Из жизни знаменитых мастеров
Май Чжуанту, мастер стилей синьицюань и шэньюань.
Однажды, уже в преклонном возрасте, он познакомился с известным мастером стиля обезьяны Таном Ваньи. Последний пригласил Чжуанту к себе в гости.
Когда мастера беседовали, сын хозяина упражнялся во дворе дома с копьем. Желая заслужить похвалу гостя, он на лету нанизывал на свое копье монетки с отверстием посередине, которые ему бросал слуга. Тан Ваньи спросил у Чжуанту, как ему понравилось мастерство его сына. Одако гость ответил, что плохо разбирается в искусстве владения копьем. Хозяин дома был удивлен, поскольку этим искусством владели многие ушуисты, даже не столь знаменитые, как Чжуанту. Решив, что слава гостя очень преувеличена, Тан Ваньи вызвал его на поединок. Ваньи был знатоком своего стиля, но его гость неизменно уходил от ударов, при этом не нападая сам. Вдруг хозяину дома показалось, что наступил удачный для атаки момент. Он поймал Чжуанту в захват за предплечья и попытался сделать подсечку. Тот немного подался в сторону и вдруг, вместе с выбросом «ци», отбросил Тана. Однако, не дав тому упасть, поймал на лету с извинениями. В ответ хозяин дома извинился за свое поведение.
Однажды, уже в преклонном возрасте, он познакомился с известным мастером стиля обезьяны Таном Ваньи. Последний пригласил Чжуанту к себе в гости.
Когда мастера беседовали, сын хозяина упражнялся во дворе дома с копьем. Желая заслужить похвалу гостя, он на лету нанизывал на свое копье монетки с отверстием посередине, которые ему бросал слуга. Тан Ваньи спросил у Чжуанту, как ему понравилось мастерство его сына. Одако гость ответил, что плохо разбирается в искусстве владения копьем. Хозяин дома был удивлен, поскольку этим искусством владели многие ушуисты, даже не столь знаменитые, как Чжуанту. Решив, что слава гостя очень преувеличена, Тан Ваньи вызвал его на поединок. Ваньи был знатоком своего стиля, но его гость неизменно уходил от ударов, при этом не нападая сам. Вдруг хозяину дома показалось, что наступил удачный для атаки момент. Он поймал Чжуанту в захват за предплечья и попытался сделать подсечку. Тот немного подался в сторону и вдруг, вместе с выбросом «ци», отбросил Тана. Однако, не дав тому упасть, поймал на лету с извинениями. В ответ хозяин дома извинился за свое поведение.
После основания Ассоциации многие искусные бойцы желали сразиться с Юаньцзя. Однако, вначале им предлагали померяться силами с его учениками. В таких состязаниях побеждали ученики мастера.
Но однажды вызов бросил известный боец стиля наньцуань Чжан Гуаньу. По установившейся традиции он должен был сразиться с учениками Хо. Против Гуаньу вышел первый ученик Хо – Лю Чжэньдун. Их поединок длился до вечера, однако никто не одержал победу.
На следующий день сам Хо Юаньцзя вышел на поединок. Его противник тут же атаковал, но мастер уклонялся от атак. При этом сам он не атаковал. Но вдруг он захватил Чжана за поясницу и резко поднял его. Зрители ждали броска, завершающего поединок, но Хо сказал: «Не стоит быть невежливым. Прошу прощения» и поставил Чжана на ноги. Зрители стали аплодировать и Чжан признал мастерство и добродетель Хо Юаньцзя.
Сунь Лутану как-то бросили вызов шестеро дзюдоистов. Мастер был уже далеко не молод, но он принял вызов, при этом предложив взамен обычного поединка нечто иное. Он лег на землю и приказал пятерым из них держать его за руки и ноги. Оставшийся поставил на него свою ногу. Предложив одному из дзюдоистов сосчитать до трех, Сунь сказал, что если на счет «три» он не сумеет встать, то они выиграли. Отсчет начался. Дзюдоисты были уверены в своей победе, но Сунь Лутан напрягся и вскочил на ноги «прыжком сколопендры». Противники пришли в изумлении и признали свое поражение.
Чэнь Юй обладает высочайшим мастерством непревзойденного качества. Как-то его пригласили для преподавания тайцзицюань в одну местность, где один из практиков ушу с более чем 10-летним опытом в боевых искусствах по фамилии Гэ не поверил, что с виду мягкий и плавный тайцзицюань может иметь хоть какую-то силу. Чэнь Юй положил левую ладонь на грудь Гэ, сверху поместил на нее правый кулак и чуть двинул руками, Гэ отлетел далеко и грохнулся на землю.
Один японец с детства изучал боевые искусства, затем приехал в Китай и учился китайскому гунфу 3 года, его основа ушу была очень хорошей. Когда он в первый раз встретился с Чэнь Юем, он сразу же предложил состязание. Тот согласился. Сразу же после начала Чэнь Юй использовал прием тайцзицюаня "十字手" ("скрестить кисти"), так что японец даже не смог пошевелиться, и затем осуществил выпуск усилия в приеме "掩手肱拳" ("удар из под руки"), который далеко отбросил японца.
Также был случай с другим японцем, который услышав, что Чэнь Юй обладает высоким мастерством, загорелся желанием встретиться с ним и доказать свое превосходство. Сразу же после начала состязания Чэнь Юй применил один из приемов тайцзицюань, сбил японца на землю и, использовав знаменитое чэньское усилие спирали, заставил противника лежа ничком поинерции описать вокруг себя полный оборот, дочиста вытерев японцем пол. Движения Чэнь Юя были настолько точными и аккуратными, что присутствующие все как один вытянули большие пальцы вверх в знак восхищения.
Чэнь Факэ родился когда его отец был уже весьма стар, и был единственным выжившим сыном в семье, все его братья умерли во время эпидемии. Он был избалованным и ленивым ребенком. Из-за неправильного питания и отсутствия упражнений он заработал себе вздутие на животе, которое иногда так болело, что он корчился в кровати. Хотя он знал, что тайцзицюань полезно для здоровья и возможно помогло бы снять боль и вылечить вздутие, он был столь слаб, что не тренировался.
Из-за проблем со здоровьем он не участвовал в тренировках, и это продолжалось до 14-летнего возраста.
У Чэнь Факэ был двоюродный брат. Это был крепкий и здоровый молодой человек, один из лучших молодых специалистов тайцзицюань в Чэньцзягоу.
Однажды вечером во время послеобеденного разговора между взрослыми в доме Чэнь Факэ речь зашла о традиционном семейном боевом искусстве. Кто-то вздохнул: "В генеалогическом древе Чэнь Яньси (отец Чэнь Факэ) в каждом поколении был занимающийся высокого уровня. Жалко видеть, что эта традиция завершится на поколении Чэнь Факэ. Ему уже 14, но он столь слаб, что не может прилагать необходимых усилий. Похоже, он уже отстал навсегда".
Когда Чэнь Факэ услышал это, ему стало стыдно. Он сказал себе: "Неважно, чего мне это будет стоить, но я не хочу чтобы семейное традиционное искусство пропало в моих руках. По меньшей мере я могу догнать кузена". Затем он подумал: "Мы едим, спим, работаем и тренируемся вместе. Я могу тренироваться сильнее, но и он может тоже. Как я его могу по крайней мере догнать?" Эта проблема беспокоила его, и несколько дней он не мог есть и спать.
Однажды утром он и кузен шли вместе работать в поле. На полпути кузен остановился, неожиданно вспомнив, что забыл инструмент. Он сказал Чэнь Факэ: "Поспеши и принеси его мне. Я буду идти медленно, пока ты меня не догонишь". Чэнь Факэ быстро согласился.
За обедом Чэнь Факэ размышлял над случайными словами своего кузена, и решил применить их к своим планам тренировки боевого искусства. Он решил, что если будет тренироваться усерднее кузена, то сможет прогрессировать быстрее и постепенно нагнать его. С той поры Чэнь Факэ стал тренироваться гораздо интенсивнее, не показывая этого кузену. Помимо тренировок с двоюродным братом, он продолжал тренироваться днем, пока его кузен дремал. Он сократил время сна до двух часов и вставал чтобы потренироваться побольше.
Так усердно Чэнь Факэ тренировался три года, пока ему не исполнилось 17 лет, а кузен ничего не замечал. Периодически Чэнь Факэ тренировался в толкании руками со своими дядями, но не пытался делать этого с кузеном, чье мастерство было совершенным. Его кузен подходил к толканию руками серьезно, и часто травмировал партнеров. Он замечал: "К тренировке боевого искусства надо подходить серьезно. Нельзя относиться к этому легко просто потому, что вы тренируетесь с кем-то знакомым. Если это легкое отношение войдет в привычку, то в реальной схватке преимущество окажется у противника". Даже тренируясь с членами своей семьи кузен не смягчался, и часто бросал оппонентов так сильно, что те травмировались.
Однажды, чтобы понять какой у него прогресс, он предложил кузену потренироваться в толкании руками. Кузен засмеялся и сказал: "Что ж, все молодые люди в нашей семье кроме одного уже почувствовали мое мастерство. Ранее ты был осторожен и не толкался руками со мной. Теперь ты стал крепче и сможешь выдержать мои удары и броски. Пришло время тебе почувствовать мое мастерство в толкании руками". После этих слов они заняли свои места. Кузен трижды пытался подойти и бросить Чэнь Факэ за счет фацзинь. Каждый раз вместо этого он отбрасывался Чэнь Факэ.
Чэнь Факэ быстро прогрессировал и достиг большого понимания тайцзицюань из-за своего намерения тренироваться усердно, во-первых, за счет посвящения большего количества времени тренировкам, и во-вторых, за счет тренировки с чувством. В противоположность этому, когда его кузен достиг определенного уровня мастерства, он был удовлетворен своими способностями. В отличие от Чэнь Факэ он не тренировался столько времени и не вкладывал душу в тренировки; потому он в итоге был превзойден им.
Является боевое искусство хорошим или плохим - определяется тем, как ему обучают и как оно изучается. Чэнь Факэ никогда не разбрасывался негативными комментариями про людей, которые занимались другими стилями боевых искусств в других школах. Когда его спрашивали про то, насколько хорош тот или иной человек, он обычно давал один из трех вариантов ответа: "Он хорош или по крайней мере не так плох", "У него неплохая база" или "Не понимаю". Со временем Хун и прочие ученики начали понимать, что Чэнь имеет в виду. "Он хорош или по крайней мере не так плох" было похвалой. "У него неплохая база" означало, что человек является весьма посредственным, но тренируется усердно. "Я не понимаю" означало, что либо у человека не было хорошей наработки, либо его базис не заслуживал упоминания.
На негативные высказывания других людей о нем Чэнь не обращал внимания вообще. Был доктор по имени Лю. Сначала он изучал боевые искусства в Пекине, а потом начал изучать тайцзицюань у Чэня. Однажды доктор Лю пришел возбужденным и сказал: "Один мастер постоянно говорит, что в тайцзицюань семьи Чэнь нет ничего хорошего, и что у Чэнь Факэ плохое мастерство". Чэнь услышал и рассмеялся: "Он говорит, что у нас нет ничего хорошего. Мы также не говорим, что у нас есть что-нибудь хорошее. Он может говорить что хочет, а мы будем продолжать заниматься тайцзицюань. Не обращайте на него внимания".
Однажды в доме Сюя, где обсуждались правила состязаний, все согласились пригласить Чэнь Факэ в качестве судьи. Однако Чэнь знал только тайцзицюань семьи Чэнь, и не чувствовал в себе достаточно знаний, чтобы решать относительно прочих боевых искусств. Чэнь вежливо отказался, утверждая, что было бы плохо для него ошибиться во время судейства из-за недостатка знаний.
Тогда Сюй пригласил Чэня быть советником. В то время в соревнованиях не было деления по весовым категориям, и противники выбирались случайным образом из числа соревнующихся. Во время обсуждения приемлемого регламента каждой схватки, большинство согласилось, что каждая схватка должна длиться не более 15 минут.
Чэнь сказал: "Это слишком долго; за час мы можем провести лишь четыре схватки с восемью участниками. При столь большом числе участников за сколько дней мы сможем все завершить? Далее, при 15 минутах на определение победителя, может ли это действительно называться состязанием в боевых искусствах?"
Чэнь сказал, что трех минут было бы достаточно. Ли Цзяньхуа принимал участие в дискуссии и задал вопрос: "Разве трех минут хватит?" Чэнь ответил: "Этот регламент базируется на мастерстве обычных людей. По моему мнению для определения победителя хватило бы счета до трех. Лишь тогда это можно называть боевым искусством". Ли усомнился и сказал: "Неужели это действительно пожно определить столь быстро?" Чэнь улыбнулся: "Если вы не верите мне - давайте попробуем".
Чэнь предложил Ли атаковать. Когда кулак Ли приблизился к его груди, Чэнь перехватил руку Ли правой рукой и чуток повернул его тело влево, реализуя силу через удар правым локтем. Ли, весивший более ста килограммов, пролетел несколько футов и столкнулся со стеной. Все присутствующие рассмеялись. Ли тоже рассмеялся и сказал: "Теперь я верю! Я верю! Но вы действительно вышибли из меня дух!" Чэнь улыбнулся и спросил: "А чего вы боялись?" Ли сказал: "Что вы хотите убить меня!" Тогда Чэнь спросил: "А где же боль?"
Ли потрогал свое тело и обнаружил, что ничего не болит. Тогда он вспомнил, что при ударе он почувствовал только прикосновение к одежде, после чего оторвался от земли. Обнаружилось, что одежда Ли испачкалась известковой пылью со стены, которая глубоко проникла ткань. Все присутствующие убедились в мастерстве Чэня.
Этот инцидент демонстрирует, что Чэнь не просто имел высокое боевое мастерство, но и был очень уверен в своем мастерстве. Когда Чэнь занимался толканием руками с учениками, он знал их уровень, и мог одной техникой лишить их укоренения и отправить в полет. Однако в описанном случае его аудитория состояла не из учеников, а из хорошо известных мастеров боевых искусств. Использовать всего одну технику для определения победителя - для этого нужно иметь абсолютное боевое мастерство!
Чэнь не был высокомерен. Во время дискуссий о высочайших истинах боевых искусств он лишь случайно обнаружил свой уровень мастерства. Чэнь верил, что истинный мастер боевых искусств должен иметь такой уровень мастерства, и должен всегда превосходить тех, кто таким мастерством не обладает - будь то хулиганы или обычные занимающиеся. Только тогда это можно называть истинным боевым искусством.
Чэнь поднял обе руки, и попросил Шэня взять их, сказав: "Я заметил, что обычно борцы соревнуются именно так". Хун Цзюньшэн (Ученик Чэнь Факэ, рассказавший эту историю) и его товарищи по учебе у Чэня ожидали увидеть дуэль по перетягиванию. Когда Шэнь взял Чэня за руки, кто-то пригласил его обсудить какой-то важный вопрос, и он отпустил свой захват. Оба рассмеялись и пошли прочь вместе.
Пару дней спустя Хун был в доме Чэня. Ввалился Шэнь, принеся Чэнь четыре огромные сумки с подарками. Чэнь быстро пригласил гостя. Шэнь сказал: "Я благодарю вас за то, что вы дали мне в тот день путь к отступлению". Чэнь сказал: "Да ничего".
Шэнь увидел, что ученики Чэня сбиты с толку, так как не видели никакого состязания. Шэнь спросил: "В тот день, когда ваш учитель вернулся - разве он вам ничего не рассказывал?" Ученики ответили: "Он не сказал ни слова!" Тогда Шэнь объяснил: "Какой прекрасный человек ваш учитель! Приложите все усилия, чтобы научиться у него как можно большему. Он не только хорош в боевых искусствах, еще лучше он по своим моральным качествам. Вы думаете, что мы с ним не состязались? Поговорка гласит: "Только вытянули руки, и профессионалу уже понятно - умеет или не умеет". Когда Чэнь позволил мне захватить его руки и плечи, я намеревался использовать движение Чэня, но не смог. Я не мог даже сдвинуть ногу. Я сразу почувствовал, что мастерство Чэня гораздо выше моего. Поэтому я захотел подружиться с таким человеком как он".
После этого Шэнь и Чэнь стали навещать друг друга гораздо чаще, и стали хорошими друзьями.
Хун Цзюньшэн также рассказывал об этом инциденте дополнительные подробности. По его словам, когда Шэнь ушел, один из учеников неожиданно спросил: "А почему вы сразу не бросили его на пол, учитель?" Услышав это, Чэнь придал лицу строгое выражение и спросил в ответ: "Сразу не бросил его? А почему я должен был бросить его?" Ученики увидели, что Чэнь недоволен, и побоялись продолжать (обычно Чэнь разговаривал с учениками очень мягко). Чэнь же продолжал со строгостью в голосе: "Скажи мне, скажи - тебе хотелось бы быть брошенным кем-нибудь перед толпой народу?" Ученик ответил: "Нет". Чэнь Сказал: "Итак! Ты не хочешь, чтобы тебя так унижали. Если ты не хочешь, чтобы тебя так унижали, зачем же спрашиваешь? Ты не должен даже думать о таком!" Затем он мягко посоветовал: "Знаменитым стать непросто. Когда возможно, нужно сохранять репутацию других людей".
Во времена второй мировой войны Ояма, пережидая смутное время, удалился на гору Минобэ и там в течение года от зари до зари самозабвенно предавался физическим и духовным упражнениям. Во время своей аскезы в горах он жил по строго разработанному режиму. Вот его ежедневный распорядок, который может послужить назиданием легкомысленным ученикам:
4 часа утра. - Подъем. Медитация с закрытыми глазами, 10 мин. Бег трусцой по горам, 2 часа.
7 часов утра. - Приготовление пищи.
8 часов утра. - Трапеза, совмещающая завтрак и обед.
9 часов утра. - Начало тренировок. Десять раз выполнить комплекс из пяти упражнений:
1) поднять 20 раз шестидесятикилограммовую штангу;
2) отжаться на пальцах 20 раз;
3) отжаться в стойке на руках 20 раз;
4) подтянуться на перекладине 20 раз;
5) нанести по 20 ударов кулаком справа и слева в макивару.
После выполнения каждого комплекса сделать дыхательные упражнения и немедленно приступать к следующему комплексу. После десятикратного выполнения указанного комплекса отдых до 11.00.
11 часов утра. - Выполнение ката. При этом ежедневно повторять какую-нибудь одну ката. Например, в первый день Хэйан-1, во второй Хэйан-2 и т.д., пока не будут выполнены все пять комплексов Хэйан, а затем выполнять их в обратном порядке. Тоже самое проделать с остальными ката.
2 часа дня. - Поднятие тяжестей. Поднять шестидесятикилограммовую штангу 20 раз, затем постепенно наращивать нагрузку. Сделать 1000 отжиманий: 200 раз на двух пальцах, 200 раз на трех пальцах, 200 раз на четырех пальцах, 400 раз на пяти пальцах. Перед каждым комплексом делать небольшой перерыв. Иногда для разнообразия делать 1000 отжиманий на кулаках с перерывом после 500.
3 часа дня. - Разработка приемов спарринга;
упражнения с макиварой;
лазание по канату;
упражнения для брюшного пресса - 200 раз;
разбивание камней.
5 часов дня. - Приготовление пищи. Ужин.
6 часов дня. - Медитация и отход ко сну.