Техника Чи Сао липкие руки стиля Вин Чунь как эффективное средство развития двигательных навыков спортсменов единоборцев при работе на ближней дистанции. моя работа 2001 года приведина не по

Единоборства
Единоборства: Техника Чи Сао липкие руки стиля Вин Чунь как эффективное средство развития двигательных навыков споВведение

Вин Чунь довольно популярен в мире, многие кто занимались, или занимаются восточными видами единоборств так или иначе сталкивался или слышали об этом виде Кун фу. Спецификой боя в этом стиле заключается в работе преимущественно на ближней дистанции в агрессивной манере совмещая блок с атакой. Одним из средством подготовки бойца в этом стиле является техника «липкие руки» (Чи сао). Которая учит контролю рук соперника на ближней дистанции и в тоже время учит наносить атаки используя провалы противника или самому «открывая» его защиту.
В современном мире единоборств очень трудно придумать, что - то новое. Ведь у человека во все времена строение тела было такое же, как и сейчас, а стимул развивать и повышать свои бойцовские навыки в древности был даже больше чем в настоящее время. Но даже и в наше время, когда можно купить оружие вместе с разрешением на его ношение, общество все еще нуждается в изучении методов самообороны без применения оружия. Причем согласно милицейской статистике, 95 изнасилований из 100 совершаются под крышей - в подъезде, в лифте, в квартире жертвы и т.п. (Долгова А.И., Дьяков С.В., 1995) В большинстве случаев нападение преступниками происходят в парадных домов (речь идет не только об изнасилованиях), неожиданно, стремительно так, что даже если у человека и есть средства самозащиты, то он не всегда успевает им воспользоваться. В таких ситуациях нет дальней дистанции для красивых атак ногами в прыжке с разворота в голову нападающего. Контакт происходит сразу на средней и ближней дистанции, причем в замкнутом пространстве, при непосредственным контакте предполагаемой жертвы с нападающим. В этом случае играет большую роль умение работать на ближней дистанции, и контролируя руки нападающего своими руками не дать ему проатакавать или схватить вас, самому обезвредить преступника. При тесном контакте с противникам большую роль играют двигательные навыки и такое чувство человека как осязание, а если быть более точным, в данном случае тактильная чувствительность рук. Чи сао позволяет развивать эти качества человека.
26 февраля 2000 года проводился чемпионат города по самбо. По моим наблюдениям, многие борцы проигрывали схватку из-за того, что не могли сделать нужный захват, или наоборот, давая выполнить сопернику невыгодный для себя захват. Скорость
- 6 -

движения рук не такая высокая как в боксе. Борцы медленно сокращают дистанцию, выставляя вперед руки, для провидения нужного захвата. И в момент, когда руки борцов становятся в зоне досягаемости друг друга, начинается борьба за захват. Здесь нужно уметь контролировать руки соперника, не давая произвести захват, и одновременно самому стараясь запутать противника, сделать нужный захват и провести техническое действие.
В боксе когда боксеры работают в ближнем бою, то контролируют руки друг друга больше основываясь на осязание, а именно тактильную чувствительность, так как видимость соперника в целом минимальна. Здесь важно почувствовать начинающуюся атаку, и защититься от нее, а также самому уйти от контроля соперника и атаковать. В рукопашном бою, где применяется бросковая и ударная техника вместе, соединяются в едино все то, что необходимо борцам и боксерам, плюс эффективно синтезировать эти две техники. Здесь может применяться весь арсенал Чи сао. Так как в него включены удары руками ногами (локти, колени), срывы, броски, заломы.
Единоборствами хотят заниматься не только здоровые люди, но и инвалиды. Чи сао позволит постигать глубины единоборств людям с плохим зрением и даже слепым, что является уже бесценным само по себе (см. главу 1.3.3 Осязание и тактильная чувствительность в ближнем бою).
14 комментариев
avatar
1.1 Последовательность развития и основные методы исследования двигательных навыков.



Разнообразные двигательные действия формируется в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято систематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем – от умения к навыку (рис. 1 ) (Матвеев Л.П., 1991). Разумеется, это не более чем условная и сильно упрощенная схема. В ней отражен в первую очередь тот несомненный факт, что возможность научиться рациональным двигательным действиям (как, впрочем, и любым другим разумным действиям) зависит от приобретения верных знаний о сути, правилах и условиях их выполнения, но превращение знаний в действие может произойти лишь на основе его практического осуществления.
Осмысленное построение действия начинается с направленного формирования его ориентировочной части как ориентировочной основы действия (ООД), выполняющей роль его программы. ООД включает в себя общий логический проект действия (его общую смысловую основу), исходящей из понимания сути решаемых задач, и основных опорных точек (ООТ) программы ее реализации, т.е. более или менее четко выделенные представления об основных моментах действия, входящих в него операциях и условиях его выполнения. При стихийном формировании действия путем проб и ошибок выработка относительно целесообразной ООД происходит замедленно, с излишними затратами времени и сил; при системно организованном же обучении сроки формирования ООД сокращаются, она приобретает полноценные качества, что решающим образом складываются на всем процессе формирования действия и его эффективности.
Полноценная ООД создается в том случае, если в нее включаются необходимые достаточные представления о решаемой задаче, способе и условиях ее решения, конкретизированные в виде реальных ООТ. В целом эти представления складываются как на логической (смысловой), так и на сенсорной (зрительной,
avatar
кинестетически и вообще чувственно формируемой) основе. Специфическое значение в создании реальной основы двигательных действий имеет, естественно, формирование его кинетического (мышечно-двигательного) образа, который возникает с опорой на ранее накопленный двигательный опыт, на идеомоторное представление и кинестетические ощущения, появляющиеся уже при первых попытках выполнения действия.
Нередко, однако, особенно при попытках выполнять новое координационно-сложное двигательное действие сформировать его верный кинестетический образ бывает не просто (либо потому, что отсутствует необходимый предварительный двигательный опыт, либо из-за «конкуренции» ранее сформированных и вновь возникающих двигательных представлений, либо по другим причинам). В преодолении возникающих в связи с этим трудностей заключается одна из проблем обучения двигательным действиям.
Если сформирована достаточно полная ООД и созданы другие необходимые предпосылки к овладению действием, оно может быть совершенно, хотя бы в упрощенной форме. Обычно двигательное действие выполняется вначале с повышенным напряжением и лишними движениями, вынужденными задержками между входящими в него операциями, скованно и замедленно по сравнению с его целевыми параметрами. Это обусловлено неотлаженностью операций и отсутствием прочных связей между ними, необходимостью детально контролировать движения и контролировать внимание на всех опорных точках ООД, а также другими особенностями управления движениями, характерными для начальной стадии формирования двигательного действия. В этой стадии действие воспроизводится со значительными отклонениями от заданной программы, относительно легко нарушается под влиянием различного рода сбивающих факторов.
В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Понятие «двигательное умение» как и понятие «двигательный навык», относится преимущественно к технической стороне способности совершать двигательные действия и вместе с тем отражает определенную степень их освоенности.
Двигательное умение представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательные действия на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций.(Матвеев Л.П., 1991)
avatar
К числу отличительных признаков первоначального двигательного умения относятся:
1. Постоянная концентрация внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях, минимальная или относительно не высокая степень участия двигательных автоматизмов в управлении движениями.
2. Относительная нестандартность параметров и результата действия при его воспроизведении, избыточная (не заданная программой действия) изменчивость техники движений (вплоть до ее нарушений), особенно под влиянием сбивающих факторов.
3. Расчлененность или мало выраженная сложность операций, обусловленная этим избыточная растянутость действия во времени.
В данной характеристике двигательного умения подчеркнуты, кроме всего прочего, его отличие от двигательного навыка. Но отличия эти относительны. Двигательное умение и двигательный навык – это как бы последовательные ступени (стадии) на пути формирования двигательного действия. По мере многократного воспроизведения действия операции, входящие в его состав, становится постепенно отглаженными и привычными, а связь между ними – прочными, гарантирующими естественную сложность движений, отпадает необходимость постоянной концентрации внимания на ряде частных моментов действия, сокращается число опорных точек ООД, требующих направленного осознания, возрастает вклад двигательных автоматизаторов в осуществление действия. В результате двигательное умение автоматизируется, – превращается в двигательный навык.
Автоматизация движений и есть основной отличительный признак двигательного навыка.
Отсюда следует, что двигательный навык представляет собой такую форму реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения. Но это определение далеко не полностью отображает конкретные признаки навыка. К числу таковых, в отличие от признаков двигательного умения, относятся:






- 13 -
1. Повышенная степень участия двигательных автоматизаторов в осуществлении частных операций, составляющих действие, и связей между ними; направленность сознания по ходу действия не сколько на его детали, сколько на реализацию общей цели.
2. Выраженная стереотипность частных операций и параметров действия (если не возникнет объективных условий, требующих варьирования их), повышенная устойчивость техники движений по отношению к сбивающим факторам.
3. Выраженная слитность операции и сокращение времени выполнения действия.
avatar
Действия человека, как и вся человеческая деятельность, в норме всегда сознательны. Двигательный навык не выключает сознание, а освобождает его от мелочной опеки по непосредственному регулированию деталей движений и тем позволяет сосредоточивать внимание на решающих операциях и качественной сторона выполнения действия в целом, на контроле за переменными условиями действия, предвидении и осуществлении необходимых корекций по ходу его выполнения для достижения намеченного результата. При этом выполняющие действие может, коль скоро возникает такая необходимость, взять под сознательный контроль те или иные детали движений, целесообразно вмешаться в автоматизированный процесс управления ими.
Рационально сформированный двигательный навык характеризуется, таким образом, оптимальным соотношением функций сознания и автоматизмом в управлении движениями, при котором действие в целом направляется сознанием, а составные операции (не требующие в привычных условиях непосредственного регулирования сознанием) доведены до определенной степени автоматизации.(Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 1999)
Лежащий в основе сформированного двигательного навыка динамический стереотип позволяет технически верно повторять действие, не отступая от заданных параметров, в одних и тех же условиях и наряду с этими целесообразно изменять его в тех или иных моментах в зависимости от изменения условий (в единоборствах с разными соперниками). Одна из серь1зных проблем методики обучения двигательным действиям состоит именно в том, чтобы не допустить костной стериотипизации двигательного навыка,– обеспечить оптимальное соотношение его стабильности и вариативности.
Рассмотренные черты двигательных умений и навыков выражают не только их особенности, но и взаимосвязь. Органическая


- 14 -

взаимосвязь двигательных умений и навыков состоит, прежде всего, в том, что умение служит основной
предпосылкой формирования навыка в процессе обучения двигательному действию. Навык в этом отношении представляет собой ни что иное, как умение, доведенного до определенного уровня автоматизации. В свою очередь, навык возникший на основе первоначального умения («умения первого рода»), может стать предпосылкой нового, более сложного умения («умение второго рода»), включающего в себя в качестве частного элемента этот навык, а оно – перейти в новый навык («навык второго рода») и т. д. Поэтому навык можно рассматривать как конечный результат обучения отдельно взятому двигательному действию, поддающемуся автоматизации. В целом же необходимым результатом обучения в многолетнем процессе обучения в многолетнем процессе физического воспитания должен являться богатый фонд разнообразных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
Весьма существенное значение для рационального построения процесса обучения двигательным действиям имеют закономерности так называемого переноса двигательных умений и навыков. Известно, что определенное влияние и взаимовлияния обнаруживаются между одновременно формируемыми двигательными умениями и навыками. Все эти отношения могут иметь различный характер: быть одновременно направленными, когда какое-либо одно двигательное умение или навык влияет на другое умение или навык, а обратного влияния не обнаруживается, и обоюдными, взаимовлияющими, взаимодействующими. Положительными, когда одни умения, навыки способствуют формированию, совершенствованию других, и отрицательными, когда одни умения, навыки препятствуют формированию других, вносят в них искажения, как бы конкурируется сними. Прямыми, сразу же, непосредственно проявляющимися – прямой перенос, и косвенный, вначале не обнаруживающимися, а затем, спустя некоторое время, проявляющимися через промежуточные связи – косвенный перенос.
Одна из центральных проблем теории и практики обучения двигательным действиям состоит именно в том, чтобы полноценно использовать эффект положительного переноса двигательных умений и навыков, ограничить эффект отрицательного переноса. Решение этой не простой проблемы предполагает тщательное программирование учебного материа
avatar
Решение этой не простой проблемы предполагает тщательное программирование учебного материала с учетам закономерностей переноса двигательных умений и навыков, соблюдение.


- 15 –

определенного порядка в сочетании и распределении упражнений во времени, оптимальное сочетание, и распределение упражнений во времени, оптимальное построение процесса обучения двигательным действиям в целом.
Роль условно рефлекторного механизма образования двигательных навыков доказывается в частности тем, что выработанные навыки во многом угасают при перерывах в тренировке (при отсутствии подкрепления). Однако двигательные навыки отличаются от классических слюнных условных рефлексов, описанных И. П. Павловым (сенсорных или рефлексов 1 рода). Навыки, в основном, представляют условные рефлексы 2 рода – оперантные или инструментальные условные рефлексы. В них новым отделом рефлекторной дуги является ее эффекторная часть, т.е. создается новая форма движения или новая комбинация из ранее освоенных действий (Солодков А. С. Сологуб Е. Б. 1999г). Построение новой формы движений на основе имеющих доминантах, т.е. господствующих очагах в центральной нервной системе на различных этажах нервной системы.
avatar
Методы и этапы обучения двигательным действиям в СБЕ.



Существует несколько видов классификации методов обучения. Наиболее логичной является классификация, определяющим фактором которой является способ восприятия учеником информации: слух, зрение, нервно мышечная система. Поэтому методы обучения двигательным действиям делятся на три группы: слова и звукового восприятия, наглядный, практического упражнения. В свою очередь каждая группа методов конкретизуется рядом методических приемов.
Метод слова и звукавого воздействия подразделяется на следующие методические приемы: рассказ, описание, беседа, объяснение, анализ, задание, указание (распоряжение), команда, оценка, подсчет. Метод слова весьма широко распространен в практике СБЕ в связи со склонностью народов Востока к образному мышлению. Для облегчения ориентации занимающихся в темповых, ритмических и временных характеристиках упражнения возможно применение метронома, звуколидера, и музыкального сопровождения.
Метод обеспечения наглядности включает две группы методических приемов, к которым относится наблюдение и демонстрация.
Наблюдения могут быть качественными и количественными. Простейшим способом организации наблюдения за качеством выполнения упражнения является использование зеркала. Количественные наблюдения как правило, требуют применение измерительных приборов.
Основным методом демонстрации двигательного действия является показ, включающий большое количество методических приемов: образцовый показ, и утрированный показ, показ выполнения упражнения со стандартной скоростью и с замедленной, синхронных показ и т. д. В большинстве случаев показ сочетается с методом слова.
Метод практического упражнения . Наиболее целесообразный в педагогическом отношении классификаций методов практического упражнения представляется классификация по признаку воздействия физического упражнения на организм занимающихся:


- 17 -
1. Варьирование физических упражнений (выполнение подводящих, имитирующих, упрощенных, стандартных и усложненных упражнений, а также выполнение упражнений по частям).
2. Варьирование внешних условий выполнения физических упражнений (упрощение и усложнение внешней среды, оказание физической помощи и страховки, применение отягощений и сопротивлений).
3. Варьирование состояния занимающегося при выполнении физических упражнений ( выполнение упражнений в условиях проверки, игры, соревнований, на фоне утомления).
Важно обратить внимание на то, что в связи с большой координационной сложностью и неисчерпаемым количеством технических приемов, процесс обучения в СБЕ также бесконечен и реализуется по схеме: умение – навык – умение более высокого порядка – навык более высокого порядка - … и т. д. В связи с этим есть необходимо напомнить, что умение – это приобретается способность осуществлять двигательной действие при ведущей роли мышления в управлении движениями.
Программа обучения двигательным действиям включает в себя три этапа:
1-й этап – начальное разучивание.
Цель этапа: сформировать умение выполнять основу техники двигательного действия.
Задачи 1-го этапа:
1. Создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение им.
2. Восстановить предшествующий опыт выполнения действий, близких по технике вновь изучаемому.
3. Разучить звенья основы техники, не освоенные ранее, предупреждение возникновения грубых ошибок.
4. Добиться самостоятельного выполнения основы техники двигательного действия в целом.
Методы и методические приемы, применяемые на 1-ом этапе:
1. Метод слова: рассказ, объяснение, сравнение, указание.
2. Метод обеспечения наглядности: образцовый показ, адаптированный (замедленный, выразительный) показ.
3. Метод практического упражнения: разучивание в целом или по частям (если движение сложное), подводящие упражнения, выполнение упражнения с помощью партнера, тренира преподавателя.

- 18 -

Формы контроля: предварительная проверка и многократная попутная проверка.
Формы оценивания: о
avatar
Формы контроля: предварительная проверка и многократная попутная проверка.
Формы оценивания: оценочное суждение.
Первый этап обучения считается законченным после того, как ученик сможет самостоятельно выполнить разучиваемое движение, не акцентируя внимание на отдельных моментах движения.

2- й этап – углубленное разучивание.
Цель: формирование умения выполнять двигательное действие относительно совершенно, в объеме намеченных технических требований.
Задачи 2-го этапа:
1. Углубить понимание закономерностей техники изучаемого действия и значения ее частей, предупредить возникновение значительных и незначительных ошибок.
2. Последовательно разучить общие и малые детали и усовершенствовать пространственные, временные и динамические характеристики технических действий.
3. Добиться слитного выполнения упражнения в полном объеме изученных технических требований в условиях, позволяющих обучаемым концентрировать внимание на технике двигательного действия.
Методы и методические приемы. Применяемые на 2-ом этапе:
1. Метод слова: словесный анализ выполнения учебных заданий, отчеты и самоотчеты занимающихся, замечания и указания преподавателя. Обязательно акцентируется внимание на прикладном назначении того или иного элемента; также рекомендовано применение образных сравнений.
2. Метод обеспечения наглядности: особенно актуальным становится просмотр видеозаписей с замедлением и использованием стоп-кадра, позволяющий сравнить реальное выполнение упражнения с моделью, акцентируя внимание на неточностях и ошибках в деталях техники двигательного действия. Незаменим показ, сопровождаемый словесными указаниями, акцентируя внимание на деталях техники.
3. Метод практического упражнения: целостное исполнение, выполнение по частям, но в отличие от 1-ого этапа более ограничено. Применяется выполнение упражнения в условиях соревнования на качество техники.
Формы контроля: многократная попутная проверка качества решения задачи урока. Специально организованная проверка

- 19 -


выполнения двигательного действия в полном объеме изученных технических требований.
Формы оценивания: оценочное суждение, устная оценка в баллах, комплексная поурочная оценка. Оценка с выставлением бала в журнал.
3-й этап – закрепление и совершенствование.
Цель: закрепление умения в навык и формирование способности выполнять двигательное действие в условиях его практического применения.
Задачи 3-его этапа:
1. Закрепить в необходимой мере технику двигательного действия.
2. Совершенствовать изучаемое двигательное действие в соединениях с другими двигательными действиями.
3. Сформировать дополнительные варианты техники для целесообразного выполнения действия в различных внешних условиях и ситуациях.
4. Совершенствовать малые и индивидуальные детаи двигательного действия.
5. Совершенствовать выполнение действия в условиях повышенных волевых и физических усилий, вплоть до максимальных.
Методы и методические приемы:
1. Метод слова: указание, команда, подсчет, оценка.
2. Метод обеспечения наглядности: образцовый показ.
3. Метод практического упражнения: соревновательный метод, применение отягощений в виде манжетов на руках и ногах, другие варианты усложнения упражнения, внешних условий, внутреннего состояния занимающихся. (Гагонин С.Г.1997)
avatar
1.3.1 Специфика ведения боя на ближней дистанции.

Ближняя дистанция – расстояние между противниками, при котором контакт осуществляется без дополнительных передвижений (Сидоров А.А, Лукоянов В.В. 1997).
Ведение ближнего боя требует большого мастерства. Некоторые спортсмены, хорошо владеют техникой и тактикой ведения боя на дальней дистанции, не допускают к себе противника и «расстреливают» его на расстоянии. Но если им не удается оторваться от противника, они вынуждены сближаться. В одном случае спортсмен может пойти на сближение с противником, нанося серию ударов: передней ногой в скольжении, руками с быстрым поступательным движением вперед, в другом – противник от прямых ударов рукой делает уклон, а от боковых – нырки, не отходя назад и этим добиваясь сближения. Можно также, двигаясь короткими шагами, делать обманные действия руками и туловищем и наносить удары (действия «Маятник») (Иванов А.Л., 1995), тесня противника к канатам и таким образом заставляя его сблизиться. В ближний бой можно также войти, выполняя подсечку под переднюю или опорную ногу противника. Следовательно, вход в ближний бой (и выход из него) может осуществляться по желанию одного или обоих бойцов, либо в результате сложившийся ситуации на ринге.
Каждый из спортсменов, вышедший на дистанцию ближнего боя, стремиться захватить инициативу, подчинить противника своим действиям, заставляя его перейти от атаки к защите и этим как можно больше ослабить его боевое положение. Поэтому при сближении с противником надо активно действовать, нанося удары руками в голову и туловище, ногами по бедрам, подсечки, чтобы противник не смог защитить уязвимые места.
Практически во время боя на ближней дистанции бойцы могут находиться в одной из двух положений:
1) не касаясь непосредственно друг друга, свободно действуя руками;
2) соприкасаясь грудью, плечом, головой с грудью и плечом, подставкой и накладкой рук на руки противника.
При первом положении спортсмены находятся на расстоянии позволяющем беспрепятственно действовать обеими руками сбоку, снизу и короткими прямыми, свободно защищаясь уклонами, нырками, подставками и наносить контратакующие удары (в ответной и встречной форме) в голову и туловище, выполнять удары ногой по бедрам подсечки.
avatar
Второе положение: оба спортсмена касаются друг друга, свобода из действий ограничена, так как каждый из них старается избежать
ударов противника при помощи подставок и накладок, выбирая удобное положение для нанесения ударов. При этом бойцы мешают друг другу действовать, из-за чего у каждого из них уменьшается технический арсенал боевых действий.
Бой на ближней дистанции проходит более насыщенно, активно и плавно, чем при других дистанциях. Из-за близости партнера спортсмены успевают реагировать на удары в основном подставками и накладками. Поскольку бойцы соприкасаются друг с другом частями тела, им приходится руководствоваться главным образом мышечно-двигательными и осязательными ощущениями.
Ведение боя на ближней дистанции требует высокоразвитых мышечно-двигательных ощущений, умения своевременно расслабится, напрягаться и чувствовать своего партнера. Спортсмены, владеющие искусством ближнего боя, умеют отдыхать при такой дистанции; спортсмены, не умеющие вести ближний бой, чрезмерно напряжены, быстро устают и части прибегают к удержанию и захватам, что запрещено правилами кик бокса.
При ближнем бое оба бойца находятся в одинаковом положении, и преимущество имеет тот, кто быстрее действует, сильнее наносит удары, владеет защитами и умеет создавать удобные исходящие позиции для собственных ударов.
avatar
Осязание и тактильная чувствительность.

Осязание – один из основных видов ощущения. Чувство осязания помогает нам ориентироваться в темноте, дает возможность не только наличие предмета, но и его форму, размеры, температуру, влажность, характер поверхности (гладкая, шероховатая и т.д.). Чувство осязания складывается из целого комплекса сигналов, поступающих в головной мозг от нервных окончаний (рецепторов), расположенных в мышцах, суставах, на поверхности кожи и слизистых оболочек, воспринимающих прикосновение и давление, температуру и боль, изменение положения тела в пространстве и т.д.
Необходимым условием для нормальной мышечной деятельности является получение сигналов о положении тела в пространстве и о степени сокращения каждой мышцы. Сигналы такого рода поступают от рецепторов мышц и суставов и воспринимаются человеком в виде «мышечного чувства». Человек во многом полагается на это чувство. Передвигаясь в привычной обстановке, он уверенно и точно совершает любые движения, обходя препятствия. Однако оценка расстояния до предметов вырабатывается не только с помощью «мышечного чувства», но и при обязательном участии зрения. У людей лишенных зрения, осязание играет ведущую роль в познании окружающего мира. Пользуясь осязанием, слепые способны выполнять очень тонкую и сложную работу. Особенно высокой степени развития осязание достигает у людей, лишенных как зрения, так и слуха. Специальное обучение таких людей речи, письму, трудовым навыкам особенно на совершенствовании у них чувства осязания.
Нарушение чувства осязания выражается в полной или частичной его потере, что связанно с поражением центральной нервной системы. Нередко у людей наблюдается повышенная чувствительность определенных участков кожи к прикосновению. Повышение чувствительности кожи может быть следствием заболевания ряда внутренних органов. Эта связь помогает врачам
диагностировать и лечить ряд заболеваний внутренних органов, воздействуя на чувствительные участки кожи с помощью поверхностного массажа и других методов лечения.
(Петровский Б.В., 1979г )
avatar
Оказывается, что осязание, т.е. прежде всего кожное «ощущение», фактически складывается, по меньшей мере, из трех различных видов чувств, а именно из осязания (тактильного чувства), которое сравнительно быстро адаптируется и реагирует только на первое впечатление соприкосновения. Так, например мы чувствуем одежду,

- 23 -

как правило, лишь тогда когда мы ее надеваем или же в ней двигаемся. От него следует отделить чувство давления, медленно адаптирующееся и приспособленное для восприятия также длительных нагрузок, пример, при сидении или лежании. Далее чувство вибрации, являющаяся частью так называемой механорецепции. Оно срабатывает при изменяющихся давлениях и у низших животных, таких как насекомых, пауков. У некоторых позвоночных животных, оно развито значительно более тонко, чем у человека, у которого это чувство имеет лишь рудиментарные функции. Во всяком случае, его используют слепые и глухие для того, чтобы хотя бы частично заменить им утраченный слух, например при восприятии музыки. Три названных подраздела чувства могут быть объединены понятием механорецепции. Вторым обобщающим аналитичным понятием является терморецепция. Наконец третей группой видов чувств является ноцицепция, или болевое ощущение. (Кейдель В.Д., 1975)
Как уже было написано выше в коже представлена тактильная, температурная и болевая рецепция. На 1 квадратный сантиметр кожи, в среднем, приходится 12 – 13 холодовых точек, 1 –2 тепловых, 25 тактильных и около 100 болевых. В тактильной чувствительности наиболее чувствительным рецептором является тельце Пачини, которое вызывает ощущение прикосновения при смещении капсулы на 0.0001 мм. Чем больше размеры тельца Пачини, тем более толстые и быстропроводящие афферентные нервы отшодят от него. Они проводят кратковременные залпы (длительностью 0.005 с.), информирующие о начале и окончании действия механического раздражителя. Пути тактильной информации следующий: рецептор – 1-й нейрон в спинномозговых узлах – 2-й нейрон в спинном или продолговатом мозге – 3-й нейрон в промежуточном мозге (таламус) – 4-й нейрон в задней центральной извилине коры больших полушарий (первичная соматосенсорная зона (Солодков А.С. Сологуб Е.Б. 2000).
avatar
Роль осязания и тактильной чувствительности при ведении боя на ближней дистанции нельзя переоценить. Хочу привести слова Джона Кари,- (создателя системы рукопашного боя "American Combatives")
"Хулиганские нападения нередко происходят в темное время суток, зачастую в неосвещенном месте - я не хочу, чтобы способность моих учеников защитить себя зависела от освещения". Сам Джон Кари ослеп, после полученного ранения на войне но это не помешало ему разработать свою систему подготовки для военнослужащих.
Чрезвычайно важным фактором, влияющим на эффективность в ближнем бою, Кари считает тактильную чувствительность. "Чувствительность - это то, что дает возможность мне, слепому, вести бой против зрячих и побеждать их. Слепота не мешает, а, наоборот, помогает мне. В ближнем бою нельзя полагаться на глаза. Вы должны чувствовать движения противника, не видя их, иначе Вы будете побеждены." На тренировках ученики Кари практикуют различные упражнения на развитие чувствительности - например, ведение боя с завязанными глазами или в темноте. (Левитас А. 1999)
Техника «липких рук» позволяет также вести бой в темноте или с завязанными глазами, тем самым развивая тактильную чувствительность бойца ( фото 1, 2, 3).
Сегодня очень важно уметь вести ближний бой, так как, во-первых, достаточно высока вероятность того, что бой будет проходить в стесненных условиях (в автомобиле или автобусе, в лифте, на лестничной площадке, в баре и т.п.), где не будет места для маневренного боя и амплитудных ударов, и, во-вторых, многие бойцы - каратисты, боксеры, кикбоксеры и т.д. - неплохо подготовлены к ведению боя на дальней или на средней дистанции, но мало кто умеет эффективно сражаться на ближней дистанции, "нос к носу", поэтому человек, хорошо владеющий приемами ближнего боя может получить значительное преимущество в схватке.
avatar
Мастера создавали новые стили, новые методики, передавали их следующим поколениям, которые в свою очередь сохраняли, дополняли и совершенствовали это направление, делая его, на свой взгляд, более практичным. Впрочем, в те воинственные времена слабые стили умирали вместе со своими создателями. До нас дошли проверенные временем направления, стили и методики. Но есть вещи, которые скрупулезно передавались из поколения в поколение, « от сердца к сердцу» учителя к ученику. Именно эти « жемчужины » особенно ревностно хранили Патриархи Школ, и передавали своим ученикам.

1.4.1Техника «толкающих рук» (Туйшоу) в циньшуайда, тайцзицюань и дзюдо.

Циньшуайда – это универсальная система боевой подготовки, применяемая в Китае для тренировок полиции и спец подразделений. Циньшуайда, гармонично сочетая в себе все присущие традиционным стилям ушу составляющие искусства поединка: удары руками и ногами и защиту от них, броски, болевые фиксации, удушающие приемы, точечные воздействия, работу с оружием и против него, - является наиболее эффективной и действенной в применении боевой системой самозащиты. (Лейкин С.Ф., 1996).
Важное место в системе тренировок занимают толчки – цыньшуайда-туйшоу. В тайцзицюань задача тренировок по системе туйшоу – научиться чувствовать противника, то есть предвосхищать его возможные действия и направлять их в пустоту или против него самого.
Принципы туйшоу («толкающих рук») используется и в японской борьбе дзюдо. В Японии издавно для осознания принципов выполнения технических приемов и для выработки навыка выведения противника из равновесия применяется «кака пяти принципов». Эта ката состоит из пяти движений и объединяет все базовые формы дзюдо. Дзигоро Кано назвал ее «сердцем дзюдо». Она должна демонстрироваться без остановки, без сбоев и пауз, воплощая в себе широту и величие стиля. (Пархомович Г.П., 1990). Если мы внимательно рассмотрим принципы, лежащие в основе этой каты, то убедимся, что они во многом совпадают с принципами туйшоу.
avatar
Техника «липких рук». (Бон тан, Бон лап, Чи сао)
в Вин Чунь Кун фу.

В комплекс подготовки бойца Вин Чуня входит такая специфическая и уникальная методическая система как «липкие руки» (Чи сао, Бон лап и Бон тан). Эти упражнения на подобие Туй-шоу, но гораздо более практичны, и приближенны к ударной, спаренговой технике. При должной наработке проводятся даже турниры по Чи сао (Березнюк 1998). Придумала и усистематизировала эту технику девушка по имени Вин Чунь. Руки в этой технике как бы приклеиваются к рукам соперника, и выполняя циклические движения реагируют на малейшее его действие развивая тактильную чувствительность. При постоянной практике этой методики, для проверки навыка контроля рук соперника, она работается с завязанными глазами.
«Липкие руки» – это уникальная форма тренировки, которая достигает своей высшей степени развития только в Вин Чунь Квэн. На кантонском диалекте она называется Чи сао, Пун сау («вращающие руки») или Го сау («схлестывающиеся руки»). Названия отражают сущность этих приемов,– руки все время находятся в контакте с руками противника. По сути дела эта техника учит, как победить в ближнем бою. Сами упражнения повышают силу и интуицию.
Если вам приходилось наблюдать настоящую схватку, вы наверно обратили внимание, что противники не остаются на постоянном расстоянии. Они стараются подойти как можно ближе, схватить друг друга, толкнуть, сделать подножку. Вы должны уметь противостоять подобной технике и извлечь из нее пользу для себя. В этом – то и назначение техники «липких рук».
Само название говорит о том, что она выполняется на расстояние не больше вытянутой руки.
Чтобы извлечь все преимущества из техники «липких рук», необходимо приблизиться к противнику на минимальное расстояние. На таком расстоянии ваши приемы будут эффективны, а приемы противника будут блокированы минимальным изменением положения ваших рук. Бой на близком расстоянии имеет, для неподготовленных людей, много отрицательных моментов. Удар достигает цели, проходя очень небольшое расстояние. Техника «липких рук» позволяет справиться с этим путем вырабатывания рефлексов, основанных на молниеносных автоматических реакциях.

- 28 -

Техника «липких рук» в значительной степени состоит из движений « туда – сюда». При ее выполнении необходимо осуществлять постоянное давление на предплечье противника, определяя упругость движения, и тем самым, определяя слабые моменты, над которыми следует поработать.
Вы можете использовать давление на руку противника, чтобы отвести его защиту на невыгодную позицию, открывая при этом путь для своей атаки. Давление осуществляется поднятыми руками, поэтому в первые дни тренировку боль неизбежна.
Если руки будут жесткими, они потеряют подвижность и контакт с руками противника. Если же они будут расслабленны и вялыми, противник сможет прорваться сквозь них и атаковать вас. Руки должны действовать как пружина, поддаваясь, но не уступая.
Не старайтесь сопротивляться изо всех сил, если противнику удается отвести вашу руку назад, но используйте это, в свою очередь, ослабив напряжение.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.