Авторизация



Напомнить пароль
Регистрация

ЕдиноборстваИстория нунчаку

Единоборства: История нунчакуКочующий из книги в книгу популярный миф гласит, что нунчаку - бывший цеп для обмолота риса, превращенный японскими крестьянами в грозное оружие, которым они сражались против самураев.
Однако этот миф содержит сразу четыре грубых ошибки. Нунчаку отнюдь не являются японским оружием, они никогда не были цепом, использовали это оружие вовсе не крестьяне - и вовсе не против самураев.
Нунчаку в том виде, в котором мы их знаем, пришли с Окинавы (Рюкю) - архипелага, являющегося сегодня частью Японии, однако заселенного другим народом, говорящим на другом языке.
В японском языке даже нет слова для обозначения нунчаку - когда надо написать слово “нунчаку”, используется либо запись “ну-н-тя-ку” на катакане - слоговом алфавите, которым японцы записывают иностранные слова, либо китайский иероглиф “двухчленная дубинка” (”двухзвенный цеп”), который на китайском языке читается как “шуан-цзе-гун”, на окинавском - как “нун-тя-кун”, а на японском - как “со-сэцу-кон”.
Комментарии (11)
rss свернуть / развернуть
Многие считают, что нунчаку ведут свое происхождение от цепа для обмолотки риса (уцу) - но это ошибка.
Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе, что Вам нужно молотить нунчаку (причем не концом, а всей поверхностью палки) лежащие на земле колосья - для этого Вам придется согнуться в три погибели, почти что упираясь носом в собственные колени, а при каждом взмахе Вы будете бить себя по спине. Настоящий окинавский цеп - как, впрочем, и японский, китайский или европейский - имеет ручку длиной в рост человека, так что им можно бить по земле, не скрючиваясь буквой “зю”.
Поэтому версия о происхождении нунчаку от цепа совершенно несостоятельна. Причина путаницы, судя по всему, кроется как в конструктивном сходстве нунчаку и цепа, так и в том, что в арсенал окинавского кобудзюцу входит другое оружие - боевой цеп (утибо) - действительно являющееся модификацией крестьянского цепа.
Существует несколько более разумных версий относительно того, какой предмет послужил прототипом нунчаку. Наиболее правдоподобная из них (ее придерживается ряд современных мастеров кобудо) гласит, что нунчаку в оригинале представляли собой удила - часть конской упряжи.
В исходном варианте нунчаку палки были изогнуты, как показано на фотографии, и лишь позднее начал применяться известный сегодня вариант с прямыми ручками. Существуют также версии о происхождении нунчаку от колотушки ночного сторожа или от инструмента для обдирания коры со ствола бананового дерева (из коры банана на Окинаве делали лучшую ткань).
свернуть ветку
Наконец, еще одна версия, которую признают такие авторитеты, как Мияги и Икэда, гласит, что оружие, послужившее прототипом нунчаку, привезли на Окинаву китайские иммигранты. Косвенным подтверждением этой версии служит то, что для обозначения нунчаку используется слово, заимствованное из китайского языка.
Как же мирный предмет обихода превратился в оружие? И кто пользовался этим оружием? Чтобы ответить на эти вопросы, придется совершить экскурс в историю.
В 1429 году король Се Хаси, основатель династии Се, объединил три области Окинавы (Хокудзан, Нандзан и Тюдзан) в одно королевство и сделал столицей город Сюри. Спустя почти век один из последующих правителей, король Се Син, завершил объединение страны, превратив кучку княжеств в единое государство.
Чтобы предотвратить возможный мятеж, он собрал всех князей (андзи) в Сюри и издал “Указы об оружии” (кин-бу), запрещающие ношение оружия и обладание значительным количеством вооружения. В результате королевское войско стало единственной в стране армией.
В книгах о каратэ любят писать, что окинавские боевые искусства развивались среди крестьян - но это чепуха.
Окинава была небогатой страной, а попав в XVII веке под власть японцев, и вовсе обнищала. Крестьяне вынуждены были работать от рассвета до заката, чтобы прокормить себя - и все равно голодное истощение было довольно распространенной причиной смерти вплоть до середины XX века. Поэтому занимались боевыми искусствами главным образом дворяне.
свернуть ветку
Причем если аристократы (кадзоку) - принцы и князья - практиковали боевые искусства скорее в качестве хобби, то для служилых дворян (сидзоку) владение приемами рукопашного боя было насущной необходимостью: многие из них служили в армии и полиции, работали сборщиками налогов и т.д.
Если взглянуть на генеалогическое дерево практически любого стиля окинавского каратэ или кобудзюцу, обнаружится, что либо основатель стиля сам был родом из дворянской семьи, либо изучал боевые искусства у дворянина.
В 1609 году королевство Рюкю, существовавшее до тех пор как независимое государство, было оккупировано японским княжеством Сацума и стало его вассалом, а в 1879 году, после революции Мэйдзи, Окинава была аннексирована Японией.
Но японское присутствие на Окинаве все это время было крайне незначительным - не более нескольких десятков самураев на всю страну. Японцы подтвердили “Указы об оружии” Се Сина, да еще добавили запреты на импорт оружия и на владение огнестрельным оружием.
Однако истории о тотальном разоружении жителей Окинавы являются не более чем сказкой: окинавским дворянам, как и прежде, разрешено было иметь мечи, а членам королевской семьи и князьям - даже ружья.
“Позвольте!” - скажет тут человек, знакомый с арсеналом окинавского кобудзюцу - “Если создателями окинавских боевых искусств и вправду были дворяне, и если они имели право носить мечи, зачем им было изобретать приемы боя серпом, веслом, мотыгой и другими предметами крестьянского обихода?!” Автора этих строк тоже долгое время занимал этот вопрос - и вот что удалось выяснить: Служилые дворяне на Окинаве, как явствует из названия, несли государственную либо военную службу (”защищали закон и поддерживали порядок”), и жили с жалованья, которое платил им за это король.
свернуть ветку
Других источников дохода у них не было и не могло быть - закон запрещал им заниматься чем-либо еще. Однако на каком-то этапе жалованья стало недостаточно для того, чтобы на него можно было содержать семью. Многие дворяне обеднели до крайности.
Чтобы хоть как-то решить эту проблему, в 1724 году дворянам было дано разрешение заниматься торговлей, ремеслами или земледелием - и многие семьи вынуждены были податься в фермеры, чтобы прокормить себя. А спустя еще полтора столетия, в 70-е годы XIX века, после революции Мейдзи, окинавские дворяне, подобно японским самураям, были лишены всех привилегий (включая право на ношение мечей) и жалованья. Если Вы читали “Унесенные ветром”, Вы наверняка помните описание того, как вчерашним аристократам приходилось становиться лавочниками и пекарями, чтобы не умереть с голоду.
Так же обстояли дела и на Окинаве: члены королевской семьи работали извозчиками и ночными сторожами, князья рубили дрова и продавали на рынке поросят… Началось массовое переселение дворян в деревни. Крестьяне отнюдь не были рады новым соседям, старались выжить их с земли, которую считали своей, зачастую дело доходило до драки…
Да и уровень преступности в стране, где еда была ценностью, вырос довольно ощутимо. Так что “князьям-огородникам” пришлось вспомнить навыки рукопашного боя.
свернуть ветку
Разумеется, потомки благородных семейств предпочли бы использовать в бою не голые руки, а меч - но права носить оружие они были лишены. Что же делает воин, оставшийся без привычного оружия? Старается вооружиться тем, что под рукой! Шаолиньские монахи изобретали приемы боя корзинкой и тапочками, ниндзя учились убивать своих врагов палочками для еды. Окинавские дворяне, лишившись своего привычного оружия, тоже превратили в оружие всевозможные “подручные средства”.
Шесты и палки разной длины (двухметровый рокусякубо, метровый дзе и полуметровый танбо) всегда использовались в качестве вспомогательного оружия, так что о них вспомнили в первую очередь.
Но вниманием не обошли и ручки от жерновов домашней мельницы (тонфа), и серпы (кама), багры (нунти-бо), весла (эку), мотыги (кува) и другие предметы, которые можно было эффективно использовать в бою. Кому-то на глаза попались две деревяшки, связанные веревкой. Воин взмахнул ими пару раз, представляя, как бьет по голове противника, прикинул, как лучше переделать попавшийся под руку предмет в оружие - и на свет появились нунчаку.
Нунчаку не были особенно популярным оружием - об этом можно судить уже хотя бы по тому, что не сохранилось ни одного традиционного ката с нунчаку (для сравнения - существует более десятка ката с шестом).
Причина столь невысокой популярности нунчаку скорее всего в том, что они малоэффективны при столкновении с противником, использующим шест или другое длинное оружие, не говоря уже о мече. С другой стороны, человек, умело применяющий нунчаку, мог с легкостью обратить в бегство нескольких безоружных или вооруженных ножами и кастетами противников.
Поэтому в те годы, как и в наши дни, нунчаку использовались главным образом как средство уличной самообороны, позволяющее отбиться от хулиганов или грабителей.
Подобное нунчаку оружие существует практически во всех развитых боевых искусствах. Назову лишь несколько наиболее популярных разновидностей: китайский эрцзегун, филиппинский табак-тойок, корейский ссанджольбон, европейские боевые цепы - все эти виды оружия конструктивно сходны с нунчаку.
Некоторые из этих систем просто позаимствовали нунчаку из кобудо, как, например, это произошло с филиппинскими боевыми искусства - их чако, табак-тойок и драй боло представляют собой все те же нунчаку, но только сделанные из местных пород дерева. Другие боевые искусства используют свое собственное цепочно-палочное оружие, издавна применявшееся в этом регионе - таковы, к примеру, шаолиньский саньцзегун или европейский цеп. Популярность нунчаку на сегодняшний день так велика, что редко какое вновь возникшее боевое искусство не принимает их на вооружение.
Мне даже довелось видеть брошюру, выпущенную одной из новых школ псевдо-старинных псевдо-русских воинских искусств, где говорилось о том, что нунчаку были обычным вооружением древних русичей - но это скорей из области курьезов.
Из-за простоты в изготовлении, эффективности в условиях уличной драки и широкой известности, полученной с легкой руки Брюса Ли, нунчаку переживают в наше время второе рождение.
На сегодняшний день нунчаку являются одним из самых распространенных видов холодного оружия, уступая в популярности разве что ножу и палке.
свернуть ветку
Спасибо огромное за такую полную и интересную информацию:)
свернуть ветку
История Нунчаку
В древней Японии нунчаку были орудием для обмолота риса и представляли собой две соединенные шнурком палки.
Японским крестьянам часто приходилось использовать нунчаку не по прямому назначению, а в качестве оружия для самообороны.
Разработаны специальные комплексы упражнений с применением нунчаку, а освоение техники работы с нунчаку стало обязательным для мастеров каратэ.
Различают два вида нунчаку - боевые (жесткие) и спортивные (мягкие) нунчаку.
Соревнования по Нунчаку
Соревнования по нунчаку-до проводят, в основном, в трех версиях - ката, фристайл и дзюцу. Их проводят три организации: Всемирная Ассоциация Нунчаку (WNA), Всемирная Федерация Нунчаку (WNF) и Всемирная Федерация Кобудо (WKF).
Нунчаку-ката
Нунчаку-ката - выполнение в строгой последовательности определенной серии приемов с нунчаку, сложность и скорость выполнения которых служат основанием для получения той или иной оценки. По нунчаку-ката проводятся соревнования, где оценивается техника, скорость и стиль.
Нунчаку-фристайл
Нунчаку-фристайл - выполнение под музыку произвольного набора приемов и упражнений с нунчаку, иногда с элементами акробатики, жонглирования и с использованием парных нунчаку. Соревнования по нунчаку-фристайл похожи на соревнования по художественной гимнастике. Оцениваются стиль, техника и оригинальность.
Нунчаку-дзюцу
Нунчаку-дзюцу или самооборона - наиболее близки к боевому искусству. В рамках этой дисциплины изучается применение нунчаку для защиты от различных видов нападения - с оружием или без оружия, умение использовать нунчаку не только для нанесения ударов, но и для проведения блоков, болевых захватов, бросков и обезоруживания.
Спортивные бои ведутся мягкими нунчаку и в защитных шлемах. В ходе боя нужно набрать 6 очков. Очки даются за удар, которому предшествовали перехваты нунчаку из руки в руку или блокирование атаки противника.
На соревнованиях используют официально утвержденные нунчаку, а в ростовой категории до 155 см используются «юниорские» нунчаку длиной 25 см.
свернуть ветку
Нунчаку - Нунчаку (от япон.сл. сосекун, окинав.сл. нунтяк; кит.сл. – эрцзегунь (двухзвенный),
сань-цзе-гунь (трехзвенный) – это одно из самых популярных восточных видов холодного оружия.
Нунчаку представляют собой две короткие палочки, соединенные между собой веревкой или цепью.
Нунчаку вышло из древнекитайского оружия Сань-цзе-гунь (тройной сцеп). Командующий чжоуской гвардией Чжао Куаньинь (в 960г. захватил китайский престол и основал династию СУН), мастер боевых искусств, изобрел из шеста, обычной палки трехзвенный сцеп сань-цзе-гунь (использовался в арсенале охраны императора), который впоследствии трансформировался в легендарное восточное оружие эрцзегунь, или нунчаку. Дальнейшая судьба нунчаку связана с о.Окинава, одним из самых крупных островов архипелага Рюкю. О.Окинава является второй родиной боевых искусств после Великого Китая. Благодаря китайским воинам и монахам, а также местным окинавским традициям родилось новое направление воинского искусства путь пустой руки (каратэ), а также кобудо (искусство владения восточными видами оружия). Каратэ и кобудо всегда развивалось параллельно друг другу. Многочисленные сельскохозяйственные окинавские орудия труда также помогли создать новые виды восточного оружия таких, как Тонфа (дубинка для вращения жерновов), Кама (топорик или серп) Эку (весло), Сай (кинжал виде трезубца) и т.д.
Есть несколько версий происхождения нунчаку, например, также одно из популярных версий считается то, что нунчаку первоначально был ручным сцепом для обмолота риса.
свернуть ветку
Олег, большое спасибо за информацию, ЭВы навели меня на ряд размышлений
свернуть ветку
да теперь уже на узнаешь никогда, откуда на самом деле они) я за Китай
свернуть ветку
класс, спасибо!
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.