История группы Senzala
Основанная в Рио-де-Жанейро группа Сензала существует уже более 40 лет и является, пожалуй, самой известной группой капоэйры в мире, благодаря многим прославленным мастерам и отработанной технике преподавания.
История группы Сензала начинается с 1960 года, когда три брата - Пауло, Рафаэль и Гильберто Флорес, родом из Байи (город в Сальвадоре, который считается родиной капоэйры) - переехали в Рио-де-Жанейро. Капоэйру они начали изучать еще в Байе, под руководством двух самых известных мастеров - местре Бимба и местре Паштинья. Капоэйра стала важной частью их жизни, и они стали тренироваться регулярно. Пауло, познакомился с другими инструкторами капоэйры и начал вести еженедельные учебные сессии на террасе их квартиры, расположенной в Ларанжерас - районе Рио-де-Жанейро.
В 1964 году к ним присоединился первый из ныне известных мастеров Фернандо К.К. Альбукерке, которому дали имя - Гато.
Гато подружился с Пауло Флоресом после его возвращения из Байи, но он ничего не знал о его навыках капоэйры. Однажды ночью, на вечеринке, началась драка, и Пауло оказался ее участником. Его оппонент попытался нанести ему прямой удар, но Пауло умело ушел от атаки, контратаковал и вырубил противника. Увиденное настолько впечатлило Гато, что он стал просить Пауло обучить его. Пауло возражал, что он не мастер, и даже не преподаватель: "- Я только ученик, как я могу преподавать Вам?". После долгих настойчивых просьб, Пауло согласились показать Гато несколько базовых элементов Капоэйры. Гато начал обучаться с Пауло, его двумя братьями, и некоторыми другими ребятами в Ларанжерас.
Они изучили некоторые базовые движения, затем еще немного, затем пробовали использовать то, что только что изучили в роде. Местре Гато вспоминает игры, которые он играл, как очень напряженные и с большим количеством контакта, что помогало быстро научиться эффективно защищаться.
Вскоре к группе присоединились новые участники: парень по имени Клаудио Хосе Кейроса, пришедший со своими друзьями Peixinho и Itamar. Два мальчика 8 лет из фавелы Санта-Марта, которые пришли, чтобы наблюдать и обучаться, были названы Garrincha и Sorriso. Через некоторое время Гато привел своего младшего брата Gil Velho, чтобы он тоже мог принять участие в тренировках. Группа росла. Среди людей, которые присоединились к группе, были Mosquito, Borracha, Sanfona, Bigode, Jimmy, Williamn и Antero.
Гато начал общаться с другими игроками капоэйры в Рио-де-Жанейро, такими как Местре Артур Эмидио, на тот момент главный местре капоэйры в Рио-де-Жанейро. Он немного тренировался с учениками группы Синху и с формадо (старшим учеником) академии Местре Бимбы по имени Гранде.
В 1965 состоялось публичное шоу под названием "Vem Camara" проходившее в театре Jovem, район Ботафого, Рио-де-Жанейро. Шоу было организовано Бира Алмейда, более известным под капоэристским именем Аккордеон, легендой в мире капоэйры и одним из лучших учеников Местре Бимбы. Аккордеон пригласил в свою группу таких выдающихся игроков капоэйры как Camisa Roxa, Sacy, Cabeludo и молодого формадо Местре Бимбы по имени Preguica. Пауло и Рафаэль Флорес, которые знали Аккордеона со времен их тренировок в академии местре Бимбы, привели своих учеников посмотреть шоу. Все были впечатлены высоким уровнем капоэйры. Позже Аккордеон посетил террасу в Ларанжерас и показал некоторые движения молодой жаждущей знаний группе. Когда Аккордеон покидал Рио-де-Жанейро, один из его учеников, формадо Preguica, решил остаться в Рио и присоединиться к молодой группе.
В конце 1966 группу попросили покинуть жилой дом - соседи не желали больше терпеть по субботним вечерам шум и гам, производимый группой. Кроме того, игроки, отрабатывая bencaos, по-неосторожности сломали одну из стен.
Поиск нового помещения для группы требовал денег, которые группа пробует заработать на представлениях и шоу. Наконец, они были в состоянии арендовать помещение для группы, которая теперь состояла приблизительно из пятнадцати основных членов и двадцати, обучающихся от случая к случаю. В 1966 группа...
История группы Сензала начинается с 1960 года, когда три брата - Пауло, Рафаэль и Гильберто Флорес, родом из Байи (город в Сальвадоре, который считается родиной капоэйры) - переехали в Рио-де-Жанейро. Капоэйру они начали изучать еще в Байе, под руководством двух самых известных мастеров - местре Бимба и местре Паштинья. Капоэйра стала важной частью их жизни, и они стали тренироваться регулярно. Пауло, познакомился с другими инструкторами капоэйры и начал вести еженедельные учебные сессии на террасе их квартиры, расположенной в Ларанжерас - районе Рио-де-Жанейро.
В 1964 году к ним присоединился первый из ныне известных мастеров Фернандо К.К. Альбукерке, которому дали имя - Гато.
Гато подружился с Пауло Флоресом после его возвращения из Байи, но он ничего не знал о его навыках капоэйры. Однажды ночью, на вечеринке, началась драка, и Пауло оказался ее участником. Его оппонент попытался нанести ему прямой удар, но Пауло умело ушел от атаки, контратаковал и вырубил противника. Увиденное настолько впечатлило Гато, что он стал просить Пауло обучить его. Пауло возражал, что он не мастер, и даже не преподаватель: "- Я только ученик, как я могу преподавать Вам?". После долгих настойчивых просьб, Пауло согласились показать Гато несколько базовых элементов Капоэйры. Гато начал обучаться с Пауло, его двумя братьями, и некоторыми другими ребятами в Ларанжерас.
Они изучили некоторые базовые движения, затем еще немного, затем пробовали использовать то, что только что изучили в роде. Местре Гато вспоминает игры, которые он играл, как очень напряженные и с большим количеством контакта, что помогало быстро научиться эффективно защищаться.
Вскоре к группе присоединились новые участники: парень по имени Клаудио Хосе Кейроса, пришедший со своими друзьями Peixinho и Itamar. Два мальчика 8 лет из фавелы Санта-Марта, которые пришли, чтобы наблюдать и обучаться, были названы Garrincha и Sorriso. Через некоторое время Гато привел своего младшего брата Gil Velho, чтобы он тоже мог принять участие в тренировках. Группа росла. Среди людей, которые присоединились к группе, были Mosquito, Borracha, Sanfona, Bigode, Jimmy, Williamn и Antero.
Гато начал общаться с другими игроками капоэйры в Рио-де-Жанейро, такими как Местре Артур Эмидио, на тот момент главный местре капоэйры в Рио-де-Жанейро. Он немного тренировался с учениками группы Синху и с формадо (старшим учеником) академии Местре Бимбы по имени Гранде.
В 1965 состоялось публичное шоу под названием "Vem Camara" проходившее в театре Jovem, район Ботафого, Рио-де-Жанейро. Шоу было организовано Бира Алмейда, более известным под капоэристским именем Аккордеон, легендой в мире капоэйры и одним из лучших учеников Местре Бимбы. Аккордеон пригласил в свою группу таких выдающихся игроков капоэйры как Camisa Roxa, Sacy, Cabeludo и молодого формадо Местре Бимбы по имени Preguica. Пауло и Рафаэль Флорес, которые знали Аккордеона со времен их тренировок в академии местре Бимбы, привели своих учеников посмотреть шоу. Все были впечатлены высоким уровнем капоэйры. Позже Аккордеон посетил террасу в Ларанжерас и показал некоторые движения молодой жаждущей знаний группе. Когда Аккордеон покидал Рио-де-Жанейро, один из его учеников, формадо Preguica, решил остаться в Рио и присоединиться к молодой группе.
В конце 1966 группу попросили покинуть жилой дом - соседи не желали больше терпеть по субботним вечерам шум и гам, производимый группой. Кроме того, игроки, отрабатывая bencaos, по-неосторожности сломали одну из стен.
Поиск нового помещения для группы требовал денег, которые группа пробует заработать на представлениях и шоу. Наконец, они были в состоянии арендовать помещение для группы, которая теперь состояла приблизительно из пятнадцати основных членов и двадцати, обучающихся от случая к случаю. В 1966 группа...
В 1966 году, во время шоу в немецком клубе, группа впервые представилась под именем "Сензала". Группа стала известной, и после переезда в новое помещение к ним присоединились новые люди.
В конце 60-ых было очень немного соревнований, открытых для капоэристов. В 1964 в Санта Терезе состоялся турнир под названием Berimbau de Prata. Участие в нем приняли несколько групп. Местре Вальдо Сантана, глава Академии Сантана, попросил, чтобы Пауло Флорес и Гато представляли их академию, что они и сделали. На удивление, молодые капоэристы заняли третье место после группы "Бонфим" и группы Местре Артура Эмидио. В 1967 при поддержке официальных лиц было организовано другое соревнование групп капоэйры под названием Amigos do Folclore, Berimbau de Ouro. Каждая группа-участник должна была провести демонстрацию своей группы и представить пару капоэристов, играющих в течение пяти минут. Демонстрации оценивались советом мастеров и специалистов по фольклору, и работа пары имела важное значение. С помощью других капоэристов, таких как Tabosa и Fritz из Бразилиа и друзей Клаудио Данадиньо, группа Сензала приняла участие в соревнованиях. В этом турнире команда Гато и Preguica победила. В следующем году они повторили победу, утвердив таким образом группу Сензала. На третий год организаторы не допустили Гато и Preguica к соревнованиям, мотивируя тем, что соревнование открыто только для учеников, а не для мастеров. Гато и Preguica пытались возразить, что они лишь ученики, но Ассоциация ответила, что на основе выступлений прошлых двух лет их признали мастерами.
Поскольку Гато и Preguica не смогли принять участие в Berimbau de Ouro, они начали готовить для выступления на турнире новую команду от группы Сензала. Эта новая команда состояла из Mosquito и Barracha, которые побеждали три года подряд. Новость об этом распространилась среди всех капоэристов Бразилии. Многие люди приезжали, чтобы посмотреть, поучиться и испытать эту новую группу.
В связи с возросшей репутацией группы и большим количеством членов, они снова должны были переезжать в новое помещение. Один из учеников группы предложил использовать большой сарай, расположенный на его частной территории. Предложение было с радостью принято, и группа переехала в Cosme Veiho. В течение 1968-1971 гг. многие мастера и ученики приезжали в Cosme Veiho. Местре Гато вспоминает, что это было "место большой энергии".
Это место на долгие годы стало местом встреч, где большинство представителей того поколения капоэристов субботними вечерами принимали участие в известных родах. Это было место, где новые члены группы получили свои красные шнуры и стали частью группы - такие как Байано Анзол, формадо местре Бимбы; Луа, игрок уличной капоэйры из Сальвадора; Нестор Капоэйра и Бермуда, получившие посвящение в капоэйру у местре Leopoldina, которые через много лет покинули группу и последовали собственными путями.
В начале шестидесятых капоэйра все еще считалась весьма неформальным искусством, плохо воспринимаемым обществом. Дети из престижных районов в поисках капоэйры должны были идти в предместья, где в роде они должны были показать себя, заслужить уважение, а после пойти "на пиво". Жесткий мир капоэйры всегда отличался крепкой дружбой.
Первоначально тренировки в группе проходили согласно методике местре Бимбы, но вскоре стало чувствоваться влияние Рио-де-Жанейро. К этому времени группа была основной в Рио-де-Жанейро и одной из наиболее известных в Бразилии.
В последующие годы группа росла, оказывая влияние на многие другие группы в различных государствах. Двенадцать первых участников группы пошли в разных направлениях и были признаны новыми местре. В начале восьмидесятых капоэйра начала распространяться в США и Европе.
Местре Гато в 1968 году начал преподавать капоэйру в Католическом Университете Рио-де-Жанейро и в Федеральном Университете Рио-де-Жанейро в университетском городке Фундао. Другие мастера Сензала также создали несколько школ и клубов. Мастера Сензала....
К середине 1980-ых группа начала терять единство из-за отсутствия новых идей и роста числа участников. Осознав ситуацию, старшие члены группы начали исправлять положение дел. В конце восьмидесятых группа Сензала снова расширилась, стала одной из самых сильных и организованных в Бразилии, и совместно с опытными мастерами других групп стала помогать развитию капоэйры в мире. В 1987 мастера Garrincha, Peixinho, Toni Vargas и позже студент Клаудио Арруда, провели 6 месяцев в Европе, принимая участие в семинарах и шоу, помогая некоторым студентам Сензала, которые там преподавали капоэйру в течение нескольких лет, таким как Клаудио Самара в Амстердаме и China в Париже. Они помогли в организации первых European Capoeira Meetings в Амстердаме и в Гамбурге.
Филиалы группы Сензала под руководством мастеров Peixinho, Garrincha, Sorriso, Elias, Itamar, Ramos, Beto, Samara и Arruda находятся в США, Португалии, Франции, Германии, Италии, Голландии, Дании, Сербии, Финляндии, Украине.
На сегодняшний день красные шнуры мастера - высшая степень в группе Senzala de Capoeira имеют Rafael Flores, Paulo Flores, Claudio Danadinho, Gato, Peixinho, Itamar, Gil Velho, Garrincha, Sorriso, Toni Vargas, Elias, Ramos, Amendoim, Feijao, Beto, Claudio Arruda и Claudio Samara.