Пьяный кулак ( дзюй тюань ), пьяный (е) меч(и) ( дзюй дзянь и дзюй дао) все эти направления имеют многовековую историю, по легенде, великий китайский поэт и пьяница Ли Бо являлся одним из создателей и разработчиков этого искусства,так-как был еще и превосходным бойцом.
Различные комплексы Пьяного появляются, как подсистемы в многих традиционных стилях китайского кунфу. Основанный на китайском мифе о "восьми пьяных бессмертных" стиль Пьяного относится к наиболее ярким явлениям среди всех китайских боевых искусств. Стиль Пьяного имеет свое происхождение в фольклоре и буддистов, и даосов. Буддистская версия появилась во времена династии Сун (960 - 1280), когда знаменитый боевой мастер по имени Лу Чи Сам (Lu Chi Sam) случайно убил другого человека. Лу стал буддистским монахом, чтобы избежать наказания. В один из дней Лу напился рисового вина, опьянел и был изгнан из монастыря. В пьяном гневе Лу затеял драку и победил тридцать монахов в рукопашном бою. Покидая монастырь, пьяный Лу сломал ворота. На следующее утро Лу осознал насколько эффективными были его "пьяные" боевые техники в бою с монахами. Он начал старательно заниматься этими необычными техниками и, в конечном счете, создал комплекс техник, который сегодня широко известен под названием "Пьяный лохань" ("Лохань" - это первая стадия буддизма). Годы спустя, с широким распространением даосизма в Китае, появилась легенда о восьми пьяных бессмертных. Бессмертие - одна из целей даосизма и, согласно легенде, восемь даосов, которые достигли этого состояния, очень крепко выпили при пересечении "небесного океана". В пьяном виде они начали бороться между собой, и, во время этой схватки, они использовали разнообразные техники, которые возникали у них в состоянии опьянения. Эта легенда о восьми пьяных бессмертных привела к созданию многочисленных комплексов техники "пьяного", которые требуют от исполнителя высокого уровня мастерства. В число многих стилей кунфу, которые включают комплексы Пьяного, входит стиль Чой Ли Фут. Комплекс Пьяного в этом стиле называется "Фун Бай Лау" (Fung bai lau), что означает "Ветер наносит удары по стволу ивы". Это название отражает уникальную мягкую работу ног в сочетании с многочисленными падениями и кувырками. Чой Ли Фут - южно-китайский стиль кунфу, возникший в период 1800-х годов. Его основатель, Чан Хюн (Chan Heung), имел трех учителей, один из которых был монахом Шаолиня по имени Чой Фок (Choy Fok). Среди многих техник, которые Чан перенял от своего учителя, были техники "пьяного". Форма Пьяного в Чой Ли Фут считается одним из наиболее сложных и тайных комплексов стиля. Этот комплекс передают из поколения в поколение только наиболее доверенным ученикам. Доктор Фай Вон (Fai Wong) был одним из таких учеников. Сегодня он - один из немногих действующих инструкторов Чой Ли Фут, которые понимают форму Пьяного и ее применения. Мастер Вон, в свою очередь, преподавал форму своему сыну, Джейсону Вону, который работает главным инструктором в школе, открытой его отцом в Сан-Франциско. Техники комплекса Фун Бай Лау разработаны для поражения любой из 36 жизненных точек на теле противника. Имеются бесчисленные истории о мастерах стиля Пьяного, которые могли нокаутировать, парализовать или даже убить противника единственным тщательно поставленным ударом в одну из этих точек. Такие удары известны под названием "дим мак". Джейсон Вону говорит, что "эффективность ударов дим мак связана с учением китайской медицины о кровообращении и балансе энергий в организме". Создавая преграду потоку энергии в жизненной области тела противника ударом дим мак, "пьяный" мастер может вызвать боль или потерю сознания у противника. Двенадцать энергетических меридианов на теле каж-дого человека связаны с определенными часами китайского двенадцатичасового календаря. Если "пьяный" мастер поражает один из меридианов в нужное время, то может наступить смерть. Тридцать шесть жизненных точек комплекса Фун Бай Лау делятся на четыре группы по девять. Первые девять точек - смертельные. При нанесении удара в любую из второй группы точек можно противника парализовать, или эта область тела теряет чувствительность. Удары в точки третьей группы приводят к потере сознания. Удары в точки четвертой группы вызывают очень сильную боль, вын
В китайском ушу, помимо сложных и разветвленных стилей, существуют и отдельные комплексы и системы упражнений, которые сами по себе не относятся ни к какому стилю. Одним из таких комплексов является комплекс "цзуй ба сянь" ("опьяневшие восемь небожителей"). Этот комплекс является иллюстрацией популярной истории про восемь святых небожителей, которые однажды сильно перепились. Эти восемь святых небожителей - восемь святых даосской мифологии: Люй Дунбин, Ли Тегуай, Чжан Голао, Хэ Сяньгу, Хань Чжунли, Хань Сянцзы, Лань Цайхэ и Цао Гоцзю. Комплекс состоит из восьми частей, каждая из которых имитирует движения, соответствующие одному из святых. Есть и другие комплексы, инсценирующие эпизоды из популярных легенд и литературных произведений. Например, существуют комплексы, имитирующие сцены из романа Ши Найаня "Речные заводи": "Опьяневший Тай Бай", "Пьяные спотыкания У Суна" и "Пьяный Лу Чжишэнь громит ворота храма". Но, повторим, это не был "стиль пьяного", это были отдельные комплексы, распространенные в той или иной местности, либо являющиеся частью других стилей (например, в стиле цайлифо имеется комплекс "цзуй ба сянь", в стиле цисин танланцюань (кулак семизвездного богомола) имеется комплекс "цзуй лохань" ("опьяневший архат") и т.д.).
В 1970-х годах знаменитый гонконговский режиссер Лю Цзялян с киностудии "Shaw Brothers" чтобы повысить популярность боевиков-кунфу предложил снимать не просто драки, а целые стили ушу. Одной из его удачных находок было изобретение "пьяного стиля". Идея была подхвачена и другими режиссерами, Лю Цзяхуй в фильме "Пьяный шаолиньский монах" и Джеки Чэн в фильме "Пьяный мастер" прославились на весь мир. Исполнивший роль "пьяного мастера" Юань Сютянь, продолжая эксплуатировать золотую жилу, в период с 1976 по 1980 год снялся в полутора десятках художественных фильмов про "пьяный стиль".
Параллельно в КНР в рамках развития гимнастики ушу, чтобы повысить зрелищность соревнований, также решили придумать свой "пьяный стиль". Спортсмен из шанхайской сборной ушу Шао Шанькан при помощи вице-президента Всекитайской ассоциации ушу Цай Лунъюня на основе распространенных в народе "пьяных" комплексов составил комплекс "цзуйцюань" ("кулак опьяневшего"). Чтобы этот комплекс можно было добавить в программу соревнований по гимнастике ушу, были выброшены движения, которые имели прикладную ценность но были внешне незрелищны, и в то же время добавлены различные акробатические движения: падения, спотыкания, кувырки, перевороты. Затем кто-то вспомнил, что согласно легендам знаменитый китайский поэт Ли Бо (значащий для Китая примерно то же, что и Пушкин для России), любил, подвыпив, демонстрировать друзьям свою технику обращения с мечом. На основе этой легенды был составлен комплекс "цзуйцзянь" ("опьяневший с мечом"). Комплекс без оружия был опубликован в Гонконге в выходившей параллельно на китайском и английском языках книжной серии "Библиотечка журнала `Чжунхуа ушу'", и стал широко известен в мире.
Надо отметить, что сам Шао Шанькан вовсе не желал полной утери боевой направленности. Он считал, что добавив зрелищных движений удастся спасти стиль от полного забвения. Рассказывая о создании цзуйцюань, он писал: "Другой руководившей нами мыслью было сохранение боевого характера движений. Боевой характер - основное отличие гимнастики ушу от других видов спорта. С точки зрения боевой техники пьяная форма движений ценна для запутывания противника. Потому атакующие и защитные движения искусно вплетены в пьяную форму движений, позволяя неожиданно достичь победы."
При создании "пьяной" манеры движения было учтено, что во внешне неустойчивых позициях спортсмен на самом деле не должен терять равновесия. Это было реализовано за счет того, что при движении в момент потери равновесия направление движения меняется и равновесие восстанавливается.
В отличие от прочих стилей ушу, в цзуйцюань направление взгляда не совпадает с направлением движения.
С точки зрения формы цзуйцюань делится на подражание чуть подвыпившему, подражание выпившему лишку, подражание пьяному в стельку и подражание упившемуся до умопомрачения. Проявляются эти формы в амплитуде движений, изменениях взгляда и скорости перемещений веса в промежутках между движениями. Проявляются они и также в движениях на земле - спотыканиях, падениях, кувырках и переворотах. Эти изменения движений и духа проходят красной нитью сквозь весь комплекс, проявляя тем самым различные степени опьянения.
Основные методы действий руками в "стиле пьяницы" - это точечный удар, накрывание, рубка, втыкание, зацеп, захват, срывание и заворачивание; основная форма кисти - "рука держащая чарку" (большой и указательный палец сжатой в кулак руки немного разведены, словно держа чарку).
1.Точечный удар: при ударе большой и указательный пальцы упираются друг в друга (получается то, что называют "кулак - глаз феникса"), сила достигает второй фаланги указательного пальца, как выброс так и возвращение должны быть быстрыми, целями удара могут быть голова, лицо или грудь противника.
2.Удар: точки приложения силы те же, что и при точечном ударе, но выброс силы более длинный, цели удара - голова, лицо, грудь или промежность противника.
3.Сдавливание: большой и указательный пальцы идут друг к другу, сдавливая горло противника.
4.Проламывание: сила достигает верхней части указательного пальца, цели удара - подбородок или промежность противника.
5.Надавливание: точка приложения силы - низ кулака, надавливание по движению противника.
6.Блокирование: для правой руки при блокировании влево точка приложения силы находится на основании ладони, при блокировании вправо - на внешнем крае запястья.
7.Затягивание: точка приложения силы - основание ладони и ребро ладони, следуя движению противника затягивать его в сторону - назад.
8.Обматывание: следуя движению противника с обматыванием наступать вперед или отступать назад.
1.Прикосновение: кистью руки, локтем, плечом или каким-нибудь еще местом на руке соприкоснувшись с противником на основе собственных ощущений наблюдать за направлением приложения противником силы, после чего определять изменение метода. Надлежит достичь того, что "человек не знает меня, лишь я знаю человека".
2.Приклеивание: соприкоснувшись рукой с какой-либо частью тела противника следовать его движениям и приложению силы, не отрываясь ни на мгновение.
3.Сверление: соприкоснувшись с противником винтовым движением проникнуть в брешь.
4.Затягивание: когда противник бьет меня, действую по направлению его силы, не позволяя его силе достичь меня и затягивая противника в пустоту.
5.Отрезание: в затягивающем движении за мгновение до того, как сила противника пойдет обратно взять противника под контроль.
6.Контролирование: прямое контролирование силы противника, моя сила идет над ним, когда ци противника уходит и основа опустошается я продвигаюсь и осаживаю его.
7.Поднимание: поднимание силы противника вверх, когда его сила идет над моей я продвигаюсь и пресекаю его удар.
8.Опускание: ци опускается вниз делая все тело единым целым, моя сила берет верх над силой противника.
9.Использование: улучив момент я пользуюсь силой противника, вынуждая его потерять равновесие или беря его под контроль, продвигаюсь и бросаю.
10.Выбрасывание: все тело целостно, сила концентрируется в одной точке и идет на противника.
У меня есть книга пьяная обезьяна, правда на английском. Там одно таолу и расшифровка техник. Вроде ничего. Но все равно я отношусь к этому направлению очень скептически.
Тай Бай", "Пьяные спотыкания У Суна" и "Пьяный Лу Чжишэнь громит ворота храма". Но, повторим, это не был "стиль пьяного", это были отдельные комплексы, распространенные в той или иной местности, либо являющиеся частью других стилей (например, в стиле цайлифо имеется комплекс "цзуй ба сянь", в стиле цисин танланцюань (кулак семизвездного богомола) имеется комплекс "цзуй лохань" ("опьяневший архат") и т.д.).
В 1970-х годах знаменитый гонконговский режиссер Лю Цзялян с киностудии "Shaw Brothers" чтобы повысить популярность боевиков-кунфу предложил снимать не просто драки, а целые стили ушу. Одной из его удачных находок было изобретение "пьяного стиля". Идея была подхвачена и другими режиссерами, Лю Цзяхуй в фильме "Пьяный шаолиньский монах" и Джеки Чэн в фильме "Пьяный мастер" прославились на весь мир. Исполнивший роль "пьяного мастера" Юань Сютянь, продолжая эксплуатировать золотую жилу, в период с 1976 по 1980 год снялся в полутора десятках художественных фильмов про "пьяный стиль".
Параллельно в КНР в рамках развития гимнастики ушу, чтобы повысить зрелищность соревнований, также решили придумать свой "пьяный стиль". Спортсмен из шанхайской сборной ушу Шао Шанькан при помощи вице-президента Всекитайской ассоциации ушу Цай Лунъюня на основе распространенных в народе "пьяных" комплексов составил комплекс "цзуйцюань" ("кулак опьяневшего"). Чтобы этот комплекс можно было добавить в программу соревнований по гимнастике ушу, были выброшены движения, которые имели прикладную ценность но были внешне незрелищны, и в то же время добавлены различные акробатические движения: падения, спотыкания, кувырки, перевороты. Затем кто-то вспомнил, что согласно легендам знаменитый китайский поэт Ли Бо (значащий для Китая примерно то же, что и Пушкин для России), любил, подвыпив, демонстрировать друзьям свою технику обращения с мечом. На основе этой легенды был составлен комплекс "цзуйцзянь" ("опьяневший с мечом"). Комплекс без оружия был опубликован в Гонконге в выходившей параллельно на китайском и английском языках книжной серии "Библиотечка журнала `Чжунхуа ушу'", и стал широко известен в мире.
Надо отметить, что сам Шао Шанькан вовсе не желал полной утери боевой направленности. Он считал, что добавив зрелищных движений удастся спасти стиль от полного забвения. Рассказывая о создании цзуйцюань, он писал: "Другой руководившей нами мыслью было сохранение боевого характера движений. Боевой характер - основное отличие гимнастики ушу от других видов спорта. С точки зрения боевой техники пьяная форма движений ценна для запутывания противника. Потому атакующие и защитные движения искусно вплетены в пьяную форму движений, позволяя неожиданно достичь победы."
При создании "пьяной" манеры движения было учтено, что во внешне неустойчивых позициях спортсмен на самом деле не должен терять равновесия. Это было реализовано за счет того, что при движении в момент потери равновесия направление движения меняется и равновесие восстанавливается.
С точки зрения формы цзуйцюань делится на подражание чуть подвыпившему, подражание выпившему лишку, подражание пьяному в стельку и подражание упившемуся до умопомрачения. Проявляются эти формы в амплитуде движений, изменениях взгляда и скорости перемещений веса в промежутках между движениями. Проявляются они и также в движениях на земле - спотыканиях, падениях, кувырках и переворотах. Эти изменения движений и духа проходят красной нитью сквозь весь
комплекс, проявляя тем самым различные степени опьянения.
Основные методы действий руками в "стиле пьяницы" - это точечный удар, накрывание, рубка, втыкание, зацеп, захват, срывание и заворачивание; основная форма кисти - "рука держащая чарку" (большой и указательный палец сжатой в кулак руки немного разведены, словно держа чарку).
2.Удар: точки приложения силы те же, что и при точечном ударе, но выброс силы более длинный, цели удара - голова, лицо, грудь или промежность противника.
3.Сдавливание: большой и указательный пальцы идут друг к другу, сдавливая горло противника.
4.Проламывание: сила достигает верхней части указательного пальца, цели удара - подбородок или промежность противника.
5.Надавливание: точка приложения силы - низ кулака, надавливание по движению противника.
6.Блокирование: для правой руки при блокировании влево точка приложения силы находится на основании ладони, при блокировании вправо - на внешнем крае запястья.
7.Затягивание: точка приложения силы - основание ладони и ребро ладони, следуя движению противника затягивать его в сторону - назад.
8.Обматывание: следуя движению противника с обматыванием наступать вперед или отступать назад.
1.Прикосновение: кистью руки, локтем, плечом или каким-нибудь еще местом на руке соприкоснувшись с противником на основе собственных ощущений наблюдать за направлением приложения противником силы, после чего определять изменение метода. Надлежит достичь того, что "человек не знает меня, лишь я знаю человека".
2.Приклеивание: соприкоснувшись рукой с какой-либо частью тела противника следовать его движениям и приложению силы, не отрываясь ни на мгновение.
3.Сверление: соприкоснувшись с противником винтовым движением проникнуть в брешь.
4.Затягивание: когда противник бьет меня, действую по направлению его силы, не позволяя его силе достичь меня и затягивая противника в пустоту.
5.Отрезание: в затягивающем движении за мгновение до того, как сила противника пойдет обратно взять противника под контроль.
6.Контролирование: прямое контролирование силы противника, моя сила идет над ним, когда ци противника уходит и основа опустошается я продвигаюсь и осаживаю его.
7.Поднимание: поднимание силы противника вверх, когда его сила идет над моей я продвигаюсь и пресекаю его удар.
8.Опускание: ци опускается вниз делая все тело единым целым, моя сила берет верх над силой противника.
9.Использование: улучив момент я пользуюсь силой противника, вынуждая его потерять равновесие или беря его под контроль, продвигаюсь и бросаю.
10.Выбрасывание: все тело целостно, сила концентрируется в
одной точке и идет на противника.
С пьяным кулаком такая же история, как с Шэ Цюань и Хоу Цюань.