Миямото Мусаси. Книга Пяти Колец Выдержки на сколько это вообще возможно / Единоборства / Спорт онлайн - зимние и летние виды спорта. Обсуждения.
Авторизация



Напомнить пароль
Регистрация

ЕдиноборстваМиямото Мусаси. Книга Пяти Колец Выдержки на сколько это вообще возможно

Единоборства: Миямото Мусаси  Книга Пяти Колец    Выдержки на сколько это вообще возможноМиямото Мусаси родился в 1584 году в Японии в разгар борьбы за
возрождение единой империи после четырехвекового периода междуусобиц.
Традиционная власть императора была свергнута в Х11 веке, и ,хотя каждый последний император оставался номинальным правителем Японии, его власть была ограничена. С этого момента Япония живет в непрерывных
раздорах между удельными князьями, воителями-одиночками и авантюристами, воюющими за землю и власть. В ХУ и ХУ1 веках князья, называемые дайме, возвели огромные каменные замки, чтобы защитить себя и свои земли. Вокруг замков стали расти города. Войны мешали торговле и опустошали страну.



КЕНДО И ДЗЕН.

Путь меча - это моральный кодекс, вдохновленный конфуцианской фи-
лософией, которая сформировала систему Токугава, вместе с национальной религией Синто. Самураи Японии от Камамура до Муромати изучали аскетическую практику Дзен, которая шла рука об руку с искусством войны. А Дзен нет сложностей, он направлен к постижению сути вещей. Здесь нет церемоний, нет поучений: восприятие Дзен исключительно личностно. Самосовершенствование в Дзен не предполагает изменения поведения, но ведет к осознанию природы обычной жизни. Конечная точка - это начало, и
наибольшая добродетель - простота. Секретная техника школы Кендо Ит-то-рю - "аи ути" - предполагает нанесение удара противнику в момент,когда он тебя атакует. Здесь важна абсолютная точность... и полное отсутствие гнева. Воин обязан обращаться с противником как с дорогим гостем. Он должен уметь отбросить страх и отрешиться от собственной жизни.
Мусаси писал: "Когда обретаешь Путь Стратегии, нет ничего, чего
ты бы не смог понять", и еще: "Ты будешь видеть Путь во всем.
Мусаси писал: "Изучи Пути всех профессий". Сам он именно так и
поступал. Он перенимал жизненный опыт не только знаменитых мастеров меча, но и монахов, стратегов, художников и ремесленников, стараясь расширить свои познания.

Комментарии (17)
rss свернуть / развернуть
Книга Земли.
Стратегия есть искусство воина. Командиры должны воплощать его, а рядовые знать Путь. Но сейчас в мире нет воинов, отчетливо понимающих Путь Стратегии.
В системе мироздания существуют разные пути. Есть Путь Спасения
посредством соблюдения Законов Будды, есть Путь Конфуция, правящий путем любого обучения, Путь врачевания, учение поэтов о Путях вака, Путь чая. Путь стрельбы из лука, а также множество Путей других искусств и учений.
Каждый изучает то, к чему имеет естественную склонность.
Говорят, что Путь Воина есть обоюдное слияние Путей кисти и меча
и каждый стремящийся к постижению должен достичь достаточных высот на обоих поприщах.
Самурай обязан следовать пути воина.
Я нахожу, что многие сейчас пренебрегают этим.
Кто ответит сейчас, что есть путь воина?
Никто.
Потому что сердца людские закрыты перед истиной.
Под Путем Воина понимается смерть.
Он означает стремление к гибели всегда, когда есть выбор между
жизнью и смертью. И ничего более. Это значит прозревать вещи. зная на что идешь. Фраза: "Если умираешь, а твои намерения не поняты, то умираешь напрасно" - отвратительна. В ней нет решимости следовать однажды принятому Пути перед лицом выбора. Каждый кто заботится прежде всего о себе, теоретизирует, имея в голове одно желание - выжить. Но мысль о том, что смерть в неудаче - напрасная смерть, абсурдна сама по себе. В смерти нет стыда. Смерть самое важное обстоятельств в жизни воина. Если ты живешь, свыкшись с мыслью о возможной гибели и решившись на нее, думаешь о себе как о мертвом, слившись с идеей Пути Воина, то сумеешь пройти по жизни так, что любая неудача станет невозможной и ты выполнишь свои обязанности как должно.
Поэтому, когда начинаешь какое-либо дело, вначале сосредоточься
на устрани себялюбие, Тогда неудача станет невозможной.
Не опоздай встать на путь воина.

свернуть ветку
ПУТЬ СТРАТЕГИИ
В старые времена Стратегия упоминалась среди Десяти талантов и
семи искусств как благодетельная практика. Стратегия являлась искусством и ее применение не ограничивалась лишь фехтованием. Истинный смысл фехтования далеко выходит за рамки овладения приемами боя.
Взглянем на мир. Мы увидим, что творчество зачастую становится
предметом торговли. Люди изощряются в изобретательстве, стремясь получить скорую выгоду, продавая приобретенные на начальной стадии постижения навыки, тем самым искажая суть происходящих с ними изменений.
Здесь уместна аналогия с орехом и его цветком. Превознося достоинства
цветка, мы невольно умаляем значение плода. На Путь Стратегии нередко становятся люди - и ученики, и преподаватели искусства боя - озабоченные стремлением поразить окружающих блеском мастерства, похваляясь совершенством техники фехтования. Иными словами, они пытаются ускорить расцвет растения, спровоцировать завязь плода, что никому не под силу. Эти люди рассуждают о преимуществах того или иного додзе, но на самом деле ищут лишь выгоду. Кто-то в свое время сказал: "Незрелая стратегия - причина печали". Очень верное выражение.
Существуют четыре пути, по которым мужчины идут в своей жизни.
Первый из них - Путь Земледельца. Используя сельскохозяйственные
инструменты, человек выращивает злаки и овощи, сообразуясь со сменой времен года.
Второй Путь - Путь Торговца. Изготовитель вин добывает из ягод и
фруктов необходимые ингридиенты и, смешивая их, поддерживает свое существование. Он живет, продавая плоды своего труда и получая выгоду.
Таков Путь Торговца.
Третьим Путем идет благородный воин, несущий свое вооружение.
Путь Воина - овладение достоинства своего оружия. Но если аристократ
не любит Стратегию, как он может определить пользу, приносимую его клинком? Воин должен обладать развитым вкусом.
Четвертый Путь - Путь Художника или Путь Плотника. (Все строения
в Японии были деревянными, кроме грандиозных замков, построенных за несколько поколений до рождения Мусаси. Поэтому "плотник" в тексте означает "зодчий", "строитель".) Плотник должен стать искусным со своими инструментами, он намечает план строения с выверенными пропорциями, а затем исполняет работу, сообразуясь с замыслом. Так Плотник проходит по жизни.

свернуть ветку
Таковы четыре Пути - Путь Земледельца, Путь Торговца, Путь Воина
и Путь Художника.

Сравнение Пути Плотника с Путем Стратегии:
Возьмем дома. Дома знати, дома воинов, четыре дома (Семья Фудзи-
вара делилась на 4 ветви, царствовавшие в Японии в период Хэйан. Воз-
можно также, что Мусаси здесь намекает на четыре основные школы чайной церемонии). Возьмем падение домов, процветание домов, стиль домов, традиции домов, имя домов. Плотник в работе имеет общий план строения, Стратег, подобно ему, имеет план битвы.
Если хочешь изучить ремесло войны, вчитывайся в эту книгу. Учи-
тель - игла, ученик - нить. Ты должен практиковаться непрерывно.
Как плотницкий старшина, командующий должен знать естественные законы, и законы страны, и законы домов. Это - Путь Старшего.
Плотницкий старшина должен знать теорию строительства башен и
храмов. Он знает планы многих дворцов. Он знает планы многих дворцов.
Он следит за набором людей, чтобы возводить здания. Путь плотницкого старшины - тот же, что и Путь Командующего. (Семьи феодалов. правивших Японией большую часть ее истории, содержали частные армии. Во главе
каждой из них стоял командующий.)
Перед началом строительства плотник отбирает пригодный материал.
Ровные стволы без сучьев, красивые на вид, используют для открытых колонн, прямые стволы с небольшими дефектами пускают на внутренние опоры. Стволы безупречного вида. хотя бы и не очень прочные, пускают на пороги, притолки, разборные стены и ширмы из дерева. (В японских домах применяются раздвижные панели из дерева, которыми закрывают дверные проемы на ночь и в плохую погоду.) Хорошее дерево, даже узловатое и суковатое, всегда можно с разумением использовать в постройке. Дерево слабое или совсем корявое пускают на леса, а позже - рубят на дрова.
Плотницкий старшина распределяет работу между работниками соот-
ветственно их способностям. Он ставит задачи перед укладчиками полов, изготовителями раздвижных перегородок, порогов, притолок, потолков и т.п. Обладающие меньшим умением тешут половые балки, а тот кто умеет совсем мало, режет клинья и выполняет тому подобные подсобные работы.
Если старшина хорошо знает и правильно распределяет своих людей, выполняемая работа будет хороша.
Старшина должен принимать во внимание способности своих людей,
обходить их недостатки и не требовать ничего невероятного. Он обязан понимать настроения рабочих и подбадривать их, когда это необходимо.
Таковы же и принципы Стратегии.

свернуть ветку
Путь Стратегии.

Как и воин, плотник сам точит свой инструмент. (Заточка и поли-
ровка японского меча - в наши дни под силу лишь знатокам. Но, возмож-
но, что это искусство было более распространено во времена феодальных войн. При неправильной полировке и заточке клинок не будет рубить совершенно.) Плотник носит принадлежности ремесла в ящике для инструментов и работает под руководством своего старшины. Он вытесывает колонны и балки топором, выравнивает доски пола рубанком, аккуратно режет узоры, полируя их настолько совершенно, насколько позволяет его умение.
Таково искусство плотника. Когда плотник приобретает достаточный навык и понимание соразмерности деталей, он может стать старшиной.
Достижение плотника - используя грубые инструменты, создавать ма-
лые храмы. (В каждом японском доме есть маленькие алтари синтоиских богов). Он должен уметь изготавливать подставки для письма, столы, бумажные фонари, кухонные доски и крышки для горшков. Это профессионализм плотника. Подобное верно и для солдата. Ты должен глубоко поразмыслить над этим.
Забота плотника - чтобы его постройку не перекосило, чтобы соеди-
нения были подогнаны точно и чтобы работа была хорошо спланирована, чтобы она была не просто набором законченых деталей, а представляла собой законченное целое. Это существенно.
Если ты хочешь изучить Путь, глубоко размышляй о вещах, рассмат-
риваемых в этой книге. перебирая одну за другой. Ты должен проделать большую работу.

свернуть ветку
Тело пути стратегии, исходя из взглядов моей школы Ити, обрисова-
но в "Книге Земли". Трудно постичь истинный смысл Пути только через
фехтование. Постарайся познать самые малые и самые большие земные вещи, сравни самые мелкие из них с самыми глубокими. Перед тобой прямая дорога, ясно прочерченная на твердой почве.
Что характерно для "Книги Воды"? Уподобим свой дух изменчивой жи-
вотворной жидкости. Вода принимает формы любого сосуда. Иногда она - ручеек, иногда - бурное море. Ее признак - чистый глубокий цвет. Исполнись чистоты.
Ты освоил принципы фехтования. Ты свободно можешь победить одного бойца. Значит, ты можешь победить любого человека в мире. Дух победы над одиночкой подобен духу победы над миллионами. Стратег через маленькую вещь постигает большую. Так скульптор создает большую статую Будды по миниатюрной модели. Я не могу пояснить подробно, как это происходит, но цель такова: имея один предмет, понимать десять тысяч. Методы школы Ити описаны в "Книге Воды".
"Книга Огня" говорит о схватке. Дух огня - ярость, независимо от
того, велик огонь или нет. То же самое - в сражении. Дух боя одинаков
как для поединка, так и для сражений, где с каждой стороны - по десять
тысяч бойцов. Ты должен принять положение, что дух может быть и мал и велик. Легко заметить великое, малое трудноразличимо. Иначе говоря, большой массе людей труднее изменить местоположение, их перемещение легче предсказать. Движения одиночки предугадать нелегко. Ты должен впитывать это. Суть "Книги" в том, что ты должен тренироваться днем и ночью и научиться принимать быстрые решения. Тренировка - часть твоей повседневной жизни, укрепляющая дух. Таким образом сражения на поле брани описаны в "Книге Огня".
Четвертая часть - "Книга Ветра". Она не имеет отношения к моей
школе Ити, она - о других школах Стратегии. Под "ветром" я подразуме-
ваю традиции старины, новые веяния и семейный уклад жизни. Я подробно
описываю технику мировых школ боя. Это необходимо. Трудно познать себя, если не имеешь представления о других. У всех дорог есть свои ответвления. Ты можешь ежедневно изучать какое-либо направление, замечая, что твой дух отклоняется, но искренне считая, что стоишь на правильном пути. Однако объективно это не будет истинной. Даже следуя истинному Пути, устраняй малые погрешости, ибо они могут превратиться в будущем в большие отклонения. Ты должен усвоить это. Сейчас многие школы стратегии пришли к тому, что их считают только школами техники схватки, и это произошло не без причины. Преимушество моей школы основано на ином принципе. В "Книге Ветра", или "Традиции", и объяснено, что обычно понимают под стратегией другие школы.
"Книга Пустоты". Под "пустотой" я понимаю то, что не имеет нача-
ла и конца. Постижение этого принципа означает его непостижимость.
Путь стратегии - это путь природы. Когда ты почувствуешь силу природы, ощущая ритм каждой ситуации, ты будешь способен наносить удары и атаковать противника естественно. Вот - Путь Пустоты. Я намерен показать, как следовать ему, согласуясь с природой.

свернуть ветку
Путь Воина не включает другие пути, такие как конфуцианство, буд-
дизм, художественное мастерство или танец Но хотя все это и не относится к нашему Пути, если ты познаешь Путь во всей его широте, ты будешь видеть его во всем. Люди должны совершенствоваться.

Преимущество оружия в Стратегии.

Есть время и место для использования различного оружия.
Наилучшее использование меча-компаньона - в ограниченном пространстве или когда ты близко к своему противнику

У тебя не должно быть любимого оружия. Стать слишком близким с
одним из видов оружия - большая ошибка, чем недостаточное знание его.
Не копируй других, действуй по ситуации. Плохо также для солдат и командиров испытывать к кому-то любовь или неприязнь.

Расчет в сознании:

Рассчитывай все. Расчет в стратегии невозможно изучить без большого объема практики.
Существует ритм во всей жизни воина и в его победах, и в поражениях, как в гармонии и диссонансе.
Ты выиграешь схватку с помощью ритма Пустоты, рождающегося их верного маневра, опрокидывающего расчеты противника, ибо используешь ритм, которого враг не слышит.
Вот Заповеди для мужчин, которые хотят изучить мой путь
Стратегии:
1. Не допускай бесчестных мыслей.
2. Путь - в упражнении.
3. Познакомься с каждым искусством.
4. Познай Путь всех профессий.
5. Различай выигрыш и потерю в делах мирских.
6. Развивай интуитивное понимание окружающего.
7. Прозревай невидимое.
8. Обращай внимание даже на заурядное.
9. Не делай ничего бесполезного.

свернуть ветку
Важно начать с укоренения этих общих правил в твоем сердце. Без
широкого взгляда на вещи тебе будет трудно понять Стратегию. Если же ты изучишь наши положения и овладеешь Стратегией, ты никогда не проиграешь даже 20 или 30 противникам. С самого начала ты должен укрепить свое сердце на Стратегии и держаться Пути. Ты станешь способен опрокидывать врага в схватках и побеждать взглядом. Посредством тренировок ты также сможешь свободно управлять своим телом, покоряя людей своими действиями, и при достаточной тренированности сможешь сломить волю многих силою своего духа. Когда ты достигнешь этого состояния, не будет ли это означать, что ты непобедим?

свернуть ветку
КНИГА ВОДЫ.

Состояние духа.

В бою состояние твоего духа не должно отличаться от повседневно-
го. И в схватке и в обыденной жизни ты должен быть целеустремлен, но
спокоен. Встречай ситуацию без напряжения, однако не беспечно, с духом уравновешенным, но не предубежденным. Даже когда твой дух спокоен не позволяй телу расслабляться, не позволяй духу распускаться. Не допускай , чтобы тело влияло на дух и не позволяй духу влиять на тело. Не будь не недостаточно уравновешенным, не вдохновленным сверх меры. Поднявшийся дух слаб, и опустившийся дух слаб. Не позволяй противнику проникнуть в твое состояние.
Низкие ростом люди должны быть знакомы с духом крупных людей, а крупные - с духом маленьких. Каким бы ты не был (по размеру), не позволяй себе идти на поводу у собственного тела. С духом открытым и несвязанным, смотри на вещи с высокой точки зрения. Ты должен взращивать свою мудрость и дух. Оттачивай свой ум. Понимай меру общественной справедливости, различай добро и зло, изучай Пути различных искусств один за другим. Когда люди не смогут обмануть тебя, ты осознаешь мудрость Стратегии.

Взгляд должен быть объемный и широкий. У него двойная функция -
"восприятия" и "осмотра". Воспринимай сильно, смотри не напрягаясь.
В Стратегии важно видеть дальние вещи как бы вблизи и близкие -
словно издали. В Стратегии важно чувствовать меч врага, но не отвлекаться его незначительными движениями. Ты должен постичь это. Взгляд важен и для дуэли и для массовой битвы.
В Стратегии важно уметь смотреть в обе стороны, не двигая глазными яблоками. Ты не можешь развить эту способность быстро. Изучи то,что сказано здесь, используй боевой взгляд в повседневной жизни и не меняй его, чтобы не случилось.

Работа ног.

С несколько "плавающими" кончиками пальцев, твердо ступай на пятки. Быстро ли движешься, медленно ли, большими шагами или маленькими. ноги должны двигаться как при нормальной ходьбе. Я не люблю методы передвижения, известные как "прыгающая нога", "плавающая нога" и "фиксированный шаг".

Ощущение липкости.

Когда противник атакует, атакуй и ты, бей с ощущением липкости и
фиксируй свой меч на лезвии клинка врага, гася его атаку. Дух липкости
- не в том, чтобы нанести мощный удар, а в том, чтобы мечи ваши трудно
разъединялись. Тут лучше всего действовать возможно более спокойно.
Различие между "липкостью" и "сцеплением" в том, что прилипание прочно, а сцепление слабо. Ты должен понять это.

свернуть ветку
Удар телом.

Удар телом означает: достать противника сквозь брешь в его защите. Намерение состоит в том, чтобы ударить его своим корпусом. Слегка отверни лицо и ударь противника в грудь выставленным левым плечом.
Подходи с намерением отбросить врага прочь, бей так мощно, как только сможешь, согласовав удар с дыханием. Если ты освоишь такой метод сближения с противником, ты сможешь отшвырнуть его на 3-6 метров. Можешь бить врага, пока он не умрет. Тренируйся тщательно.

Много противников.

Техника "много противников" применяется, когда дерешься один про-
тив многих. Обнажи меч и меч-компаньон и прими широкую лево-правостороннюю стойку. Смысл в том, чтобы гонять врагов из стороны в сторону, даже если они нападают со всех четырех сторон. Наблюдай за последовательностью, в которой они нападают, и встречай сначала тех, что нападают первыми. Широко води глазами вокруг, тщательно изучай порядок нападения, руби попеременно
левой и правой рукой. Ожидание пагубно. Постоянно быстро восстанавливай свою позицию, наседай на врагов, по мере приближения отбрасывай их в том направлении, откуда, они подходят. Что бы ты ни делал, прижимай противников друг к другу, как бы связывая кукан с рыбами, и когда они оказываются в куче, мощно рази их, не давая им пространства для маневра.

Книга Огня

Три способа опередить противника.

Первый способ - опередить врага атакой. Он называется "Кен Но
Сен" - "нападай".
Другой прием - подловить соперника в момент его атаки. Он называется "Тай Но Сен" - "жди инициативы".
Есть еще один способ - хорош в обоюдной атаке. Это "Тай Тай Но
Сен" - "присоединись и опереди".
Не существует других методов упреждения действий, кроме этих
трех. Обладай инициативой. Это одна из самых важных заповедей в Стратегии. Извлекай максимальную выгоду из ситуации, ощущай настрой противника, чтобы ухватить его инициативу (Стратегию) и поразить. Невозможно описать этот принцип в деталях.

Передача.

О многих вещах говорят, что они могут передаваться. Сонливость
заражает, зевота тоже может заражать. Передается также и настроение.
В крупномасштабной Стратегии, когда противник возбужден и выказывает склонность к поспешности, не обращай на это никакого внимания.
Продемонстрируй абсолютное спокойствие, и противник попадется на это, станет расслабленным. Когда ты увидишь, что твое настроение передалось врагу, накинься на него, мощно атакуй, опираясь на дух Пустоты.
В одиночном бою ты можешь победить, расслабив тело и дух. Уловив
момент, когда противник также расслаблен, атакуй быстро и мощно, опережая его.
То, что называется "сделать другого пьяным", подобно способу "передачи". Ты можешь также заразить противника духом раздражения, небрежности или слабости. Изучи это.

Заставить потерять равновесие.

Многое может вызвать потерю равновесия. Одна из таких причин -
опасность, другая - напряжение, третья неожиданность. Исследуй это.
В Стратегии большого масштаба также важно вызвать потерю равновесия у противника. Атакуй без предупреждения в том месте, где противник не ожидает. Пока он не решил, что делать, пользуйся преимуществом и, владея инициативой, наноси ему поражение.
Или же в одиночном бою начни с демонстрации собственной медлительности, потом неожиданно резко атакуй. Не давай врагу вздохнуть, оправиться от смущения. Пользуйся удобным моментом, чтобы победить.
Почувствуй это.

свернуть ветку
Испугать.

Испуг часто бывает вызван неожиданными вещами.
В Стратегии крупного масштаба ты можешь испугать противника не
только тем, что ты показываешь ему, но и криками, делая малые силы
выглядящими как большими или создавая неожиданную угрозу с флангов.
Все это пугает. Ты можешь победить, извлекая выгоду из испуганного
ритма врага.
В поединке ты также должен неожиданно пугать противника телом,
мечом или голосом, чтобы победить его. Хорошо изучи этот принцип.

Три крика.

Три крика различаются так: до, во время и после. Кричи в соответствии с ситуацией. Голос - живая вещь. Мы кричим на пожарах и так далее, против ветра и волн. Голос демонстрирует энергию.
В Стратегии большого масштаба в начале боя мы кричим громко, как
только можно. Во время схватки голос низок, мы кричим атакуя. После
схватки мы кричим в знак победы. Вот три крика.
В поединке мы притворяемся, что сейчас нанесем удар, и кричим
"Эй", чем выводим врага из равновесия, затем в момент крика мы атаку-
ем. Мы кричим после того, как зарубили врага, - это чтобы объявить о
победе. Это называется "сен но го кое" ("голос до и после"). Мы не
кричим непрерывно, размахивая мечом. Мы кричим в момент схватки, чтобы войти в ритм. Исследуй это глубоко.

Эта книга - духовный водитель для того, кто хочет изучить путь.
Мое сердце склонилось к Пути Стратегии с юности. Я посвятил себя
тренировке рук, закаливанию тела и постижению многих духовных положений фехтования на мечах. Посмотрим на людей других школ, обсуждающих
теории и сосредоточенных на технике рук. На вид они умелы, но не обладают истинным духом ни в малейшей степени.
Конечно, те, кто обучается подобным образом, думают, что они тренируют дух и тело, но эти школы препятствуют постижению истинного Пути, их дурное влияние остается в человеке навсегда. Истинный Путь Стратегии остается без носителей и вымирает.
Истинный Путь Боя на мечах есть искусство поражения врага в
схватке и ничего больше. Если ты постигнешь это и станешь придерживаться мудрости моей стратегии, тебе никогда не придется сомневаться в
том, что ты победишь.
Книга Ветра.

В стратегии ты должен знать Пути других школ, так что я написал о
нескольких других традициях в этой "Книге Ветра".
Без знания Путей других школ трудно понять сущность моей школы
Ити. Глядя на другие школы, мы находим некоторые, специализирующиеся в техниках силы, применяющие сверхдлинные мечи. Некоторые додзе изучают Путь короткого меча, известного как "кодачи". Некоторые учат ловкости и большому числу приемов, называя положение меча "внешним", а Путь - "внутренним".
Они не на истинном Пути, я покажу это в книге - исчислю все их
грехи и добродетели, укажу, что правильно и что неправильно. Школа Ити не такова. Взгляните - другие додзе превращают свое умение в средство заработка. Их ученики выращивают цветы, ярко расписывают вещи, чтобы продавать их. Определенно, это не Путь Стратегии.

свернуть ветку
Некоторые из крупных Стратегов заняты только фехтованием на мечах. Они ограничивают свои тренировки упражнениями с длинным мечом и отработке боевых стоек. Но достаточно лишь одного умения, чтобы побеждать? Такова ли сущность Пути?


Школы, использующие сверхдлинный меч.

Некоторые школы предпочитают сверхдлинные мечи. С точки зрения моей Стратегии - это слабые школы. Они не принимают принципа "рубить врага любыми средствами". Они предпочитают особо длинные мечи. Полагаясь на его длину, они думают нанести поражение противнику с расстояния. В мире говорят: "Один дюйм дает преимущество в руку". Это глупые слова человека, который не осознает Стратегии. Они отражают примитивную Стратегию слабого духа. Человек не должен зависеть от длины своего меча.
Думаю, такие школы имеют право на существование, но в реальной
жизни их установка неразумна. Мы не должны проигрывать, если деремся коротким мечом, не имея длинного.
Мастерам этих школ сложно поразить врага в ближнем бою. Траектория клинка велика, длинный меч становится обузой, они попадают в невыгодную ситуацию по сравнению с воином, имеющим короткий меч-компаньон.
С давних времен говориться: "Большое и малое - вместе". Так что
не испытывайте беспричинной неприязни к особо длинному мечу. Мне не нравится лишь абсолютная приверженность этому виду оружия. Рассмотрим крупномасштабную Стратегию. Представим крупные силы как сверхдлинный меч, а малые - как короткий. Разве не может малый отряд дать бой крупным силам? Существует много примеров тому, как малые силы одолевали большие.
Твоя Стратегия ни к чему, если, будучи вызванным на бой в ограниченном пространстве, ты сердцем будешь привязан к сверхдлинному мечу или тебе придеться драться в доме, вооружившись лишь мечом-компаньоном.
Кроме того, некоторые люди не обладают достаточной силой.
В своем рассуждении я отрицаю заданность, узкий настрой. Хорошо понимай это.

Твердый дух длинного меча в других школах.

Ты не должен говорить о слабости или силе длинного меча. Если ты
просто вращаешь длинным мечом с твердым духом, твой удар будет груб.
Используя меч грубо, победить трудно.
Если тебя заботит сила твоего меча, ты будешь стараться рубить
неоправданно сильно и вообще не сможешь поразить врага. Также нехорошо пытаться нанести сильный рубящий удар, когда испытываешь меч. Скрещивая меч с мечом противника, не заботься о том, рубишь ты сильно или слабо, просто руби и убей врага. Всегда старайся убить врага. Не пытайся рубить сильно и, конечно, не думай о том, чтобы рубить слабо. Ты должен быть озабочен лишь тем, чтобы убить врага.

свернуть ветку
Если делаешь ставку на силу, когда бьешь по мечу противника, неизбежно ударишь слишком сильно. В результате твой меч будет "проносить". Поговорка "Побеждает сильнейший" не имеет смысла.
В Стратегии крупного сражения произойдет следующее. У тебя сильная армия. У противника тоже сильная армия. Битва будет яростной и ужасной. Для обеих сторон.
Без верного принципа никакая схватка не может быть выиграна.
Дух моей школы - побеждать посредством мудрости Стратегии, не
обращая внимания на мелочи
Использование более короткого "длинного меча" в других школах.

Использование более короткого "длинного" меча не есть истинный
Путь побеждать.
В старые времена слова "тачи" и "катана" означали длинный и короткий мечи. Мужи превосходной силы могут с легкостью управляться даже с очень длинным мечом, так что им незачем любить короткий меч. Они также используют преимущество длины копий и алебард. Некоторые бойцы пользуются более коротким мечом с намерением подскочить и заколоть противника неожиданно, когда он размахивает длинным мечом. Эта склонность дурна.
Нацеливание на момент, когда противник не защищен, носит совершенно оборонительный характер и нежелательно в бою на близкой дистанции. К тому же ты не можешь использовать метод "запрыгивания" внутрь обороны противника, когда противников много. Некоторые полагают, что, сражаясь против нескольких противников более коротким мечом, они смогут без помех сновать, проводя циркулярные (с "проносом") атаки, но им
придется непрерывно парировать удары и наконец сцепиться с противником. Это несовместимо с истинным Путем Стратегии.
Путь победить противника наверняка таков - "води" противника в
сбивающей с толку манере, заставляй его отпрыгивать, держа свое тело мощно и прямо. Тот же принцип применим к Стратегии больших сражений. Сущность Стратегии - обрушиться на противника большим количеством и
быстро смять его. Изучая стратегию других школ, люди относятся к противостояния, маневру и отступлению как к обычным вещам. Они привыкают к ним и враг может легко провести их. Истинный Путь Стратегии прям и
честен. Ты должен вести противника и подчинить его своему духу.
свернуть ветку
Школы со множеством методов использования длинного меча.

Думаю, что в этих школах принято считать, что существует множество методов использования длинного меча для того, чтобы завоевать восхищение новичков. Это - торговля Путем. Это недостойный дух в Стратегии.
Обсуждать различные способы зарубить человека ошибочно. Убийство
- не Путь человечества. Убийство - одинаково для тех, кто имеет навык
в единоборстве и для тех, кто не имеет, Оно - одно и для женщины и для
ребенка, и не существует множества способов убить. Мы можем говорить лишь о таких различных приемах, как укол и движение вниз, но не более.
Поражение противника есть Путь Стратегии. Нет необходимости во
множестве тонкостей.
Конечно, в соответствии с обстоятельствами твой меч может встретить помеху сверху или сбоку, и ты иногда вынужден держать клинок так чтобы его можно было использовать. Существуют пять способов действовать мечом в пяти направлениях.
Методы других школ - скручивание руки, сгибание туловища, подпрыгивание и т.п. - не на истинном Пути Стратегии. Чтобы зарубить противника, не нужно вихлять кистью или сгибаться в три погибели. Это совершенно бесполезно. В моей Стратегии я держу свои тело и дух прямыми и заставляю сгибаться и скручиваться. Врага необходимо побеждать, атакуя противника, когда его дух смущен. Хорошо понимай это.

Использование положений длинного меча в других школах.

Придавать большую важность положениям меча - ошибочно. То, что
известно миру как "положение" применяется, когда нет противника. В ду-
эли не может быть такой вещи, как "вот вам новый способ делать то-то и
то-то". Хочешь, не хочешь - загоняй противника в неудобную позицию.
Положениям меча предназначены для тех ситуаций, когда ты не соби-
раешься двигаться. То есть - при обороне замков, в начале боя и т.д.,
или когда ты демонстрируешь намерение не двинуться с места даже при мощной атаке. На Пути Боя, однако, ты всегда должен стремиться захватить инициативу и атаковать. Положение (позиция, увертка) есть дух выжидания. Осознай это.
В дуэлях Стратегии ты должен сбить противника с места. Атакуй,
когда его дух распущен, раздражай. пугай его. Воспользуйся его неус-
тойчивым ритмом и побеждай.
Я не люблю оборонительного духа того, что известно как "положе-
ние". Поэтому на моем Пути есть нечто, называемое "положение -неположение".
В крупномасштабной Стратегии мы выстраиваем свои войска, держа в
уме свои силы, наблюдая за численностью неприятеля и примечая детали поля боя. Это в начале сражения.
Настроение атаковать первым в корне отличается от настроения быть
атакованным. Хорошо принять атаку и хорошо отразить ее - все равно что поставить стену из алебард и копий. Когда ты атакуешь, твой дух должен дойти до такого состояния, чтобы ты был готов рвать из заборов колья и использовать их вместо копий и алебард. Исследуй это.

свернуть ветку
Фиксирование глаз в других школах.

Некоторые додзе утверждают, что глаза должны быть фиксированы на длинном мече противника. Некоторые школы фиксируют глаза на руках. Некоторые фиксируют глаза на лице, некоторые - на ногах, и так далее.
Если ты будешь фиксировать глаза на этих местах, твой дух может сме-
шаться и твоя Стратегия будет испорчена.
Объясню подробно. Футболисты (игра в мяч была придворной игрой в
древней Японии, она упоминается в "Гэндзи-Моногатари") не фиксируют глаза на мяче, но хорошей игрой добиваются успеха. Когда привыкаешь к чему-либо, перестаешь быть привязанным к правилам. Мастера - музыканты, выводящие мелодии, или воины, освоившие Путь, описывающие сложнейшие фигуры своим мечом во всех направлениях, не фиксируют специально взгляда на каких-либо предметах. Это означает, что они могут смотреть естественно.
На Пути Стратегии, сразившись множество раз, ты сможешь с лег-
костью оценивать скорость и положение меча противника, а овладев Путем, ты будешь видеть вес его духа. В Стратегии "фиксирование глаз" означает взгляд в самое сердцах человека.
В крупномасштабной Стратегии зоной, куда необходимо направлять
свой взгляд, является потенция врага. "Восприятие" и "Взгляд" - вот
два метода, "Восприятие" заключается в мощной концентрации внутреннего и внешнего зрения на состоянии духа врага. Наблюдай одновременно за полем боя, следи за развитием сражения, за перемещением войск.
Вот верный способ победить.
В поединке не останавливай глаза на деталях. Как я уже указал
раньше, фиксированный взгляд пренебрегает важными вещами, твой дух будет смущен, и победа ускользнет от тебя. Исследуй хорошо этот принцип и прилежно тренируйся.

Использование ног в других школах.

Существует множество методов использования ног: "плывущая нога",
"прыгающая нога", "ступающая нога", "нога вороны" и подобные этим методы перемещения. С точки зрения моей Стратегии, все это неудовлетварительно.
Я не люблю "плывущую ногу" потому, что ноги всегда имеют тенден-
цию "плыть" во время схватки. Ступай твердо.
Я также не люблю "подпрыгивающую ногу", так как она поощряет
подпрыгивать и дух. Выше головы не прыгнешь. Подпрыгивать - плохо.
"Пружинящие ноги" будит нерешительность.
"Ступающая нога" - выжидающий стиль, и я особенно не люблю его.
Кроме этих, существуют и другие методы передвижения, как "нога
вороны" и т.д.
Иногда встречаешь противника на торфянике, болотистой почве, в
речной долине, на каменистом грунте или на узкой дороге. Там ты не
сможешь прыгать или быстро двигать ногами.
В моей Стратегии работа ног неизменна, Я передвигаюсь так же, как
обычно хожу по улице. Никогда не теряй контроль над ногами. Двигайся быстро или медленно, в зависимости от ритма противника, приспосабливай к нему свое тело не слишком прилежно, не слишком небрежно.
Следить за ногами важно и в Стратегии крупного боя. Если атакуешь
быстро и бездумно, не зная состояния духа врага, твой дух будет нару-
шен и ты не сможешь победить. Если, наоборот, наступаешь слишком медленно, то не сможешь воспользоваться паникой противника и благоприятный момент будет упущен. Ты должен побеждать, в удобный момент настигая неприятеля, не давая ему ни малейшей надежды на восстановлениесил. Практикуй это хорошо.

свернуть ветку
Скорость в других школах.

Скорость не является частью истинного Пути Стратегии. Скорость
предполагает, что вещи становятся быстрыми или медленными, в зависимости от того, попадают они в ритм или нет. Мастер любого Пути Стратегии не выглядит быстрым.
Некоторые люди могут проходить в день огромные расстояния, но это
не означает, что они бегут с утра до вечера. Неопытные бегуны могут
казаться бегущими целый день, но достижения их жалки.
На Пути танца умелый танцор может петь, танцуя, но, когда новичок
пытается делать то же самое, он сбивается и его дух вянет. Мелодия
"Старая Сосна" ("Комацу Буси", старинная мелодия для флейты или лиры), отбиваемая на кожанном барабане, спокойно, но, когда за дело берется дилетант, он теряется, его дух становится озадаченным. Искусные музыканты могут исполнять очень быстрый ритм, но плохо выстукивать его поспешно. По-настоящему умелые люди везде успевают и никогда не кажутся торопливыми. На этих примерах делай выводы.
То, что известно как скорость, особенно плохо на Пути Стратегии.
В зависимости от места схватки, ты можешь оказаться на площадке, где
невозможно двигаться быстро. Положение твое усугубиться, если в этой ситуации ты будешь вооружен длинным мечом. Ты сможешь попытаться рубить им стремительно, как веером или коротким клинком, но не сумеешь в действительности нанести никакого удара. Осознай это.
В широкомасштабной стратегии также нежелателен суетливый настрой.
Имей настроение как при "придержание подушки", тогда ты успеешь везде.
Когда твой противник без оглядки, не обращай на него внимания и
сохраняй спокойствие. Враг не должен влиять на тебя. Настойчиво тренируйся.

"Закрытое" и "открытое" в других школах.

В истинной Стратегии нет ни "открытого", ни "закрытого".
Достижения в каком-либо роде искусства обыкновенно подразумевает наличие тайного смысла и секретной традиции, В некоторых додзе существует "закрытое" и так называемые "врата". (Ученик, принятый в школу,проходил через ворота додзе. "Войти в ворота учителя" означало начать курс обучения). Я намеренно не называю эти школы. Различные ответвления школ представляют различные интерпретации различных доктрин. Поскольку взгляды людей несхожи, вокруг одного и того же явления или
предмета существует множество идей. Поэтому ни одно мнение отдельного человека не годится для оценки деятельности какой-либо школы.

свернуть ветку
Я показал основные тенденции во взглядах других школ по девяти
пунктам. Посмотрев на них непредвзято, мы поймем, что людям свойственно отдавать предпочтение длинным или коротким мечам и увлекаться силой. Надеюсь, ты осознаешь, почему мне не интересны "врата" других школ.
В моей школе длинного меча Ити нет ни "врат", ни "закрытого", В
положениях меча нет тайного смысла. Чтобы уяснить достоинство Стратегии, держи свой дух в истине.

Второй год Сехо, двенадцатый день пятого месяца (1645)
Посвящается Тэруо Магонодзе
Синмен Мусаси

КНИГА ПУСТОТЫ.

Путь Стратегии Ни То Ита записан в этой "Книге Пустоты".
То, что зовут духом Пустоты, находится там, где нет ничего. Этот
тезис не укладывается в человеческое понимание. Пустота - это ничто.
Только познав то, что существует, ты сможешь узнать то, что не существует. Это - Пустота.
Люди в нашем мире ошибочно смотрят на вещи, полагая, что все, че-
го они не понимают, должно быть пустотой. Это не истинная Пустота. Это заблуждение.
И на Пути Стратегии воины, обучающиеся военному делу, считают,
что все чего они не понимают в своем ремесле, - пустота, Зто не истин-
ная Пустота. Чтобы обрести Путь Стратегии в качестве воина, ты должен полностью изучить все прочие боевые искусства, ни на йоту не отклоняясь от истинного Пути. С установившемся духом, накапливай пусть день за днем, час за часом. Полируй обоюдоострое сердце и ум, оттачивай восприятие и зрение. Когда твой дух не будет омрачен ни в малейшей степени, когда последние тени заблуждений исчезнут, тебе откроется истинная Пустота.
Пока ты не осознаешь истинный Путь - в буддизме или в здравом
рассуждении, - ты можешь полагать, что все вещи правильны и находятся в гармонии. Однако, когда ты взглянешь на вещи объективно, с точки зрения законов мироздания, ты увидишь различные течения, отклоняющиеся от истинного Пути. Применяй Стратегию широко, корректно и открыто.
Тогда ты начнешь думать о вещах в широкой перспективе и, приняв
Пустоту как Путь, увидишь Путь как Пустоту.
В пустоте - достоинство и никакого зла. Мудрость обладает сущест-
вованием, принцип имеет существование, Путь обладает существованием, дух есть ничто.

Второй год Сехо, двенадцатый день пятого месяца (1645)
Посвящается Тэруо Магонодзе
Синмен Мусаси

свернуть ветку
Великая книга!!!
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.