он использовал их в согласии с принципами вин-чунь - например, осознание центральной линии и экономные движения без предварительных сигналов.
«Я изучил базовые принципы того, что он основал, - говорит Таки Кимура, - но он был в поиске, сам идя шаг за шагом. Когда он приехал в Сиэтл, он держал меня в курсе происходящего. Ему пришлось изменить свой метод боя, потому что он уже не мог иметь дело с маленькими китайцами того же роста».
Это объясняет первый принципиальный отход от вин-чунь-метода боя Брюса Ли. Там, где в вин-чунь сохраняется подход равноценности обеих рук, Брюс Ли принял атакующую стойку, похожую на стойку боксера или фехтовальщика, все время держа свою более сильную правую сторону впереди.
Говарду Вильямсу было только пятнадцать, когда он начал учиться у Брюса Ли и Джеймса Ли в их оклендской школе. Он вспоминает, что сам переход от джун фон к джит кун до был не постепенным, а произошел почти за один день:
Брюс приезжал в Окленд раз в две недели на уикенд со своей семьей, между съемками «Зеленого шершня». Однажды он сказал: «Послушайте, это не джун фон: теперь это джит кун до». Брюс показал нам эту новую стойку - мы подумали, что это бокс; это сначала казалось похожим на кикбоксинг, но он продолжал использовать захваты из своего старого стиля.
Тим Тэкетт, школьный учитель по профессии, обучает небольшие группы «концепции джит кун до» в своем доме в Редлендс, штат Калифорния. Стараясь определить, что такое джит кун до, он говорит:
В нем есть разные аспекты - чувствительность, захваты, схватки, удары руками, удары ногами, кикбоксинг, - и как сложить все это вместе. Когда вы испытали все это и можете это делать, то у вас есть основа. Эта основа - это то, что должно проявиться у вас, когда парень выходит из грузовика, потому что вы с ним столкнулись или случайно оттеснили его с дороги, а он только что выпил дюжину пива, у него вес 260 фунтов и ему до лампочки, есть ли у вас черный пояс, когда он выходит из грузовика и идет на вас! Тогда все, что всплывет у вас, должно быть автоматическим.
Опять же, нужно помнить, что кинобои Брюса Ли и уличные бои были двумя совершенно разными вещами. Он никогда бы не использовал закрученный хук пяткой на улице.
В настоящей схватке жизненно важны две вещи. Во-первых, с помощью тренировки нужно заранее пережить часть тех сильных эмоций, которые вздымаются в схватке, чтобы уметь извлекать из них силу. Во-вторых, нужно достаточно часто практиковаться, чтобы быть способным действовать, несмотря на свое «я», в автоматическом и спонтанном потоке действий, который пересиливает любые другие соображения. Реакция «застыть или ударить» должна превратиться в состояние боя «без ума», или рефлекторное действие.
Когда вы сближаетесь, нет никакого рефери, который бы вас разделил. Матч на ринге - это не бой. Даже сегодня можно взять выдающегося боксера, и он может оказаться побежденным на улице. Но выведите его на ринг - и он в своих владениях. Бой - это действительно тяжело. Много раз это может быть перекатывание по земле: невозможно сказать, это чой ли фут или вин-чунь. Бой ужасен - это броски лицом на бетон, это удары ножом. Неизвестно, спасет ли вас ваше искусство. Никто не знает. Все изменяется, как только в руке парня появляется оружие. То, что работало в системе с пустыми руками, теперь не действует. У парня может быть десять лет опыта в кикбоксинге, но теперь ситуация совсем другая.
У Брюса была масса драк на улицах Гонконга. Он был, по его собственным словам, «панком, который получал кайф от драки». Я видел его в том, что даже не могу назвать дракой. Я видел парней, которые хотели расшибить ему нос, сломать ему кости или все что угодно. Но у них никогда не получалось сделать это, так что это превращалось в урок. Они обнаруживали, что он может буквально играть с ними. Брюс мог меняться посреди боя. В какой-то момент он предпочитал систему ударов ногами, а потом на среднем расстоянии он взрывался, как свирепый уличный боец или западный боксер. Когда он приближался вплотную, это было похоже на вин-чунь. Когда он попадал на землю, это было похоже на джиу-джитсу. Брюс знал, как интегрировать стили. Если и есть общая нить, то это понимание дистанции.
История внутреннего аспекта боевых искусств как средства духовного роста восходит к Бодхидхарме и монастырю Шаолинь. Но именно в учении Кришнамурти Брюс Ли обнаружил философский фундамент джит кун до.
Джидду Кришнамурти родился в 1895 году в обнищавшей семье в Южной Индии. Он рано был духовно призван, и в возрасте десяти лет усыновлен эзотерической организацией, «Теософским обществом», чтобы воспитываться как будущий мессия, и был послан на обучение в Англию и Францию, В 1929 году он отказался от своей роли «мессии», сказав, что религиозные секты и организации мешают движению к Истине. Хотя он продолжал преподавать и читать лекции во всем мире, он все так же не хотел предлагать никакой готовой системы для приближения к этой Истине.
Брюс Ли взял многие из «высказываний» Кришнамурти о самореализации и прямо применил их к собственному пути. Говоря о традиционных религиях, Кришнамурти писал: «Вот, предположим, вы начинаете с отрицания чего-то абсолютно ложного - традиционного подхода, - тогда, если ваше отрицание - только реакция, вы создадите лишь иной шаблон, который будет только ловушкой». Призыв из классических боевых искусств на стене школы Брюса гласил: «Не отрицайте классический подход, просто сопротивляясь ему, или вы создадите новый шаблон и попадете в его ловушку».
Люди берутся за боевое искусство по многим причинам - для самообороны, для выступления на соревнованиях, ради здоровья, для самодисциплины, ради культуры и философии. Все это основательные причины. Хотя из практики боевого искусства можно извлечь много пользы, однако основная причина, по которой человек берется за боевую дисциплину (как сделал Брюс Ли в возрасте тринадцати лет), - это чтобы научиться драться.
Один из аспектов боя, который «противники насилия» так и не могут понять, состоит в том, что обучение бою и готовность к бою каким-то образом создают состояние, в котором вообще уменьшается потребность драться. Обучаясь сражаться с противником, нужно вместе с тем преодолеть всевозможное внутреннее противодействие и сопротивление. Немного приблизившись к овладению искусством боя, значительно приближаешься к владению собой. В результате ты готов встретиться с противником и одолеть его.
Как пишет Кришнамурти:
Человек насильствен, и идеал ненасилия - это всего лишь незрелый подход к насилию. Важно встретиться с насилием лицом к лицу, понять его и выйти за его пределы, а не придумывать спасение, идеал под названием «ненасилие», который совершенно нереален.
Наверное, никто не был связан с концепцией ненасилия теснее, чем Ганди. Те, кто воображает, что этот хрупкий индиец был простым пацифистом, будут удивлены его словами:
Ненасилие бесконечно выше насилия. Но послание ненасилия предназначено для тех, кто знает, как умирать, - а не для тех, кто боится смерти. Если у человека нет такой смелости, я хотел бы, чтобы он культивировал искусство убивать и быть убитым, а не трусливо бежать от опасности.
Когда какой то большой парень атакует вас, вместо того, чтобы
реагировать на его эго, научите его реагировать на ваше. Вы
должны думать про себя: «Как я благодарен тому, что мне сейчас
представляется такая чудесная цель с большими возможностями».
Не думайте о том, что ваш противник может вам повредить, а
получайте удовольствие от того поражения, которое вы собираетесь
ему нанести, если уж он оказал вам такую любезность. Сейчас я
стараюсь научить вас тому, что я называю духом боя.