История рб
История развития рукопашного боя
1. Развитие рукопашного боя до Нашей эры
2. Развитие рукопашного боя в начале Нашей эры
3. Рукопашный бой средних веков в странах Дальневосточного региона
4. Рукопашный бой на Руси в IV-XIV вв
5. Краткая история рукопашного боя в России
6. Современный рукопашный бой
Заключение
1. Развитие рукопашного боя до Нашей эры
2. Развитие рукопашного боя в начале Нашей эры
3. Рукопашный бой средних веков в странах Дальневосточного региона
4. Рукопашный бой на Руси в IV-XIV вв
5. Краткая история рукопашного боя в России
6. Современный рукопашный бой
Заключение
Становление рукопашного боя неразрывно связано с развитием общества. Ведь вся история цивилизации изобилует военными конфликтами. Наиболее ранние упоминания о рукопашном бое встречаются в эпосе стран Ближнего Востока, Индии и Китая. А первые памятники изобразительного искусства со сценами поединков датируются рубежами IV-III тысячелетий до нашей эры. Например, изображение двух борющихся мужчин на известняковой плите для жертвоприношений найденное в Месопотамии. Или плита, на которой показан поединок с использованием копий. Известен рельеф со сценой кулачного боя, относящийся ко второй половине III тысячелетия. Наиболее ранним памятником, культуры Египта связанным с борьбой, является изображение серии движений, обнаруженное в гробнице Фиоххотена (середина III тысячелетия до н.э.) в Саккаре. Это свидетельствует о владении Фараоном техникой борьбы.
История египетской культуры делится на 4 основные эпохи расцвета государства, отмеченные правлением 31 царских династий: Древнее царство (ХХVII-ХХIII в.в. до н.э.), Среднее царство (ХХI-ХVIII в.в. до н.э.), Новое царство (ХVI-ХI в.в. до н.э. поздний периоды. Каждая эпоха являлась определенным этапом в развитии древней культуры и имела свои характерные особенности.
В эпоху Древнего царства среди детей были популярны игры, напоминающие военные действия и захваты пленников. На изображениях периода Среднего царства, игры детей сменились играми молодежи. У юношей на первый план выходит борьба. Изображение серий приемов свидетельствует, что борьбе предшествовала специальная подготовка, а многие поединки проводились с участием судьи.
В эпоху Среднего царства численность войск увеличивается, что связано с походами в Переднюю Азию. Имеются данные, что борьба стала применяться и для тренировки войск.
В период Нового царства появляются воины профессионалы. Кроме того, существует гипотеза, что в составе войск имелись специальные отряды бойцов. Об этом свидетельствует рисунок (примерно 1410 г до н.э.), изображающий группу нубийских воинов со штандартом, где нарисовано два борца .
Анализ исторического материала показывает, что в Древнем Египте существовали отдельные виды атлетических состязаний. Самыми распространенными из них были борьба, кулачный бой, единоборство на палках, бег, а также лодочные состязания, целью которых было перевернуть лодку с неприятельским экипажем при помощи специальных длинных палок .
Кулачный бой, борьба, акробатические упражнения были чрезвычайно популярны в другом районе Средиземноморья - на острове Крит, где в III тысячелении до н.э. Зарождалась минойская культуры. Единоборства были непременным атрибутом всех празднеств Причем, как показывают фрески, снаряжение бойцов кулачного боя было подобно воинскому. Металлический шлем защищал голову и лицо. Специальные кожаные полоски и кожаная обувь предохраняли руки и ноги от травм. Вершиной атлетических представлений на Крите, бесспорно, являлось культовое единоборство с быком, которое велось в форме акробатической игры - прыжков через разъяренное животное или на него с последующим спрыгиванием. Эти игры под час заканчивались трагически.
Таким образом можно констатировать что в этот временный период (до 1 тысячелетия н.э. единоборства играли важную роль в становлении систем физического воспитания Египта и сопредельных стран. Однако утверждения,
что единоборства существовали как сложившиеся системы воинского обучения и воспитания, неверны. Это произошло только после VIII Века до н.э. Причем интересно , что практически одновременно в Европе (в Греции) и в Азии (в Индии, Китае).
Однако системы РБ формировались и развивались обособленно и имели существенные отличительные черты, которые объясняются различными климатогеографическими этническими культурологическими и религиозными фактами.
Население древней Индии располагало ценными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и самообороны без оружия, причем в древнеиндийских описаниях впервые встречаются упоминания и о таких фор
Примерно к середине 1 тысячелетия нашей эры в Индии зарождается тайное учение тантризма. Оно было запечатлено в текстах (тантрах), впоследствии попавших в Тибет и Китай. Наряду с философско-религиозными и космогоническими построениями, учение развивало различные тайные действия, в том числе и рукопашный бой кланового характера. Дошедшие до нас из буддийской иконографии этого теоретического учения мудры (жесты) представляют многие известные блоки (защиты) используемые в дальневосточных единоборствах.
Но более важное значение их заключалось в том, что они служили элементами медитации, т.е. средством психологической настройки в экстремальных условиях. Сохранились названия мудр: мудра сосредоточения, мудра силы, крепости и ярости, мудра невидимости и неуязвимости, мудра бесстрашия. Тантрический буддизм, развивший "учения о трех таинствах" (мысли, слова и дела), наложил заметный отпечаток на воинские искусства в Китае и Японии, породив уникальную прикладную разновидность йоги.
Поколения монахов-воинов приобщались к этому эзотерическому учению, чтобы обрести "алмазную крепость духа". В силу эзотеричности и кланового характера, к сожалению мало, что известно о тантрийском направлении в рукопашном бое. Сохранились лишь некоторые названия систем и школ. Это школы "Белого журавля", "Шоу-Дао", "Белого лотоса", "Длинной руки", "Железной рубашки", "Ядовитой руки".
В начале XI века н. э. в Китае уже широко распространилось учение, так называемой "даосской йоги", которая выдвинула множество теорий о взаимодействии тела и духа. До сих пор в "даосской йоге", давшей базу для многих стилей и направлений в рукопашном бое, сохраняется причудливое смешение мистики с глубоко продуманными и обоснованными изысканиями в физиологии, психологии, аутогенной тренировке и рефлексотерапии. Однако следует сказать, что именно эта разновидность йоги внесла огромный вклад в развитие теоретической и практической базы воинских искусств.
Развивая воинские искусства даосские мастера, разработали тычковые способы воздействия на различные участки человеческого тела, как голыми руками, так и с помощью оружия. Тычковые удары использовались не только в кулачном бою, но и в фехтовании на копьях (удары наносились не только острием, но и тупым концом), палках (шестах), мечах (удар рукоятью или ножнами). Поражение уязвимых точек составляло и основу техники тычковых ударов при использовании подручного оружия - нунтяку (коротких дубинок на перевязи и тонфа -короткой палки с поперечной рукоятью).
Эффект действий на точки был связан с биологически активными центрами человеческого организма, воздействие на которые в зависимости от силы тычка и биологической активности центра на данный момент времени могло привести к серьезным травмам и заболеванию, либо смерти. Этими же надавливаниями на точки с противоположной целью даосы пользовались и в оздоровительной системе акупрессуры. В даосской йоге борьбы большое внимание уделялось психологической подготовке.
Главная привязанность человека, говорили даосы - это привязанность к жизни, поэтому боязнь умереть держит его в постоянном чувстве страха. В связи с этим даосами большое внимание в подготовке к рукопашному бою уделялось достижению бесстрашия и презрения к смерти. По этому поводу в трактате Лао - цзы "Дао дэ-цзин" говорится: "Я слышал, что, кто умеет овладевать жизнью, идя по земле, не боится носорога и тигра, вступая в битву, не боится вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить в него свой рог, тигру негде наложить свои когти, а солдатам некуда поразить его мечем. В чем причина? Это происходит оттого, что для него не существует смерти".
В период 190-265 г.г. в Китае медиком Хуа То создатся гимнастика как оздоровительного, так и боевого, с точки зрения воинских искусств, направления под названием "Игры пяти зверей". Гимнастика состояла из подражания некоторым движениям медведя, тигра, оленя, обезьяны и жур
Секта Чань (яп.Дзен), послужила новым толчком в развитии искусства самообороны. Основателем нового течении в Буддизме - Чань ,буддизма, являлся индийский монах-миссионер Бодхидхарма (VI век). Свою деятельность в монастыре Шаолинь легендарный патриарх Чань-буддизма начал с обучения монахов искусству боевого единоборства, совмещая занятия по рукопашному бою со специальной психотехникой Чань.
Одним из основных методов буддийской практики психической саморегуляции была, так называемая, медитация (санскр.дхьяна, кит. чань-на, чань), поэтому и в чань-буддизме она стала одним из главных методов психической тренировки и саморегуляции. Следует отметить, что используя практику психической регуляции в процессе занятий единоборствами, монахи и воины опирались на традиции, сформировавшиеся еще в период раннего буддизма, предписывающие в процессе обучении не только подчинять, воспитывать и развивать волю человека или другие психические функции, но и управлять. Также как и даосы, занимающиеся по методу Чань считали, что самая сильная привязанность, которая пробуждает у людей наиболее острые эмоции является их привязанность к жизни. Именно по этой причине ими развивались такие формы военно-прикладного искусства , посредством которых тестировалось психическое состояние человека. Занятии боевыми единоборствами являлись прекрасным средством психической тренировки. Сам факт, что в поединке бойцу грозит реальная смерть, способствовал закалке воинов "изнутри". Так как возникающее чувство страха в таких условиях могло полностью парализовать все действия воина, то ситуация боевого единоборства, в которых не исключался смертельный исход расценивались как особенно благоприятные для тренировки невозмутимости и отстраненности. В таких ситуациях возбуждались многочисленные эмоции, к которым необходимо было практиковать бесстрастность или, использовать для повышения психофизиологической активности применительно к условиям боя. Так, например,внешне нужно было уметь демонстрировать ярость, ожесточенность, неистовость и т.д., а внутренне сохранять полное спокойствие. Таким образом уже в начале средних веков в Китае одно из главенствующих мест в подготовке воинов к единоборствам заняла психологическая подготовка К этому периоду в Китае появляется большое количество различных школ и направлений боевых единоборств,продолжается процесс их дальнейшего развития и совершенствования.
Приблизительно на рубеже, начиная от ХV до ХVII столетий, они окончательно складываются в систему ушу. Тогда же выделяются наиболее известные направления. По географическому положению они делятся на северную и южную школы. Стилевые особенности заключались в том, что на севере больше внимания уделялось технике ног (в поединке преобладали удары ногами, в том числе в прыжках;) на юге же преимущество отдавалось ударам руками.Кроме этого, и в той и в другой части страны практиковались владение холодным оружием и подручными средствами. Это были копья, мечи, ножи, палки, обыкновенные посохи, могли также употребляться мотыги, цепи, костыли и т.д. В умелых руках любой предмет превращался в мощное средство защиты. Рукопашный бой в Китае в период средних веков сформировался, как целостная система физического ипсихического совершенствования. Причем рукопашный бой рассматривался, как великолепная система психологической подготовки воина. Аналогичным образом, развивались единоборства в Японии, Корее, Вьетнаме и других со предельных странах этого региона. В Японии -это - каратэ, дзю-дзютцу, айкидо, дзю-до. Кроме этого в Японии существовали клановые секты ниндзя и ямабуси, а также самурайская система подготовки. В Корее было распространено хапкидо и тхэкван-до, а во Вьетнаме - вьет-во-дао. В этих странах существовали своеобразные интерпретации китайского ушу, отражающие национальные особенности.
Секреты воинских искусств в Японии уходят корнями в раннее средневековье и имеют прямые аналоги в воинских искусствах Китая, Кореи, Вьетнама, Бирмы. В них входило обучение фехтованию, владению
В период средних веков на Руси элементы единоборств и некоторые способы ведения рукопашной схватки имели ярко выраженные особенности. В первую очередь это касается кулачных поединков получивших повсеместное распространение.
Доблесть и мужество славянских воинов знали многие народы. Известно, что в 548 году шеститысячный отряд славян, во главе которого был "длиннобородый" Ильдигес (Илья) успешно воевал на стороне готов против римлян. Сведения об этом есть в западноевропейских сагах, героем которых был Илья Русский. Позднее византийский император Юстиниан принял его на службу, назначив начальником одного из отрядов дворцовой стражи. К себе на службу славянских воинов стремились взять многие правители. Так в VI веке император Маврикий Стратег писал: "Племена славян ... любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы... юноши их очень искусно владеют оружием" На Руси складывалась своеобразная и достаточно эффективная система рукопашного боя - это доказывают упоминающиеся в былинах и летописях многочисленные победы ее воинов: Мстислава Удалого над князем косогов Редедей, Никиты Кожемяки над печенежским богатырем. В летописи ХII века упоминается Демьян Куденевич, живший в Переславле Русском. Вместе с пятью товарищами и слугой он любил сразиться с многочисленными отрядами врагов, обращая их в бегство. В период монгольского нашествия Батыя бессмертную славу завоевал рязанский воевода Евпатий Львович Коловрат. Его отряд почти полностью погиб в неравном бою, но врагов было уничтожено в десять раз больше. Монгольский хан настолько был поражен их мужеством и ратной доблестью, что приказал похоронить погибших, а пятерых оставшихся в живых отпустил на свободу. Высокий уровень подготовки русских воинов обеспечивался тем, что еще в молодости молодежь получала необходимую подготовку в единоборствах во время боевых игр и игрищ. Бои кулачные и палочные составляли для русской молодежи потеху, увеселение. Бои проходили, обыкновенно, в праздничные дни, при жилых местах, а зимой чаще всего на льду; собирались "охотники",составляли два враждебных лагеря и по данному сигналу бросались один на другого с криком для возбуждения, нередко тут же били в накры и бубны, правила ведения таких боев поражают благородством. Запрещались удары в пах, в спину, удары по лежащему("лежачего не бьют"). Тот, кто нарушал эти правила, подвергался общественному презрению.
В дружинах подготовка носила комплексный, прикладной характер. Воинов обучали верховой езде, стрельбе из лука, владению копьем, мечом, секирой и другими видами оружия. Одной из форм обучения были поминальные игрища, которые устраивались на курганах при погребении товарищей (тризна). Ратники штурмовали холм, стремясь захватить его вершину. Русские воины, как правило, не использовали тяжелые защитные латы. Основными качествами, на которые рассчитывал русский воин в бою, являлись ловкость, гибкость и быстрота реакции. Рукопашный (на древнеславянском языке - опаш) означает размахивать руками.
Однако было бы неверным утверждение о том, что рукопашный бой на Руси представлял движения и удары только руками. Подтверждением тому служат старинные русские выражения, как, например, "Москва бьет с носка, имеется в виду подсечка или удар передней ногой, широко использовавшиеся в кулачных поединках в Москве.
Кулачные бои в средние века на Руси являлись одним из способов подготовки воинов к сражениям. Поединки часто велись с использованием защитных приспособлений, прикрывавших руку от кисти до локтя.В бою воины нередко бросали наземь оружие и наносили удары коваными наручниками и чревцами, защищавшими руку до локтя. В более древние времена наруч представлял собой просто плетение сыромятных кожаных ремней. Это было связано с тем, что удар в наруче был увесист, а техника выполнения осуществлялась (при хорошей подготовке) легко и стремительно. Не были оставлены без внимания и ноги. Для их защиты использовались кольчужные или кожаные понож
Большинство исследователей русской истории единогласно сходятся в общем мнении о существовании на Руси национальной культуры боевых единоборств, имеющей свои отличительные особенности. Русь на заре становления и укрепления государственности обладала значительными успехами в области вооружения, обучения профессиональных воинов, мобилизации боеспособного ополчения, применения разведки, строительства крепостей. О военных достижениях древней Руси мы можем судить, оценивая способность государства постоянно выдерживать натиск беспокойных и весьма недружелюбных соседей, которыми являлись как жители ближайших степей (хазары, печенеги, половцы), так и гости из Азии: монголы и татары. Практически одновременно с татаро-монгольским нашествием вспыхивают первые для России конфликты с представляющим западную Европу шведским и немецким рыцарством, из которых русское воинство выходит с честью. В последующих столетиях в столкновениях с османскими турками, крымскими и сибирскими татарами, шведами, поляками и французами Россия неоднократно доказывает свой авторитет на полях сражений.
На чем же основывалось столь высокая боеспособность русских воинов в далекое от пасторальной идиллии время средних веков? Не здесь ли нам стоит искать примеры зарождения русской культуры единоборств и основания возникновения рукопашного боя? Материалами для современных исследователей, изучающих прошлое, служат старинные летописи и устный фольклор, былины, археологические находки предметов вооружения древних славян, элементы росписи храмов, каменные стелы, сохранившие лики суровых славянских богов. Накапливая и систематизируя разрозненную информацию, ученые строят ясную и непротиворечивую картину развития и формирования на Руси воинской культуры.
Основываясь на мифологии и религии древних славян можно заключить о том, что профессия воина носила сакральный и мистический характер. Воины выступают в летописях как внуки Сварога, дети Перуна, то есть несут в себе черты священной избранности. Воинские атрибуты - оружие и снаряжение, являются обязательной частью религиозных обрядов древних славян, а танец с оружием, изображающий боевые приемы, имеет культовый характер и передается как тайное знание из поколения в поколение, сохраняя преемственность воинских традиций. Необходимо ясно понимать, что бой с оружием имел огромный приоритет по отношению к невооруженному единоборству в течении очень длительного периода славянской культуры, и безоружный бой развивался на заре своего появления больше как угодная богу Роду обрядовая игра, проходящая без пролития родственной крови. В связи с распространенным у славян поклонением Солнцу, солнечная символика нашла свое отражение и в формировании боевых приемов, большинство из которых строилось на круговом вращении, раскручивании тяжелого оружия, размахе с широкой амплитудой, более соответствующему экономичному управлению оружия, имеющего значительную инерцию. В связи с общей для боевых движений "солнечной" вращательно-круговой динамикой, приобретают обрядовый, мистический характер сложные двигательные формы считающиеся сегодня элементами, относящимися к акробатике. Возможности существования института подготовки особых "магических" воинов, играющих в судьбе своих соплеменников роль символа божественного покровительства и воплощения священной силы рода, многие поклонники Русских боевых искусств придают существенное значение. Данная идея перекликается с фактами существования воинов-шаманов индейских племен, мистическими бойцами - фениями в кельтской истории. Уместно вспомнить в этом случае и описание магической воинской подготовки мифологического древнеирландского героя Кухулина, обученного женщиной-ведьмой. Тот владел исключительно "геройскими" приемами боя, которые были недоступны прочим воинам, но судя по характеристике, прочим "героям" они все же были знакомы. Это известные в среде реконструкторов "прыжок лосося", "стойка на острие копья", "прием геройского крика" и многие другие, также пе
В технике русского рукопашного боя, как в ее борцовском разделе, так и кулачном, были известны все ключевые технические действия известные европейским видам состязательного и прикладного боя. Кроме того, многие технические действия перекочевали в европейские виды спортивных единоборств. Так, например, советскими борцами в греко-римскую и вольную борьбу были привнесены броски через плечи (мельница) (Спортивная борьба. С.26,68.). Эти броски хорошо известны русской борьбе, откуда вероятнее всего они попали в самбо. В советской школе бокса известен традиционный удар русского кулачного боя: боковой удар с размаха вытянутой рукой. В современной тактике боя этот удар (только левой рукой) применяется лишь как ложный при подготовке атаки (Градополов. С.29.). Сравнительный анализ народных видов борьбы и кулачного боя со спортивными единоборствами, в целом, говорит о единстве технической базы. Во всех народных и современных европейских видах спортивных единоборств применяются ключевые дейст ия, которые нами классифицированы и систематизированы далее. Причем необходимо отметить, что к этим выводам мы пришли первоначально эмпирическим путем, а затем подвергли данные логическому анализу получив естественную классификационную схему техники русского рукопашного боя, приемлемую для познания любых традиционных европейских видов единоборств.
В годы советской власти народные состязания воплотились в спортивных видах единоборств. Советский спорт, став поистине общенародным явлением, вытеснил традиционные рукопашные состязания. Рудиментом состязаний, сохранившимся до 90-х годов XX века, стал стеночный бой. В первые годы советской власти элементы традиционных рукопашных состязаний вошли в программу обучения Всеобуча, формируя советскую школу спортивных видов единоборств. Красноречивым примером может послужить история складывания советской школы бокса (Градополов. Бокс., Градополов. Воспоминания боксера.) и спортивных видов борьбы (Спортивная борьба, Харлампиев.). Таким образом, народные состязания нашли себя в новом спортивном качестве.
Прикладной бой, являвшийся практическим продолжением традиционных видов состязаний, также привлек к себе внимание. В. И. Ленин писал: "Всякий энергичный человек с 2 - 3 товарищами сумеет разработать целый ряд таких правил и приемов, которые надо составить, разучить, упражняться в их применении" (Ленин. С.389.). По указанию В. И. Ленина дружинники и отряды революционных армий начали заниматься боевой и физической подготовкой. В ряде мест шло также обучение и приемам самозащиты. Занятия обычно проходили за городом, на лесных полянах. Приемы в этих кружках изучались в порядке обмена опытом (Харлампиев. С.13.). Элементы прикладного рукопашного боя вошли в многочисленные пособия и наставления по рукопашному бою для армии. Сравнительный анализ техники боя, изложенной в этих пособиях, с другими видами единоборств показывает ее отечественное происхождение. Удары руками идентичны ударам в боксе и русском кулачном бое. Техника борьбы идентична спортивной и русским видам борьбы. Техника ударов ногами отличается своеобразностью, присущей русскому прикладному рукопашному бою, и несколько отличается от техники ударов ногами во французском боксе (Charlemont, Тарас. ), и тем более в восточных видах единоборств. Также встречаются многие элементы, присущие народной традиции прикладного боя, например, удар головой и т.д.. В этот период в технику прикладного боя начинают проникать элементы восточных видов единоборств, которые образуют технический сплав с традиционным прикладным боем ( См. Волков.). Армейские системы этого направления превратились, в так называемое, боевое самбо. Прикладные системы в 60-х годах бы
Начало развития Рукопашного боя как самостоятельного вида спорта положено в организациях Всеобуча, когда изучением приемов самозащиты и ближнего боя стали заниматься в процессе подготовки войны Красной Армии.
В 1923 году в Москве группа энтузиастов спортивного общества "Динамо" под руководством В. Спиридонова взялась за изучение национальных видов самообороны. И уже к середине 30-х годов была выработана система, которая и явилась основой для создания нового вида единоборств – рукопашный бой.
Многое для развития рукопашный боя сделал преподаватель государственного института физкультуры В. Ощепков. По словам близко знавших его современников, имея многолетний опыт преподавания различных видов единоборств, он в корне изменил стиль и тактику.
По мнению авторитетов, школа В. Ощепкова в Москве подготовила многих специалистов рукопашного боя и самбо, наиболее известные из них - Н. Школьников, И.И. Васильев, Н. Галковский, Л. Турин, А. Харлампиев.
Одному, из его учеников, заслуженному мастеру спорта заслуженному тренеру А. Харлампиеву принадлежит большая заслуга в создании и пропаганде рукопашного боя - как вида спорта.
Официальным днем рождения рукопашного боя в России считается 16 февраля 1938 года. В приказе Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта рукопашный бой признан как "чрезвычайно ценным по своему многообразию техники и оборонному значению" видом спорта.
Естественно, что рукопашный бой, создан из многих национальных видов борьбы не только нашей страны, но и других народов мира, располагает огромным арсеналом приемов. В нем насчитывается около пяти тысяч приемов защиты и нападения, взятых из успешно применяемых в азербайджанском "гюлеше", армянском "кохе", грузинской "чидаоба", казахском "куресе", молдавской "трынтэ", таджикской "гуштингири", туркменском "гореше" и других.
25-26 ноября 1939 года в Ленинграде был проведен Первый чемпионат СССР, собравший 56 бойцов в 8 весовых категориях. Соревнования проводились по круговой системе. С этой даты и начинает шествие по стране спортивного рукопашного боя.
К началу Великой Отечественной войны свыше десяти тысяч молодых людей изучили приемы рукопашного боя. И это не раз помогало им отважно сражаться с врагом. Многие из них награждены боевыми орденами и медалями, а Леониду Голеву присвоено звание Героя Советского Союза.
Жизнь многими своими приемами как в годы Великой Отечественной войны, так и в боях в Афганистане и "горячих точках" межнациональных конфликтов подтвердила правоту одного из золотых правил великого русского полководца А.В. Суворова: "Тяжело в учении, легко в бою".
Пройдя через пот изнурительных тренировок, жар спортивных баталий на татами, зная боевой раздел рукопашного боя, военнослужащие ВВ и сотрудников ОВД не единожды выручали в трудную минуту умение и сноровка, трезвость мышления и быстрота реакции в единоборстве с врагом, а подчас позволяли сохранить самое дорогое - жизнь.
Элементы прикладного рукопашного боя вошли в многочисленные пособия и наставления по рукопашному бою для военнослужащих.. Сравнительный анализ техники боя, изложенной в этих пособиях, с другими видами единоборств показывает ее отечественное происхождение.
Удары руками идентичны ударам в боксе и русском кулачном бое.
Техника борьбы идентична спортивной и русским видам борьбы.
Техника ударов ногами отличается своеобразностью, присущей русскому прикладному рукопашному бою, и несколько отличается от техники ударов ногами во французском боксе (Charlemont, Тарас. ), и тем более в восточных видах единоборств.
Также встречаются многие элементы, присущие народной традиции прикладного боя, например, удар головой и т.д..
Ведомственные системы этого направления превратились, в так называемое, боевое самбо.
Прикладные системы в 60-х годах были засекречены.
В начале 90-х годов, с возрождением интереса к единоборствам, стали появляться ведомственные версий рукопашного боя, в соревновательных стандартах которого возможно применение элементов различных видов спортивных единоборств.
Армейский рукопашный бой, РБ в МВД, РБ в ФСБ с некоторой модернизацией, впитали в себя дух и традиции отечественного прикладного боя…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы видим, что рукопашный бой является одним из старейших видов физической культуры. За многие тысячелетия своего развития и существования он стал не только методом самозащиты, но и способом духовного и физического самосовершенствования людей.
Невозможно перечислить количество видов и стилей рукопашного боя, каждый из которых имеет под собой собственную историко-философскую базу.
К сожалению в последнее время духовные основы боевых искусств забываются, во внимание принимается главным образом физическая подготовка и практическое применение, в то время как невозможно достичь совершенного владения тем или иным видом боевого искусства без знания приемов концентрации и самопознания.