Спортивные и боевые единоборства. История
БОКС
Бокс (от англ. box, буквально — удар) — контактный вид спорта, единоборство, в котором спортсмены наносят друг другу удары кулаками в специальных перчатках. Рефери контролирует бой, который длится от 3 до 12 раундов. Победа присваивается в случае, если соперник сбит с ног и не может подняться в течение десяти секунд (нокаут) или если он получил травму, не позволяющую продолжать бой (технический нокаут). Если после установленного количества раундов поединок не был прекращен, то победитель определяется оценками судей.
Самые ранние свидетельства подобных состязаний запечатлены еще на шумерских, египетских и минойских рельефах. Турниры по кулачным боям, напоминающим бокс, проходили еще в Древней Греции. По-настоящему бокс стал спортивным единоборством в 688 году до н. э., когда кулачные бои были впервые включены в программу античных Олимпийских игр. Современный бокс зародился в Англии в начале XVIII века.[1]
Бокс (от англ. box, буквально — удар) — контактный вид спорта, единоборство, в котором спортсмены наносят друг другу удары кулаками в специальных перчатках. Рефери контролирует бой, который длится от 3 до 12 раундов. Победа присваивается в случае, если соперник сбит с ног и не может подняться в течение десяти секунд (нокаут) или если он получил травму, не позволяющую продолжать бой (технический нокаут). Если после установленного количества раундов поединок не был прекращен, то победитель определяется оценками судей.
Самые ранние свидетельства подобных состязаний запечатлены еще на шумерских, египетских и минойских рельефах. Турниры по кулачным боям, напоминающим бокс, проходили еще в Древней Греции. По-настоящему бокс стал спортивным единоборством в 688 году до н. э., когда кулачные бои были впервые включены в программу античных Олимпийских игр. Современный бокс зародился в Англии в начале XVIII века.[1]
Са́мбо (аббревиатура, образованная от словосочетания «самооборона без оружия») — вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны, разработанная в СССР в результате синтеза многих национальных видов единоборств и, в частности, борьбы дзюдо. Является одним из видов борьбы в одежде. Официальной датой рождения этого вида спорта принято считать 16 ноября 1938 года, когда вышел в свет Приказ по Всесоюзному комитету по делам физкультуры и спорта при СНК СССР 633 «О развитии борьбы вольного стиля»[1] («борьба вольного стиля» было первоначальным наименованием спорта, позже переименованного в «самбо»).
Самбо подразделяется на два вида: самбо спортивное и боевое.
С 1972 г. проводятся международные соревнования по борьбе самбо. Борцы самбо тренируются в более чем 70 странах мира.
В 1981 году МОК признал борьбу самбо олимпийским видом спорта, но в программу Олимпиад этот вид борьбы до сих пор не включен. Есть мнение, что неопределенный статус самбо в олимпийском мире сказывается на популярности этого вида спорта: многие спортсмены-самбисты стали выступать на соревнованиях по дзюдо. Тем не менее, в последнее время число практикующих самбо увеличивается. Согласно данным Международной любительской федерации борьбы (англ. International federation of associated wrestling styles (FILA), самбо является одним из четырех основных международных видов соревновательной борьбы среди взрослых, практикуемых на сегодня (остальные три — это Вольная борьба, Греко-римская борьба и Дзюдо
Дзюдо́ (яп. 柔道 дзю: до:?, «Мягкий путь» или «Путь мягкости» (в России также часто используется название «Путь гибкости»)) — японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано (яп. 嘉納 治五郎 Кано: Дзигоро 1860 — 1938?), который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.
Датой рождения дзюдо считается день основания Кано первой школы дзюдо Кодокан (яп. 講道館 кодо:кан?, «Дом изучения Пути») в 1882 году. По принятой в Японии классификации, дзюдо относится к так называемым современным боевым искусствам (гэндай будо, в противоположность традиционным воинским искусствам — корю будзюцу)[1].
В отличие от бокса, карате и других ударных стилей единоборств, основой дзюдо являются броски, болевые приемы, удержания и удушения, как в стойке, так и в партере. Удары и часть наиболее травмоопасных приемов изучаются только в форме ката. От других видов борьбы (греко-римская борьба, вольная борьба) дзюдо отличается меньшим применением физической силы при выполнении приемов и большим разнообразием разрешенных технических действий.
Обладая значительной философской составляющей, дзюдо базируется на двух главных принципах: взаимная помощь и понимание для достижения большего прогресса, а также наилучшее использование тела и духа. Перед занимающимися дзюдо традиционно ставятся цели физического воспитания, подготовки к рукопашному бою и совершенствования сознания, что требует дисциплины, настойчивости, самоконтроля, соблюдения этикета, понимания соотношения между успехом и необходимыми для его достижения усилиями. Помимо этого, дзюдо способствует развитию у занимающихся других позитивных качеств, таких как нравственность, наблюдательность, память и воображение[2].
В настоящее время параллельно развиваются так называемое традиционное дзюдо (представленное Кодокан дзюдо и рядом других школ дзюдо) и спортивное дзюдо, соревнования по которому проводятся на международном уровне и входят в программу Олимпийских Игр. В спортивном дзюдо, развиваемом Международной федерацией дзюдо (IJF), делается больший акцент на соревновательную составляющую, в то время как в традиционном дзюдо дополнительное внимание уделяется вопросам самообороны и философии, что, не в последнюю очередь, повлияло на различия в правилах соревнований и разрешенных приемах.
Техника дзюдо была положена в основу многих современных стилей единоборств, в том числе самбо, бразильского джиу-джитсу, Каваиси Рю дзюдзюцу, Косэн дзюдо. Дзюдо в юности занимались Морихэй Уэсиба (создатель айкидо), Мицуе Маэда (родоначальник бразильского джиу-джитсу),Василий Ощепков (один из создателей самбо) и Годзо Сиода (основатель стиля синкан айкидо)
Карате́[1] (произносится [kərɐˈte][2], от яп. 空手道, произносится [ka'ɽate]; каратэ-до: «путь пустой руки») — японское боевое искусство. Данное написание было придумано в 1929 году Фунакоси Гитином под влиянием идей дзэн-буддизма, до этого его записывали как 唐手, что примерно означает «китайская рука». Иероглиф 唐 обозначал династию Тан в Китае, и стал синонимом Китая в Японии, активно перенимавшей различные отрасли культуры из Поднебесной в тот период. Именно тогда китайское ушу и попало на Окинаву, получив название «руки Тан».
История
В Японию карате попало с острова Окинава в конце XIX века. Окинава когда-то была центром независимого королевства Рюкю, имевшего тесные торговые связи с Китаем и Японией. В XVII веке королевство Рюкю было завоевано самураями княжества Сацума, и стало его вассалом. В настоящее время, в западной литературе распространено мнение[источник не указан 352 дня], что жители Окинавы вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков, и ради этой борьбы создали искусство карате. Критики этой версии утверждают, что при трехсоттысячном населении острова там размещалось всего полтора десятка самураев японского гарнизона, что свидетельствует об обратном[источник не указан 352 дня]. Боевые искусства на острове практиковались, в основном, среди потомков переселенцев из Китая, а от них постепенно попадали и к другим жителям.
[править]
XIX век
В конце XIX века, во времена административных реформ в Японии, был ликвидирован статус Рюкю как вассального государства, и Окинава стала еще одной префектурой Японской империи. Во время набора в армию, врачи обратили внимание на то, что ряд призывников с Окинавы отличался хорошей физической развитостью; было установлено, что они занимались местным боевым искусством тотэ. Это послужило аргументом для включения тотэ в программу преподавания в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры и привело к его широкому распространению. Обратной стороной этого процесса явилось то, что карате начало терять черты боевого искусства и превращаться в военизированную гимнастику.
[править]
XX век
В начале XX века на Окинаве сложилась очень тяжелая экономическая ситуация, и жители Окинавы массово переезжали на основные японские острова в поисках работы. Вместе с ними, туда попало и карате. Однако, японцы на карате не обращали особого внимания до тех пор, пока в 1920-х годах окинавский мастер Мотобу Теки не победил в публичном бою западного боксера, а журнал «Кингу» не напечатал об этом красочный репортаж. Но, так как окинавский диалект сильно отличался от классического японского языка, то японцы более охотно шли к тем, кто мог преподавать на классическом японском языке, а это были в основном люди из окинавских школ, которые изучали карате уже по модернизированной программе. Таким образом, в Японии карате стало распространяться, в основном, именно в «физкультурном» варианте; есть немало высказываний окинавских мастеров 1920-40-х годов о том, что в Японии карате сильно искажено — по сравнению с «традиционным» окинавским вариантом.
Во́льная борьба́ — вид единоборства с применением различных приемов (захватов, бросков, переворотов, подножек и т. п.), в котором каждый из соперников пытается положить другого на лопатки и победить. В вольной борьбе разрешены захваты ног противника, подножки и активное использование ног при выполнении какого-либо приема.
Современный вид вольной борьбы сформировался в Англии и США в первой половине XIX в.
Вольная борьба — это симбиоз силы, мощности, напора, выносливости и в то же время быстроты, ловкости, гибкости.
В программу Олимпийских игр вольная борьба включена с 1904 г., для женщин — с 2004 г. Чемпионаты мира проводятся с 1951 г., чемпионаты Европы — с 1928 г. В Международной федерации борьбы — ФИЛА (FILA; основана в 1912) свыше 120 стран (1997).
Джиу-джитсу (дзюдзюцу) (яп. 柔術 [дзю:дзюцу] (info) — «искусство мягкости») — общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него. Дзю-дзюцу развивалось среди самураев феодальной Японии как метод поражения вооруженного и одоспешенного противника без использования оружия. Так как нанесение ударов противнику в доспехах было неэффективным, то наиболее действенные методы нейтрализации врага приняли форму заломов и бросков. Подобные техники были разработаны на основе принципов использования энергии атакующего против него самого, что предпочтительнее прямого противостояния.
Существует множество разновидностей дзюдзюцу, что приводит к многообразию подходов. Школы дзюдзюцу могут использовать все формы борьбы в той или иной степени (то есть, броски, захваты, заломы, удержания, выдавливания, укусы, высвобождения, удары руками, удары ногами). В качестве дополнения к дзюдзюцу многие школы также тренировали работу с оружием. Кроме названия «дзюдзюцу» также использовался ряд других терминов: «тайдзюцу», «когусоку», «торидэ», «хакуда» и «явара» и даже «дзюдо».[1]
В сегодняшние дни в дзюдзюцу изучается и то, и другое в той форме, в какой это изучалось сотни лет назад, а также в измененной форме в спортивной практике.
«Ру́сский стиль» — собирательное название национальных видов русского рукопашного боя. Делится на «старые» (кулачный бой, борьба всхватку, борьба невсхватку, сцеплялка-свалка) и «новые» (системы Ивана Лебедева, В. С. Ощепкова, В. А. Спиридонова, Коронадского-Яковлева, Нила Ознобишина Оперативное карате и рукопашный бой — Самойлов В.И, Маряшин Ю. У., Травников А. И.) и т. д.
Также термин Русский стиль применительно к боевым искусствам и рукопашному бою означает направления русских единоборств, такие как славяно-горицкая борьба, тверская (северо-западная) буза, казачий бой, система РОСС (Российская Отечественная Система Самозащиты) и другие стили, которые самостоятельны по технике, но объединены происхождением.
Среди известных школ — «Система» (А.Кадочников), «Славяно-горицкая борьба» (А.Белов), Школа русского боевого многоборья ФРБМ (г. Саратов М. В. Шатунов), СИСТЕМА (М.Рябко, В.Васильев), «система РОСС» (А.Ретюнских), Система ШКВАЛ (Лавров А. Л.)
ИСТОРИЯ
История русского стиля сложна и запутана, во многом благодаря тому, что отсутствуют документы, подтверждающие историческое родство современных русских систем и т. н. «древних» стилей. Исторически известно, что в X веке кулачные бои были запрещены православной церквью. Все ныне существующие документы обычно рассказывают только о применении русского боя, но нет детальных описаний его техники. То есть мы точно не знаем, каким был русский бой в прошлом, поэтому многие специалисты уверены, что попытки его реставрации сводятся к созданию современных систем, вобравших в себя опыт не только русских богатырей. Большое влияние на русский стиль оказали джиу-джитсу и айкидо. Мало кто знает, что после 1868 года джиу-джитсу стали преподавать в царской полиции.
Наряду с жесткими системами в рамках боевого раздела самбо существовала и другая система самозащиты — ВладимираСпиридонова. В отличие от других основоположников самбо — Ощепкова, Харлампиева — этот человек не обладал богатырским здоровьем. Напротив, получив тяжелое ранение, Спиридонов был вынужден делать ставку на технику и ловкость, а не на грубую физическую силу.
Система Спиридонова во многом напоминала айкидо: тот же основной принцип не мешать противнику атаковать, а в определенный момент нейтрализовать, используя его же собственную силу. Ударная техника при этом не исключалась, но тактика поединка строилась исключительно от обороны.
РУССКИЙ СТИЛЬ СЕГОДНЯ
Русский стиль быстро завоевал популярность в узких кругах, но признание среди профессионалов получил далеко не сразу. Официальных соревнований по русскому бою практически не проводится. Однако его представители выступают на межведомственных соревнованиях, в смешанных стилях и т. п. Распространению русского стиля боя помогают и казачьи сообщества. Например, соревноваться могут казачий круг и одна из школ рукопашного боя.
Определить русский стиль можно по базовой технике. Она в основном состоит из двух-трех элементов: вхождение в плоскость удара, выведение из равновесия и (возможно) добивание.
Существует также «бесконтактный бой». Многие, даже среди профессионалов, относятся к этому скептически. Бесконтактный бой на занятиях вне вооруженных сил почти не изучается в связи с отсутствием таких специалистов.
На занятиях по русскому бою внимание также уделяется изучению русской культуры, истории, искусству обращения с оружием. В понятие оружия в «русском стиле» вкладывается иной смысл.
Отдельно следует рассматривать самостоятельное направление развития русских боевых искусств, известное как Оперативное карате и рукопашный бой КГБ СССР — (Самойлов В.И, Маряшин Ю. У., Травников А. И.). Именно это направление наиболее близко технике Ощепкова и Спиридонова. Это направление развивалось в органах КГБ СССР, и долгие годы было закрыто от посторонних.