В чем философия ушу и как она находит воплощение в конкретной боевой практике?

Единоборства
Единоборства: В чем философия ушу и как она находит воплощение в конкретной боевой практикеМеня интересуют вопросы:

1. Как монахи-шаолинь (они же даосы?) обосновывают необходимость боя?
2. Откуда такое многообразие звериных стилей?
3. Предполагают ли занятия ушу обязательное участие в неких коллективных духовных практиках (молитвы, медитации, разделение даоских взглядов)?
4. Как мировоззренческая основа ушу конкретно проявляется в поединке, в бою?
5. Что на эту тему можно почитать?

Заранее благодарю за внимание к моим вопросам. Спасибо!

P. s. Просьба отвечать на вопросы по существу, без проповедничества, свойственного адептам всех философских и духовных школ :)) Уж простите меня за мою требовательность :))
22 комментария
avatar
1) Монахи Шаолиня -- чань-буддисты и к даосам не имеют ни какого отношения
2) Ноукоммент
3) Нет, не предпологают (за исключением некоторых совсем уж эзотерических школ, от которых лучше держаться подальше)
4) В ушу нет своего специфического мировозрения. Оно базируется на традиционной китайской философии. А как проявляется начинаеш понимать только с практикой. В других БИ все эти принципы тоже используются, хотя и не озвучиваются.
5) Не надо ничего читать. Приходите в зал и начинайте заниматься. В любом случае вы всегда сможете бросить.

Ушу -- это собирательное название всех боевых искасств Китая. Различные стили порой оличаются друг от друга сильнее чем английский бокс и греко-римсая борьба. Выберите тот, который подойдет именно вам.
avatar
Многообразие звериных стилей и не только от различных условий жизни. Китай огромная страна.
avatar
А какую московскую организацию Вы бы посоветовали? Серьезную организацию :)) Спасибо большое за ответы!
avatar
А что конкретно интересует?
avatar
Но ведь буддизм - пришедшая в Китай из Индии философия, хотя потом и приобретшая здесь свои специфические формы. Традиционными формами китайской мысли считаются конфуцианство и даосизм, о чем можно прочитать в любом учебнике по восточной философии. Я не демонстрирую свою эрудицию, просто интересно знать.

Эгоист Эгоистов, Вы уверены, что именно чань-буддизм - духовно-мировоззренческая основа ушу? Если уверены, не могли бы Вы рассказать о главных положениях чань-буддизма?
avatar
Я спрашиваю об этом всем не просто так. Чем меня привлекают последнее время восточные системы единоборств, так это тем, что они имееют глубокую гуманистическую основу. Например, необходимость боя может быть продиктована только нравственной задачей. Или бесспорная красота ушу-единоборств: это же как танец или поэзия!
Обычная логика такова, что для того, чтобы повергнуть противника, вовсе не обязательно "вчувствоваться" в природу журавля или пьяной обезьяны. Европеец думает примерно так: "Вот у меня достачная физическая и интеллектуальная мощь!", - после чего наносит удар по врагу. Восточный человек, по всей видимости, иначе воспринимает всю ситуацию, когда встает вопрос о нанесении удара. Чем же он руководствуется? Что такого в его мировоззрении, что он вот такую картину имеет войны, противостояния.
Соображения и вопросы такого рода меня интересуют. Я уверен, что есть и трактаты на эту тему, есть и научные исследования обзорные на эту тему. Если кто знает, очень прошу указать!
avatar
Как я уже писал выше, ушу опирается на традиционную китайскую философию, а не на какие-либо религиозные системы. Если вы хотите ознакомиться с положениями чань-буддизма, то есть огромное колличество материалов по дзен (японское произношение "чань").

Из школ Москвы могу вам рекомендовать клуб "Удан" Татьяны Крамцовой. Там преподают тайцзицюань стиля У (ветка Удан).

И будьте готовы расстаться с теми представлениями об ушу, которые навязывает массовая культура.
avatar
Спасибо, Эгоист!
avatar
Стили
как и само ушу возникли давно,
Древние мастера просто наблюдали за поведением зверей
и добавляли в рисунок боя,
что на самом деле оказалось успешным
avatar
Александр (Сладкий как сахар) Третьяк
Не верно на 100%.
Допишу позже, сейчас нет времени.
avatar
Люди пытались понять внутреннюю энергетику животных, но никак не перенимали внешних повадок. Людям не сравнится с природными данными животных. И к тому же в те времена, когда становились многие стили было не до показухи, в отличии от сегодняшнего дня. Стили изобретались как оружие для выживания.Многие "животные стили, сян син цюань" внешне ничего общего с образом не имеют, взять к примеру Синъи. Главное внутренняя основа.
avatar
Мне кажется в Москве можно начать со школы естественности:цзы-жань-мэнь
http://vkontakte.ru/video.php?gid=11529663#act=&...
Мнение абсолютно беспристрастное:я их только по видео видел!У нас в СПб даже не могу обозначить школу!)
С Володимиром абсолютно согласен!)
avatar
Я почему-то думал изначально, что все же даосизм - мировоззренческая основа ушу. Потом узнал из лекции А. Ю. Евдокимова, крупного религиоведа (наберите А. Ю. Евдокимов, Даосизм в аудио вконтакте), что в действительности и даосизм, и чань-буддизм (который есть не что иное как синкретическая религия, в которой пришедший из Индии буддизм наложился на даосскую религию) - идейная основа ушу.
Почему я думал, что именно даосизм? Потому что очень хорошо совпадают учение о Дао с идеей заимствования стилей из природы. Дао - это изначальный, верный и подлинный Путь Вселенной, мироздания, от которого мир, Поднебесная, человек и общество отклоняются в искусственность (лживость в отношениях между людьми, насилие, несовпадение человека с самим собой). Чтобы обрести вновь себя утраченного Лао-цзы учил о необходимости возвратиться к ЕСТЕСТВЕННОМУ, "разлитому" в природе Дао. Это достигается прежде всего через развитие в себе нравственного начала, именуемого "дэ" (трактат Лао-Цзы "Дао-де-цзин"). А "дэ" достигается в первую очередь через наблюдение за природой, через сорастворение с ней, когда действует принцип "у-вэй" (недеяние, доверие некоему спонтанному, естественному началу в себе).
В ушу мне всегда нравилось благородное отношение к бою: только нравственная цель может оправдать применение силы. Я предположил, основываясь на своих скромных сведениях о даосизме, что учение ушу как-то связано с даосской идеей "дэ". Чтобы развивать боевое "дэ" (дабы и в бою совпасть с изначальным Дао), боец наблюдает за миром животных (которым чаще приходится применять силу, чем человеку, и чей организм более приспособлен к этому).
Все, что я высказал, в принципе совпадает со словами Владимира Нестадного. Потому что понимая "внутреннюю энергетику" животного, мы проникаем в Дао, в природность того или иного животного как его естественный способ самозащиты. Мы извлекаем "стиль", как бы отцеживая из поведения животного характерные черты самообороны. Мне эта идея очень нравится!
avatar
Лекцию Евдокимова А. Ю. все же разместил на стене.
avatar
В У-шу есть 5 путей познания. Путь бойца, мага, йога, агни-йога. Разнообразие путей связывалось с различиями между людьми по степени их духовного развития. На пути бойца у-шу имеется такое достояние как чань-буддизм. Возник он в VII-VI вв. до н.э. Произошел он от самого Будды Шакьямунди. Чань-буддизм, религиозно - философское течение. В пути бойца имеет место как, психотренинга. В отличии от других буддистских школ, чаньская школа ориентировалась на быстрейшие достижение идеального состояния. Это так же называется "чаньской болезнью", когда и сознание меняется, и психика.
Знаменитый мастер Такуан так говорил об этом:"Действительный разум - это врожденный разум, а словесный разум - это разум, приобретенный жизненным опытом через впечатления. Цель состоит в том, что бы вернуть разум в естественное состояние чистоты, в котором он находился при рождении".
Дао - это первый принцип Вселенной, из него выходит все, к нему все возвращается, оно порождает все формы и все сущее. Это та сила, которая заводит пружину всемирного механизма.
Даосы и монахи шаолиня имеют схожее, но они совсем ни какого отношения друг к другу. Но их философия очень схожа. Даосы по своему определению, не живут в монастырях, а живут там где видят свое начало.
По одной легенде, Хуа То наблюдая манеру движений и пластику различных движений, разработал (создал) одну из наиболее древних систем физических упражнений, названную "методом движения пяти зверей ("у-чин ши"): аиста, оленя, обезьяны, медведя и тигра. Тут можно подчеркнуть в этих стилях животных умение наносить удар, не прикладывая уж много силы, и к тому же это красиво.
Мировоззрение школ у-шу не влияет на твой бой... Ты сам на него влияешь, то что ты знаешь чувствуешь и думаешь.
avatar
То есть, аутентичное ушу (а не его европейские кальки) всегда предполагает умение входить в измененное состояние сознание и связано с некими психопрактиками?
avatar
Денис, не обращайте внимания. То, что написла Василий, является чистой и весма спорной эзотерикой с непонятно как прикрученой йогой. Измененное состояние сознания характероно и для бокса, но не надо его мистифицировать.
avatar
Почитать, ни чего конкретного не могу сказать... Но есть вариант
http://www.sunhome.ru/books/b.legendy_i_pritchi_shou...
avatar
Изменять свое сознание это не мистификация. Но не каждый человек может это сделать. Кому-то нужно добиваться этого годами, кому то раз плюнуть. Йога и все остальное в у-шу не разрывно связанно, так же как воздух и земля, вода и небо.
avatar
Уважаемый Денис, кто-то может вести бой не входя в какое-то состояние. Но для улучшения своего мастерства парой нужно.
avatar
2. Грубо говоря иногда люди старались походить на животных, копировать их поведение, представляя что они сами животные. При этом наделяя себя присущими для них качествами, подмечая положительные черты животных, их духа и старались их перенять. Естественно если некоторые движения в ушу будут отдаленно напоминать движения животных, взять того же тигра. Человеку будет гораздо проще поверить что в него вселился его дух)) Поэтому так много звериных стилей.

1. Насчет необходимости боя. Я думаю что монахи дрались в крайних случаях, когда по каким-то своим причинам считали, что драться лучше чем не драться. На этот вопрос в любом случае никто ответить не сможет. (Я посоветовал посмотреть старые китайские фильмы про Шаолинь, например тот же Храм Шаолинь 1,2,3

3. Если где-то начинают загонять про эзотерику нужно бежать оттуда и быстрей. Приходить в зал и просто тренероваться это действительно самое лучшее.
И очень смешно слышать про измененное сознание во время боя, выброс адреланина и других ферментов, вот ваше измененное сознание.

А чтобы лучше понять китайскую философию я бы посоветовал, вместо чтения как бы заумных книг, посидеть месяцок на одном рисе с овощами, иногда с мясом, чтобы хватало сил на тренеровки=)))
avatar
Спасибо за развернутый ответ, Андрей :))

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.